Латиноамериканская правовая система (ЛАПС)



Страны Латинской Америки – Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили – бывшие колонии Франции, Испании, Португалии. Правовые системы этих стран близки к группе континентального права (больше к романской). Однако их нельзя полностью вписать в Романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки. Поэтому, в отрасли частного права заимствована модель Романо-германской правовой системы, в области публичного права – заимствована модель англосаксонского общего права.

Становление и развитие латиноамериканской правовой система (на примере Мексики)

Правовая система Мексики отражает типичные черты истории латиноамериканского права в XIX и вв. и непосредственно связана с падением бывших испанских и португальских колониальных империй в Америке.

В научной юридической литературе до сих пор разворачиваются дискуссии об исторических корнях современного латиноамериканского права. В соответствии с этим особое внимание уделяется двум основным научным школам, работающим в данном направлении:

- школа «испанистов»

- концепции соционормативных систем доколумбовской эпохи.

1) Школа испанистов длительное время доминировала в мексиканской литературе. Представители данной школы связывали правовые системы в Латинской Америке с «великой исторической миссией» испанских конкистодоров и католической церкви. Согласно данной теории испанские и португальские колонизаторы «подарили» аборигенам «цивилизованное право» (юридический этноцентризм). Вспомним, что включает в себя это понятие.

2) Другие, напротив, говорили о значительном вкладе индейских народов в латиноамериканскую культуру, экономическую, политическую и правовую жизнь. Подчеркивают большое значение соционормативных систем доколумбовской эпохи для формирования национального права.

Именно с тем вопросом, кто же повлиял на формирование латиноамериканской правовой системы, и связана проблема места латиноамериканского права в общей системе правовых семей.

Одни юристы относят ЛАПС (право Мексики) к Романо-германской группе континентальной системы права (РГПС). – Вигмор, Армижон, Нольде, Вольф.

Другие, выделяют ЛАПС в самостоятельную группу, занимающую особое место в классификации правовых систем мира. – Бевилаке, Пас.

Сошлись на авторитетном мнении Р. Давида, который высказывает мнение о том, что ЛАПС хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к РГПС, заслуживает того, чтобы быть выделенным в рамках этой семьи в отдельную группу, поскольку оно обладает некоторыми особыми чертами, не характерными для других стран РГПС. Эта позиция является компромиссной и наиболее приемлемой.

Со времен колонизаций испанское (РГПС) право применялось в колониях с частичным сохранением индейского «аборигенного» нормативно-правового материала (структура индейских народов, общинное землепользование). Столкнувшись с данными различиями колонизаторы были вынуждены признать традиционное обычное право и санкционировать его, дабы потом использовать в своих целях. В специальном королевском акте от 6 августа 1555 г. предписывалось соблюдать законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления, но они не должны противоречить священной религии и законам.

Современная правовая система Мексики (как пример ЛАПС) восприняла структуру источников права, унаследованную еще из колониального права, но впитала при этом идеи школы естественного права и французские доктрины источников права.

Мексиканское публичное право

Важнейшим источником права в Мексике является закон, который с момента провозглашения независимости становится основной формой права и инструментом создания новой национальной правовой системы.

Законодательные источники права в Мексиканской правовой системе представляют собой следующую иерархическую структуру:

- конституция Мексиканских Соединенных Штатов

- кодексы

- текущее законодательство.

Конституция занимает центральное место среди источников права и служит базой текущему законодательству. Важность конституции обеспечивается соответствующим правовым механизмом, предполагающим установление особого порядка принятия конституции, более сложную по сравнению с остальными законами процедуру ее изменения, а также обязательность соответствия конституции всех иных нормативных актов государства и установление системы контроля за конституционностью законов (процедура формы контроля за конституционностью законов называется «хуисио ампаро» - сложилась еще в XIX.). Такое отношение к конституции, ее юридическое значение и порядок ее применения основано на другой правовой системе – АСПС, в которой господствуют: идея разделения властей, система сдержек и противовесов с сильной президентской властью, федерализм и т.д. Все эти идеи, ранее апробированные в конституционной истории США, были восприняты первыми конституциями Мексики, а затем развиты Конституцией 1917 г.

