Экзаменационные вопросы по философии

Экзаменационные вопросы по философии (для ИИК)

 

Экзаменационные вопросы по философии

 

1. Что такое философия? Философия как мировоззрение: специфические характеристики философского мировоззрения.

2. Философия в системе человеческого знания: специфика философии в её соотношении с наукой, религией искусством.

3. Возникновение философии. Формы дофилософского мировоззрения. Отличие философии от мифологии.

4.  Исторические и культурологические условия возникновения философии.

5. Учение Платона о специфике философского знания.

6. Кто такой философ (по диалогу Платона «Пир» или «Федр»)?

7. Учение «досократиков» об «архэ».

8. Функции философии.

9. Рассуждения по поводу тезиса Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Специфика философского невежества.

10.  Онтология – учение о бытии. Открытие бытия. Основные онтологические категории.

11. Специфика двух онтологических парадигм. Парменид и Гераклит.

12. Бытие и сущее. Признаки бытия.

13. Онтология и метафизика.

14. Учение о субстанции. Классические и неклассические учения о бытии.

15. Гносеология – философское учение о познании. Познание в философии и науке.

16. Специфика идеалистического и материалистического ответов на вопрос о познаваемости мира.

17. Понятие мира в философии как про-изведения человека.

18. Проблема истины в философии. Основные теории истины.

19. Сенсуализм в гносеологии. Линия Д. Беркли – Дж. Локка – учение о чувственной ступени познания и эмпирическом знании.

20. Рационализм в философии. Линия Платона – Декарта – Канта – Гегеля – учение рациональной ступени познания и теоретическом знании.

21. Учение о социальной реальности. Понятие социальной онтологии. Что такое общество?

22. Этические учения: категорический императив Канта.

23. Философская антропология как учение о человеке. Что такое человек.

 

Литература:

1.Диалоги Платона: «Пир», «Горгий», «Федр», «Федон» (на выбор)

2. Вся литература, которую изучали на семинарских занятиях будет включена в экзаменационные билеты

 

 

Краткий конспект лекций по основным темам курса философии

Раздел 1.

Метафилософия

 

1. Что такое философия. Философия как мировоззрение. Специфика философского мировоззрения (системность, видение мира, в его полноте, указание на общие, сущностные, предельные основания мира, поиски субстанции, основа для выстраивания сущностных отношений между человеком и миром). Философское мировоззрение в системе возможных мировоззренческих форм (научного, религиозного, художественного, оккультного, мистического и др.).

Задание:Среди следующих рассуждений и вопросов найти и пояснить вопросы и рассуждения философского характера: «Каждый обязан заботиться о родителях». «Уступай место в автобусе старшему». «Где бы мне сегодня поужинать: дома, в ночном клубе, у приятеля?». «В чём смысл жизни?». «Каждый сверчок знай свой шесток». «Как устроен мир?».«Ничего сверх меры». «Что такое жизнь?». «Что такое человек?».

 

2. Что такое философия. Предмет философии (основы, субстанции, метафизика).Понятие и признаки субстанции: абсолютность, неизменяемость, вечность, лишена чувства, фигуры, осязаемости, пространства, времени.Философия как знание о всеобщих основах и пределах мира. Учение Платона о специфике философского знания (эйдосы как предельные основания однородных классов предметов). Изменения в предмете современной философии. Классическая и неклассическая философия. Трансформации в философском взгляде на мир в современной (неклассической) философии (философия doxa).

 

3. Что такое философия. Философские и дофилософские формы мышления (древнее знание, знание 7-ми мудрецов, мифология, эпос).Философия и мифология (рефлексивность философского и «сплошность» мифилогического взглядов на мир). Значение дофилософских форм мышления в взращивании философии и специфики её предмета. Философия как спрашивание и свободное размышление о мире без претензии на категоричность ответов. Философия – это быть в пути.  Философское разоблачение двойственности мира

Задание: Подумать над вопросами: «Почему Одиссей, проплывая между островами Сциллы и Харибды, где слышалось пение сирен, приказал всем залепить уши воском, а себя привязал к мачте?». «Какое философское объяснение можно найти слепоте Гомера?». «Почему Сократ не оставил никакого письменного текста в качестве своего философского наследия?». «Можем ли мы вообще что-то знать о мире? Что?». «Как много нам дано знать?». «Живут ли другие (те, кого я, например, сейчас вижу), или они –  манекены?»

