На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное Альфредом Адлером, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.



Урок №17. Происхождение и сущность сознания

Задание

1. Законспектировать и прислать фото или скан на почту roz7a@mail.ru

Четко указать фамилию, группу и дату урока.

 

 

Многообразие подходов

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный ответ, то проблема сознания до сих пор остается загадкой.

В настоящее время философия с уверенностью может утверждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу.

В целом в философии сложилось несколько подходов к проблеме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания есть порождение материи и объяснимо физикой и другими науками. Физикализм опирается на следующие факты:

• головной мозг человека – это высокоорганизованная материя;

• сознание не может существовать без мозга;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

• человек создал искусственный интеллект (компьютер), а это — материальный объект.

Единственная проблема, на которую наталкиваются доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург видит серое вещество под микроскопом, но он не видит ни образов, ни мыслей человека).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание человека — единственная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

• объективный идеализм - признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль;

• умеренный материализм — считает сознание проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

 

Происхождение сознания

В философии до сих пор не решен вопрос и о происхождении сознания. Можно выделить три точки зрения:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойственно исключительно человеку.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от человека. Близки к этой точке зрения:

теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность материи;

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика как громадный разум вступает в контакт с человеческим мозгом, «подзаряжая» его;

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая) имеет душу.

«Биологическая» точка зрения: сознание присуще всем живым организмам. Декарт в шутку писал, что обезьяны умеют говорить, но скрывают это, чтобы их не заставили работать. Сторонники «биологической» точки зрения обосновывают ее тем, что:

• инстинкты у животных бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• многие действия, совершаемые животными сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присуще своя «мораль», правила поведения, лидерство, борьба и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение.

Сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 

Три стороны сознания

Можно выделить три стороны сознания:

· предметное (направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий);

· самосознание (направленное на самого себя);

· и сознание как поток непосредственных переживаний.

Первые две стороны сознания в философии всегда назывались духом, а третья - душой.

В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом.

В принципе, познавать мир, развивать цивилизацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Предметное сознание и самосознание укоренены в душе. Они - словно листья и ветви дерева, а душа - его корни.

Душевная жизнь уходит вглубь до бесконечности, еще Гераклит говорил, что границ души не отыскать, столь глубока ее мера. Признать это – не значит обожествить человека, но, значит до некоторой степени уяснить его бого-подобие.

 

Сознание и бессознательное

Откроем еще одну сторону сознания – бессознательное. О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, но лишь австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение.

 

Созданное им учение называется психоанализ.

 

Главная идея Фрейда: человек - существо эротическое.

Глубинная сущность человека - сексуальное влечение – либидо, позднее Фрейд будет говорить о двух главных инстинктах:

· эросе - инстинкте жизни,

· и танатосе - инстинкте смерти.

Это влечение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами.

Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах.

Путь избавления от неврозов - это анализ психики, обнаружение бессознательного (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, перевод бессознательного в сознание человека.

Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, считает Фрейд.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное Альфредом Адлером, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе действий великих людей, а также психических болезней человека лежит вытесненный комплекс неполноценности.

 

Преодолевая его, человек добивается успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Личностный рост – это движение от самопоглощенности к искренней заинтересованности в счастье других.

Согласно Карлу Густаву Юнгу (1875 — 1961) жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия, переводится не в индивидуальное, а коллективное бессознательное в виде архетипов.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!