Любовный треугольник в романе. Суть эволюции отношении Лежнева к Рудину



Особенности решения Тургеневым проблемы «лишнего человека»

Многое из того, что и как было сказано Тургеневым о «лишнем человеке» в произведениях 40-первой половины 50-х годов, относится к Рудину. Однако в то же время образ Рудина несет в себе и существенно новое. Тургенев не ограничивается только показом героя с психологической стороны. Широко дается его идейная жизнь, его общественные устремления, рассказывается о попытках практической деятельности. Противоречия с окружающей средой выступают не только в узколичном плане, но и как противоречия между косным реакционным миром и человеком, стремящимся к прогрессу. В краткой экспозиции (первые две главы) Тургенев не только обрисовывает в основных чертах ту социальную среду, во взаимоотношениях с которой будет раскрываться образ главного героя, но и подготавливает эмоционально его появление, своеобразно используя при этом прием контраста. В салоне аристократки Ласунской ожидают новое, интересное лицо: барона и камер-юнкера Муфеля, автора научной статьи. Когда вместо него приезжает Рудин, общество разочаровано. Имя его никому неизвестно, одет он очень посредственно», производит впечатление человека незначительного. Вначале разговор идет натянуто. Хозяйка салона принимает нового гостя холодно-любезно. Тем сильнее эффект, когда Рудин неожиданно, самым блестящим образом, побивает в споре признанного умника Пигасова. Вскоре Рудин завладевает вниманием всего общества.

Особенно важна для конкретно-исторической обрисовки образа Рудина его речевая характеристика, которая тщательно выписывается автором. Именно через речевую характеристику сразу создается представление о передовом человеке 30-40-х годов, в молодости активном участнике студенческих кружков, всецело погруженном в мир философских идей и ищущем в нем общих основ для существования и деятельности, человеке, жизнь которого отдается пропаганде этих идей и теоретическим спорам. Тургенев не делает Рудина приверженцем какой-то определенной философской системы и тем достигает большей типизации при изображении русского идеалиста и романтика-мечтателя, преломляющего по-своему идеи немецкой классической философии.

Однако, показывая духовное превосходство героя над средой, его окружающей, Тургенев дает понять, что у героя есть существенные слабости. Тургенев указывает на некоторые характерные противоречия Рудина, как типического героя своего времени: речи Рудина хотя и звали людей посвятить себя большой цели, но оставались абстрактными, что отражало историческую слабость русской общественной мысли на том ее этапе, когда ответы на животрепещущие вопросы современности искались в идеалистической философии; проповедь жизни во имя человечества, призыв надломить эгоизм своей личности у него сочетается с представлением о себе как об избранной натуре, что было связано с замкнутостью того круга дворянской интеллигенции, где вырабатывались передовые идеи.

В дальнейшем Тургеневым заостряется внимание на противоречиях героя, на том, чем именно он слаб. Рудин остается в доме Ласунской на каком-то неопределенном положении. Он состоит при особе Дарьи Михайловны Ласунской и развлекает ее своими рассуждениями; становится ее доверенным лицом и входит во все мелочи ее дел; предлагает свои планы, которыми она на словах восхищается, но, в действительности, однако, пренебрегает; занимает у нее и соседних помещиков деньги; снисходительно принимает то поклонение, которым его начинают окружать, и в то же время сторонится людей, в которых чувствует к себе критическое отношение. Однако главный порок Рудина в том, что он не умеет от слов перейти к делу, что горячие слова о деле не являются для него непосредственным побуждением к действию, а заменяют само дело, что он пасует перед трудностями жизни.

Поклонение молодежи и отсутствие выхода в широкую сферу общественной деятельности развивали у Рудина мелочные стороны характера: непомерное самолюбие, тщеславие, высокомерие.

Месяцы, проведенные под кровлей аристократки Ласунской, сказались для Рудина еще одним большим жизненным уроком. История его отношений к Наталье заставила Рудина глубже заглянуть в самого себя, сурово осудить свои слабости, задуматься над дальнейшими путями своей жизни.

Любовный треугольник в романе. Суть эволюции отношении Лежнева к Рудину

«Рудин» - один из тех романов, который можно перечитывать многократно, и каждый раз находить новый смысл. Это произведение и о любви, и о различных мировоззрениях, и о дружбе, и о молодости, которая незаметно превращается в зрелость, и о том, как человек меняется с годами.
Два героя романа, друзья со студенческой скамьи, люди с противоположным образом жизни – Рудин и Лежнев. На страницах книги мы проследили, как постепенно меняются взгляды второго на первого.
Впервые читатель видит Лежнева сгорбленным, «запыленным, с фуражкой на затылке, из-под которой беспорядочно торчали косицы желтых волос». И, конечно же, он едет на дрожках, занятый хозяйственными делами и заботами. Немногословный, практичный, рассудительный, прагматичный и нелюдимый, но при этом «славный человек» – таким Лежнева представляют соседи. Когда-то он учился вместе с Рудиным, даже близко дружил с ним, но с самого начала мы видим его негативное отношение к главному герою. Лежнев обвиняет Рудина в том, что ему не хватает рассудительности, что за его красноречивыми словами не кроется никакого смысла, что он любит влезать в жизнь других людей и склонен к интригам. Однако в конце романа Михаил Михайлович проникается к другу истинным уважением и даже приглашает его к себе домой. Почему же отношение Лежнева к Рудину так сильно изменилось?
Несмотря на неприязнь, Рудин оказывал влияние на жизнь Лежнева. После встречи в более зрелом возрасте, оглянувшись назад, Михаил Михайлович понял, что Рудин своими речами не делал лучше свое существование, но вносил порядок в мысли окружающих и призывал их действовать, а не сидеть на месте. Выполняя роль вдохновителя, стремясь сделать добро всему миру, Рудин не мог разобраться с собственной жизнью. Он провел ее, скитаясь по разным городам и странам, пытаясь осуществлять утопические проекты, не приносящие ни денег, ни морального удовлетворения. Вечный поиск чего-то – вот это и привлекло Лежнева в Рудине.
К чему же пришли герои в конце романа? У Лежнева появились жена и дети, хозяйство, дом… Рудин, без гроша в кармане, после многих неудачных попыток остановится, погибает на французских баррикадах «за идею, в которую и сам не очень-то верил». В этом и заключается главное отличие Лежнева от Рудина и то, чем Лежнев восхищался: забыв о себе, пытаться сделать мир лучше, ставить перед собой великие цели во имя великой идеи.

