Философская концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей.

Понятие мировоззрения. Значение мировоззрения в жизни людей.

Под мировоззрением обычно понимают систему общих представлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизненные ориентиры и нормы поведения индивида.

Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Вместе с тем имеет смысл рассматривать и социальное мировоззрение, которое формируется па основе индивидуальных мировоззрений.

Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.

Любое мировоззрение — многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания: чувства, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оценки,

нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные составляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоизменениям

и развитию.

Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение — чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание — рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:

1) знания — повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);

2) ценности и оценки — определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень);

3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень);

4) убеждения — степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

Исторические типы мировоззрений:

• мифологическое

• религиозное

• философское

Значение (функции) мировоззрения в деятельности людей:

· дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности;

· через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;

· на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

2. Понятие философии. Предмет философии.

Согласно распространенному определению, философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, по и множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.

Представления о предмете философии весьма многочисленны и различны. Конструирование самого понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII—VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости». В современном понимании предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни.

3. Основные функции философии.

1) Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

2) Онтологическая – философия является учением о бытии, его формах и способах.

3) Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

4) Методологическая – выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

5) Логическая – анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

6) Аксиологическая –  связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода ценностей: нравственных, социальных, идеологических, эстетических, т.д.

7) Эвристическая – ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

8) Гуманистическая – ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

9) Критическая – критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

10) Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.  

4. Сходства и отличия философии и религии.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Философия по целостности и универсальности выдвигаемых ею перед собой задач есть не что иное как мировоззрение, т. е. выработка и обоснование представлений и взглядов о мире в целом: о природе, обществе, человеке в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Такие же цели ставит перед собой и религия. Философия исторически пыталась, подобно религии, усмотреть единое, универсальное основание всего сущего в сущностях и качествах духовно-идеального порядка, часто включая в их число Бога.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

5. Сходства и отличия философии и науки.

Многое связывает философию с наукой. Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Но есть и различия. Философия, в отличие от науки, изучает наиболее

общие, наиболее масштабные законы бытия. Это познание имеет мировоззренческое значение, т.е. формирует систему представлений и отношений к миру и человеку в целом.

Существенное значение для философии имеют ее ценностный аспект и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании

полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды науки — от телескопа и телевизора до компьютера и лазера — это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество.

Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо либо во зло) будут они применяться. А вот практический смысл философии — ориентировать

поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным

отношением к миру и возвышенными целями бытия.

6. Взаимоотношения философии и науки в истории.

Философия была создана Фалесом, который начал доказывать теоремы геометрии, что до него никем не делалось, положив начало традиции доказывающей науки, как мыслительное построение, дающее возможность обосновывать определенную социально-мировоззренческую позицию, так же как европейская математика началась с того, что тот же Фалес стал доказывать теоремы геометрии.

Следующий шаг философии и науки тоже демонстрирует их сродство. Делают это Пифагор и его школа, пытаясь привязать философию к математике, полагая, что сущность мира есть число. И они же впервые показывают возможность для философии ориентироваться не только на научно-рационалистическое, но и на религиозное миропонимание. Наиболее последовательным воплощением научно-рационалистической ориентации в философии был материализм.

Ситуация радикально меняется только в последние века античной истории, когда возобладала религиозная ориентация.

В формирующейся христианской религиозной философии возобладало признание высшей, по сравнению с разумом, значимости религиозной веры. Более того, значимость разума не всегда признается даже в такой его подчиненной роли.  С наступлением средних веков в Западной Европе достижения античной науки и философии в значительной мере были утрачены, а развитие того, что сохранилось, очень долго тормозилось именно господством религии в духовной жизни общества. При этом судьба философии после крушения античного мира оказалась более благоприятной, чем судьба науки. И в этих новых для философии условиях ее внутреннее родство с наукой продолжало сказываться: в целом она не утратила полностью свою приверженность научно-рационалистической ориентации.

В средние века при духовной диктатуре церкви и безраздельном господстве в массовом сознании религиозной мировоззренческой ориентации в философии налицо влиятельность также и научно-рационалистической ориентации. Причем противостояние этих двух ориентаций продолжается в этих новых, по сравнению с античностью, условиях на протяжении всего средневековья.

В XII в. сформировалась концепция двух истин – религиозной и философской. В целом же средневековая философия оставалась хранительницей рационалистической ориентации. Большинство философов все же ревностно служили богословию. Вместе с тем уже в XIII и, тем более, в XIV в. даже такое безоговорочное служение религии сочеталось с признанием значимости разума.

Эпоха Возрождения – это период формирования предпосылок становления науки Нового времени. Философия эпохи Возрождения – результат достижений всей возрожденческой культуры. Соответственно в возрожденческой философии на первый план выдвинулась аксиологическая функция, но в Новое время именно науке принадлежит роль ведущей стороны в ее взаимоотношениях с философией.

