Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость от нее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карповская средняя общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района Нижегородской области

 

 

РМО координаторов по ДНВ

 

 

ДОКЛАД

«Русь и степь во время испытаний»

 

Выполнила: учитель истории и обществознания

Хрушкова Нина Федоровна

 

Г.

XIII век, богатый трагическими событиями, и по сей день волнует и привлекает к себе взоры историков и писателей. Ведь этот век называют «тёмным периодом» русской истории.

Однако начало его было светлым и спокойным. Громадная страна, превосходившая по размерам любое европейское государство, была полна молодой созидательной силы. Населявшие её гордые и сильные люди ещё не знали гнетущей тяжести иноземного ига, не ведали унизительной бесчеловечности крепостного права.

Мир в их глазах был простым и цельным. Они ещё не знали разрушительной силы пороха. Расстояние измеряли размахом рук или полётом стрелы, а время – сменой зимы и лета. Ритм их жизни был неторопливым и размеренным.

В начале XII века по всей Руси стучали топоры, росли новые города и сёла. Русь была страной мастеров. Здесь умели плести тончайшее кружево и возводить устремленные ввысь соборы, ковать надежные, острые мечи и рисовать небесной красоты ангелов.

Русь была перекрёстком народов. На площадях русских городов можно было встретить немцев и венгров, поляков и чехов, итальянцев и греков, половцев и шведов… Многие удивлялись, как быстро усваивали «русичи» достижения соседних народов, применяли их к своим нуждам, обогащали свою собственную древнюю и своеобразную культуру.

С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.

Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции друг от друга всех отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество), каждая из которых становилась самообеспечиваемой, потребляющей весь производимый ею продукт. Товарный обмен в этой ситуации практически отсутствовал.

Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и могучая воля великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава – на время замедлили неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой. «Раздрашася вся Русская земля», как сказано в летописи.

В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель. В следующем столетии, накануне нашествия Батыя -  50.

Феодальная раздробленность на Руси XII-XIII веков была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя.  Она имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

В XII веке в степях Забайкалья и северной части современной Монголии кочевали монгольские племена. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия монголы не знали. Разводили в основном лошадей и овец. Жили в войлочных шатрах – юртах. Юрты, поставленные на повозку, назывались кибитками. Такое передвижное жильё было незаменимо во время дальних кочевий. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Имущественное неравенство всегда возникало у кочевников значительно медленнее, чем у земледельцев.

Не были исключением и монголы. В XII веке они переживали разложение родового строя. Выделилась родоплеменная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники – нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища. Это было главным богатством у кочевников, в отличие от земледельцев, для которых наивысшей ценностью являлась земля. Формировался тип феодализма, который принято называть кочевым. Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Именно в это время у монгольских племён происходит разложение родоплеменного строя, появляется частная собственность. Большое количество табунов лошадей, превосходные пастбища давали возможность выделиться в хозяйственном отношении.

С самого начала государство монголов оказалось военизированным. Кочевое скотоводство вело к истощению пастбищ, истощение пастбищ – к борьбе за новые пастбища. Отсюда – захват земель чужих племён, стремительные передвижения на огромные расстояния. С раннего возраста мальчика сажали на лошадь и учили обращению с луком – в итоге он вырастал крепким и мужественным бойцом.

Во второй половине XII века между монгольскими племенами началась борьба за лидерство. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племён, возвышением нойонов, их отчаянными схватками между собой.

В ходе междоусобиц конца XII века победу одержал нойон Темучин. Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 году великим каганом всех монголов и присвоил ему новое имя-титул – Чингизхан. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей древней Руси. Чингизхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII-XIII веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. Темучин создал первоклассную для своего времени армию. Всё войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч воинов составляли тумен. Если каждый десяток совпадал с семьёй, то тумен – это была уже целая армия, внутри которой соблюдалось строгое подчинение командиров по иерархической вертикали. Наряду с чёткой организацией высокую боеспособность обеспечивала железная воинская дисциплина. Она поддерживалась беспощадными наказаниями за любые мелкие проступки. О крупных преступлениях, фактах предательства и трусости вообще не могло быть речи. В войске действовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню; если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Отсюда и войско было сильным и хорошо подготовленным.

