ПОДЛИННАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ИЛИ АВАНТЮРА САМООТРЕЧЕНИЯ 16 страница



Игра условно разделена на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль. Дебют состоит из двух частей. Первая часть завершается окончательным выбором цели, вторая посвящена отражению "молодежных" соблазнов. Дебют имеет огромные скрытые резервы по совершению упреждающих ходов, именно в дебюте есть еще время на тщательную подготовку к проведению игры на достаточно высоком уровне - потом будет некогда.

Миттельшпиль, как и полагается, самый длинный раздел: он состоит из трех частей. В первой части результатов еще нет, ведется разработка, но и движение к цели само по себе остроконфликтно. Начало второй части: получены первые результаты, следуют первые попытки внедрения, игра обостряется… Администраторы "оттесняют" творческую личность от полученных результатов. Казалось бы, игра проиграна! (Если творческая личность сохраняет монополию на полученные результаты, игра тоже проиграна: в самом человеке администратор вытесняет творца.) Но именно здесь творческая личность может совершить сильнейший ход, перейдя к более общей ("надсис темной") цели. В записи появляется двойная разделигельная черта: человек идет к наддели. Это ключевой момент третьей части миттельшпиля. Именно здесь изобретатель превращается в Изобретателя.

Если движение к цели вызывало конфликты, то движение к надцели проходит через сплошные и острейшие схватки. Ходы внешних обстоятельств становятся более злыми, хитрыми, изощренными. Человеку приходится не только преодолевать противодействие, но и уклоняться от "объятий" внешних обстоятельств. Творческая смерть имеет много разных форм; одна из самых трагичных - превращение творца в большого начальника. Все воспринимают это как признание, победу, возможность жить и работать в хороших условиях… И только поэты знают, что творчество - вне этого (см. стихотворение К.Симонова "Старик")… В эндшпиле следует очередной переход в надсистему целей: первоначальная конкретная техническая задача, ставшая при первом надсистемном переходе научно-технической, теперь, при втором переходе, превращается в цель общечеловеческую. Изобретатель превращается в Мыслителя (так было с Циолковским) - накал противостояния растет…

Внешние обстоятельства - партнер, который, как говорилось, имеет вагоны запасных ферзей. Человек неизбежно проигрывает (вторая часть эндшпиля).

Проигрывает?…

"Сводная партия" - необычная игра, ее продолжение возможно и в момент проигрыша,и после проигрыша Сама смерть может быть обращена в очень сильный ход - вспомним нежелание Джордано Бруно отречься от своих взглядов и героическую смерть, ставшую победой над инквизицией

Постэндшпиль невозможен в обычной шахматной игре Но в "сводной игре" он реален - без всякой мистики Если, конечно, еще при жизни сделаны упреждающие ходы Книги Жюля Верна регулярно выходили и после его смерти - часть Жюль Верн написал при жизни, часть написал его сын Не все книги удачны, но важен принцип, важна возможность "постигры"

IX Еще раз подчеркнем "сводная игра" смонтирована, собрана из реальных ходов, но эти ходы суммированы и отражают максимальное действие сторон монотонно противодействуют человеку внешние обстоятельства, максимально энергично идет к системе целей человек

Мы построили идеализированную интегральную модель, с помощью которой можно идеализировать и проектировать реальные г "игры"  Модель, дающую обобщенный опыт и потому позволяющую избежать некоторых ошибок Модель, способствующую выявлению ряда новых упреждающих ходов

Разумеется, "сводная шра" может и должна быть усовершенствована Мы будем благодарны читателям за предложения по дальнейшему развитию игры

 

ДЕБЮТ

 

Вектор действий ВО

Заставить человека заниматься целью А , нужной ВО , придание человеку узкой функциональной специализации и формирование у него потребностей в ценностях , монопольно принадлежащих ВО .

Вектор действий ТЛ

Выбрать независимую от ВО достойную цель и отстоять право ееразработки. Здесь подразумевается, что цель Б шире цели А (случай, когда независимая цель Б уже цели А, не относится к Творческой Личности и потому не рассматривается в работе).

 

 

Часть 1

Главный конфликт

ВО воспитывают управляемое, "нормальное" поведение "Делай, как все,иди проторенными путями -это нужно, почетно, выгодно Не иди еретическим путем - это плохо, это против всех, это опасно" Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достойная Цель, иначе он как Творческая Личность не состоится Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек получил хорошее образование, приучен к независимому мышлению, не боится отклонений от "нормального" поведения

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЛОХОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1-а. Основной.  Стандартное дошкольное и школьное воспитание и обучение: плохое, нетворческое, тенденциозное. Используются обязательные казенные школы с навязыванием своих преподавателей, учебных программ и стереотипов. Например, гимназии с обязательным изучением латыни, закона Божьего.

