Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности.



Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности………………………..5

1.1Радиовещание в XX веке……………………………………………….5

1.2Проблемы государственных радиостанций в XXI веке……………..9

Глава 2. Особенности вещания крупнейших отечественных государственных радиостанций на современном этапе………………………11

2.1Радиостанция «Культура»…………………………………………….11

2.2Радиостанция «Орфей»………………………………………………..15

2.3.Радиостанция «Радио России»……………………………………….19

2.4.Радиостанция «Маяк»…………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………...27

Список используемой литературы………………………………….……28


Введение

Актуальность темы исследования:

За последние 5-10лет в политике вещания государственных радиостанций произошли значительныеизменения. Эти изменения обусловлены:

1. стремлением руководства радиостанций не потерять своего слушателя;

2. стремлением привлечь новую молодую аудиторию;

3. стремлением отвечать требованиям современного радиовещания и производить качественный радиопродукт;

4. ликвидацией государственной монополии на радиовещание и появлением большого количества разнообразных по направлению и формату вещания коммерческих радиостанций и возникновением в связи с этим естественной конкуренции;

5. демонополизацией и реформированием структуры управления радиокомпаний, изменением в их топ-менеджменте

Кроме того практика показала, что государственные радиостанции, выйдя на новый этап развития, столкнулись с рядом трудностей, самой болезненной из которых является потеря слушателя. Ни для кого не секрет, что молодые люди в настоящее время предпочитают слушать радиостанции музыкальной направленности. В обществе сложился стереотип, что программы государственных радиостанций будут интересны только людям старшего поколения. То, каким же образом решается проблема привлечения новых целевых групп, будет рассмотрено в данной курсовой работе.

Степень разработанности:

Теоретической базой исследования послужили учебное пособие «Радиожурналистика» под редакцией проф. А.А. Шереля и учебное пособие под редакцией Я.Н. Засурского «Система средств массовой информации», учебник Смирнова В.В. «Формы вещания».Данные научные работы не специализируются на рассмотрении проблем государственных радиостанций, а рассматривают процесс радиовещания в целостной системе функционирования СМИ. Кроме того были изучен автореферат на соискание учёной степени доктора филологических наук Добчинского А.А. «Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества», работа Л.Д. Болотовой Л.Д «Отечественное радиовещание в начале ХХI века: новые реалии и старые проблемы». Во всех работах поверхностно рассматривается проблема современного функционирования государственных радиостанций.

В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных проблемам радиовещания и отдельным его аспектам, однако практически отсутствует проблемно-тематическая координация исследований и публикаций, ощутим недостаток анализа современного государственного вещания, аудиторию которого составляет большинство населения страны. Исследования в области государственного радиовещания недостаточны по объему, бедны по содержанию и представляют собой  выяснение рейтинга радиопрограмм и описание их истории.

Объект исследования:

Объектом исследования данной работы будут являться крупнейшие государственные радиостанции России.

Предмет исследования:

Предметом работы будет являться специфика функционирования  и проблемы государственных радиостанций на современном этапе.

Цeлью рaбoты cтaлo выявлeниe ocoбeннocтeй, проблем и тенденций российских государственных СМИ . Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нaм прeдcтoялo рeшить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи:

1. определение и изучение этапов развития отечественного радиовещания

2. анализ современногоположения отечественных радиостанций и проблем их функционирования

3. анализ путей решения общих проблем различными радиостанциями

4. сравнение положения различных радиостанций, их целевых аудиторий, популярности и специфики функционирования

5. сравнение положения и популярности государственных и коммерческих радиостанций

Новизна: В связи с отсутствием фундаментальных исследований по данной теме затронутые вопросы можно считать ранее малоизученными, в то время как тема является на сегодняшний день весьма острой и значимой. Обобщённого аналитического материала по проблеме исследования найти не удалось.

При написании работы использовались системный и сравнительный анализ, контент-анализ, сопоставление, метод анализа документов.

Исходя из поставленных целей представляется целесообразной следующая структура работы:

Введение

Глава1. Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности.

1.1Радиовещание в XX веке

1.2Проблемы государственных радиостанций в XXI веке

Глава2. Особенности вещания крупнейших отечественных государственных радиостанций на современном этапе

2.1Радиостанция «Культура»

2.2Радиостанция «Орфей»

2.3.Радиостанция «Радио России»

2.4.Радиостанция «Маяк»

Заключение

В первой главе рассмотрены основные вехи в развитии отечественного радиовещания, обозначены проблемы на каждом из этапов. Кроме того во втором параграфе рассматривается актуальное состояние государственных радиостанций, проблемы функционирования, а также реализуемые методы решения проблем.

Вторая глава посвящена анализу вещания крупнейших государственных радиостанций.


 

Глава1

Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности.

Радиовещание в XX веке

I Основные черты радио тоталитарного общества

Все средства массовой информации в советское время были подчинены усиленному пропагандистскому началу. Источниками информации служили в основном органы партийной и советской власти, поэтому тексты строились по одному шаблону, в вариантах допускались лишь незначительные колебания. Кроме того в качестве источников информации использовались обзоры партийных, советских, молодежных изданий региона. И это тоже были своего рода установки на решение конкретных проблем всех сфер республики, края, области. Практиковались обзоры центральной прессы. Все ошибки, совершаемые радиожурналистами, беспощадно карались. Роль цензуры была велика, ей подвергались даже комментарии к трансляциям спектаклей и концертов. Все программы предварительно записывались на пленку, проходили жесточайшую цензуру руководства Радиокомитета. Гостелерадио стало «пропогандистской машиной»[1], его вещание подвергалось многоступенчатой цензуре.

