Астарта, Афродита, Кибела – культ Великой богини



Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 2

Женские культы Древнего мира………………………………………………………….. 3

Астарта, Афродита, Кибела (Рея) – культ Великой богини…………………………….   6

Оргиастические культы и храмовая проституция……………………………………….. 9

Экстатические культы и праздники в честь Аттиса (Адониса) и Диониса…………….. 12

Заключение…………………………………………………………………………………. 15

Список литература…………………………………………………………………………. 16

 

 

Введение

 

 

     В начале своей работы я хотела сказать несколько слов о Лукиане Самосатском, так как именно его произведение легло в основу моей работы об экстатических (оргиастических) культах.

Лукиан – греческий писатель сатирик, живший около 125 года н.э., более известный как Лукиан из Самосаты. Лукиан получил блестящее ораторское образование, позже примкнув к софистическому направлению философии. Очень часто его называют «первым писателем-фантастом», благодаря его «фантастическим» произведениям, однако мне бы хотелось обратить внимание на произведение, которое больше основывается на воспоминаниях самого автора.

 Итак, автор повествует нам об так называемом «священном» городе в Сирии, который посвящён Гере ассирийской. Город был знаменит пышными празднествами, которые сопровождались народными гуляньями, винопитием, оргиями и жертвоприношениями. Сам автор, как известно, не участвовал в известных праздниках, справляемых в том городе, он рассказывает нам удивительные истории со слов жрецов и лишь о том, что видел своими глазами.

Мне бы больше хотелось показать не сколько содержательность этих празднеств, сколько рассказать о культах, поклонениях, верованиях и нравах данных народов. Изучить причинности служений тем или иным богам и их почитание за какие-либо определённые качества. 

    Лукиан рассказывает о святилищах, которые посвящены Астарте – финикийской богине плодородия, которая часто отождествляется с греческой богиней Афродитой, египетской богиней Исидой и ассирийской богиней Иштар; об святилищах Афродиты библосской, в храме которой совершались оргии в честь Адониса, бога весны, умирающей и воскресающей природы; о храмах в честь Геры – покровительницы любви и домашнего очага; о богине Реи и боге Дионисе. Именно о них я хотела бы написать более подробно, так как они связаны с оргиастическими культами и поклонениями и несли в себе идеи красоты и любви.

В изучении экстатических культов важно рассмотреть не только историю оргиастических культов, но и историю оргий вообще, так как она связана с историей Древних народов, с их верованиями, мировоззрением и мировосприятием.

Один из самых интересных вопросов, который не раз затрагивается Лукианом – это вопрос о роли проституции в Древнем мире, рассмотрение которого также необходимо для понимания полной религиозной картины того времени.

Как культы Древнего мира влияли на повседневную жизнь людей? Какой смысл они содержали в себе? Кому были посвящены многочисленные праздники, оргии, поклонения? Кому люди возводили храмы? Почему это было для них настолько важным и священным? Какую роль играла проституция в религиозных праздниках?

Мне бы хотелось обозначить роль женских и мужских культов, рассмотреть феномены оргий, фаллических культов, проституции и женской сексуальности, основываясь непосредственно на конкретных образах-божествах, а также показать роль религии и религиозных представлений человека для всего общества.

 

 

Женские культы Древнего мира.

Культ – это, прежде всего, форма религиозного действия, которая включает в себя какие-либо обряды и церемонии. Таким образом, культ всегда направлен на сферу сакрального (священного). Он подразумевает под собой определённое отношение человека, поведение и почитание. Для религии вообще, культ играет очень важную роль, придаёт ей отличительные черты, позволяет из совокупного верования вычленить главное, основное, определяющее.

Для общества в целом, культ может служить связующим звеном общественного сознания, а так же сохранять синкретизм сознания и мышления, что является важным для формирования общества и определённого его развития. Однако наряду со всем этим, на этой основе нередко возникают предрассудки и стереотипность. Но религиозное сознание, основанное на культивировании тех или иных божеств, образов, явлений всегда стоит выше этого, так как соприкасается со священной областью человеческого существования, соприкасается со священной мифологией того периода, которая играет определяющую роль в устройстве повседневной жизни каждого человека.