1-6.Усиливающий.  Недопущение в привилегированные учебные заведения с относительно высоким уровнем обучения.

1-е.Основной.  Хорошее воспитание и обучение, творческое, направленное на развитие личности. С помощью родителей, случайного учителя, книги, длительного пропадания в библиотеке.

1-г. Упреждающий.  Раннее начало самостоятельного чтения. Ознакомление с большим числом сказок (сказки как упражнение по развитию творческого воображения).

Примечание к 1-а

Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. И лишь отдельные Учителя (нет еще такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников ксотворению нового материала. Творческой Личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ еще нет.

Пример к 1-а

"В 1888 году, выдержав конкурсный экзамен, Иоффе поступает в реальное училище. "Все преподавание в наше время было формальным: нужно было знать, а не понимать…"- вспоминал Иоффе о своих школьных годах".

Пример к 1-а

В Таганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоянным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии,предложили выполнить три задания: 1) дать объяснение "трудным" словам (стабильность, агентура и др.); 2) дать определение экономическим терминам; 3) изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов опрошенных. Третье задание - всего 14 (!) процентов…

"Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокузнецке. В эксперименте участвовало 112 человек - студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправильными - 605 (54 процента), неточными - 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 - слова "координация", 65 - слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения понятию "левые силы". Приведем некоторые примеры определений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура  - общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж  - поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы  - малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций  - следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

либерал  - пессимист; человек, относящийся к высшим слоям".

Бородина В.А., Бородин СМ. Учим… читать. Уроки динамичного чтения. Л.: Лениздат, 1985. С. 105-106.

ТЯЖЕЛЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ, "ЧУЧЕЛО"

ИНФОРМАЦИЯ О ДЦ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

? 2-а. Основной.  Тяжелые жизненные условия в детстве: голод, слабое здоровье, болезнь, необходимость ранней работы. Навязывание "наследственной", обычно нетворческой, профессии. ? 2-6. Усиливающий.  Операция "Чучело": отчуждение детским коллективом (юношеским) "не своего", объявление бойкота "Чучелу", травля, обыгрывание физического недостатка, издевательства, все против одного. ¦2-е. Основной.  Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию. ¦2-г. Упреждающий.  Получение информации не только о престижных профессиях, но и о существовании достойных целей, достижение которых важнее всего.

Примечание к ходам 1 и 2

На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремится к "предцели": улучшить материальное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д.

Пример к 2-е

Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собираться в Одессу к морю.

"Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тыс. населения, двумя монастырями, 22 церквами, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три - духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой - санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрасно переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".

И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обывателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

ВО НАВЯЗЫВАЮТ СВОИ ЦЕЛИ

ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

3-а. Основной.  ВО навязывают свои цели, прививая выгодные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что достойно и что недостойно, к чему надо стремиться и к чему стремиться преступно.

3-е. Основной.  Возможно более раннее начало активного поиска своего направления (реже - конкретной цели). Примеры: Эдисон, Микулин, Амундсен. И 3-г. Упреждающий.  Особо яркое впечатление, какой-то чрезвычайный случай или необычное явление оказывают влияние на всю жизнь (Шлиман, Бомбар), дают если не достойную цель, то показывают направление к ней.

Примечание к 3-г

Ход,казалось бы, случайный. Но его можно сознательно моделировать, управлять им, сделать неслучайным и эффективным.

Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже.

Ребенка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо - или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защищаясь от них "здравым смыслом", скепсисом, прагматизмом и другими неврожденными механизмами. "Пронять" взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии.

Пример к 3-а

"В некоторых странах идея об этическом кодексе, действительном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства - это и есть моральный кодекс".

Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.41.

Пример к 3-а

Из письма Антуана де Сент-Экзюпери:

"Я совершенно не знаю, как вы определяете для себя свободу. Ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жестких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая "ограничивающая" в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие, это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один-единственный путь… Подлинная свобода состоит только в созидательном действии… Но если я колеблюсь, какой из четырех типов автомобиля "Дженерал моторе" мне выбрать или какой из трех фильмов Занука посмотреть, это не что иное, как карикатура на свободу!… Свободу сводят здесь, в этом мире всеобщей похожести,'5 всего лишь к выбору какого-нибудь одного товара из массы стандартных товаров. Я предоставляю осужденному выбор, посадить ли его на кол или повесить, и при этом я еще радуюсь: как же, он свободен!…

Равенство?… В конце концов вы откроете сами, поглубже вдумавшись… в смысл этих слов, что ваше равенство находится в глубочайшем противоречии с вашей свободой. Одно из двух: или моя свобода состоит в том, чтобы быть похожим на всех, и тогда подлежит ампутации все, что меня отличает, - отрежем человеку ноги, а потом иди, куда хочешь. Либо же моя свобода в праве на отличия от других… Я знаю, что такое равенство двух треугольников. Но не могу себе представить, что значит равенство треугольника и яблока. Равенство есть критерий лишь для сравнимых вещей.