Главным в правовой системе Мексики является также осуществление кодификационных работ, создание по основным отраслям публичного и частного права единых кодексов. Кодификация законодательства заложила основу для формирования национальных правовых систем в Латинской Америке. Идея о необходимости кодификации в XIX в. получила сильный импульс под влиянием французских просветителей и юристов, а также положений буржуазного либерализма. Главным кодексом, который повлиял на традиции ЛАПС является кодекс Наполеона (1804 г.).

Мексиканское частное право

Данное право формировалось также под влиянием французского гражданского кодекса (1804 г.) и торгового кодекса (1807 г.).

Первый ГК Мексики был принят в 1870 г. и во многом воспроизводил одновременного ГК и ГПК Франции.

В начале XX в. в правовой системе Мексики в отношении частного права происходят изменения. В 1932 г. принимается новый ГК, который занимает особое место среди латиноамериканских гражданских кодексов. Надо заметить, что принятие ГК в других латиноамериканских республиках дело редкое.

В Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое право (проблема дуализма в частном праве) (1884 г.). В настоящее время большинство мексиканских юристов считает, что дуализм частного права не имеет практического смысла и ведет поиски наиболее приемлемых форм унификации основных гражданско-правовых и торгово-правовых институтов.

До сих пор все законодательство меняется.

Общая характеристика:

1. Источники права: основной источник – закон; обычай – имеет второстепенный характер, но есть исключения в Аргентине – обычаю уделено большое внимание; судебный прецедент – практически не признается источником права

2. Деление права на отрасли (гражданское, криминалистика и пр.).

3. Кодификация права.

4. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в федеральных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Субъекты федерации наделены компетенцией по вопросам местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции.

5. Хоть и закреплен конституционный образец (Конституция США 1787 г.), но не во всех латиноамериканских странах стабильная обстановка (например, в Венесуэле Конституция менялась 20 раз за 168 лет существования страны; в Боливии за 152 года – 21 конституция).

6. Схожие с учетом национальных особенностей принципы построения и функционирования американских судов, особенно Верховного суда.

Таким образом, в латиноамериканских странах происходит своего рода дуализм преемственности той или иной правовой системы: в сфере публичного права – американская система; в сфере частного – романская система права.

Японская правовая система

Общие черты появления и развития японского права

Японское право в своем развитии проходило 5 этапов, которые условно можно подразделить на:

1-й этап – «Рицу-рё» и дуалистический феодализм.

Первые памятники японского права появились в VII. (646 г.). Происходило деление на ранги. Каждый глас должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках «Рицу-рё» - Рицу – репрессивные нормы, рё – административные нормы.

В IX-XI в. стала развиваться система сеньории – сё – неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Он превращается в крупное землевладение с суверенной судебной властью.

Почему дуалистический феодализм?

С одной стороны, император оставался важным и глубоко почитаемым лицом, но в действительности власть ускользала от него, она перешла к военной касте (буке, самураи). Самураи жили согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Внутри касты действовал «кодекс рыцарства» - идея абсолютной преданности вассала своему сюзерену. Вассал не имел никаких гарантий против произвола сюзерена, суд Перов в Японии никогда не существовал. Считалась оскорбительной сама мысль о том, что вассал может иметь права против своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. Поэтому между ними не должно существовать никакого договора, ибо такие чувства как привязанность, верность, долг, жертва во имя идеи теряют смысл, когда их стремятся поставить в строгие, хотя и разумные рамки.

2-й этап – режим унитарного феодализма: упадок Рицу-рё.

Режим классов был заменен в XIV в. единообразной структурой, основанной на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. В XVI-XVII вв. Япония встала на путь политики изоляционизма. Как реакция на европейское влияние конфуцианство стало официальной доктриной. Была введена политика строго надзора и доноса. По всей стране были сформированы специальные группы по 5 человек (гонингуми), которые должны были доносить о преступлениях, поддерживать публичный порядок, сообщать полиции о перемещении граждан, о присутствии в их местности посторонних лиц. Группа несла солидарную уголовную ответственность, финансовую ответственность, она имела право вмешиваться во общественные и личные (семейные) дела. Политика центральной власти была направлена на то, чтобы не дать расшириться компетенции местной власти (местных судов, и даже присвоить эту компетенцию). Жесткая централизация власти. За индивидами не признавалось право обращения в суд. В Японии не было правовых школ, профессиональных судей, прокуратуры, адвокатов, нотариусов.