Что касается экстатических культов, то они, несомненно, связанны с почитанием женских и мужских божеств. Однако женские и мужские божества очень чётко разграничивались, впрочем, как и разграничивались между собой. И также очень важно вычленить эту особенность, которая отличает культ одного бога от какого-либо другого.

Наиболее частая форма поклонения, развитая именно в земледельческих цивилизациях (основанная на земледелии и плодородии) – это почитание образа молодых женщин, образа дерево- богини или богини-матери. Образ молодой женщины тем самым выступает как идея плодоприношения матери-природы. Так, почитание богинь, олицетворяющих молодость, плодовитость и любовь, ассоциировалось с культами плодородия растений, которые давали жизнь всей земле и всему живому.

Земледелие на первоначальном этапе развития человечества было занятием женщин, произошедшим от собирательства, и потому культ Богини-Матери получал дополнительный импульс. Плодовитость женщины в представлении первых земледельцев была магическим образом связана с плодородием земли. Земля, почва были уподоблены женщине, засеянная нива — женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из зерна новых колосьев было уподоблено рождению ребенка. И потому, чтобы способствовать хорошим урожаям, равно как и высокой рождаемости, почитали Богиню-Мать. Уподобляя женщину земле, различными магическими ритуалами древние люди стремились соединить силу женского плодородия с полями и садами. Эти обряды могли иметь различный вид: ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротические пляски и церемонии, оргиастические празднества в честь Иштар в Месопотамии и Кибелы в Малой Азии. Такие празднества чаще всего приурочены к смене сезонов года, что говорит об их принадлежности к значениям природных циклов, продления человеческого рода во втором случае. Именно поэтому нередко встречаются ритуалы поклонений женщин, ждущих ребёнка, деревьям, растениям и природным силам вообще.

  Таким образом, мы видим два культа, один из которых олицетворяет землю-мать, в образе женщины, а другой – это женщина, как сама природа, дающая жизнь, как бы олицетворяя женское начало вообще.

Исходя из этой идеи, можно уже говорить о значении древних фигурок, изображающих людей. Нетрудно заметить, что женские образы изображаются с весьма утрированными половыми органами в области таза и груди, что говорит о значении половых органов для человека Древнего мира, который превращал их в символ, так как благодаря этим органам, происходит продление рода. В глубокой древности культ женского начала был характерен почти всех народов, населявших Евроазиатский материк. Большинство археологов считают, что эти фигурки и были фигурками-идолами Богини-Матери, культ которой в первобытную эпоху носил универсальный характер. Богиня-мать считалась олицетворением всей природы, матерью всех растений и животных.

Так, в земледельческих цивилизациях укореняется связь между образами богини-матери и богини-земли.

   Именно от этого представления возникает образ женщины со змеёй, которая символизирует принадлежность к Земле. Змея олицетворяет не только принадлежность непосредственно к земле, но также несёт идею домашнего очага, некоторую сексуальность, которой наделяли образ змеи в Древнем мире, а уже отсюда идею порождающей энергии.

На основе всех этих представлений человек тесно связывается с космопланетными ритмами, ритмами природы и космоса, которые определяют его мировоззрение, уравновешивают его повседневную жизнь.

Позднее, в основе первобытного культа Богини-Матери возникает почитание великих богинь: Исиды - в Египте, Инанны-Иштар - в Месопотамии, Кибелы - в Малой Азии, Ма - во Фракии и на Крите, Астарты – в Сирии. В Древней Греции функции Богини-Матери распределялись между Геей, Деметрой, Артемидой, Афродитой и Афиной, а в Древнем Риме - Теллус, Церерой, Дианой и Венерой.

Но почитание женского начала связано далеко не только с плодовитостью, очень большую роль играет эротический аспект, значение брака, тайная сила женщины и способность к магии, сексуальность, проворность и целомудрие. Об этих феноменах женской природы мне хотелось бы рассказать более подробно.