Для современного этапа историко-философского процесса, длящегося уже более полутора столетий (с середины XIX в.), характерно особо острое противостояние научно-рационалистической и мистико-иррационалистической, включая религиозную, ориентаций.

7. Основные разделы философии.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:

· Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

· Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

· Логика как учение о нормах и законах мышления;

· Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

· Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование.

8. Основные этапы в истории философии.

Античная философия

Средневековая западная философия

Философия Возрождения и Нового времени

Классическая философия

Русская философия

9. Что такое метафизика? Что такое онтология?

Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Это философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. "Physica" обычно переводят - "природа". Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т.е. "природа сущего"). Эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. Поэтому уже в античности философствование в собственном смысле слова - это и есть вопрошание о "фюсис" в указанном выше двойном значении: вопрошание о сущем и вопрошание о бытии этого сущего.

Онтология – раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

10. Понятие материализма, его представители.

Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) являются процессами взаимодействия материальных сущностей. В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен  полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

11. Понятие дуализма, его представители.

ДУАЛИЗМ — философское учение, согласно к-рому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Д. противоположен монизму. В известном смысле Д. существовал в древности и в средние века (напр., средневековая этика исходила из борьбы двух начал: добра, источником к-рого считался бог, и зла, порождаемого сатаной). Впервые термин «Д.» ввел X. Вольф, к-рый считал дуалистами тех, кто признает существование материальной и духовной субстанций. Одним из крупнейших представителей Д. в истории философии был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Эти два совершенно различных начала представлены и ц человеке (душа и тело). Дуалистом считают также Канта, у к-рого наряду с самовоспроизводимой сферой идеального (сознанием человека) существует «вещь в себе» — объективная основа явлений, к-рую он, однако, считал непознаваемой. Марксизм-ленинизм решительно отвергает Д., считая материальное основой возникновения и функционирования психического.

12. Понятие идеализма, его представители.

Идеализм — широкий спектр философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Представители: Платон, Беркли, Гегель.

13. Отличие между Парменидом и Гераклитом в понимании бытия.

При сравнении картин мира по Гераклиту и по Пармениду может появиьтся соблазн противопоставить их друг другу и даже назвать Парменида антидиалектиком, ведь парменидовское бытие неизменно, неподвижно и непротиворечиво. Есть даже такое мнение, что систему Парменида "легко представить как реакцию на учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости сущего", поскольку Парменид был знаком со взглядами Гераклита. Однако, во-первых, Гераклит рассуждал в русле той же парадигмы онтологизма (бытие Космоса есть и оно не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - осознанно ориентируется на рациональное познание человеком мира (логос Гераклита пронизывает все мироздание, объективный логос - в Макрокосме - и субъективный логос - в душе человека, в Микрокосме - это одно и то же, поэтому, "внемля Логосу", человек может познать мир - именно в "разумных словах", а не через чувства), а о Пармениде, не будет преувеличением сказать, что он - самый первый явный предшественник европейского рационализма (бытие умопостигаемо).

14. Гераклит – родоначальник диалектики.

Гераклит утверждал, что основная характеристика природы — вечный процесс периодически происходящих движений. Больше того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через противоположности. Единый огонь, составляющий естественную основу всех движений в природе, по учению Гераклита, одновременно есть и не есть.

Гераклит, который заслуженно считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей (хотя это положение было известно и до него, например, у Заратустры) и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.

15. Демокрит. Решение проблемы бытия.

Демокрит мыслит бытие как множественное - атомы, а небытие - как пустоту. Но при этом он оставляет в силе главные тезисы элеатов: бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Сохранились и принцип единства бытия (атом неделим), и противопоставление чувственного мира миру бытия.

Демокрит стремится «естественным» образом объяснить возникновение общества, считает, что основным стимулом развития общества была необходимость удовлетворения потребностей. Его философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе, в период, когда не были выражены интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понятий сущность природы, мира в целом, космоса.

16. Отличие атомов Демокрита от атомов в современном понимании.

Атомистическая теория Демокрита не очень существенно отличается от современных теорий. Отличие основывается лишь на том, что Демокрит усматривал в природе неограниченное количество видов атомов, тогда как более поздняя теория сокращает их число до нескольких десятков. Демокрит не делил атомы на группы, хотя он говорил о "двойных атомах", и его атом выполнял те же функции, которые в современной теории выполняют частицы. Не зная законов тяготения, Демокрит механически понимал связи между атомами: его атомы держались друг за друга различными крючочками, дырочками, усиками. Для него атомы являлись реальным бытием и объектом истинного знания, в то время как более поздняя теория трактует их только гипотетически.

