ВЫБОР РУССКИХ КНЯЗЕЙ ГЛАЗАМИ ИСТОРИКОВ

Мы как послушные холопы

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы». ( А. Блок « Скифы»).

Острое идеологическое противостояние православия и католицизма

 

     толкала на непреклонную борьбу с немцами. Кроме того «немцы предлагали чуждую русским, политическую и правовую традицию, а татарская была более приемлемой для Руси». Московская Русь пошла за Ордой и стала частью империи. Но не все считали действие А. Невского правильными, политический курс его не пользовался популярностью. Многие русские князья выбрали другой путь – Западный. Среди них брат А. Невского Андрей Ярославович, Даниил Галицкий и новгородцы

 

   (сообщение учащихся об Андрее Ярославовиче и Данииле Галицком).

 

IV.Работа с документами. Выбор А. Невского: Запад или Восток?

Победитель на Чудском озере, сын умершего князя Ярослава, опираясь на помощь татар, не только противостоял западному миру, но и внутри- русских усобицах. Союз с Ордой принес в северо-восточную Русь покой и порядок. Князья Александр и Даниил Галицкий избрали разные пути , но этот выбор был скорее политический, чем религиозный, однако в те времена многие политические события приобретали религиозный смысл. Орда не требовала от русских принятия ислама, тем самым она могла быть союзницей Руси. Мы с вами увидели разные точки зрения. Что позволяет нам сделать вывод: история одна, а понимание ее многомерно. Помните, что могут и должны существовать разные точки зрения, оценки одних и тех же фактов. С ними можно не соглашаться, но нельзя отвергать их только по тому, что они вам не нравятся.

 

 

Приложение 1.

Текст №1

В. Каргалов

«Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводов в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось татарскими ратями и тяжелыми выплатами в Орду, экономические связи города с деревней оказались разрушенными, ухудшились условия внешней торговли. Хозяйство русских княжеств переживало во второй половине 13 века период упадка. Монголо-татарское завоевание задержало экономическое развитие Руси.

Дальнейшему закрепощению крестьян способствовали и татарские «переписи». Обязательность регулярно выплачивать ордынскую дань, которая проходила через руки собственных феодалов, усиливала зависимость крестьян и прикрепление их к земле.

Монголо-татарское завоевание привело к усилению феодального гнета. Князья выступали как проводники ордынской политики (во всяком случае, во второй половине 13 столетия) и могли рассчитывать на поддержку хана.

Непосредственным следствием «татарского погрома» было ослабление великокняжеской власти.

Татарские погромы, нанесшие страшный удар хозяйству феодальной Руси, разрушили объективные предпосылки будущего государственного объединения русских земель».

Приложение 1.

Текст №2

С. Соловьев

«Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующее: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану. В противном случае по донесению баскаков (представителей ордынского хана в русских городах, собиравших дань) является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано Карпини (итальянский монах, по заданию папы Иннокентия 4 отправившийся в столицу монгольских ханов с дипломатической миссией и для сбора сведений) заметил необыкновенную терпимость хана относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого вероисповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.

По уставу Чингисхана (основателя монгольской империи) служители всех религий были освобождены от платежа дани».

Приложение 1.

Текст №3

Л. Гумилев

«В древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в 13 веке, а столетие спустя, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы.

После похода Батыя в 1237-1240 гг., когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан, с русскими дружили и помогали им остановить немецкий натиск в Прибалтике.

Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356гг.) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань.

Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом». И поэтому нет необходимости обвинять русских князей в том, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступающих с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да, они воевали жестко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это?

До Батыя, а точнее в 1169г., Киев опустошил Андрей Боголюбский, отдавший столицу Руси на трехдневный грабеж своим ратникам, как поступали только с чужими городами. В 1203г. то же самое сделал и князь Рюрик Ростиславич Смоленский.

Великороссия, тогда именовавшаяся Залеской Украиной (северо-восточная Русь), добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная древняя Русь – Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью – почти без сопротивления подчинились Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы – «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и в Галиции даже следов русской культуры не осталось.

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, каким была Золотая орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства.

Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312г.

Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь».

Приложение 2.