И, наконец, братство - вот понятие, которое ставит наиболее запутанные проблемы. Вы зовете братством ваше добродушное безразличие, когда никто по-настоящему не интересуется никем…"

Пример к 3-г

О физике П.Н.Лебедеве:

"Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготована иная стезя - коммерция… Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи - инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12-летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: "До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток…"

Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С98.

Пример к 3-г

О Роберте Вуде:

"Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантю-анскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками (а он умирал от скуки в школе миссис Уокер, предназначенной для мальчиков и девочек "из хороших семей", и был постоянно одним из последних учеников), ему попала в руки одна из самых мощных и опасных "игрушек", когда-либо в истории бывших в руках ребенка. Она помогла его последующим научным открытиям. Это был огромный завод воздуходувных машин В.Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.

Доктор Вуд рассказывает: "Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механические мастерские, столярные цеха - словом, все. Он представил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, - только чтобы я не покалечился…"

…Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его, как приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал".

Пример к 3-г

О Н.К.Рерихе:

"Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л.Ивановский, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее обаяние. "Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственная раскопка",- писал впоследствии художник, вспоминая извар-ские курганы…

…Пришел Николай Константинович в академию (художеств) со своей внутренне осознанной темой, связанной с занятиями археологией, историей Древней Руси".

Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 10,20.

Пример к 3-г

"Досыта в семье Илизаровых никогда не наедались, еда появлялась в достатке лишь летом, когда созревали овощи и фрукты. А обычно - каша-затируха, которую готовила мать из отрубей. Как только появлялись плоды, трудно было удержаться от соблазна полакомиться ими. Вот и он, Гавриил, наелся зеленых груш. И тяжело заболел. Жар. Все плывет перед глазами…

Спас Гавриила фельдшер, заставив его выпить несколько чайников кипяченой воды и дав какие-то чудодейственные таблетки. Наутро болезнь отступила. Мальчик отчетливо почувствовал, как в него входила жизнь. Это его совершенно поразило. Как же такое могло случиться? Ведь он умирал, значит, бог в самом деле хотел взять его к себе - и вдруг оказался бессильным!

Только потому, что фельдшер дал какие-то таблетки! И тогда же, лежа на циновке, всматриваясь в высокие своды над головой (семья -ж«ла в полуразрушенной мечети), Гавриил решил: вырасту и стану врачом, буду учиться, чтобы раздавать людям таблетки и спасать их от смерти и страданий".

Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.24,25.

НЕДОПУЩЕНИЕ ДО ИНФОРМАЦИИ

ПОИСК НЕЗАВИСИМОЙ ЦЕЛИ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

4-а. Основной.  Недопущение до информации, необходимой для поиска (выбора) ДЦ.

4-в. Основной.  Поиск независимой цели по общедоступной информации.

4-г. Упреждающий.  Поиск цели, для дальнейшей разработки которой не нужна никакая труднодоступная информация или труднодоступное оборудование.

Примечание к 4-а

ДЦ- цель революционная по своей новизне, то есть цель, лежащая за передним краем науки, искусства, социального обустройства. Передний край очерчен лишь в спецлитературе, описан на спецязыке. Популярная литература отражает уже известные, вчерашние  знания. Спецлитература (даже если удастся найти к ней доступ и прорваться сквозь терминологические дебри) знакомит с сегодняшним ,  самым современным уровнем знаний. А нужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня .  Такого класса литературы нет. В какой-то мере эту функцию выполняет фантастика.

Примечание к 4-г

Часто возражают: "Многие современные цели, например в медицине, принципиально недостижимы без использования спецоборудования: сложных и дорогих рентгеновских микроскопов, мощных ЭВМ, лазерных установок. Означает ли это, что такие цели не относятся к достойным?"

ВНИМАНИЕ!

На любом этапе Дебюта у Творческой Личности есть очень сильные упреждающие ходы: 1) ознакомление с фондом биографий творческих личностей, "Жизненной стратегией", фондом достойных целей; 2) корректировка своей жизненной программы в соответствии с этими материалами.

ВЫСМЕИВАНИЕ

ПОИСК ЦЕЛИ, ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ОДИНОЧКИ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!