Корнилов К. Н. - концепция «реактологии».



Первым отечественным психологом, провозгласившим перестройку психологии на базе марксизма как программу развития науки был К.Н. Корнилов (1879—1957). Как теоретик психологии он пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной психологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названой «реактология». Во многих отношениях она была сходной с известным вам бихевиоризмом; собственно, реактология рассматривала психологию как науку о поведении. Психика трактовалась через понятие «реакция», значившая ответ целого организма (а не отдельных органов) на внешние воздействия. По сути, понятие «реакция» было аналогично понятию «рефлекс», но более широким по содержанию, предполагавшим и психологические характеристики (на высших уровнях развития живых организмов). Реактология просуществовала до начала 30-х гг., когда явственно обозначилась ее недостаточность для обсуждения с точки зрения марксизма ряда важнейших психологических проблем, прежде всего проблемы сознания.

Блонский П.П. психолог и педагог придерживался бихевиористских взглядов.

Бихевиористских принципов придерживался в тот

период и выдающийся психолог и педагог П. П. Блонский (1884—1941), также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения).

Рефлексологию, реактологию, взгляды раннего П. П. Блонского иногда в литературе называют «русский бихевиоризм». Эти направления сыграли выдающуюся роль в становлении объективных методов в психологии и представлялись очень привлекательными с точки зрения возможности материалистического объяснения психических явлений. Как теории они не получили существенного развития в отечественной науке (хотя развивались определенные принципы и положения), уступив место иным подходам, о которых речь ниже.

Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Д. Н.Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному

долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д. Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории__Д. Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовностьсубъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность — основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д. Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме— внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась примерно следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача — например, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая задача предъявлялась 10—15 раз, с тем, чтобы установка— готовность оценивать шары как больший и меньший — зафиксировалась. Затем в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же —в силу сформировавшейся готовности — оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого. В таких — на первый взгляд, простых — опытах было выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее цeнтральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие: так, установка, созданная в гаптической («на ощупь») сфере при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Д. Н. Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, но не отражает его сущности. Специфически человеческим является явление «объективации", т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!