ВЫБОР РУССКИХ КНЯЗЕЙ ГЛАЗАМИ ИСТОРИКОВ

(тексты для самостоятельного чтения и для подготовки к уроку)

I. ИЗ "ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН" С.М.СОЛОВЬЕВА

Даниил [Галицкий] отправился в путь [в Орду], приехал в опустошен ный Киев, где сидел боярин Димитрий Ейкович, посланный туда великим князем Ярославом Суздальским; в Киеве Даниил остановился в Выдубицком монастыре, созвал братию, попросил их отслужить молебен, чтоб Бог по миловал его, и поплыл по Днепру в сильной тоске, видя перед собою беду грозную. В Переяславле, стольном городе прадеда своего Мономаха, он уже встретил татар...

Западные путешественники рассказывают о тяжком впечатлении, ко торое произвело на них первое знакомство с татарами, показавшимися им какими-то демонами; такое же тяжкое впечатление произвели татары и на Даниила, по свидетельству летописца: варварские обряды, суеверия вну шали глубокое отвращение сыну Романову; с ужасом думал он, что все при ходящие к хану подчиненные владельцы должны исполнять эти обряды, ходить около куста, кланяться солнцу, луне, земле, дьяволу, умершим, на ходящимся в аде предкам их ханским.

В черных мыслях приехал Даниил на Волгу, в Орду Батыеву, и первая весть, услышанная им здесь, не могла его утешить: пришел к нему слуга великого князя Ярослава Суздальского и сказал:

—Брат твой Ярослав кланялся кусту, и тебе кланяться.

— Дьявол говорит твоими устами, — отвечал ему на это Даниил, — да заградит их Бог,

К счастию, Батый не потребовал от него [Даниила] исполнения суеверных обрядов. <...>

Пробывши двадцать пять дней в Орде, Даниил достиг цели своей поездки: хан оставил за ним все его земли. Приехавши в Русь, он был встречен братом и сыновьями, и был плач об его обиде, говорит летописец, но еще больше радовались, что увидели его опять здоровым.

Даниил мог немного утешиться немедленным полезным следствием своей поездки к хану: король венгерский, испуганный не столько Ярославскою победою, сколько благосклонностию Батыя к Даниилу, тотчас же прислал к последнему с предложением мира и родственного союза, который прежде отвергнул. Даниил изъявил сперва сомнение в искренности короля; но митрополит Кирилл съездил в Венгрию и уладил дело: Лев Данилович женился на дочери королевской, и Даниил отдал королю пленников венгерских, взя тых при Ярославле.

Но чем спокойнее было княжение Даниила внутри, чем славнее стано вился он между соседними государями европейскими, тем тягостнее была для него злая честь татарская, и он стал искать средств к свержению ига. С одними средствами Галича и Волыни нельзя было и думать об этом; сломить могущество татар, отбросить их в степи можно было только с помощию но вых крестовых походов, с помощию союза всей Европы или по крайней мере всей восточной ее половины.

Но о крестовом союзе католических государств нельзя было думать без главы римской Церкви, от которого должно было изойти первое, самое сильное побуждение; князь русский мог быть принят в этот союз только в качестве сына римской Церкви—и вот Даниил завязал сношения с папою Иннокентием IV о соединении Церквей.

Легко понять, как обрадовался папа предложениям галицкого князя; писъмо за письмом, распоряжение за распоряжением следовали от его имени го случаю присоединения Галицкой Руси. Он отправил доминиканского мо наха Алексея с товарищем для безотлучного пребывания при дворе Даниила, поручил архиепископу прусскому и эстонскому легатство на Руси, по зволил русскому духовенству совершать службу на заквашенных просви рах [в католических храмах при причастии применяются опресноки, т.е. используется иная технология выпечки хлеба, претворяющегося во время литургии в Тело Христово], признал законным брак Даниилова брата Ва силька на одной из родственниц, уступил требованию Даниила, чтобы никто из крестоносцев и других духовных лиц не мог приобретать имений в рус ских областях без позволения князя.