 

4. Что такое философия.Основные критериальные характеристики философского знания.Рациональное размышление (начало которому даёт сомнение, неприятие всего на веру и неотсылание к внешнему объяснению, принятие бытия через мысль);рефлексивность мысли, заставляющая способы своей работы вносить в познаваемую истину;метафизичность мышления, указывающего на предельные основания мира; трансцендентализм как специфика понятийно-умозрительного видения (видения в понятиях) мира через сетку априорных категорий.

Задание:Объяснить, почему философия возникла в Древней Греции (не в древнем Китае или древней Индии)? Пояснить с научной и философской позиций возможные ответы на вопросы: «Существовала ли Земля до появления на ней человека?»; «Что имел в виду Сократ, когда говорил о собственном (т. е. философском) невежестве?».

 

5. Возникновениефилософии.История слова «философия»; значение первых натурфилософских учений об «архе» для истории философии и культуры. «Осевое время»: культурно-исторические, географические, мировоззренческие и теоретические предпосылки для возникновения философии. Философия рождается как инстинктивное влечение к чудесному.

Задание:Назвать авторов исследующих «архе»: воздух, вода, огонь, земля, нус, апейрон, число, атом, монада, когито. Назвать «архе», на которых в истории философии базировалось общество. Подумать над вопросами: «В чём специфика такого «архе», как Бог?».«Каково «архе» современного понятия общества?».

6.Функции философии.1). Помогает человеку быть свободным (что значит быть свободным?). Учит рассуждать самостоятельно (необходимо различить истину и ложь.2). Критическая функция (философская экспертиза научной истины). 3). Эстетическая функция (философия, показывая пределы сущего, возвышает человека.Философия – это чистая жажда знания). 4). Мировоззренческая функция (рациональный взгляд на мир). 5). Нравственная функция (философия учит ответственности).

Задание:Объяснить следующие оценки философии. Платон: «Того, кто чужд философии, считаю человеком низменным». Аристотель: «Философия – самая бесполезная наука». Кант: «Философия оставляет человека не у дел». Монтень: философствовать – значит учиться умирать. Л. Виттгенштейн: Философия – это «концептуальная болезнь», «пересечение логической путаницы, грамматических ошибок и умственного расстройства». Р. Декарт: Философия – это «трудовое бдение». К. Ясперс: Философия – это «стояние на голове». Гегель «Философия – это работа с понятиями», «концептуальное ядро культуры», «хитрость разума», «окна в абсолютное».

 

7. Философия в системе человеческого знания. Общее и отличное в философском, научном и религиозном формах знания.

  Наука Философия       Религия
Предметное знание: говорит об истине отдельного фрагмента мира (о природе или обществе). Физичность, вещность истины. Внепредметное знание. Знание о предельных (метафизических) основаниях мира, об («архе») сущего. Знание о внечувственном. Философия – это выход из множественности эмпирического существования к сущности. Сверхпредметное знание.
Опытное верифицируемое и фальсифиципуемое знание. Внеопытное, метафизическое знание Сверхопытное, трансцендентное знание.
Отвечает на вопрос: «Что есть мир?». Знание об объективном мире. Отвечает на вопрос: «Как человек мыслит мир?». Знание о мире как человеческой конструкции, единстве объективного и субъективного. Рефлексивность знания. В рамках конкретной философской традиции знание верифицируемо и фальсифицируемо. Знание категорическое, нерефлексивное, неверифицируемое и нефальсифицируемое
Система знаний, которую можно передать. Работает в предметном мире. Кроме возможности трансляции философия – ещё и способность трансцендирования в сущности мира, выход к тому, чего нет в материальном мире, создания мира понятий, «хитрость разума» и работа в «удвоенном мире». Знание о трансцендентальном мире. Знание о трансцендентном мире
Рациональное знание Рациональное знание Знание принимается на веру

 

                                    Литература

1.Диалоги Платона: «Пир», «Горгий», «Федр», «Федон»

 

 

Раздел 2.   