17. Области, на которые Платон делит реальность.

Платон постулирует два мира:

1) невидимый мир идей, который постигается только разумом (Бытие);

2) феноменальный, видимый мир, мир чувственно воспринимаемых вещей (Становление).

Мир идей является подлинным бытием, мир видимых вещей подчинен миру идей.

18. В каком отношении находятся идеи и вещи, по мнению Платона?

Платон убежден, что любая вещь является тем, что она есть, благодаря свой идее, которая является ее причиной, ее сущностью. Идеи вечны, не подвержены движению или изменению. Идеи бестелесны, существуют в особом трансцендентном мире – вне физического мира, вне пространства и времени. Они являются прообразами для вещей. Одна и та же идея воплощается во многих отдельных вещах.

19. В чем смысл платоновской аллегории пещеры?

Тех, кто отрицает существование высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию, Платон сравнивает с пленниками в пещере. пещера — средоточие сил космоса, люди видят только внешнюю сторону мира, но истинная реальность является "областью нимфического" она недоступна людям. Образ, созданный Платоном, подлинным художником, производит неизгладимое впечатление. Из дальнейшего описания становится ясна платоновская космогония, состоящая из трех миров: мир истинный (мир идей, или "чистых сущностей", где обитают боги), мир истинных вещей (которые являются лишь тенями, отражениями идей) и мир теней, пещеры, в которой находятся люди, узники — им доступно лишь созерцание "тени теней". Истинные вещи находятся далеко, и наивные узники принимают за них только тени, не подозревая об этом, а также о том, что даже вещи — еще не истина. Эту аллегорию трактуют и таким образом: душа человека вспоминает то, что было с ней, когда она пребывала в мире идей (до воплощения, заключения в материальную оболочку, которая есть "темница"). Между тем только "идеальные сущности" обладают гармонией. Порыв души есть "воспоминание настоящего» стремление вспомнить мир идей — мы его называем состоянием вдохновения, экстаза, любовного порыва — создает красоту в материальном мире. Примечательно, что "узниками" Платон называет людей низшего сословия, представителей "механических искусств" (земледельцев, ремесленников), а "стражами" — ученых, "приобщенных к свету" (математиков, философов, поэтов, музыкантов). Из этого разделения логично вытекает отношение Платона к представителям низших, "механических" искусств: живописцам и скульпторам, которых философ, на первый взгляд неожиданно, предлагает изгнать из совершенного государства. Если мастер, приводит пример Платон, изготавливает стол, он не создает идею) а только следует "идее стола". Он производит как бы слепок совершенной в своем роде идеи, создает не подлинно сущее, а только ему подобное. Если же находится человек, способный изобразить на плоскости сделанное плотником, то он воспроизводит только "подобное подобного", тень от вещи, к тому же неполноценно (у изображенного на плоскости стола могут быть видны три ножки, которых на самом деле четыре). Такой живописец оказывается не просто подражателем, а обманщиком, лжецом, и, естественно, ему не место среди подлинных мастеров. Поэтому "механические искусства" (ныне мы их называем изобразительными) являются низшими, основанными на "прелюбодеянии"— подражании внешней стороне вещей, а не на истинном познании природы (см. "Семь свободных искусств"). Платон называет "трех создателей" вещей: Бог, плотник, живописец. Из них только первый является творцом (создателем идей), второй — подражателем, третий — подражателем подражателей. Платоновская эстетика, претерпев многие метаморфозы в течение веков, составила основу идеалистического направления в искусстве.

20. Причины критики учения Платона Аристотелем.

Основа возражений Аристотеля состоит в том, что, вводя «идеи» как самостоятельное бытие, отдельное от существования чувственных вещей, Платон развивает теорию, в которой «идеи» оказываются бесполезными как для объяснения познания вещей, так и для объяснения их бытия. Согласно первому возражению Аристотеля, «идеи» бесполезны для объяснения знания, гипотеза о существовании идей не дает познанию вещей ничего нового: платоновские «идеи» — простые копии, или двойники, чувственных вещей; в содержании «идей» нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей. По Платону, общее имеется в «идеях». Но так как оно имеется и в отдельных чувственных вещах и так как в «идеях» оно то же, что и в отдельных вещах, то в «идеях» не может быть никакого нового содержания, которого не было бы в вещах. Например, «идея» человека, или, согласно Платону, человек сам по себе, в своей сущности ровно ничем не отличается от суммы общих признаков, принадлежащих каждому отдельному чувственному человеку.

Второе возражение Аристотеля — в том, что постулируемая Платоном область «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри области чувственных вещей. Но как раз у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных

вещей. Поэтому не может существовать никакого основания для какого бы тони было отношения между ними.

