АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА



Основы англосаксонской правовой системы были заложены в XI–XV вв. Британские колонисты перенесли её в Северную Америку, в другие колонии Азии, Африки, в Австралию. Она действовала там с изменениями наряду с «местным» правом. В отличие от романо-германской правовой системы англосаксонская система формировалась в условиях относительной феодальной централизации, поскольку завоеватели создали более централизованную систему управления. Роль централизующего фактора в праве взяли на себя королевские суды, считавшиеся центральными судами. Их решения содержали общие правила, нормы, которым следовали другие суды при решении аналогичных дел (правило судебного прецедента, которое окончательно утвердилось к XIX в.).

Роль закона в создании правовой системы была слабее, чем в романо-германской правовой семье, и, хотя теперь закон доминирует во всех странах англосаксонской системы, судебный прецедент сохраняет своё значение (особенно в самой Великобритании).

Рецепция римского права, которая в романо-германской системе являлась важнейшей основой её формирования, в Великобритании (откуда пошла англосаксонская система) была гораздо слабее. Поэтому в англосаксонской системе сложилась своя терминология, своё деление на отрасли права.. Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской системе нет. Основное деление права – это различие статутного права (законы), общего права (судебные прецеденты) и права справедливости (суды назначенного королём канцлера, решавшие дела по справедливости, если не было соответствующего закона или судебного прецедента либо если закон и прецедент противоречили справедливости).

Правда, сейчас это деление даже в самой Великобритании реформируется: канцлерские суды включаются в общую систему судов.

Деление права на отрасли тоже своеобразно. По существу, не признаётся деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, различаются право собственности, обязательственное право и др. Нет деления норм на императивные (обязательные) и диспозитивные (дающие сторонам правовых отношений возможность выбора своего поведения). Не применяются многие важные для романо-германского права понятия: юридического лица, непреодолимой силы, препятствующей исполнению договора, и др.

Хотя теперь в странах англосаксонской системы (кроме Великобритании и Новой Зеландии) есть писаные конституции, понятия основного закона нет. В Великобритании все законы имеют одинаковую силу.

Комментарии юристов, особенно труды выдающихся английских юристов, могут выполнять роль источника права: в обоснование своих решений суды ссылаются на них.

Кодификации правовых норм в англосаксонской системе не придаётся такого значения, как в романо-германской. В самой Великобритании кодексы отсутствуют. В других странах они есть, но по отдельным вопросам. Обычно издаются не кодексы, а законы по наиболее важным вопросам (о собственности, о наследовании и др.). Особенности имеют судебная система и процесс судопроизводства. Судебную систему возглавляют верховные суды общей юрисдикции. Отсутствует целостная система специализированных судов1, хотя некоторые её элементы заменяют отчасти трибуналы (их ранг ниже, чем у судов), созданные при соответствующих учреждениях из государственных служащих и представителей общественности. По некоторым вопросам нельзя обращаться в суд, если дело предварительно не рассматривалось трибуналом. Правда, в США, Австралии есть и специальные суды.

В некоторых штатах США не только уголовные, но и гражданские дела рассматривает коллегия в составе судьи и 12 (иногда до 24) присяжных заседателей.

Для англосаксонской системы характерен высокий статус судей и судебной власти, он не ниже законодательной и исполнительной государственной власти. В правосознании народа высоко ценятся традиции. Многие учреждения (сама монархия, кабинет министров, тайный совет), правовые понятия существуют по традиции.

1 Например, в России это арбитражные суды, во Франции административные.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА ПРАВА

В целостном виде такая система действует только в немногих странах, названных выше, да и в них в 90-х гг. XX в. приняты конституции, в какой-то мере отражающие влияние общечеловеческих ценностей. В других странах, считающихся мусульманскими (их около 20), мусульманское право действует частично. Классическое мусульманское право – это одна из сторон религии ислама, шариат («путь следования»). Считается, что, соблюдая эти нормы, мусульманин попадёт в рай.

Выделяется и собственно право – фикх, в нём нет правил об отношении к Аллаху (Богу), фикх регулирует отношения мусульман в мусульманской общине (умме), отношения людей друг к другу, но всё-таки и фикх не отделён совершенно от религии. Составной частью права во многих мусульманских странах является адат (обычай). Многие народы (в том числе и в России) считают обычаи адата элементом мусульманского права. Мусульманское право в своём классическом виде включает в свой состав только обычаи некоторых племён Саудовской Аравии.

Основные источники мусульманского права – Коран и Сунна. Коран – поучения Аллаха, переданные людям через пророка Мухаммеда (это реальная личность) в VI – VII вв. Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, составленное сподвижниками после его смерти. Коран стоит выше конституции, поэтому в тех мусульманских странах, где есть органы конституционного контроля, они сначала проверяют закон на соответствие Корану, а затем конституции.

Поскольку в Коране собственно правовых норм немного (считают, что их примерно 200 из 6 тыс. аят – поучений), то мусульманское право складывалось не посредством законов или судебных прецедентов, а путём доктринальных толкований священных книг мусульманскими богословами-юристами. Уже в XI–XII вв. были написаны первые книги ныне канонизированных мусульманских юристов. Поскольку толкования были разными, сложилось несколько школ.

Основной принцип классического мусульманского права – устройство общественной и государственной жизни должно соответствовать принципам халифата (строя, который сложился при Мухаммеде и четырёх «праведных халифах» после него). Главное в регулировании отношений – не столько права, сколько обязанности правоверного перед Аллахом (например, пятикратная молитва в день). Судебного прецедента не существует, мнения авторитетов (авторитетных лиц мусульманского сообщества страны) должны учитываться. Структура права характеризуется архаичностью, казуистичноетъю Хотя в новейших конституциях принцип равенства людей зафиксирован, мусульманским правом он полностью не признаётся (допускается неравенство правоверных и неверных, мужчин и женщин). Правосознание в странах мусульманского права опирается на религию ислама. Она считается универсальной, пригодной для всех народов. Правовые включения в мусульманское право из других правовых систем не допускаются. Если они есть, это трактуется лишь как случайное совпадение.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!