Онтология

8. Онтология – учение о бытии.Открытие бытия Понятие бытия. Рефлексивность человеческого мышления и открытие бытия. «Одно и то же – быть и мыслить». Бытие как онтологическая схема мира, встреча мысли и мира, оживление мира мыслью.Бытие –мир, увиденный и созданныйразумом.Мысль удерживает мир от опрокидывания в хаос. Открытость бытия человеку. Человек – порождающая бытие субъективность.  Возможность его познания.Парменид и Гераклит – две парадигмы бытия. Онтологическая парадигма Парменида. Признаки бытия:устойчивость, неподвижность, вечность,упорядоченность мира, егорасклассифицированность и представленность в сущностях и сущем. Бытие – из Хаоса выстроенный мыслью Космос. Власть субстанции над всем сущим. Человек – создатель и раб бытия. Бытие есть сама необходимость, божество, судьба. Онтологическая парадигма Гераклита. Признаки бытия в парадигме Гераклита: изменяемость, вечное становление, непредсказуемость изменений, калейдоскопичность движения. Активность человека в бытии. Бытие – особый способ человеческой жизни, когда только человек знает о существовании всего. Бытие как чистое существование: невыводимость из чего-либо, самодостаточность, причина самого себя.

Задание: Ответить на следующие вопросы. «Что значит иметь бытие?». «Существует ли бытие для животного?». «Вчём отличие сущности и существования?». «Какая позиция человека даёт ему возможность создавать бытие?». «Что означает мысль немецкого философа М. Хайдеггера о том, что человек имеет весть о бытии?». «Только ли человек осенён бытием?»

9. Основные онтологические вопросы: как устроен мир? Как мир существует? Мир – материален или идеален? Существует ли мир вне меня? Сознание и бессознательное. Основные онтологические категории как манифестации бытия. 1-ый ряд категорий – поиски за миром явлений мира сущности, истины, вечного, неизменного. 2-ой ряд категорий – поиски глубины бытия: нечто (то, что выступает из бытия, то, что из-влекается, про-изводитсячеловеческой мыслью). 3-ий ряд категорий –манифестация, проявления бытия: сущее, многое. Категориальные пары: сущность – сущее, единое – многое, нечто – ничто, метафизика – физика, идеальное – материальное, духовное – телесное, причина – следствие, необходимое – случайное.Учение о социальном бытии. Классические метафизические учения о бытии: К. Маркс, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Современные учения о постиндустриальном (информационном, сетевом, обществе знании) обществе, о повседневности и «жизненном мире». Коммуникативные онтологии социальности. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

10. Онтология и метафизика. Метафизика – фундаментальный атрибут бытия, учение об общем сущего, о его предельных основаниях. Метафизика – учение о субстанциальных началах бытия. Метафизика – учение о бытии в его универсальности, об общем сущего, о его предельных основаниях, об эйдосах.Субстанция как потенциальное начало мира, связанное с его (мира) истиной, ключевое понятие в онтологии и метафизике.. Уровни бытия: физический (природа, телесность, материальность, опытное знание, узнаётся органами чувств), метафизический (внетелесный, понятийный мир, внеопытное постулативное, добытое разумом знание, умозрительность). Отличия онтологии от метафизики. Метафизика – фундаментальный атрибут философского знания. Классическая онтология – учение о «привязке» мира сущего (мира мнений) к миру истины, указание наи метафизику, которая задаёт характер онтологии характер мидели мира. Неклассическая онтология – деконструкция метафизики, освобождение мира мнений от власти метафизики. Легитимация проблемы повседневности. Текстовый, знаковый характер онтологии.

 

Отличия физики и метафизики

 

физика   метафизика
Природа, все предметы, телесность, материальность. Внетелесность, «архе», внепредмтные идеи и понятия.
Опытное знание. Внеопытность, рациональные постулаты.
Узнаётся зрением.   Узнаётся умозрением.
Изучается наукой. Изучается философией.  

