У «Пламени» новые костюмы – белые с алыми рубашками».



 

«15 июня 1977 г.

Вчера ансамбль «Пламя» выступал в программе «Адреса молодых». Передача должна была идти по первому каналу, но Ростов перенес ее на второй (местный). А у нас телевизор противный: включишь – звук через некоторое время отключается, а потом через час, а то и больше, снова появляется. Я, хоть и включила телевизор почти за час, но звук, отключившись, так и не появился. И я не узнала, какую песню пел ансамбль. Видимо, что-то веселое, т. к. Валентин все время улыбался. Рядом с ним стоял какой-то новый парень, чем-то на него похожий (Ю. Редько). Пела, в основном Ирина Шачнева, а они ей подпевали».

 

1977 году «Пламя» исполняли песни, ставшие хитами на всем пространстве Советского Союза: «На дальней станции сойду», «Идет солдат по город, «Алло, алло, Алена!» Но что-то было не так, т. к., участвуя в текущих передачах с популярными песнями, в финал «Песни-77» ансамбль «Пламя» почему-то не попал.

Даже новые «Самоцветы» в финале «Песни-77» исполнили две своих песни. К этому времени у них уже обрисовалось свое лицо и свой голос. И хотя было заметно, что Ю. Маликов пытался повторить успех первого состава, подбирая вокалистов, тембрально похожих на прежних, но я всегда могла на слух отличить друг от друга оба ансамбля. Прежде всего, потому, что вторых Валентина Дьяконова и Юрия Петерсона не существовало.

 

Год

 

В Советском Союзе снова из каждого радиоприемника звучат песни ансамбля «Пламя» - «На дальней станции сойду» и «Идет солдат по городу». В первом – короткое соло Валентина Дьяконова, во втором – Ю. Петерсона. Народ эти песни любит, а ансамбль чаще показывают по телевизору.

15 марта 1978 года в одной из телепередач выступает ансамбль «Пламя», но… без Валентина Дьяконова! Снимались исполнители где-то на природе, на них не было концертных костюмов. Может быть, он просто болен и не смог принять участие в съемке. А, может быть, сдает сессию, ведь он же учится в Гнесинке, – наивно предполагала я.

9 апреля в телепередаче «Служу Советскому Союзу» снова участвует ансамбль «Пламя», поет 4 песни: «Идет солдат по городу», «У деревни Крюково», «Мы строим БАМ», и «На дальней станции сойду». Я облегченно выдыхаю: Валентин в составе ансамбля.

 

«Пламя» одевается в новые костюмы: горчичного цвета с темными и голубыми водолазками. Видимо, решили внешне не привязываться к названию. Несмотря на классичность, костюмы мне не понравились. Они казались мне слишком будничными, совсем не концертными. Ансамбль записывает в них несколько песен на телевидении и выпускает новый миньон с четырьмя песнями: «Белые крылья», «Оксана», «Чаклунка гир» и «На дальней станции сойду». На конверте на фото крайним слева стоит Валентин. У всех веселые, улыбающиеся лица,  и только он выглядит так, словно случайно здесь оказался.

К этому времени ансамбль «Пламя», набрав новых музыкантов и вокалистов, расширил инструментальные возможности ансамбля.

 

Это: Юрий Редько (гитара, вокал), Станислав Черепухин (гитара, флейта, скрипка), Виктор Дегтярев (ударные), Игорь Никитин и Александр Колоколов (духовые). И уже в песне «На дальней станции сойду» вместо Валентина соло исполняет Юрий Редько – хороший солист, но с более низким голосом, чем у Валентина. Заменить Валентина трудно, если, вообще, возможно.

Ю. Петерсон в своей книге писал, что Юрий Редько и Станислав Черепухин раньше работали в ансамбле «Лира», и что, чуть ли не он (Петерсон) их пригласил в «Пламя». Ребята, на мой взгляд, каких много, но старательные, на концертах честно работали в полную силу.

В июле выходит очередной ежемесячный выпуск передачи «Песня года» - 78, где по-прежнему поет Валентин Дьяконов. Ансамбль исполняет песню, написанную специально для фестиваля молодежи и студентов в столице Кубы Гаване: «Это говорим мы».

