Коровин Константин Алексеевич

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

 


Н.А. Римский-Корсаков ещё до создания оперы обращался к этой теме: в 1867 г. он написал музыкальную картину «Садко» для симфонического оркестра, а почти 30 лет спустя создал одноимённую оперу-былину.

Интерес композитора к русской старине и народной культуре проявился у него давно, а развивал он его на протяжении всей своей жизни.

 

Либретто оперы написал В.И. Бельский с участием самого композитора. Оно построено на основе русских былин о гусляре Садко. Существует девять известных вариантов повествования о Садко, но только одно из них, записанное сказителем Андреем Сорокиным, считается каноническим.

Содержание былины «Садко»

 

Садко, бедный гусляр, удручен тем, что уже несколько дней его не приглашают на пир (он зарабатывал игрой на гуслях на званых пирах). Сидя на берегу Ильмень-озера, он наигрывает грустную мелодию. Морской царь, очарованный звуками гуслей Садко, решил наградить его и научил, как разбогатеть. В Новгороде Садко побился об заклад с тремя богатыми купцами о том, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Он выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды он даже поспорил о том, что скупит все товары московские, но понял, что не осилит этого.

Тогда он нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, разразилась буря. Садко догадался, что это Морской царь требует дани. Но брошенные в море бочки золота, серебра и жемчуга были напрасны – Морской царь требовал человеческой жертвы. Жребий выпал Садко.

 

Его с гуслями на доске спустили в море. Корабли сдвинулись с места и поплыли дальше, а Садко заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах Морского царя.

Под звуки гуслей Морской царь пустился плясать – взволновалось море, начали тонуть корабли и погибать люди. По молитвам терпящих бедствие явился святой святой Микола Можайский (Николай Угодник), заступник путешествующих по воде. Он научил Садко, как прекратить бедствие.

 

 

Садко перестал играть, оборвав струны гуслей. Морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице. Из 900 претенденток Садко выбрал самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой. Он заснул – и проснулся уже на земле, на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. Тут же он увидел, что по Волхову плывут его корабли. Благодарный Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

История создания оперы

 

Содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также оно было соединено со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». В былине время действия обычно относится к XI-XII векам, а в опере оно перенесено в полусказочную-полуисторическую эпоху, когда на Руси только было принято христианство, но ещё сильны были  старые языческие верования.

Работу над оперой Римский-Корсаков начал летом 1894 г. и полностью закончил в 1896 г. Той же осенью опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием: Николай II вычеркнул ее из репертуара, признав «слишком скучной».

Поэтому премьера оперы «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова 7 января 1898 г. и прошла с большим успехом.

      И. Репин "Садко"

«Декорации оказались недурны, хотя между V и VI картинами делался перерыв музыки для перемены; некоторые артисты были хороши, но в общем, опера была разучена позорно. Дирижировал итальянец Эспозито. В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в V картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех».

Н.А. Римский-Корсаков

 

Опера состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Либретто

 

После ссоры в Новгороде с друзьями из торговой артели Садко уходит на берег Ильмень-озера, где поёт печальную песню. На озере появляется стая белых лебедей, которые оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод под музыку Садко. Поражённый красотой царевны, Садко знакомится с ней. На прощание она дарит ему трёх золотых рыбок, которые должны попасть в его сети.

В это время дома его ждёт жена Любава, но Садко приходит задумчивый и отстраняет Любаву, которая бросается ему навстречу.

 

На берегу Ильмень-озера Садко убеждает всех, что в озере водится рыба с золотой чешуёй. Все над ним смеются. Заключают пари. Садко вытаскивает из воды трёх золотых рыбок, а ещё в сети находят слитки золота, которые Садко отдаёт дружинникам, чтобы они выкупили все товары в Новгороде.

Садко собирается в заморское плавание. Три заморских посла: варяжский, индийский и веденецкий (венецианский) – выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве.

Прошло 12 лет. В море корабль не может плыть дальше, удерживаемый Морским царем. Вся брошенная в море дань не помогает. Но Садко догадывается, что жертва нужна Морской царевне. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был мне двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Садко опускается на дно морское.

Морской царь предлагает Садко взять в жёны царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.                                           

                                                                           К. Коровин. Эскиз Морского царя

 

 


        Пристань в Новгороде. Эскиз декорации К. Коровина к опере "Садко"

На лугу возле Ильмень-озера спит Садко, а Морская царевна убаюкивает его песней. При виде рассвета Морская царевна прощается с Садко и обращается быстрой речкой. Слышен голос Любавы, тоскующей о муже. Они радостно встречаются, Садко всё ей рассказывает. Со всех сторон сбегается народ, все поражены чудом: появилась новая река, которой здесь не было, всех радует также возвращение Садко. Он рассказывает историю, которая произошла с ним. Опера заканчивается всеобщим ликованием.

Музыка оперы

Это эпическая опера, для которой характерно плавное течение действия, воскрешающее старинные былинные сказы. Музыкальным портретам главных действующих лиц соответствуют вокальные номера, а картины народной жизни и быта изображены в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена контрастами.

Главным выразительным средством оперы в целом является русская народная песенность. Морской пейзаж показан композитором очень умело: он создал звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив появляется в опере всякий раз, когда изображается или только упоминается море. «Садко» выделяется из всех других сочинений Римского-Корсакова своим былинным складом или, как выразился сам композитор, «былинным речитативом».

                                                    Во многом успеху оперы способствовали декорации

                                                    К. Коровина.

 

 

Коровин Константин Алексеевич

(1861, Москва-1939, Париж) – русский художник, реформатор театральной живописи. Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля

 

                                                    В. Серов "Портрет К. Коровина"

 

 

 


А так же, блистательное исполнение роли Морской царевны

Н. Забеллой-Врубель и партии Варяжского гостя

Федором Шаляпиным.

 


Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»   до   сих   пор  является популярной и ставится на сценах театров мира.

 

 

                                                             

     Ф. Шаляпин

в роли варяжского гостя                    М. Врубель "Н. Забела-Врубель в роли Волховы"


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!