Третье возражение Аристотеля основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях «идей». Это, во-первых, логические отношения между самими «идеями» и, во-вторых, отношения между «идеями» и чувственными вещами.

Логическое отношение между «идеями» есть отношение общих идей к «идеям» частным. При этом, согласно учению Платона, общее — сущность частного. Но два этих положения — отношение общих идеи к частным и положение, согласно которому «идеи» субстанциальны, — по мнению Аристотеля, противоречат друг другу.

Четвертое возражение Аристотеля против теории "идей" Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира. Свойство это - их движение становление: возникновение и гибель. Так как идеи образуют, согласно Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей, то Платон не способен указать причину для непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения.

21. Виды причин, выделенные Аристотелем.

В качестве первых причин Аристотель выделяет четыре главных вида, уже известных нам из аристотелевского учения о природе. Во-первых, сущность и суть бытия, то, в силу чего вещь такая, а не иная. Во-вторых, материя и лежащий в основе субстрат. В-третьих, то, откуда начало движения. В-четвертых, «то, ради чего», и благо. Последний вид причины противоположен третьему, поскольку в третьем говорится о начале движения, а в четвертом — о его конце и завершении. Материальная причина есть то, из чего вещь происходит и во что она разрушается. Аристотелевское понятие материи не предполагает вещественности, главное ее определение в том, что она есть основа, в которой происходят те или иные изменения, поэтому он часто говорит о материи как о субстрате или подлежащем, т. е. лежащем под различными изменениями вещи. Именно материальной причиной больше всего занимались первые греческие исследователи природы. Однако, по Аристотелю, материальная причина, или лежащий в основе субстрат, не могла объяснить, почему из одного и того же появляются разные вещи, почему вообще происходят различные изменения в этом субстрате. Почему медь становится статуей и оружием, а дерево — кроватью и триерой? Сама материя не может дать объяснения этим фактам. Поэтому, согласно Аристотелю, некоторые греческие мыслители (Анаксагор, Эмпедокл) пришли к движущей причине, говорящей, «откуда начало движения». С пифагорейцами, и особенно с Платоном, Аристотель связывает открытие причины сути бытия, ибо платоновские идеи для вещей — не материя и не причина движения, но суть их бытия, их сущность. Это причина, которая познается путем определения. Наконец, целевая причина — это то, ради чего существует и возникает какая-нибудь из вещей. Об этой причине, по Аристотелю, не высказался в достаточной степени никто из более ранних философов. Для обоснования своей теории начал и причин Аристотель подвергает серьезной критике теорию идей Платона, по которой начала и причины (идеи) существуют в особом, отдельном от вещей нашего опыта мире.

22. Понятие телеологии. Телеологический взгляд на мир Аристотеля.

Телеология — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений.

Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели

Философская концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей.

Теория души мира в космологии Платона обусловливала сознательную целесообразность явлений, телеология Аристотеля — теория «бессознательной» целесообразности, сообщаемой миру Перводвигателем.

Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая ее от телеологии Платона, в том, что Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе. У Платона носительницей сознательного целесообразного начала была душа мира, правящая всем мировым процессом. Напротив, по мысли Аристотеля, целесообразное творчество природы осуществляется бессознательно. О возможности бессознательной целесообразности говорят, как указывает Аристотель, факты человеческого искусства. Художник может творить бессознательно и тогда, когда мыслит и когда оформляет свой материал в некий образ. Цель его при этом осуществляется бессознательно, несмотря на то, что в случае искусства творец произведения и «материя», в которой осуществляется его творчество, отделены друг от друга. Для природы такое бессознательное творчество облегчается тем, что природа существует не вне своего творения, а в нем самом.

23. Понятие теоцентризма и креационизма.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

КРЕАЦИОНИЗМ — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии «творческий акт», в течение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. представлений во всех областях знаний. Сокрушит, удар по К. был нанесен теорией Ч. Дарвина.

24. Понятие схоластики.

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Схоластика - средневековая «школьная философия», представители к-рой - схоласты -стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды к-рого С. приспосабливала к своим целям).

25. Суть разногласия между номинализмом и реализмом.