Но с самого уже начала обнаружилось, что связь с Римом не будет продолжительна: время Крестовых походов прошло, папа не имел уже прежне -го значения, не мог своими буллами подвинуть целой Европы против Востока: в 1253 г. он писал ко всем христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании об отражении татарских набегов на земли христианские и пропо ведовании крестового похода; но это послание не произвело никакого дей ствия; то же в следующем году—писал он к христианам Ливонии, Эстонии и Пруссии, и также безуспешно.

Вместо помощи против татар папа предлагал Даниилу королевский титул в награду за соединение с римскою Церквию. Но Даниила не мог прельстить королевский титул. "Рать татарская не перестает: как я могу принять венец, прежде чем ты подашь мне помощь?"—приказывал отвечать он папе.

В 1254 г., когда он [Даниил] был в Кракове у князя Болеслава, туда же явились и послы папские с короною, требуя свидания с Даниилом; тот отделался на этот раз, велевши сказать им, что не годится ему с ними видеться в чужой земле. На следующий год послы явились опять с короною и с обещанием помощи; Даниил, не полагаясь на пустые обещания, не хотел сперва и тут принимать короны, но был уговорен матерью своею и князьями польскими, которые говорили ему:

— Прими только венец, а мы уже будем помогать тебе на поганых. С другой стороны, папа проклинал тех, которые хулили православную веру греческую, и обещал созвать собор для рассуждения об общем соеди нении Церквей.

Даниил короновался в Дрогичине; но событие это осталось без след ствий; видя, что от папы не дождаться помощи, Даниил прервал с ним вся кие сношения, не обращая внимания на укоры Александра IV; впрочем, ти тул королевский остался навсегда за князем галицким.

Предоставленный одним собственным средствам, Даниил не хотел, од нако, отказаться от мысли о сопротивлении татарам: укреплял города и не позволял баскакам утверждаться в низовьях днестровских.

Ближайшим соседом Данииловым в Приднепровье был баскак Куремса, не могущий внушить большого страха галицкому князю, так что в 1257 г. последний решился предпринять наступательное движение против татар и побрал все русские города, непосредственно от них зависевшие.

В1259 г. войско Куремсы явилось у Владимира, но было отбито жителями, сам Куремса не мог взять Луцка, потому что сильный ветер относил от го рода каменья, бросаемые татарами из машин, Но в 1260 г. вместо Куремсы явился другой баскак, Бурундай, с которым не так легко было управиться; Бурундай прислал сказать Даниилу:

— Я иду на Литву; если ты мирен с нами, то ступай со мною в поход. Опечаленный, Даниил сел думать с братом и сыном: они хорошо знали, что если Даниил сам поедет к Бурундаю, то не воротится с добром за явную войну с Куремсою, и потому решили, что Василько поедет за брата. Василько отправился, на дороге встретил отряд литовцев, разбил их и привез сайгат (трофеи) к Бурундаю; это понравилось татарину, он похвалил Василька, поехал с ним вместе воевать Литву и после войны отпустил домой. <... >

Таким образом, Даниил, обманутый слабостью Куремсы, рано начал действовать против татар и поплатился за преждевременную смелость городами галицкими и волынскими; но, с другой стороны, Даниил не ошибся относительно выбора главного средства сопротивления против степных пол чищ, именно укрепления городов (Соловьев СМ. История России с древ нейших времен. Кн. II. М„ 1988. Т. 3. С. 169—172).

2. ИЗ КНИГИ Л.Н.ГУМИЛЕВА "ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ"

Компромиссная политика Даниила Романовича не дала тех положительных результатов, которых можно было бы от нее ожидать. Не будем забы вать, что правитель небольшой державы зависит от своих подчиненных не менее, чем они от него. Приказ можно не выполнить, из рядов войска сбе жать, дипломатическую миссию исказить, князя не восхвалять, а осуждать или высмеивать. Феодальная оппозиция многообразна и неуловима; важно только, чтобы у людей была возможность выбора между политическими программами и направлениями, а тут их было целых три.

В Ростово-Суздальской земле к татарам отнеслись положительно. Удельные князья поехали в ставку Батыя, где их [князей] пожаловали их же владениями и с миром отпустили по домам. В Великороссии согласились с тем, что Русская земля стала земля "Канови и Батыева", т.е. признали сю зеренитет монгольского хана (хотя престол в это время был вакантным) и Батыя как старшего в роде Борджигинов, и что "не подобает на ней жити, не поклонившися им" (Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 10—11).