Практически в любой культуре есть представление о священном браке: В лидийской традиции эротический аспект следует воспринимать как сакральный. Именно благодаря соединению двух начал: мужского и женского, возникает совершенно новая жизнь. С тем же самым представлением связан на Востоке сакральный брак между богиней Иштар (в Финикии богиня Астарта) и Таммуза, а именно брак, означающий соединение царя и богини. Таким образом, значение этого брака – возрождать год – базовый цикл времени и начала плодородия.

Вся жизнь древнего индийца осмысливалась как цикл жертвоприношений, где брак был важнейшим обрядом. Так, не вступивший в брак человек считался не совершившим жертвоприношение, что являлось недопустимым.

В экстатических культах жертвоприношение и эротизм играют главенствующие роли. В мифологии жертвоприношение и первотворение тесно переплетены и совершаются при соединении двух полярных начал.

Таким образом, в пантеоне богов чтился брак Афродиты с Гефестом, с самым искусным и самым некрасивым из всех богов, однако у Афродиты были дети и от Диониса и от Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминание о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, рождённые в этом браке: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). Как известно, Афродита безумно любила Адониса, мы можем также услышать от такого писателя как Харет из Метилены, что и у них были дети: Гистапс и Зариадр. Может именно поэтому, в Библе, в городе, посвящённому Адонису, справляют оргии в храме Афродиты, хотя посвящены они именно Адонису.

Также нам известен брак Зевса и Геры, Кроноса и Реи, Астарты и Таммуза.

Уже в самых древних мифах о браках богов мы сталкиваемся с сакральной силой, которой наделена женщина. Будь это способность к магии, дар интуиции или искусство соблазнения, но также известно, что эта сила способна как на созидание, так и на жестокое разрушение. Подтверждение этому мы находим у Лукиана из Самосаты, который пишет о могущественной силе Геры, которая велела выстроить Стратонике, жене ассирийского царя, храм в честь неё, но за неповиновение великой богине, Стратонику настигла тяжёлая болезнь.

Другая история, которая обеспечила мир среди богов благодаря искусству соблазнения – это миф про Астарту, которая соблазнила бога моря Йаму, дабы он уменьшил богам дань. Однако, безумно влюбившись в Астарту, бог Йаму приказал отдавать дань драгоценностями. И лишь просьба великой Астарты помогла богам уговорить Йаму отказаться вовсе от платы.
В текстах Угарита Астарта упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина, кормящая двух младенцев. На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Если мы будем рассматривать женские статуэтки Древнего мира, то увидим, что богини и женщины изображались по-разному. Одна часть – это беременные женщины, с преувеличенными областями таза и груди, о которых я уже упоминала. Другие же имеют весьма удлинённые пропорции тела, часто со слабыми признаками пола. Из этого следует и то, что изображение старых женщин, молодых или беременных несли в себе различные идеи, а значит и особенности поклонений.

Так, например, поклонение Геры связано с культом домашнего очага и плодородия, в то время как богиня Астарта изображается как «нагая всадница, метающая стрелы».

Многие учёные считают, что изображение статуэток в виде беременных, «тучных» женщин сводилось к тому, что в том обществе, где делали такие статуэтки, образ беременной женщины ценился за особенную свою красоту. Беременная женщина считалась на пике своей привлекательности, и тем самым подчёркивали эту привлекательность.

Для привлечения плодородных сил природы женщины должны были работать на полях исключительно без одежды, тем самым как бы больше уподобиться природе, подчеркнуть наготу своего тела. При совершении многих ритуальных обрядов женщины также оставались совсем без одежды.

Женщина часто выступала не только как богиня любви или матери, она была и покровительницей охоты. Оставшись дома, женщина могла влиять не только на исход охоты, но и размножение дичи. Именно поэтому ей необходимо было придерживаться очень строгих правил, основанных в большинстве случаев на принципе подобия.

Л. Я. Штейнберг, советский этнограф, отмечал, что великие Праматери исторических народов – и Кибела, и Рея, и Парвати – были  первоначально богинями зверей и гор.

Лукиан повествует о храме в честь богини Реи, которая изображается так: богиню несут львы, на руках у неё тимпан, на голове – башня. Таким образом они подчёркивали в ней силу и смелость. В честь Реи проводились многочисленные экстатические культы.