Итак, если идея — это смысл вещи и принцип ее организации, то проблема универсалий, приобретает следующую формулировку: существует ли в реальном, объективном бытии нечто общее, умопостигаемое, сущностное, закономерное или наоборот, объективная реальность набор никак не связанных, непостижимых, единичных нечто, которые нельзя даже рационально описать, а все оформленное, понятное, закономерное — весь этот мир с его пропорциями, законами и смыслами весь целиком в человеческом сознании? Ответ номинализма — осмысленный, оформленный мир существует лишь в человеческом сознании, ответ реализма — он объективно существует. Иначе говоря, номинализм в своем логическом развитии дает субъективистскую философию (вроде философии Юма и Маха или, хоть и с некоторыми оговорками, Канта), реализм — объективистскую (либо материалистическую, согласно которой идеи суть формы всеобщего в самой природе, как считал, например, советский марксист М. Лифшиц, либо идеалистическую, согласно которой они вне природы, как учил Платон). Эти две позиции до сих пор дискутируют. Выходит, спор между номинализмом и реализмом не закончился в средние века, он продолжается и сейчас, но на другом языке и в рамках другой культуры, превратившись в спор об осмысленности и рациональности мира. Одна сторона в этом споре — субъективные идеалисты и иррационалисты, постмодернисты — потомки номиналистов, сводящие идеальное к человеческому сознанию и языку, другая сторона — диалектические идеалисты и диалектические материалисты, которых объединяет уверенность в реальности общего, умопостигаемого, идеального, как его ни называй —Божественные идеи или законы природы. Увы, не все материалисты до сих пор понимают, что платонизм в этом плане — их союзник, а не противник, иначе в написанных ими учебниках по истории средневековой философии было бы поменьше панегириков в адрес номиналистов и поменьше язвительности в адрес старых добрых реалистов.

26. Суть механистического понимания природы.

Суть механического понимания природы, которое еще называется кинетической теорией материи, заключается в том, что различные физические явления объясняются механическими движениями сред или частиц. Такую идею в свое время высказал Р.Декарт. Эта идея противостояла схоластической физике скрытых качеств, согласно которой какое-то тело имеет те или иные свойства в силу присущих ему скрытых качеств. В XIX в. на основе механического понимания природы были созданы величайшие достижения классической физики, в частности, кинетическая теория газов и теория электромагнитного поля.

27. Дуализм Декарта.

В решении основного вопроса философии Декарт является представителем так называемого дуализма, когда в качестве исходных принимаются сразу два начала - материальное и идеальное. Причем Декарт был материалистом в своей физике., то для объяснения природы достаточно одной материи и движения. А вот что касается человека и его души, без нематериалистической души и бога обойтись никак нельзя. Особенность чел. души и ее деятельности – мышления – состоит в том, что последнее абсолютно пластично. Душа способна принять любое содержание и адаптироваться к любой форме деятельности. Именно поэтому душа не материальна.

28. Психофизическая проблема и её решение Декартом.

Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было). Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении. Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти. Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи). Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

29. Отличие между первичными и вторичными признаками.

Первичные и вторичные качества - термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Термины введены Локком, хотя такое различие проводили до него Демокрит, Галилей, Декарт, Гоббс. Локк к первичным, или объективным, качествам относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигуру, объем и др.; к вторичным. или субъективным, качествам - цвет, запах, вкус, звук. Все свойства, к-рые не поддавались объяснению с т. зр. механики, объявлялись Локком вторичными, определяемыми лишь организацией и состояниями субъекта. Выделение субъективных качеств основывалось и на смешении объективного существования качеств с формой их отражения в сознании, а также связано с непониманием особой роли мышления в отображении качеств вещей. Субъективные идеалисты Беркли, Юм и др., используя непоследовательность метафизического материализма, первичные качества также зачислили в разряд субъективных. Диалектический материализм отрицает деление качеств вещей на объективные и субъективные. В то же время в нём различаются собственные свойства вещи как результат (эффект) ее внутренних взаимодействий и внешние (потенциальные, диспозиционные) свойства. Последние становятся актуальными лишь при реальном взаимодействии данной вещи о др. вещами (таково, напр., свойство соли растворяться в воде, свойство данного химического элемента давать соединения с др. элементами и пр.).

30. Субъективный идеализм Беркли.

Беркли - английский философ (1685 - 1763). Выступал с критикой понятий материи, как вещественной основе тел, а так же теорией Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел, и учение Локка о происхождении понятий материи и пространства.

В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".

То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.

Беркли был не только священником и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта

31. Понятие солипсизма. Пути избегания солипсизма в философии Беркли.

Солипси́зм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

В различных трактовках солипсизм подразумевает:

•          Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;

•          Отрицание реальности всего, кроме собственного Я;

•          Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.

32. Философия Гегеля как объективный идеализм.

Объективный идеализм – это направление философской мысли, представители которого считали первоосновой мира индивидуальное духовное начало. Для Гегеля причиной становления жизни на планете является абсолютный дух. В его философской системе весь мир, все явления природы, общества, включая и самого человека, предстали как воплощение, выражение мирового духа.

33. Диалектика в понимании Гегеля.

Гегель участвовал в описании диалектического способа мышления, причем основные черты своего описания он позаимствовал из средневековой философии. Но он так описал этот способ, или стиль, мышления, что получилась довольно злая пародия на реальный стиль мышления.

Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает

развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.