 

А 11 июля 1978 года в газете «Комсомольская правда» была напечатана заметка об уходе Валентина Дьяконова из ансамбля. Он еще молод, но уже не юн, когда всё ново и увлекательно. Валентин чувствует, что работа из творчества превращается в будничную рутину, а «Пламя» мало отличается от «Самоцветов».

Теперь сомнений не осталось – Валентин Дьяконов ушел из «Пламени», а то, что я видела по телевизору, это всего лишь запись.

Юрий Петерсон в своих воспоминаниях писал: «В «Пламени» Дьяконов исполнял все обязательные (или, как мы их называли - «партийные») песни: «Туман, туман», «У деревни Крюково» и другие. Мы их просто повыкидывали, и получилась прекрасная лирическая программа».

На мой взгляд, нехорошо так отзываться о песнях, не только прекрасно исполненных твоим коллегой, с тобой же вместе, но и горячо любимых слушателями. Названные им песни были не менее лиричны, чем песни о любви.

У меня сложилось впечатление, что Юрию надоело быть вечно вторым. Он ведь понимал, что он самобытнее, оригинальнее других солистов ансамбля, но до Валентина дотянуться не мог. Даже когда в сольных номерах оставался один на один с залом, зал рукоплескал. Но когда пел Валентин, мало кто цветы отдавал Юрию.

Я не поняла, когда именно – до или после ухода Валентина - в ансамбль пришли певцы Валерий Белянин и Вячеслав Малежик, как и не поняла, для чего это было нужно. В. Белянин обладал довольно неплохим, но ничем не выдающимся голосом, без него можно было обойтись.

Вячеслав Малежик – прекрасный, харизматичный, абсолютно состоявшийся артист, что и подтвердило его самостоятельное «плавание» на волнах нашей эстрады – сумел не только не утонуть, но и завоевать, куда большую популярность, чем во время его пребывания в ансамбле. В «Пламени» - он, хоть и исполнял сольные песни, зрителями принимался ровно хорошо, и никто к нему в очереди за автографом тогда не стоял.

С приходом В. Белянина и В. Малежика произошло заметное изменение в звучании ансамбля. Это уже был не тот коллектив, который исполнял «Там, за облаками» или «Не повторяется такое никогда», в нем растворился и потерялся голос Юрия Петерсона, а голос В. Малежика привнес в звучание своеобразный оттенок, как «капля «Шанели», попавшая в щи». Пел ансамбль, по-прежнему, слаженно, но звучал уже по-другому, и было жаль прежнего, утраченного тембра.

 

Я считала уход Валентина из «Пламени» большой потерей, понимая, что прежнего ансамбля уже не будет. Но «Пламя» я все равно любила. Там еще оставались Ирина и Алексей Шачневы, Юрий Петерсон и Сергей Березин. Напрасно Ирина говорила, что в ансамбле они все были обезличены. Это неправда. Зрители знали, кого они любят. Знали имя и фамилию.

На мой взгляд, хороший бриллиант хорошей оправы требует. Ансамбль и был для нее и Ю. Петерсона прекрасной оправой. Выступая одиночно, они, несмотря на то, что были любимы публикой, вряд ли смогли бы достичь той популярности, какая была у них в ансамбле.

Думаю, что и для Валентина с его сольными песнями ансамбль был все-таки выигрышнее, чем свободное плавание. Слишком многое зависело не только от него.

Ирина Шачнева с красивым и нежным голосом была одной из лучших солисток из всех существовавших на тот момент ВИА, если не самой лучшей. У нее тоже были сольные выступления на концертах: «Добрые приметы» с Валентином Дьяконовым, «Девочки», «Ожидание», дуэты с Ю. Петерсоном.

Алексей Шачнев, игравший на бас-гитаре, по большому счету, не пел, а только подпевал (как и Ю. Маликов), но излучал собой такое дружелюбное спокойствие и обаяние, что «Пламени» без него и его улыбки я не представляла.

Сергей Березин, взявший после отъезда за рубеж Николая Михайлова (Раппопорта), на себя руководство ансамблем, тоже больше музыкант, чем солист. Но он был из основного нерушимого состава, и это радовало. К тому же он писал песни, которые исполнялись в ансамбле и были любимы всей страной. «Снег кружится» - хит на все времена.