Основной ударной силой монголов была конница. Каждый воин сам должен был заботиться о прокорме себя и своего коня. И это не оставляло ему выбора в походе: чтобы не погибнуть самому, он должен был грабить. Монгольские воины использовали луки, сабли, арканы. Хорошо была поставлена разведка.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты. В 1211 году Чингизхан обрушился на Северный Китай и в течение нескольких лет завоевал его. Монголы использовали опыт и знания китайских чиновников, привлекли к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.       Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей, но и китайскими осадными стенобитными и камнемётными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

В 1219 –1220 гг. Чингизхан захватил Среднюю Азию, разграбив её богатейшие города: Бухару, Самарканд, Ургенч и другие. Затем монгольские войска продвинулись в Северный Иран, вышли в Азербайджан и появились на Северном Кавказе. Там монголы сломили сопротивление алан, и подошли к половецким степям. «В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера… Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру.  Известили русских князей о коварстве татар. Хан Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришёл с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским…, и сказал: «Татары отняли нашу землю, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы будем иссечены, а вы будете завтра иссечены». «Князья думали, думали и решились помочь Котяну».   

Решающая битва между объединёнными русскими дружинами и монголами произошла 31 мая 1223 года на реке Калке, неподалёку от побережья Азовского моря. Русские князья потерпели сокрушительное поражение. Оно объяснялось следующими причинами: сепаратизм и политический эгоизм русских князей; отсутствие единого командования; паническое бегство половецких отрядов, которые своим беспорядочным отступлением расстроили русские ряды; русские войска недооценили силы противника, не смогли правильно выбрать место сражения, рельеф местности, на котором полностью благоприятствовал татарам. Но, справедливости  ради, нужно отметить, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингизхана.    Поражение на Калке оказалось для Руси одним из самых тяжёлых и трагических за всю её историю. Над Русью нависла страшная опасность.

В 1227 году Чингизхан умер. Ещё при жизни он разделил между сыновьями все завоёванные земли. В 1235 году на курултае было решено начать новый поход на Европу, и во главе армии был поставлен внук Чингизхана – хан Батый.

В 1236 году орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев.

В декабре 1237 года огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. После пяти дней осады Рязань была взята, а жители перебиты. Ни один из русских князей не прислал дружину на помощь рязанскому князю. Перед монголами лежало несколько дорог в глубину Владимиро-Суздальской земли. Так как перед Батыем стояла задача покорить всю Русь за одну зиму, он направился к Владимиру по Оке, через Москву и Коломну.

Разгромив русские войска под Коломной, Батый пришёл к Москве, взял и сжёг город, перебил жителей. В феврале 1238 года столица княжества была взята штурмом. Одновременно отдельные отряды монголо-татар, рассыпавшись по всему княжеству, захватили Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и другие города. Жители этих городов беспощадно истреблялись или угонялись в плен.

После двухнедельной осады монголы взяли маленький городок Торжок и двинулись в сторону Новгорода Великого.Однако в 100 верстах от города Батый дал приказ поворачивать на юг. Историки предполагают, что причиной этому была начинавшаяся распутица и, главное, большие потери, понесённые захватчиками в предыдущих битвах. Кроме того, монголы убедились, что для кочевого скотоводства захваченные земли малопригодны.

На обратном пути монголы целых семь недель осаждали небольшой городок Козельск. Ценой огромных потерь они овладели им и, назвав «Злым городом», стёрли с лица земли.

Осенью 1240 года монголо-татары начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Южнорусские земли подверглись страшному разорению. Был захвачен Переславль, Чернигов, пал Киев.

В 1241 году Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242 года он внезапно прервал поход и повернул в Поволжье. Тому, по мнению историков, было несколько причин: умер великий каган Угэдэй, и Батый поспешил на выборы нового хана; у монголов не хватало войска для контроля над уже завоёванной огромной территорией; войско Батыя было слишком ослаблено штурмами, сражениями и потерями.