Такое решение было оправдано внешнеполитической обстановкой. На западной границе шла жестокая война, и левонцы вешали русских пленни ков. Сила была на стороне крестоносцев, имевших неограниченные ресурсы в европейском рыцарстве, снабжаемом купеческой Ганзой и руководимом опытными политиками — прелатами католической Церкви. Подчинение папскому престолу было обязательным условием мира. Для Владимирского княжества второй фронт в этих обстоятельствах был бы этническим само -убийством. И наоборот, Батый хотел установить с русскими князьями искреннюю дружбу. <... >

Древнерусский настрой раскололся, а вместе с ним раздробился и эт нос. При этом... каждый русский человек мог выбрать ту культуру, которая ему больше подходила: западную, католическую, или восточную—православную, несторианскую и монофизитскую, в Центральной Азии слившу юся в 1142 г. с несторианской. Ясно, что ведущая роль принадлежала не догматике, а мироощущениям, симпатичным друг другу.

Но было и третье направление — стремление к безоговорочному объ единению с Западной Европой. <... >

В середине XIII в. в зените находились две могучие системы:

1) теократия папы Иннокентия IV, победившего заклятого врага папства, императора Фридриха II, и добившегося распадения Германской империи, а потом покончившего с Сицилианским королевством—последним оплотом гибеллинов (1250—1266);

2) Монгольский улус потомков Чингиса, в 1260—1264 гг. расколовшийся на части от внутреннего пассионарного перенапряжения.

А между этими гигантами возникли два маленьких этноса, которым при надлежало грядущее: Литва и Великороссия. <... >

Восемь миллионов обитателей Восточной Европы подчинились четырем тысячам татар. Князья ездят в Сарай и гостят там, чтобы вернуться с раско сыми женами, в церквах молятся за хана, смерды бросают своих господ и поступают в полки баскаков, искусные мастера едут в Каракорум и работают там за высокую плату, лихие пограничники вместе со степными батурами собираются в разбойничьи банды и грабят караваны. Национальная вражда изо всех сил раздувается "западниками", которых на Руси всегда было много. Но успех их пропаганды ничтожен, ибо война продолжает идти: в Карпатах— с венграми, в Эстонии—с немцами, в Финляндии—со

 

Однако позднее идеология крестовых походов в Западной Европе претерпела значительные изменения. Объектами претензий католиков-крестоносцев все чаще становились территории, населенные православными. Ватикан осуществлял идейное и духовное руководство натиском ливонских тевтонских рыцарей на земли славян. Разорение крестоносцами центра православия - Константинополя в 1204 г. Русь восприняла крайне болезненно. Слухи о стяжательском и развратном образе жизни папского клира усиливали отчуждение.

Русь - возможно, впервые в своей истории - попыталась вполне осознанно возвести "железный занавес" в отношениях с Северной и Западной Европой. В отношении европейцев отечественная идеология с этого времени требовала "обычая их не держати и учения не слушати, не брататися с ними, потому что развращенные мысли их полны гибели".

Вероятно, молодому Новгородскому князю ордынцы казались меньшим злом, а то и союзником в борьбе с экспансией с Запада. После похода Неврюя за ним было закреплено Великое княжество Владимирское, а сам князь побратался с сыном Батыя Сартаком. В 1251 г. Невский наотрез отказался от помощи Папы Римского в борьбе с Ордой. Вскоре он привел в Новгородскую землю татарских численников, переписывавших население для обложения данью (исключение было сделано для духовенства). В отказавшийся подчиниться Новгород князь ввел в 1259 г. свои войска, подавляя антиордынские выступления, зачинщикам которых выколол глаза и отрезал носы.

В ноябре 1263 г. Александр Невский, разболевшись, умер у Нижнего Новгорода на обратном пути из ханской ставки. Версия о его отравлении в Орде появилась, скорее всего, потому, что народное сознание не хотело мириться с фактом дружбы популярного князя с татарами...

Трудно давать оценки деяниям наших предков, живших в те далекие и страшные времена. И все же сделаем осторожные выводы. Столетия назад Русь столкнулась с проблемой поиска своего места в споре Запада и Востока. В жестоком XIII веке Александр Ярославич Невский решился на союз с Востоком.