Юрий Петерсон после ухода Валентина Дьяконова не утратил своих сольных песен, как и не увеличил. Просто одни сменяли другие. За эти сольные номера его и любили зрители, но такой популярности, как у Валентина Дьяконова, у него никогда не было. В новом звучании ансамбля, которое задавали теперь другие солисты: Юрий Редько, Валерий Белянин, Вячеслав Малежик и Виктор Аникиенко, - Юрий Петерсон стал неразличим.

 

3 декабря 1978 года возле касс Дворца спорта появился анонс ансамбля «Пламя» - о его гастролях в Ростове в середине декабря. Билеты купить оказалось почти невозможно. Дело в том, что в первом отделении должен был играть джаз-оркестр под управлением Олега Лундстрема. А в нашем городе много любителей джаза.

У меня был еще один способ попасть на концерт. Перед началом, буквально за час или полчаса, в кассу сдавались непроданные билеты. И часто сдавали билеты в 4-м секторе, рядом со сценой. В этот сектор билеты в кассе никогда не продавались, видимо, распространялись по каким-то блатным организациям. Первые три ряда, наверное, предназначались для каких-нибудь «шишек», потому что они оставались до конца не заполненными, в них всегда можно было найти три-пять свободных мест. А перед началом концерта невостребованные билеты сдавались в кассу, и тогда их можно было купить. Что я и делала.

Так я попала на концерт ансамбля «Пламя» 12 декабря 1978 года. У меня где-то в глубине души теплилась надежда, что Валентин Дьяконов все-таки не покинул ансамбль.

Из дневника

«15 декабря 1978 г.

Была на концерте «Пламени»! 12 декабря, перед самым началом, я пошла в кассу, в надежде купить билеты хоть на какие-нибудь места для себя и подружки. И мне удалось достать такие прекрасные места, почти у самой сцены. Валентин и Сергей Березин не приехали. Я очень огорчена, но все-таки «Пламя» пели замечательно! Особенно, Юрий Петерсон. Песню на стихи С. Есенина, музыку которой написал он сам – «Гой, ты Русь моя родная!...» - он пел так чудесно, что мы с подружкой были растроганы.

Концерт начался с песни «Солнце в декабре». Она перекликается с песней, которой «Пламя» заканчивает свое выступление – «Раскрывается сердце». Потом они пели «На дальней станции сойду». И там, где должен солировать Валентин, пел Юрий Редько. «Пламя» пели песни: «Оксана», «Белые крылья», «Солнце без огня», «Старая песня», «Ты из Вологды, а я из Костромы» и еще несколько неизвестных мне песен. Были песни и из репертуара «старых» «Самоцветов»: «Синица» и «Наше лето».

 

Запись на этом прерывается, хотя я хотела рассказать в дневнике то, что рассказывала одногруппникам по учебному заведению. Но помню, как рассказывала о песне «Аты-баты», «Пламя» ее почти инсценировали. Ирина Шачнева - в новом белом платье, и остальные – в своих белых костюмах. На первом плане - шеренга солистов, в общем звучании выбивается голос  В. Малежика. Ирина Шачнева, проходя мимо шеренги, как бы невзначай, роняет белый платочек, который бросаются поднимать двое: С. Черепухин и И. Никитин. Но Ирина уходит с усатым гренадером – А. Колоколовым, а поднявший платочек, С. Черепухин, прижимая его к груди, следует за ними.

И обязательно исполнялась песня Сергея Березина «Всюду только ты». В ней есть строчки: «Саратов - на Волге, Ростов - на Дону, гляжу я на многих, а вижу одну…» Пел Ю. Редько. Полагаю, что в Саратове эта песня исполнялась тоже.

Концерт очень понравился. Остались довольны и те, кто пришел из-за оркестра Олега Лундстрема. Всё та же газета «Вечерний Ростов» поместила заметку о гастролях «Пламени» и это фото.

Из заметки

«Практически, на отечественной эстраде это один из немногих, если даже не единственный коллектив, завоевавший признание и популярность сразу же после своего создания. Первые же записи на радио и телевидении вызвали отклики слушателей и зрителей, принявших ансамбль сразу и безоговорочно. Так началась творческая биография «Пламени».  Первые гастрольные поездки по стране, убедили ребят в правильности выбранного пути – исполнении песен, которых, кроме «Пламени», никто не пел».