34. Диалектика в маркситской философии.

Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.

Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:[2]

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Диалектика дает понимание не только реального исторического развития, но и неизбежность столкновения новых форм жизни с существующим порядком вещей. От идей следует перейти к истории, к фактам, от «несчастного сознания» к «противоречивой реальности». Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец эксплуатации и отчуждению.

35. Закон единства и борьбы противоположностей.

Это один из «Трех законов диалектики», сформулированные Энгельсом.

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

36. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Это один из «Трех законов диалектики», сформулированные Энгельсом.

В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

37. Закон отрицания.

Это один из «Трех законов диалектики», сформулированных Энгельсом.

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.

38. Основные уровни организации живой и неживой материи согласно современным научным знаниям.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

39. Связь между уровнями организации материи. Понятие редукционизма и эмерджентизма.

Согласно современным научным взглядам, глубинные структуры материального мира представлены объектами элементарного уровня. Это, прежде всего, элементарные частицы.

 Строение материи можно представить как определенную иерархию.

Кварки (составляющие протонов, нейтронов и др.; взаимодействующие с помощью обмена глюонами, «склеивающими» их) и лептоны (электроны, нуклоны и др.) выступают в качестве базисных объектов в системе элементарных частиц. Они являются главным строительным материалом для нашего мира, поскольку ядра веществ существуют благодаря взаимодействию кварков, а формирование электронных оболочек приводит к образованию атомов.

Элементарный уровень организации материи включает наряду с элементарными частицами еще и такой объект, как вакуум. Физический вакуум – не пустота, а особое состояние материи. В нем происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых «виртуальных частиц» – своеобразных потенций соответствующих элементарных частиц (это их «вакуумные корни») при определенных условиях они могут вырываться из вакуума, превращаясь в «нормальные» элементарные частицы.

При изучении субэлементарного уровня (элементарных частиц, физического вакуума) выяснилось, что физический вакуум способен скачком перестраивать свою структуру – это фазовый переход (известный пример – переход воды в пар и лед). Это знание послужило основой представлений о возникновении Вселенной путем взрыва, связанного с массовым рождением элементарных частиц при фазовом переходе физического вакуума. Из элементарных частиц построились атомы.

Элементарные частицы, ядра атомов, ионы могут образовывать плазму – особое состояние материи, подобие газа. Огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными гравитационными полями, образуют звезды. В их недрах протекают ядерные реакции, в ходе которых излучается энергия.

В звездах образуются ядра атомов, а на периферии – возникают сами атомы. В результате взаимодействия атомов формируются молекулы. За молекулами следует уровень макротел (жидких, твердых, газообразных). Особый тип макротел образуют планеты – тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу. Звезды и планеты составляют планетные системы.

Огромные скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих между собой, образуют галактики (Земля принадлежит одной из них). Галактики разных типов образуют скопления –системы галактик. Кроме скопления галактик, есть еще более высокий уровень организации материи –Метагалактика, представляющая собой систему взаимодействующих систем галактик (они удаляются друг от друга со скоростью, возрастающей с увеличением расстояния между ними – так называемый процесс расширения Метагалактики).

Современная наука допускает возможность возникновения и сосуществования множества миров, подобных нашей Метагалактике и называемых Внеметагалактическими объектами. Их сложные взаимоотношения образуют многоярусную Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи.

Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Можно выделить ряд уровней материальной организации живой природы:системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки (как одноклеточные организмы);многоклеточные организмы (растения, животные).

Особые уровни организации живой материи образуют надорганизменные структуры – прежде всего популяции(сообщества особей одного вида, связанные между собой общим генофондом, скрещивающиеся и воспроизводящиеся в потомстве). К надорганизменным уровням относятся также виды и биоценозы (образуются в результате взаимодействия популяций между собой и с окружающей средой, например, лес).

Взаимодействие биоценозов (между собой и с воздушной оболочкой, через которую идет теплообмен Земли с космическим пространством, с водной средой, с горными породами) образует глобальную систему жизни –биосферу.

Редукционизм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Эмерджентизм - (англ. еmergence – возникновение, появление нового) – философская теория, согласно которой всё новое появляется спонтанно в силу усложнения существующих природных или биологических структур. Например, психика возникает в результате того, что мозг достиг соответствующей степени сложности своего строения.