Радио того времени пыталось стать всеохватывающим как тематически, так и адресно. Главным было стремление закрыть все ниши и не оставить ни один возрастной и социальный пласт населения без интеллектуального и информационного общения и идеологического контроля. Весь этот механизм, направленный на укрепление государственных устоев, существовавший много лет и запрограммированный на работу без сбоев, из года в год действовал в соответствии с «многолетними традициями радиовещания», а на практике – с идеологическими и технологическими штампами. С такими результатами Всесоюзное радио подходило к очередным рубежам истории.

II Основные тенденции радио 70-80 годов

Определенным рубежом в истории средств массовой информации стал 1985 г. Информация приобрела открытость. Значительным шагом правительства на пути достижения гласности послужило принятие закона о печати и отмена цензуры. Круг запретных тем, которые и прежде вызывали несомненный интерес слушателя, а в новых условиях стали особенно актуальными, сузился. 70-80-е годы - годы расцвета советского радиовещания, когда создавались новые жанры и передачи, пополнялись музыкальные фонотеки, немало эфирного времени отводилось литературным передачам, популярностью пользовались развлекательные радиопередачи, появлялись детские.

III Отечественное радио в эпоху появления гласности.

Годы перестройки внесли много нового в развитие отечественного радиовещания. Девяностые годы ХХ в. – новый исторический этап развития российских СМИ. В результате политических, экономических, социальных и иных преобразований, технологической революции произошли глубинные сдвиги в системе средств массовой информации. Цензура была официально отменена, но в действительности под влиянием всё ещё не ослабевающей пропаганды некоторые социальные конфликты и потрясения замалчивались, например, трагедия на атомной электростанции в Чернобыле. Однако постепенно стали происходить изменения в лучшую сторону: редакторы и журналисты искали новые приёмы взаимодействия со слушателями, появлялись новые жанры передач, увеличилось количество прямых включений и интервью. Общими тенденциями данного периода можно назвать демократизацию и гласность. Ориентированность на социальные темы, аналитичность, исследовательский подход, психологический подход к проблемам героев радиоэфиров. В условиях гласности сложилось новое вещание. К концу 1990-х гг. государство контролировало менее 10% общего времени вещания.

Что касается структуры государственного вещания, то она претерпела кардинальные изменения. Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР. "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК. Кроме этого, как отмечается в учебнике «Радиожурналистика» под.ред. проф. Шереля[2], в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати и местные власти. Их основная задача – осуществление местного вещания. Они выходили в эфир, как правило, на технических каналах "Радио России" утром и вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы и рекламу.

 В 1991 году образовалось 2 мощные вещательные структуры, подчинённые правительству и президенту: «Останкино» и «Радио России»

На базе ВГТРК создаётся единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с РТР, каналом «Культура», «Радио России» вошли «Маяк» – «Юность», «Орфей», «Голос России» (иновещание), технические службы, региональные ГТРК и передающие радиотелецентры на местах. Таким образом воссоздается жестко централизованная структура телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР).

Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.[3]

Государственные радиокомпании стараются сохранить прежний опыт советского вещания, обращаются к письменным текстам, модифицируя их, приспосабливая к новым функциональным задачам. Коммерческие радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате, отдают предпочтение разговорным формам и жанрам, ориентированным на контекст общения со своей аудиторией. Однако остаются жанры, хранящие письменную основу своих текстов: языка, структуры, тональности, контактной обращенности к аудитории. Этого требует их функциональная природа и методы обработки информации. К ним относится в первую очередь информационное радиосообщение и радиокорреспонденция, а также редкие в современном эфире радиоочерки и радиокомпозиции.

Как отмечается в учебнике Голобородовой «Радиожурналистика»[4], с развитием конкуренции в радиовещательном пространстве появился новый подход в понимании работы радиоведущего и необходимости разработки иных творческих методов. У каждого ведущего появилась острая необходимость иметь нечто свое, что его отличало бы от других: голосовые данные, особый тембр голоса, манера общения с аудиторией и т.д. Использование тех или иных творческих методов во многом зависит и от вещательной политики станции, и от требований учредителя. На развитие новых принципов и подходов к работе в эфире повлияла реструктуризация российского вещания: многие программы перевели в режим живого эфира, прямой эфир составил 90% в структуре всех радиопрограмм.

Ещё одной тенденцией пост-перестроичного времени можно назвать появление коммерческого и частного вещания. С 1991 отмечен бурный рост негосударственных радиостанций в Москве, Санкт-Петербурге и региональных центрах. Музыкальные и информационно-музыкальные станции в основном дают в эфир выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции "Эхо Москвы", Интернета, но не имеют эксклюзивных сообщений, собственных корреспондентов и, естественно, не располагают разветвленной информационной службой. В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу – важнейший источник существования радиостанций.

Еще в начале 90-х годов работники новых станций почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости различных станций. Однако этой иллюзии суждено было разбиться о суровую реальность: уже в середине 90-х годов рынок аудиовизуальных масс-медиа, в том числе и радиорынок, оказался жестко поделенным, особенно в FM-диапазоне, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми радиостанциями.

Государственным станциям пришлось в значительной мере пересматривать свою программную концепцию, корректировать сетки вещания, вводить новые программы. И это в весьма бедственных условиях, в которых оказались государственные станции особенно после президентских выборов 1996 года. На пресс-конференции в феврале 1997 года выяснилось, что в 1996 году государственные радиостанции получили всего лишь 4% от положенных им бюджетных средств.

 

Изучив основные вехи становления государственного радиоэфира можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой формой существования монополизированного государством аудио-СМИ было радио, освобождённое от жесткого гнёта надзирателей, развивающееся, этичное, познавательное. Именно радио 70-80годов считается классическим советским радио, на которое ориентируются и сегодня.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!