 

Раздел 3.

                                    Гносеология

13.Гносеология – философское учение о познании. Возникновение гносеологии как ответ на недостаточность онтологии (откуда мир – на этот вопрос онтология не отвечала). Познание – свойство и характеристика человека, его рефлексирующего сознания: человек всё схватывает, независимо от характера восприятия и воспринимаемого. Специфика философского познания: Открытость, незаканчиваемость, способность проникнуть в мир «сам-по-себе», его законы, цели…, вопрос не о «что» мира, а «как мир есть». Мир – данность сознания, «мир сам-по-себе» + работа человеческого сознания.

Два философских ответа на вопрос «Существует ли мир объективно?» – материализм и идеализм. Примеры философского материализма (Демокрит, , натурфилософия, марксизм) и философского идеализма (Платон, Декарт, Кант, Гегель и др). Философский дуализм. Основные категории гносеологии: субъективное – объективное. Субъект – главная категория гносеологии. Субъектность познания. Следствия субъектности познания: сомнение в возможности адекватного познания мира, печать и отблеск субъективности на любой вещи мира, отождествление вещи с представлением о ней, истина – не вне субъекта, но в нём самом (Декарт), истина – данность сознания.Основные гносеологические вопросы – существует ли истина? Каковы критерии истины?

Задание. Подумать над вопросом: «В какой позиции – материалистической или идеалистической – больше специфически философского размышления?»

 

14. Познание как философская проблема. Познание – основной отличительный признак человека. Характеристики познания: реакция человека на действительность (власть субъекта), превращение действительности в реальность сознания, открытость и бесконечность познавательной деятельности. Формы познания. Обыденное познание (опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, традиции, предания, предчувствия). Игровое познание (деловые, спортивные игры, театр). Мифологическое (роль фантастики, эмоций), художественно-образное (искусство), философское, религиозное, научное.

Уровни познания. Чувственное познание (ощущение,восприятие, чувства внешние (звук, вкус, зрение …), внутренние (воображение, память).Рациональное познание: мышление (рассудок, разум) вего формах (понятия, суждения, умозаключения).ФилософскийсенсуализмТ. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Л. Фейербах). Философский рационализм (Р. ДекарТ, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант, В.М. Гегель и др.).

 

Задание. Пояснить тезис Дж. Беркли: «Esseestpercipi». Пояснить мысль Дж. Беркли: «Признавать что-либо (х) чем-то отличным от мысли – противоречиво, ибо нет смысла говорить о существовании чего-либо, что совершенно немыслимо. Предмет, состоящий из свойств, совершенно нами не мыслимых, есть нечто для нас не существующее».  

 

15. «Коперниканский поворот» в гносеологии. И. Кант и его поиски источника познания – эмпиризм или рационализм? Откуда знания: из чувственного опыта или из чистого разума? Невозможность через чувственный опыт выйти в объективный мир. Учение о синтезе чувственных данных по законам пространства и времени. Пространство и время – априорные формы чувственности, условия восприятия внешнего мира, фон познания, субъективная реальность, которой во внешнем мире нет референта. К истине дойти можно только через разум. Его ступень – рассудок с его чистыми априорными понятиями (категориями): причина, следствие, единственное, множественное, возможность, действительность, необходимость, случайность, объективное, субъективное, сущее, сущность.Понятие «вещи-в-себе».Синтезирующая роль разума. Учение о трансцендентальном субъекте как порождающей субъективности: всеобщая способность суждения, синтезирующая роль чувственного опыта и перевод добытого чувствами в субъективное содержание знания, владение априорными суждениями.

Открытие Кантом трансцендентальной философии. Понятие и критерии трансцендентальной философии.

 

Задание. Пояснить слова И. Канта: «Рассудок диктует законы природе». Подумать над вопросами: «Что такое природа – мир вещей и предметов или мир связей и отношений?» «Почему разум в теории Канта называют законодательным?».