40. Понятие детерминизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ— принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следств. взаимосвязи явлений материального и духовного мира. Впервые обосновано П. С. Лапласом следующими постулатами: 1) всякое состояние Вселенной является причиной ее последующего состояния и однозначным следствием предшествующего, 2) если бы существовал всеобъемлющий ум, к-рый в едином мысленном акте смог бы охватить все силы, действующие в данный момент во Вселенной, координаты всех материальных частиц, то он смог бы, исходя из полного знания настоящего состояния Вселенной, однозначно описать ее прошлое состояние и предсказать будущее в любой момент времени. Д. противостоит индетерминизм, отрицающий наличие причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира, стимулом для которого в 20 в. явились крайности и неадекватности лапласовского Д., развитие генетики и квантовой механики, в к-рой состояние системы квантовомеханич. объектов в данный момент времени отнюдь нестрого однозначно определяет ее состояние в следующий момент. Альтернативой Д. и одновременно одной из его жестких форм явился телеологизм, восходящий к Аристотелю, и "предустановленная гармония" Г. Лейбница как детерминация всех явлений бытия конечной причиной или целью.

41. Понятие механистического детерминизма.

Детерминизм - это определённость. Зная причину, можно предсказать следствие.

Мех. детерминизм утверждает, что если известны положение и скорость тела в некоторый момент времени, то всегда можно определить положение и скорость этого тела в любой последующий момент времени в сколь угодно отдаленном будущем. абсолютный мех. детерминизм (Лаплас) утверждает, что если известны положения и скорости всех частиц и тел вселенной, то можно определить ч то будет происходить в ней в сколь угодно отдаленном будущем, со сколь угодно большой точностью. опровергнут термодинамикой и статистической физикой. Лапласовский детерминизм основывается на представлении, согласно которому весь окружающий нас мир – это огромная механическая система, начальное состояние которой является точно заданным и в которой не делается никакого различия между движениями «величайших тел Вселенной и легчайших атомов».

42. Понятие фатализма.

Фатализм – вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства. Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.

43. Философское понятие закона и категории. Динамические и статические закономерности.

Динамические закономерности – объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер. Статистические закономерности – форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей.

44. Эффект целостности.

Основной итог Античной и Немецкой классической философии — это связь целого с идеей завершённости, совершенства. Перейдём теперь к системному подходу. Его основной идеей стало понятие интегративных свойств, т. е. свойств, которые принадлежат целому (целостной системе), но не принадлежат каждому элементу в отдельности. Именно наличие интегративных свойств и является отличительным признаком целостной системы. Например, В. Г. Афанасьев определяет целостную систему следующим образом: «следует определять целое, целостную систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим её частям, компонентам». В качестве примера интегративных свойств можно привести образование гликогена из глюкозы, один из ведущих советских биологов академик В. А. Энгельгардт об этом пишет: «Входя в состав гликогена, глюкоза утрачивает свои восстановительные свойства и свою подвижность, способность к диффузии. Возникшая целостность более высокого уровня – гликоген – обладает высоким молекулярным весом, он не диффундирует, приобретает свойства, обеспечивающие его роль в качестве запасного углевода. Результатом указанной совокупности событий, из которых складывается возникновение целого из частей, является то, что часть, ранее бывшая самостоятельной, перестаёт существовать как таковая, становится компонентом внутренне объединённого интегрального целого. Возникает нечто новое, ранее не существовавшее, со свойственными ему новыми качествами»

Исходя из вышеописанного, мы можем зафиксировать следующие основные признаки целостности:

1. Взаимосвязь всех элементов друг с другом.

2. Завершённость, совершенство этой взаимосвязи.

3. Наличие интегративных свойств.

согласно нашей точке зрения, целостность иллюзионного номера задаётся с одной стороны наличием множества связок между трюками, а с другой — градацией эффектов и реквизита. Тем самым мы можем говорить о соответствии первым двум признакам целостности: взаимосвязи всех частей и завершённости. Однако есть ещё и третий — интегративные свойства. Практика показывает, что при грамотном соблюдении первых двух требований интегративные свойства неизменно возникают сами, т. е. номер в таком случае перестаёт быть совокупностью трюков и обретает качественные характеристики, не присущие каждому трюку по отдельности. Готовый номер, претендующий на целостность, можно подвергнуть проверке на наличие интегративных свойств: убирается из номера какой-либо трюк, и если при этом рушится весь номер, то мы как раз и имеем дело с целостностью. Если же в номере существенного изменения не произошло, то значит, что данный трюк не входит в номер как элемент целого, впрочем, такой трюк может и не мешать целостности, если его добавление не разрушает номер. Тем самым можно сказать, что интегративные свойства являются некоторой лакмусовой бумажкой, которая проверяет правильность построения номера.

45. Связь целого и части с точки зрения механицизма и холизма.

Холизм - это теория, которая полагает существование "целостностей" главной чертой мира. Она рассматривает одушевленные и неодушевленные природные объекты как целостности, а не только как суммы элементов или частей. Она видит природу состоящей из отдельных конкретных тел и вещей, а не как диффузный однородный континуум. Все эти тела не могут быть полностью сведены к своим частям; в той или иной степени они - целостности, которые есть что-то большее, нежели просто сумма своих частей; механическое соединение частей не создает их и не объясняет их характер и поведение. Части, по сути, нереальны, это, скорее, абстрактные аналитические различия, не выражающие в точности того, что происходит, когда данная вещь возникает как целое.