Это не совсем так. Ансамбли могли петь одни и те же песни, но в своей манере. Как, например, песни В. Шаинского или В. Добрынина.

Надо сказать, что в Ростов приезжали и другие ансамбли. Тогда был расцвет ВИА. Приезжал ансамбль «Надежда (вместе с «Пламенем») в сентябре 1976 года – им был тогда всего лишь год. Мне понравилось их выступление. Не понравились только солистки. Сольно, каждая из них, вполне хорошо пела, но на бэк-вокале они не пели, а верещали. Сейчас много оцифровано и выложено песен всевозможных ВИА в интернете. Послушайте песню «Ты сама придумала» в том давнем оригинале. К ним тогда примкнул певец Игорь Иванов, исполнивший суперпопулярную песню «Из вагантов», так что ансамбль неплохо заявил о себе, вот только солистки, которых хвалили за сольное исполнение, своим бэк-вокалом портили общее впечатление.

Были у нас и ВИА: «Чаривны гитары», «Красные маки», новые «Самоцветы», «Поющие сердца» и «Ариэль». О двух последних хочу сказать особо. Хорошие, профессиональные ансамбли.

У «Поющих сердец» руководителем бессменно был Виктор Векштейн. Возможно, этим и объяснялось их качественное исполнение. На радио или телевидении их почти не было слышно и видно, но на гастролях публика принимала их очень доброжелательно. Солистку ансамбля Антонину Жмакову (жену руководителя) не любили члены коллектива, считая, что она вносит в него разлад и тянет одеяло. Я подобное слышала и о других коллективах, но, тем не менее, пела она очень даже неплохо, а, главное, не была похожа ни на одну певицу, как и Ирина Шачнева. Послушайте песню «Ты мне больше не звони».

Ансамбль «Ариэль» нашел свой самобытный путь на советской эстраде. Да, так не звучал никто, их всегда можно было узнать, но популярности «Пламени» им достичь не удалось. Однако я с уважением отношусь к тому, что их музыкант, солист и руководитель Валерий Ярушин на протяжении долгих лет существования ансамбля, не менял его постоянный состав из шести человек. Правда, и их не минула чаша разборок в коллективе, что петь, как и за сколько. Но это произошло гораздо позднее, когда публике было уже не до концертов.

Но вернемся в 1979 год.

 

После поездки на Кубу «Пламя» не могли не пригласить в финал «Песни года» -78. И действительно, 1 января 1979 года они исполнили фестивальную песню «Это говорим мы». А вот «Идет солдат по городу» им пришлось разделить с украинским певцом Юрием Богатиковым и Краснознаменным военным ансамблем.

 

Потом наступило затишье в гастролях, на радио и на телевидении. Может быть «Пламя» и принимали участие в какой-либо передаче, но мне не доводилось ее видеть.

А в сентябре в ежемесячной телепередаче «Песня года-79» выступал один Валентин Дьяконов с песней «Красный конь». Выглядел хорошо, пел прекрасно. Я была уверена, что он попадет в финал. Валентин действительно выступил в финале «Песни-79», но сам концерт почему-то не произвел впечатления. А популярнейшую в том году песню «Пламени» «Аты-баты»  («Старая песня») исполнил вместо них Эдуард Хиль. Больше ансамбль «Пламя» в «Песнях года» я не видела.

                               Послесловие

С самого начала 1980-х годов, ВИА стали вытеснять рок-группы и… «Ласковый май». В Ростов приехали сразу несколько таких групп: «Магнетик-бенд», «Динамик» и еще одна эстонская группа, названия которой я не помню. Никакой лирики. Грохот, крик, вой, визг – не мое. Приезжал ли «Ласковый май»? Не помню, потому что тоже – не мое.

В 1983 году Ростов посетил ансамбль «Ариэль», в угоду моде назвавшийся рок-группой. Хотя пели по-прежнему.

«Пламя» приезжали к нам еще дважды, но в дневнике об этом уже ни строчки. Просто я помню: осень 1980 или 1981 года, «Пламя» гастролирует в здании филармонии. После огромного Дворца спорта ансамбль дал концерты в зале всего на 646 мест. И сам концерт прошел как-то вяло. Хотя песни были, в основном, лиричные: «Синие дожди», «Берег моря» и другие. На исполнителях были те самые костюмы горчичного цвета. Было ощущение угасания. Грустно.