Дойдя до низовьев Волги, в 1243 году Батый образовал здесь одно из крупнейших государств средневековья – Золотую Орду. Сюда сгонялись десятки тысяч пленников, прежде всего ремесленников. Из Руси и других стран, свозилось награбленное добро. Так появился город Сарай-Бату – столица Золотой Орды (близ современной Астрахани).

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость от нее.

Почти 240 лет Русь была под игом Золотой Одры. Особенно невыносимыми были первые шесть лет (1243-1249) этой долгой неволи, когда монголы свирепо хозяйничали на Руси, опустошая княжество за княжеством.

Монгольское нашествие повлияло на политическое устройство Руси. Установившаяся зависимость предполагала влияние монгольских ханов на все политические решения на Руси – ханы назначали князей путём вручения им ярлыков на княжение. Угасала вечевая культура многих княжеств, так как снизилась общая политическая активность и заинтересованность населения.     Экономика Руси также попала под зависимость от татаро-монголов. Была установлена система сбора податей ханскими представителями баскаками. Часто жители городов и деревень оказывали сопротивление сборщикам дани и отказывались отдавать им что-либо – такие мятежи жёстко и кроваво подавлялись.   Особенно разрушительные последствия оказались в сфере культуры. Более чем на пятьдесят лет на Руси прекратилось каменное строительство. Были разрушены церкви и крепости, представлявшие огромную архитектурную ценность.    Наблюдался общий упадок культурной жизни на Руси – снизилось количество ремесленников и живописцев, работавших в городах. Ранее высокий уровень грамотности русского населения стал поистине ничтожным, летописание во многих княжествах стало более редким или прекратилось в принципе.

В результате нашествия особенно пострадали города (из 74 городов Руси XIII в. 49 были разрушены, многие ремесленники уведены в рабство . Причем в 14 из них жизнь так и не возродилась.

Это подорвало городские ремесла, затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений. В итоге русский город не стал центром прогресса, он не смог противостоять феодализму и деспотической власти, складывающимся на Руси. Разорение городов, обеднение населения, сбор дани и утечка серебра в Орду, усиливали натурализацию хозяйства, консервировали патриархальность русской деревни.

Главное же заключалось в том, что иго усилило проявление деспотической тенденции и способствовало формированию русского самодержавия.
Надолго приостановив политическое, экономическое и культурное развитие Руси, иго задвинуло страну на задворки европейской истории. Когда в Западной Европе начинался и расцветал Ренессанс во всех областях, когда складывались национальные самосознания народов, когда страны богатели и расцветали торговлей, отправляли корабельный флот в поисках новых земель, на Руси стояла тьма.

Именно эта раздробленность, разобщённость, бремя недоверия и застарелой вражды между русскими князьями и стала одной из причин, обусловивших монгольские завоевания. Сильная, хорошо организованная армия татаро-монголов разбивала военные отряды русских княжеств поодиночке. Орда не содействовала централизации Руси. В её интересах было разжигание вражды между князьями и недопущение их единства. Ордынские правители проводили политику сознательного сталкивания различных княжеских группировок друг с другом на почве их борьбы за лидерство в политической жизни русской земли, за великокняжеский ярлык.

Страдая от ненавистного чужеземного ига, Русь начала отставать от большинства государств Западной Европы, не знавших беды за спиной истекающего кровью русского народа. Как справедливо заметил А.С.Пушкин, Русь, «растерзанная и обескровленная, остановила монголо-татарское нашествие на краю Европы», спасла европейскую цивилизацию.

Но столь тяжёлые испытания, выпавшие на долю русского народа в то далёкое страшное время, не могли не сказаться на будущем Руси, на пути её дальнейшего исторического развития. Возможно, именно более чем двухсотлетнее монголо-татарское иго и определило то «азиатское начало», которое затем обернулось для России тяжелейшим крепостным правом и беспримерным в истории самодержавием.