Что же входит в понятие целого? Прежде всего, пусть целое и составлено из частей или элементов, они не могут быть определенными, постоянными и неизменными. Целое и части пребывают во взаимовлиянии и взаимоизменении. Части формируются целым и приспосабливаются к нему, тогда как целое, в свою очередь, зависит от кооперации своих частей... Таким образом, представление о целом в применении к природным объектам требует двух существенных отклонений от общепринятых научных взглядов. Во-первых, материя, жизнь и разум не состоят из застывших и неизменных элементов; во-вторых, кроме частей или элементов, из которых состоят вещи, существует еще один действующий фактор, не признаваемый наукой - целое.

Целое, рассматриваемое с внешней, механической точки зрения, это то, что мы называем частями. Но с внутренней, интегральной точки зрения целое есть самость. Так, отношение между целым и частями превращается в отношение самости к несамости, в психологии понимаемое как отношение субъекта и объекта. Целостность - это наличие самости. Мировой процесс стремится от материи через жизнь к разуму и духу, от необходимости к свободе, от внеположенности элементов к внутреннему качеству самости, присущему целым. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии. Это относится и к психологическим процессам, в которых также имеет место создание более высоких целостностей из низших. Например, гештальт-психология показала, что в умственной деятельности возникают структуры опыта, действующие как целые и входящие в другие моменты опыта как нерасчленимые целостности.

46. Понятие развития.

Развитие – процесс появления чего-то нового, необратимого. Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Развитие – это изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Например, в греческой философии была создана концепция круговорота, согласно которой все подвержено циклическим изменениям.

47. Понятие глобальной эволюции

Глобальная эволюция – это непрерывная самоорганизация материальных систем в неживой природе, живом веществе и обществе, продолжающаяся далее в социоприродной форме и охватывающая материальные системы вещественного фрагмента Вселенной. Глобальная эволюция имеет место как в космосе, так и на планете. Глобализация видится как эволюционный процесс не только интеграции ранее автономно развивающихся фрагментов социума и обретения целостности человечества, но также и созидания единой общепланетарной социоприродной системы «человек – общество – природа» на принципах коэволюции. Глобальное развитие как эволюция и коэволюция глобальных процессов и систем – основной предмет эволюционной глобалистики. В глобальном эволюционизме механизм изменчивости не ограничивается непрерывными процессами, а включает взрывы, сальтации, бифуркации, как форму изменчивости. Формировался глобальный эволюционизм в современном естествознании благодаря процессам экстраполяции и интеграции эволюционных знаний. Термин "глобальный" обозначает не распространение непрерывной изменчивости до беспредельных масштабов, а указывает на рождение нового взгляда на эволюцию - это внутренне противоречивый процесс, в котором постоянство и стабильность есть необходимое условие изменчивости. Фокусом глобального эволюционизма является человек, ответственный за эволюцию, ее самосознание.

48. Понятие синергетики и её значение.

Синергетика - это наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах.

Она доказывает, что процессы организации протекают по одним и тем же схемам и законам как в микромире, так и в социальных и космических системах. Если система является открытой и находится в неравновесном состоянии, то в ней возможны процессы самоорганизации. Они вызываются не какими-либо посторонними влияниями, а внутренними свойствами самой системы. Иначе говоря, синергетика допускает возможность появления упорядоченных и организованных состояний (космоса) из беспорядка (хаоса). Синергетика склоняется к вероятностному (статистическому) детерминизму, предполагающему влияние случайностей. Она ориентирует на раскрытие механизмов самоорганизации сложных систем – природных и социальных, а также технических, созданных руками человека. Вместе с синергетикой пришло понимание единства неорганического и органического мира, понимание того, что чередование хаоса и порядка является универсальным принципом мироустройства. Синергетика выявила бифуркационный механизм развития, конструктивную роль хаоса в процессах эволюции самоорганизующихся систем, механизм конкуренции виртуальных, т.е. допустимых, возможных структур, заложенных в системе. По своему воздействию на современное мировоззрение идеи синергетики равнозначны идеям теории относительности и квантовой механики. Синергетические идеи активно влияют на мировоззренческие представления, ведь синергетика выявляет общие идеи, методы и закономерности процессов самоорганизации в самых различных областях естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания.

49. Понятие отражения. Связь отражения и сознания.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Отражение есть результат взаимодействия объектов.

Отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание – это, прежде всего, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание – социальной форме движения материи.

50. Отличие отражения в живой и неживой природе.

Отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. В биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия.

Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!