Однако спустя год или два, ансамбль, словно встрепенулся-отряхнулся, полностью поменяв облик и репертуар. Вышла в свет пластинка «Время пик». Следует заметить, это было очень качественно, и лучше многих других, но это был совершенно другой ансамбль.

А еще через какое-то время уже, снова обновленное «Пламя» с солистом Григорием Рубцовым, окончательно не оставило ничего от себя прежнего.

Вторые «Самоцветы» Юрия Маликова такой всенародной любви, как первые, добиться не сумели. Да и как это сделать, если участники все время меняются? Были, конечно, и постоянные, но погоды они не делали. Сам Ю. Маликов признавался, что лучшие песни остались там - в первых «Самоцветах». Я с ним согласна. Хотя мне нравится песня «Все, что есть у меня», но не нравится исполнение, особенно солистки – Е. Кобзевой (Пресняковой). Я представила, что если бы ее спел ансамбль «Пламя» его золотым составом? Какой шедевр мог бы получиться! Думаю, Юрий Маликов всегда сожалел о Валентине, пытался найти ему замену: то А. Глызина в блондина покрасит, то А. Нефедова «школьную» песню петь заставит, но, увы.

Валентина Дьяконова я больше не видела, хотя все «Песни года» продолжала смотреть по-прежнему. Не знала, что он в середине 1980-х возвращался в «Пламя» (наверное, после гибели Ю. Редько).

Когда по телевизору в 1995 году показывали концерт, посвященный 35-летию ансамбля «Самоцветы», на который были приглашены все, когда-либо участвовавшие в нем музыканты и певцы, я вглядывалась в каждого, надеясь узнать в нем Валентина. Но лишь в конце на заключительной совместной песне я увидела похожего на него гитариста в темных очках где-то с краю. Думала, ну, не мог же Ю. Маликов не пригласить его! Он пригласил. И Валентин даже пел сольно, только телезрители этого не увидели.

 

Прошли годы, мне казалось, у меня уже нет кумиров. Ну, нравились один-два певца, но на концерты специально ради них я не ходила. Повзрослела.

Не стало проигрывателя (электрофона), раздала пластинки. Только «Самоцветы» (первые) и «Пламя» отдать не смогла. Не смогла расстаться, с тем, что так любила, хотя слушать их больше не на чем.

Зато появился плеер, и я купила диск ансамбля «Пламя». Это был оцифрованный сборник песен разных лет, но когда в наушниках зазвучал голос Валентина Дьяконова: «Ты за парту со мной снова рядом садишься…», я не сразу почувствовала, что по моим щекам текут слезы.

Я давно разучилась получать от чего-либо удовольствие, чувствовать наслаждение. Но когда из моего прошлого «переливами», «перезвонами» снова зазвучал волшебный голос Валентина, моя душа, будто на легком облаке, унеслась ввысь и там качалась на качелях из нежных лепестков. Мое раскрывшееся сердце околдовано им навек.

Я слушала любимые песни и лишь утвердилась во мнении, что лучше голоса Валентина Дьяконова природа пока не создала. Никто не превзошел его в исполнении песен Марка Фрадкина. Никто не спел, хотя бы на таком же уровне, песни «За того парня», «Красный конь», «У деревни Крюково». Последнюю песню лет двадцать после Валентина никто петь не отваживался.

Наши любимые ВИА и их легендарные солисты, войдут в анналы истории, в энциклопедии искусства и не будут забыты потомками.

Я спросила у взрослой дочери, кого из поющих ныне коллективов или певцов она будет вспоминать на склоне лет. Она затруднилась ответить. А я в 14 лет знала, что одного певца я не забуду никогда.

Хочется верить, что Валентин Дьяконов, пусть иногда, но читает наши признания ему в любви. Это малое, что мы можем сделать для него в знак благодарности за подаренную нам возможность прикоснуться к прекрасному. Может быть, они согреют его душу, как он согревал наши. Теперь, спустя полвека, понятно, что эта любовь навсегда, и сердца наши для него открыты.

 

Е. Игнатова

2020 г.

 

 

 

·

·

·

·

·

·

·

·

·

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!