Пейзаж в романе

Чувствует ли Наталья что-то фальшивое в их с Рудиным отношениях? Предвидит ли она наступление бед? Или же просто в слезах прощается с беззаботным прошлым? Мы не знаем. Но отчего автор не придет нам на помощь? Отчего не объяснит, не введет во внутренний мир героини? Писатель точно сам в недоумении восклицает: «О чем она плакала – Бог ведает!» Так скрывается важнейший закон творчества Тургенева, который гласит: «Психолог должен исчезнуть в художнике…». В отличие от Гончарова, Л.Толстого Тургенев не признавал внутреннего монолога, аналитического проникновения в душу персонажа. Он считал недостаточно даровитым автора, который «в наших глазах, так сказать, забирается в душу каждого из лиц, им созданных».

Писатель стремился показать внутреннюю жизнь персонажей через их восприятие природы, музыки, путем лирических реминисценций. Наконец, многое могут открыть манера поведения, жесты героев.

В поведении потрясенной чувством Натальи автор выделяет как типическую черту – слезы, текущие «как вода из давно накопившегося родника». В поведении героя акцентируется мимический компонент: «постоял, встряхнул волосами и удалился», «он выпрямил свой стан, встряхнул кудрями и пошел». Этот достаточно легкомысленный жест подтверждает его не слишком серьезное отношение к происходящему меж ним и Натальей.

Пейзаж в романе служит раскрытию характеров и выражает нравственные идеалы автора. Само действие начинается с пейзажной зарисовки: «Было тихое летнее утро…»

Природа помогает понять внутреннее состояние героев. Если внимательно приглядеться, свои краткие, изумительные по меткости сравнительные характеристики Тургенев берет из области природных явлений. Что может быть точнее замечания о том, что вкрадчивый Пандалевский ступает «осторожно, как кот»! Про старую, молчаливую французскую гувернантку Натальи Ласунской, привыкшую жить в чужих людях, мы достаточно узнаем по ее взгляду – как у «старых, очень умных легавых собак». Надменная Дарья Михайловна, узнав о свиданиях дочери, мгновенно меняет свое отношение к Рудину – «так вода внезапно превращается в твердый лед». Волынцев, почувствовав охлаждение к нему Натальи, «глядел грустным зайцем». Порой персонажи сами точно определяют себя. «Я не заводская лошадь – к выводке не привык», – заявляет Лежнев после визита Ласунской. Наибольшее число сравнений, разумеется, относится к центральному герою, который «носится …среди.. недоразумений и путаницы, как ласточка над прудом», привык «каждое движение жизни, и своей и чужой, пришпиливать словом, как бабочку булавкой».

Зачастую подобные сравнения перетекают в развернутые метафоры. Переживания Натальи после крушения первой любви автор передает через метафорическое сопоставление с вечерними сумерками: «Вспомнила Наталья свое детство, когда, бывало, гуляя вечером, он всегда старалась идти по направлению к светлому краю неба, там, где заря горела, а не к темному. Темна стояла теперь жизнь перед нею, и спиной она обратилась к свету...»

Пейзаж гармонирует с душевным состоянием персонажей. Когда Наталья переживает, вместе с нею плачет природа: «Крупные, сверкающие капли сыпались быстро <...>, точно алмазы». В известной сцене признания в беседке окружающий природный мир подтверждает надежды девушки, ее ожидание счастья: «Небо почти очистилось, когда Наталья пошла в сад. От него веяло свежестью и тишиной, той кроткой и счастливой тишиной, на которую сердце человека отзовется сладким томлением тайного сочувствия и неопределенных желаний…» Напротив, зловещая тишина вокруг Авдюхина пруда предвещает, что это свидание не будет счастливым: «Редкие остовы громадных деревьев высились какими-то унылыми призраками над низкой порослью кустов. Жутко было смотреть на них <…>. Невеселое было утро».

Лирические реминисценции. Как художник, Тургенев в этих двух пейзажных этюдах (счастливого и драматического свиданий) вполне самостоятелен. И в то же время толчком к созданию двух этих пейзажей оказывается реминисценция одного пушкинского отрывка, знаменитого отрывка «Евгения Онегина», начинающегося словами: «Любви все возрасты покорны…» А далее поэт говорит о различии в переживании чувства. Люди молодые, подобные Наталье,

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют…

Так нравственно «созревает» тургеневская героиня в летнем саду, после легкой грозы. Пейзаж Авдюхина пруда, данный глазами Рудина, совпадает с пушкинским суждением о любовном увлечении «в возраст поздний и бесплодный»:

….На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!