Мотивация учебной деятельности

Тема: Музыкальная культура: песенный и танцевальный калейдоскоп Донецкого края.

Синтетическая содержательная линия:

Песенная и танцевальная культура Донецкого края.

ЦЕЛЬ: приобщение к культурному прошлому, формировать представления о песенной и танцевальной культуре родного края, развивать познавательную и творческую активность

ЗАДАЧИ.

1.воспитывать уважительное отношение к прошлому своего края.

2. рассказывать о музыкальных, песенных и танцевальных особенностях, которые развивались в нашем регионе;

3. характеризовать культурное достижения и устное народное творчество на Донбассе;

4. определять особенности жизни крепостной интеллигенции нашего края.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: приобщение к культуре своего народа через освоение музыкально-песенного и танцевального наследия прошлого, развитие умений анализировать и делать выводы.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создать визуальный образ артиста выступающего на ярмарках.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: партесное пение, крепостная интеллигенция

ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ:

Для учителя: презентация, компьютер, проектор.

Для учащихся: альбом, краски, карандаши.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: культуротворческая, направленная на изучение, сохранение и использование музыкального, песенного и танцевального наследия родного края.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ: изображения ярмарочных артистов, народной плясовой.

РЕРАЙТИНГ: 1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. – 1990. – №8.

2. Бикмулина И.В. Род Иловайских // Летопись Донбасса: краеведческий сборник. – Донецк, 1997. – Вып. 4-5. – С.58-60.

3. Гнатко О.И. Ветер с дальнего поля: записки о шахтѐрской жизни. / О.И.Гнатко – Донецк: Апекс, 2003. – 161 с.

4. Дневниковые записи С.Д. Шереметьева о С.Ю. Витте // Отечественная история. – 1998. – №2. – С.149-163.

5. Олефиренко Вадим. Дума и песня. Источники литературного краеведения. Донбасс. - 5 '93 спецвыпуск

6. https://belayaistoriya.ru/blog/43087597214/Lyubimyie-yarmarochnyie-zabavyi-na-Rusi

ПАЛИТРА УРОКА

1. Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Народное музыкальное искусство нашего края имеет многовековые традиции и отражает историю культуры её народа. Вокальное, вокально-инструментальное, музыкально-танцевальное народное творчество отличается жанровым богатством.

Какие памятники народной музыки, сохранившиеся до нашего времени, вы знаете?

Ответы учащихся: календарные (колядки, песни весеннего цикла…) и семейно-обрядовые песни (свадебные, плачи, детский фольклор, купальские…)

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ни одно предшествующее столетие в культуре не отличалось такой пестротой, обилием противоречий, сложностью взаимоотношения различных по своей направленности тенденций, как XVIII и начало XIX веков. Новые веяния постепенно расшатывали устои старого религиозного мировоззрения, проникая в различные области культуры. Не осталось в стороне от борьбы направлений и церковно-певческое искусство, в котором утверждается стиль партесного многоголосия, постепенно оттеснявший старое одноголосное исполнение. Первые опыты многоголосного исполнения церковных песнопений возникли еще до середины XVII века в рамках знаменного распева, получив наименование строчного пения, многоголосные распевы плотно вошли в вокально-хоровое пение уже в начале XVIII столетия.

 

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (partes- голоса) – стиль хоровой многоголосной хоровой музыки XVII- XVIII ст.

Светская музыка развивалась в городах и в крупных помещичьих усадьбах. Богатые помещики содержали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы. При некоторых усадебных капеллах действовали школы, готовившие музыкантов различных профилей, певцов и артистов балета. Так появилась крепостная интеллигенция.

КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – прослойка людей творческого труда – учёные, художники, музыканты, актёры, писатели, вышедшие из среды крепостных крестьян.

Появление крепостной интеллигенции свидетельствовало о творческой энергии народных масс, которая не угасала даже в условиях тяжёлого социального и национального гнёта. Лишь незначительной части крепостной интеллигенции удавалось освободиться от крепостной зависимости, получить надлежащее образование и достичь вершин мастерства.

Наряду с традиционными видами песенного фольклора возникли новые жанры. Определились основные темы, сюжеты, образы. С народной музыкой и другими видами народного музыкального искусства тесно связан танец, зародившийся в обрядовых действах и постепенно развившийся в самостоятельный вид искусства. В 18-19 веках сформировались национальные особенности народной хореографии, определились типичные танцевальные движения. В народных танцах отражены трудовые процессы, героизм, мужество, семейные взаимоотношения.

Народные праздники и обряды способствовали развитию устного народного творчества, духовному обогащению широких слоев населения. К концу XIX в. особое место в Донбассе приобретает ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер, однако ярмарки всегда сопровождались выступлениями артистов. Только в Бахмуте ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришино, Калиновка, Верхнее.

4. Социализация новых знаний.

Пёстрая и шумная ярмарка - это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же. Объединившись в группы и используя подготовленный текст, расскажите о хороводах, плясках и скоморохах происходивших на ярмарочных гуляньях.

Работа в группах:

Группа №1 «Хороводы»

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.
Группа №2 «Пляски»

О пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.
Группа №3 «Скоморохи».

С коморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи танцевали, пели, занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви.
5. Закрепление изученного материала:

Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках устраивали различные ________________, ставили _________. Выступали на ярмарках __________________. Они показывали различные ________________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ________________, ______________, ________________ ____. Любимыми забавами были _______________, _________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, скоморохи, небогатые купцы, хороводы, владельцы небольших предприятий, разные служащие, пляски.
(Текст для проверки:
На городских ярмарках устраивали различные соревнования, ставили карусели. Выступали на ярмарках скоморохи. Они показывали различные представления. В этих гуляньях участвовали горожане победнее: небогатые купцы, разные служащие, владельцы небольших предприятий, ремесленники. Любимыми забавами были пляски и хороводы).

6 . АРТ-ПРАКТИКА

С оздать визуальный образ народной плясовой или артиста выступающего на ярмарках.

Рефлексия.

Обучаемые по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

-было интересно…

-сегодня я узнал…

-сегодня я запомнил, что …

-мне захотелось …

-меня удивило …

Подведение итогов.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!