 

16. Проблема истины в философии. Многомерность понятия истины. Истина как соответствие объективной реальности. Истина как свойство самосогласованности знания. Истина как конвенция. Истина как опытное подтверждение знания. Истина как полезность знания.

Классическая концепция истины. Корреспондентская концепция истины. Истина – свойство высказываний, суждений или верований. Аристотель: истина как соответствие, согласие интеллекта с вещью. Естественная установка на признание существования объективного мира. Центральные понятия корреспондентской концепции – соответствие, адекватность, воспроизводимость. Трудности, с которыми сталкивается корреспондентская концепция истины (где критерий соответствия?Парадокс лжеца).Разные смыслы понятия «соответствие»: а).Мышление высказывает истину бытия. б). «Бог не может быть обманщиком» (Декарт). в). Истина – соответствие категориям рассудка.

Истина – то, что можно верифицировать или фальсифицировать – логический позитивизм (К. Поппер). П. Фейерабенд: понятие истины зловредно.

Конвенционалистская концепция истины. Истина – не в реальности, а в теоретическом мире, относится к идеализированным объектам. Истина принимается по соглашению.

Когерентная концепция истины. Строится на основе активности рационального мышления человека. Самосогласованность, непротиворечивость знания, сравнение предложений друг с другом.

Прагматическая концепция истины.Возникает на основе активности субъекта в практике. Критерий истины – практическая полезность.

Задание. Подумайте над метафорическим смыслом казни Сократа, который всю собственную жизнь посвятил поискам истины.

Объясните известные суждения: «Я знаю, что я ничего не знаю», «одно и то же – быть и мыслить», «Человек есть мера всех вещей».

Ответьте на вопросы: Существует ли то, что нам не дано в сознании? Что такое вещь (как вещь есть?)? Что такое общество (как есть общество?)?

 

Верно ли утверждение: «Я существую своим сознанием?»

Как характеризует прагматическую концепцию истины следующий пример. В открытом море корабль терпит крушение. Один из пассажиров, постигая эту истину и желая спастись, покидает корабль. Однако он не может доплыть до берега: слишком далеко. Кораблю же на помощь приходит другое судно.

 

Экзаменационные вопросы по философии

 

24. Что такое философия? Философия как мировоззрение: специфические характеристики философского мировоззрения.

25. Философия в системе человеческого знания: специфика философии в её соотношении с наукой, религией искусством.

26. Возникновение философии. Формы дофилософского мировоззрения. Отличие философии от мифологии.

27.  Исторические и культурологические условия возникновения философии.

28. Учение Платона о специфике философского знания.

29. Кто такой философ (по диалогу Платона «Пир» или «Федр»)?

30. Учение «досократиков» об «архэ».

31. Функции философии.

32. Рассуждения по поводу тезиса Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Специфика философского невежества.

33.  Онтология – учение о бытии. Открытие бытия. Основные онтологические категории.

34. Специфика двух онтологических парадигм. Парменид и Гераклит.

35. Бытие и сущее. Признаки бытия.

36. Онтология и метафизика.

37. Учение о субстанции. Классические и неклассические учения о бытии.

38. Гносеология – философское учение о познании. Познание в философии и науке.

39. Специфика идеалистического и материалистического ответов на вопрос о познаваемости мира.

40. Понятие мира в философии как про-изведения человека.

41. Проблема истины в философии. Основные теории истины.

42. Сенсуализм в гносеологии. Линия Д. Беркли – Дж. Локка – учение о чувственной ступени познания и эмпирическом знании.

43. Рационализм в философии. Линия Платона – Декарта – Канта – Гегеля – учение рациональной ступени познания и теоретическом знании.

44. Учение о социальной реальности. Понятие социальной онтологии. Что такое общество?

45. Этические учения: категорический императив Канта.

46. Философская антропология как учение о человеке. Что такое человек.

 

Литература:

1.Диалоги Платона: «Пир», «Горгий», «Федр», «Федон» (на выбор)

2. Вся литература, которую изучали на семинарских занятиях будет включена в экзаменационные билеты

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!