В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Реи-Кибелы, культ которой отличался оргиастическим характером. Свиту Реи на Крите составляли куреты и корибанты.

То, что культы связаны с плодородием и женской красотой и привлекательностью очевидно на примере фрагментов эпиталамиев Сапфо, которые воспевают преимущественно Афродиту:

 

«Почтила выше всех тебя Афродита.

Стоит лишь взглянуть на тебя такую,

Кто же станет сравнивать с Гермионой!»

   

Говоря о женских культах важно отметить, что генезис женских культов обусловлен не только сексуально-репродуктивными основаниями, но и появлением специфических женских занятий.

Животворная сущность некоторых богинь сопрягается с экстатическим возбуждением, сексуальной страстностью, обращённой на представителей мужского пола. В греческом почитании Великой матери богини любви выступают не столько в виде образа матери, сколько в образе любовницы.

В мифологических повествованиях об Адонисе сексуальность хтонической богини демонизирована и явлена в качестве смертоносной силы, губительной для мужчин. В представлениях об оргиастических культах женщина могла выступать в образе «кровожадного демона», одержимого сексуальной страстью.

Ближневосточный культ Великой Матери приобретает черты Великой блудницы.

Таким образом, женщина Древнего мира играла не только большую роль, но и могла существенно влиять на положение людей и в природе, и в обществе.

       Ученые связывают почитание женского начала с матриархатом, царившим в древнейших обществах, в которых вся жизнь человеческого коллектива была сконцентрирована вокруг женщины. Женщина была не только продолжательницей рода; Все привычки, нормы поведения и традиции передавались через женщину. Поэтому культ Богини-Матери занимал абсолютное, доминирующее положение в религиозных верованиях.

В представлениях древних людей мужчина не играл никакой роли в деле продолжения рода, и первоначально мужское начало мыслилось как более слабое и зависимое от великого женского божества. Это нашло свое отражение в мифе о смертном любовнике Богини (Кибела и Аттис, Афродита и Адонис).

 

Астарта, Афродита, Кибела – культ Великой богини

 Астарта - греческое звучание богини Иштар, заимствованное греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите, упоминается с XIV века до н. э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет, у южносемитских Аштерт. Её культ был известен в Израиле с 10 по VIII век до н. э. Наиболее часто упоминается в текстах Библии. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию.

 Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты — Урании, которая изображалась в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту — Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней — воительницей, дочерью бога — творца Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин.

Сирийская Астарта больше известна под сложным именем Атаргатис. У исследователей того периода существуют совершенно разные предположения о значении этого имени.

Первое предположение о том, что культ, совершаемый в Гиерополе, который Лукиан описывает подробно и по собственным наблюдениям, вполне подтверждает происхождение имени Атаргатис из соединения двух имен Атар и Аттиса. Тут были соединены два культа, Астарты и Адониса, о чем же сообщает и Лукиан по поводу храма Астарты в Библосе. Аттис — это лидийский Адонис. Существует лишь одна разница между мифами Аттиса и Адониса, именно: Аттис умирает от самооскопления.Этому факту вполне соответствует дикий и страстно-чувственный характер культа, совершавшегося в честь Атаргатис в Гиераполе. При входе в храм были расставлены фаллосы и находились непристойные знаки культа Астарты. Многочисленная толпа оскопленных (галлы, с архигаллом во главе) в женских одеждах совершала служение богине; другие, возбужденные доводившим до экстаза богослужением, при котором они под танцы и музыку резали себе руки до крови, оскопляли себя в честь богини. Кроме того, Лукиан приводит три факта, которые характеризуют Атаргатис как богиню воды. Он рассказывает, что ей вместе с голубем посвящены были также и рыбы и что в ее праздники, бывшие два раза в год, в храм ее приносилась вода. В Аскалоне, где богиня эта изображалась с рыбьим туловищем, храм был построен на берегу богатого рыбой священного озера. Однако все объяснения касательно рыбьего вида Атаргатис представляют лишь позднейшие мифологические толкования. Атаргатис в Гиераполе изображалась без рыбьего туловища. Лукиан, описывая золотые изображения двух сидящих божеств, называет их Герой и Зевсом. Вероятно, изображения эти представляли Атаргатис и Хадада. Атаргатис изображается везомой львами, а Хадад восседающим на быках. Первая, по словам Лукиана, имеет больше всего сходства с Герой, но также и со многими другими греческими богинями. В одной руке она держит скипетр, а в другой веретено; на голове ее, окруженной лучами, находится башня. Богиня эта опоясана великолепным поясом, который обыкновенно украшает только Уранию (Венеру), на голове же у нее драгоценный камень, приносящий счастье, который ночью блеском своим освещает все святилище. Между этими двумя божескими изображениями помещено третье, резное, без всякого особенного признака, но с золотым голубем на голове (священный символ Астарты). Изображение это два раза в году во время праздника выносилось на море. Если Атаргатис почиталась в Гелиополе и в других местах богиней вод, то это объясняется тем, что сирийская Астарта, в качестве богини луны, посылала влажность, а вместе с тем и плодородие. Как богиня луны она обозначается присутствием лучей и лунных эмблем.

