ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА



Методические рекомендации по созданию информационного плаката

 

Одним из основных условий действенности плаката является актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку содержательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации.

Следует учитывать, что инструктивные и агитационно-пропагандистские плакаты в отличие от учебных не предназначены для подробного изучения, передачи обширной информации. Они используются как средство, в задачи которого входит: привлечь внимание - возбудить интерес к предмету сообщения - заставить задуматься и дать оценку полученной информации - активизировать соответствующие установки, готовность к действию в желаемом для автора направлении.

В плакате должна быть четко выражена основная идея, т.е. главная мысль, которая связывает воедино все элементы плаката. Основная идея должна быть конкретна и выражена таким образом, чтобы исключить многозначное, не соответствующее замыслу автора ее понимание. При определении основной идеи следует учитывать социально-психологические факторы и главным образом мотивы поведения людей. Так, например, раскрывая тему снижения уровня травматизма и профессиональных заболеваний, можно сформулировать основную идею, учитывая такие мотивы, как сохранение здоровья, повышение производительности труда, борьба за звание "Лучший по профессии", семейное благополучие и др.

Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката - важнейшее условие эффективной работы художника и автора плаката.

Содержание (тема и идея) конкретного плаката может быть решена в различных типах сюжета.

По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета:

1. Положительный сюжет.

В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызвать к себе положительное отношение. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость и необходимость пропагандируемого действия. Тема имеет, как правило, оптимистическое, мажорное "звучание".

2. Отрицательный сюжет.

Строится на показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и часто его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя через пробуждение негативного отношения к изображаемому, через осознание опасных последствий несоблюдения тех или иных норм и правил. Тема звучит драматически или сатирически.

3. Двойной сюжет.

Строится на показе двух действий: положительного и отрицательного или их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий или фактов. Тема характеризуется напряженностью и динамичностью.

Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плаката и может варьироваться в зависимости от социально-демографических характеристик предполагаемой аудитории плаката.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ПЛАКАТА

Плакат - средство пропаганды и обучения, поэтому текст в нем одновременно выполняет две функции: коммуникативную (функцию сообщения) и экспрессивную (функцию воздействия). В связи с этим важнейшими требованиями, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность.

1. Доходчивость текста зависит от его краткости, степени легкости лексико-синтаксической структуры, смысловой точности употребляемых слов и выражений, связи текста и изображения в выражении идеи плаката:

Текст плаката лучше давать в утвердительной форме, поскольку призывы в отрицательной форме (с употреблением отрицания "не") психологически вызывают у человека противодействие.

Текст плаката должен быть конкретным, целенаправленным, поэтому такие общие слова, как "запрещается", "необходимо", "опасно" и т.п., которые можно с одинаковой вероятностью отнести к различным темам, являются малоконкретными, не несут ценной информации. Лучше употреблять в тексте плаката не безличную ("Запрещается оставаться в кабине при погрузочно-разгрузочных работах"), а личную форму обращения ("Водитель! Выходи из кабины при погрузочно-разгрузочных работах").

Текст плаката может быть разнообразен по синтаксической структуре: побуждение с использованием повелительного наклонения глагола или пропуском его ("Соблюдайте осторожность на стройке", "На работе - ни капли спиртного"); вопросительная форма (чаше риторический вопрос, например: "Куришь?"); суждения в повествовательной форме (например: "Днем видит только сова", "Он тоже ездил ночью"); цитаты, афоризмы, пословицы. Во всех случаях при построении текста надо стремиться к возможному облегчению его синтаксической структуры, не употреблять сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Следует учитывать, что наиболее доходчив текст, приближенный к разговорной речи. Однако в нем недопустимо употреблять просторечные слова и выражения.

Эффективны также неполные предложения с пропуском глагола, смысл которого понятен из контекста ("С баллоном - как с ребенком", "Прыжок - травма"); при этом на плакате должно быть изображено последствие опасного действия;

2. Выразительность плакатного текста обеспечивается эмоциональностью его окраски и активным употреблением изобразительно-выразительных средств языка:

а - эмоциональность может создаваться с помощью употребления эмоционально окрашенной лексики (слова типа "хорошо", "плохо", "полезный", "вредный", "опасный"). Рекомендуется применять такое эффективное средство повышения эмоциональности текста, как ссылка на авторитетные источники информации, престижность пропагандируемого явления или образа жизни и др.;

б - изобразительно-выразительные средства языка обязательно должны применяться в тексте плаката.

Можно использовать эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др., но в связи с массовостью аудитории их следует применять с осторожностью.

Тексту плаката более всего противопоказан назидательный тон, поэтому плохо воспринимаются побудительные предложения, особенно, если используются глаголы второго лица единственного числа с отрицанием ("Не ходи", "Не делай" и т.п.).

При разработке текста плаката автор должен стремиться к созданию ощущения непосредственного, личностно-направленного общения, чего можно достичь использованием различных форм обращения. Обращение выражается, как правило, при помощи местоимения "Вы" (вежливая форма обращения ко второму лицу единственного числа) или местоимения "ты" (такая форма воспринимается человеком как обращение к нему лично). Нельзя также забывать об эффективности обращения к той группе, к которой адресуется плакат.

Обращение - действенное средство повышения внимания ("Каменщик! Осторожно: свежая кладка!"). Можно использовать в плакате и косвенные формы обращения. Например: "Настоящий строитель никогда не придет на стройку пьяный", "Хороший рабочий никогда не забывает о чистоте рабочего места". Обращение может быть усилено путем замены местоимения "Вы" местоимением "Я". В этом случае текст пишется от лица того, кто соблюдает необходимые нормы поведения: "Мое рабочее место - всегда в чистоте и порядке".

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА

Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора и художника при построении композиции - найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов.

Шрифтовые композиции

Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности, устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах динамичных, призывного содержания.

Следует учитывать также, что восприятие текста, расположенного у краев листа, требует больших усилий, чем текста, расположенного к центру плаката. Поэтому желательно оставлять края плаката чистыми. Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило, ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения площади плакатного листа текстом в ущерб изображению. В подобных случаях изображение переходит в иллюстрацию к тексту, между тем, как в плакате должно доминировать изображение.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 1099; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!