И всё же, читая и изучая события русской истории XII-XIII веков, размышляя над историческими путями развития Руси в страшные, жестокие времена завоеваний и владычества ордынских ханов, покоривших мечом половину мира, истребивших сотни народов и сотни других превративших в своих рабов, можно с гордостью отметить: только поистине великий народ мог уцелеть за многие десятилетия жесточайших насилий, разорительных поборов, постоянных набегов, сопровождавшихся массовой резнёй, пожарами, уводом в рабство. Русский народ не только уцелел, но и под железной пятой ордынского террора, вопреки коварной политике ханов, направленной на разобщение русских княжеств, выпестовал свою государственность, копил силы и сохранил волю к единству и полному освобождению от ненавистного ига.

 Александр Невский – русский национальный герой, которым гордится вся страна. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Биография Александра Невского – это жизнь настоящего воина, полководца. Родители назвали маленького княжича в честь Александра Македонского, и он полностью соответствовал своему имени, вырос верным, стойким защитником Русской земли.

Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру). Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах (например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев). В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода.

Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. До Новгорода полчища Батыя, обрушившегося зимой 1237/38 года на Русь, не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239). Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями.

Александру было 26 лет, когда умер его отец, князь Ярослав. Смерть Ярослава была неслучайной, он скончался в Каракоруме, куда его вызвал монгольский хан Гуюк. Есть предположение, что Ярослав был отравлен.  

Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи («к Кановичам», как говорили на Руси). Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» (то есть Южную Русь). Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.

Александра Невского многие историки упрекают в том, что он не участвовал в битвах с татарами. Возможно, они не придают большого значения тому, что князь в этот период оберегал Русь на ее западных границах, и это отлично у него получалось. Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Именно этот князь со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.

Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат.

В 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного  Неврюева  разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Татарам не удалось захватить Новгород, но ханские баскаки все-таки добрались до города, с целью обложить его жителей данью. Гордые новгородцы подняли восстание, часть баскаков была убита, уцелевшие сборщики побежали во Владимир, под защиту Александра Невского. Князь со своей дружиной и баскаками отправился в непокорный город, жесткой рукой навел там порядок.

Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» (монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей).

В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. «И начали окаянные ездить по улицам, переписывая дома христианские», сообщает новгородский летописец. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия.

Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им.

Иногда в исторических исследованиях можно отыскать обидное для Александра Невского прозвище. Его называют «другом татар». На самом деле Невский был очень умным и дальновидным политиком. Как мы помним из истории, до Новгородской земли татары не дошли, им помешало бездорожье. Но они успели уничтожить большую часть населения Руси. Великому Новгороду просто повезло, но зато не слишком повезло его князю.

     Ч астые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».    Именно благодаря не столько полководческому, сколько дипломатическому таланту великого князя удалось спасти от нового погрома монголо-татарскими полчищами не только Новгород, но и всю Русь, добыть для нее у золотоордынцев важную льготу и освободить русских людей от обязанности поставлять им вспомогательное войско.

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды (или, если угодно, заискивания перед Ордой) продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.

В конце   1262 года Александр в четвертый (и последний) раз с богатыми дарами отправился в Орду, чтобы хан Берку, пришедший на смену Батыя, не гневался.  «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке. — А. К.), чтобы отмолить людей своих от этой беды».  Берку целый год продержал Невского в неволе. Александру, грозному воину и дальновидному политику, было нелегко, его мучили тяжелые думы. Он, неоднократно бывавший в Орде, знал, что время сопротивления татарам еще не пришло, и приведет лишь к разорению родной земли. Русские были слишком слабы для этого, а их князья не желали объединяться для борьбы с жестокими и сильными кочевниками.  Александру, очевидно, удалось достичь своих целей.  

Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге (Городце Волжском или в Городце Мещёрском) уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) в Феодоровском монастыре и 14 ноября скончался. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».    По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

 Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря.

В 1543 году Александр Невский был причислен к лику чудотворцев. Он воевал и страдал за свое Отечество, именно таких людей церковь признавала святыми.

Официальная канонизация князя произошла в 1547 году на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Церковь высоко чтит князя, благодаря которому Русь сохранила православие. Ради сохранения своей власти этот человек никогда не шел на компромиссы с Ватиканом.  

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками).  

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.

В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у мощей Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы.   У одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом.   Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению.  

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!