3-й этап – Отсутствие идеи права. Гири. Писанное право давало лишь предписания, которые высшие давали низшим. Низший мог только подчиняться. Народ специально держался в невежестве и ничем не был гарантирован от произвола. Идея права отсутствовала как между разными классами, так и между членами одного класса. Возник ряд норм, которые скорее из соображений приличия регулировали положения индивидов в отношении друг друга (гири): отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой – это внутри семьи; а вне семьи – гири собственника и фермера, займодавца и должника, торговца и его клиента, хозяина и служащего. Гири заменяли собой право и соблюдались автоматически – из-за страха осуждения со стороны общества в случае неподчинения гири.

Таким образом, данная эпоха характеризуется тем, что Япония находилась под сильным влиянием Китая. Основной принцип гласил: Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им. При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильней удерживает от совершения преступления, нежели точное знание конкретного наказания.

4-й этап – Эпоха Мэйдзи: Считается, что современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху мейдзи (просвещенного правителя), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии XX в. Влияние РГПС.

В эпоху мейдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, проведена административная свобода выбора профессии и места жительства. Началось создание новой правовой системы.

Первая Конституция Японии 1889 г. была составлена по прусскому образцу. На должность юридического советника японского правительства и для разработки кодексов приглашается специалист из Франции. В 1891 г. был опубликован проект Гражданского кодекса Японии, составленный по образцу французского законодательства. Однако его вступление в силу воспрепятствовали противники радикальных реформ, обосновав это тем, что закон явно противоречит сложившимся традициям. Позже тремя японскими юристами был подготовлен новый проект Гражданского кодекса, ориентированный уже на образец Германского гражданского уложения 1896 г., но вобравший в себя много положений предыдущего проекта. В 1898 г. последний проект был издан в качестве Гражданского кодекса Японии и начал действовать.

5-й этап – Вестернизация Японии (1945 г.). Влияние АСПС. После 1945 г. к влиянию РГПС добавилось и стало конкурировать с ней АСПС. Этот вопрос встает в плане публичного права, так и в плане частного права. Хотя и в том и в другом случае право, скопированное по РГПС и АСПС в сущности регулирует лишь незначительную часть общественной жизни Японии.

Проблема рецепции публичного права: Формально существуют законы (Конституция, административные нормативно-правовые акты). Но они никак не влияют на сознание японцев, которые на протяжении многих веков не любят вмешиваться в дела общественные, предоставляя это право сильным мира сего. Поэтому Конституционный контроль осуществляется Верховным судом крайне осторожно. Акты отмены Верховным судом законов единичны.

Проблема рецепции частного права: Действительность также далека от теории. Японцы продолжают видеть в праве аппарат принуждения, который использует государство для навязывания воли правителей. Идея права для них связана с наказанием или тюрьмой. Для японцев – право – ненавистная вещь, уважающий себя японец должен сторониться права.

Поэтому наличие кодексов, иерархической системы судов не изменили ментальность японцев.

В Японии судебных процессов значительно меньше, чем на Западе.

До сих пор главными для японцев являются –гири. Поэтому кредитор будет (не в соответствии с законодательством) просить должника выполнить свое обязательство добровольно, с тем, чтобы не ставить кредитора в затруднительное положение (т.е. обратиться в суд с иском о взимании долга). Жертва несчастного случая, смирившись со своим несчастьем, откажется от обращения в суд для реализации своего права и с благодарностью примет вместе с извинениями скромное возмещение, который виновник поспешит предложить пострадавшему. Обращение в суд для удовлетворения претензии, которую право объявляет законной, мало отличается в Японии от вымогательства.

Поэтому значение мировых соглашений очень велико. Перед судом (досудебной стадии) пытаются урегулировать взаимные претензии. В соответствии с ГПК, судья должен на этой стадии процесса довести стороны до примирения. Это его главная цель. Вообще вмешательство судьи – это признак социального неблагополучия.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!