По другим представлениям, Атаргатис, также Деркето — греческое искажение арамейского имени Астарты - Атаргата или Тарата. Согласно Страбону, её настоящее имя Афара, хотя Ктесий называет ее Деркето. Атаргатис - это сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Лукиан упоминает её как мать Семирамиды, ее изображение в Гелиополе в виде рыбы.

Многие учёные склоняются к тому, что Атаргатис – это слияние богини Астарты и Анат – западносемитской богини.

 

Лукиан описывает удивительную историю о том, что во время празднества в честь Адониса в храме Афродиты библосской справляются оргии, которые сопровождаются истязаниями, печалью и слезами, после чего они должны обрить себе головы, как египтяне, когда умирает Апис. В случае неповиновения, женщины должны были в течение одного дня продаваться на площади; плата же, которую они получали, приносилась в дар Афродите.

Эта история заставляет серьёзно задуматься, какое значение могло иметь такое наказание и почему деньги даровались в честь богини Афродиты.

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии покровительница красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену, так называемый Афос. Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах же Афродита выступала как богиня браков и родов. Таким образом, она отождествляется в Сирии с богиней Астартой и ассирийской Иштар. Служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности, именно поэтому гетеры считали её своей богиней.

Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.

Афродита символизировала силу природы. Её имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия, вечнотекущей жизни. Любовные отношения были всё-таки доминирующей сферой деяний Афродиты. Силе любви, которую воплощала в себе Афродита, подчинялись не только люди, но и боги.

Однако с Афродитой связана не только любовь и радость желания, но и кокетство и обман. Именно поэтому мифы об Афродите насыщены историями о страстях Афродиты ко многим героям и любовью к некоторым богам.

В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь (Астарта) и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина.

В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе. У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становиться нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран.

Богиня Кибела (в Сирии она имеет значиться как богиня Рея) - первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии. Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили.

Как известно, Кибела-Рея знаменита мифом про Аттиса. Существует несколько легенд об Аттисе и Кибеле, из которых мы узнаём, что сама Кибела (Рея) оскопила любимого Аттиса за нарушение обета безбрачия.

Март был временем Мистерий Кибелы и Аттиса. В центре этих священных таинственных церемоний были смерть и новое рождение Аттиса. Иногда во время процессии некоторые молодые люди, придя в экстаз, кастрировали себя. Все жрицы Кибелы кастрировались в знак уважения к Аттису. Задолго до пришествия солнечного бога Митры, в честь Кибелы приносились в жертву быки, а сторонники ее культа окроплялись их кровью.
Кибела появлялась всегда на золотой колеснице, с короной в виде зубчатой башни на голове, диких львов и пантер (львы были впряжены и в её колесницу). Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Из этимологий трёх богинь мы видим, что в целом они представляют один и тот же культ, который имеет различия лишь в мифологических описаниях. Куль Великой Матери, красоты, любви, охоты и войны.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!