 

"Тебя среди других католиков первым почитать будем..."

ЖЕСТОКИЕ поражения, понесенные шведскими и немецкими крестоносцами от дружин Александра Невского, заставили Рим временно изменить тактику натиска на славянский Восток. Сменивший Григория VII на папском престоле Иннокентий IV предпринял попытку привести русских "язычников" к покорности, обратив в католическую веру старшего среди правителей вожделенной страны, знаменитого полководца - "благородного мужа Александра, герцога Суздальского". Так именовался Ярославич в папском послании из французского города Лиона от 8 февраля 1248 года. Его привезли во Владимир, проделав трехмесячный опасный путь, два опытнейших римских дипломата - кардиналы Галд и Гемонт.

"Святейший отец много слышал о тебе, славном и дивном князе! - медоточиво внушали кардиналы. - Поэтому он выбрал нас из числа своих прелатов и послал, чтобы ты выслушал смиренные речи наши и принял единственно верное решение".

Прозорливый ум и богатый опыт отношений с лукавыми западными "друзьями", приобретенный Невским на новгородском княжении, помогли ему избежать уготованной папским престолом ловушки. Будучи одним из самых образованных людей своего времени, прекрасно знающим историю христианского мира, искушенным и в богословии, он хорошо разбирался в общности и различиях католичества и православия и, уж конечно, помнил судьбу Константинополя - древнего Царьграда, захваченного и разграбленного крестоносцами в 1204 году фактически с благословения папы, когда те направлялись в Палестину воевать за Гроб Господень...

Послание "раба рабов божьих", как именовал себя Иннокентий IV, было выдержано в лучших традициях римского красноречия.

"Тебя среди других католиков первым почитать будем, - заверял папа, - и о возвеличивании славы твоей неусыпно радеть будем..."

Вслед за посулами и перечислением выгод от смены веры логично следовало коварнейшее предложение: "Как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтобы ты не преминул немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена..."

Представим на миг судьбу Руси, если бы Ярославич все-таки послушал папу. Не говоря уже о том, что переход в католичество безусловно стоил бы ему княжеского стола и историческая память о нем была бы совсем иной (несмотря на все прежние заслуги), население русского Северо-Запада под "опекой" святого престола ждала бы та же страшная участь, что постигла крещеные огнем и мечом и навсегда исчезнувшие славянские племена лужичан, лютичей, ободритов, наконец, пруссов, о которых мир помнит только в связи с тем, что имя их сохранилось в названии территории, где возвели свои вертепы-замки германские рыцари, затеяв пресловутый "натиск на Восток"...

Отвергнув союз с папством, Невский сделал важнейший исторический выбор. Пожалуй, первым из русских политиков, в тех чрезвычайно трудных условиях середины - конца XIII столетия метавшихся между Востоком и Западом, он осознал принципиальную разницу между татарскими и католическими завоевателями: если притязания Золотой Орды сводились в конечном итоге к всевозможному грабежу (взимание дани, охота за рабами и т. п.), в то время как к населенным русичами землям ханы оставались совершенно равнодушны, предпочитая кочевать в родных степях, то западным феодалам нужны были в первую очередь территориальные приобретения. И если монголы не просто спокойно относились к православию, но даже поддерживали его, порой предпочитая исламу и освобождая духовенство от уплаты "выхода" (а хан Берке даже способствовал созданию на территории Орды Сарайской епархии), то шведская и немецкая оккупация однозначно несли с собой католическую экспансию и безжалостное уничтожение противостоявшей Риму Русской церкви - источника духовной жизни нашего народа...

"Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий"

ПОСЛЕ своей физической смерти святой благоверный князь, общавшийся с Богом без посредников, тоже продолжал служить Отечеству.

Так, известно, что спустя 22 года после Ледового побоища, накануне битвы под Раковором-Везенбергом (ныне эстонский город Раквере), 18 февраля 1268 года сын Невского Дмитрий Александрович, командовавший переяславским полком сводной русско-литовской рати, испытав внезапное озарение, вспомнил опыт отца. Дмитрий убедил псковского воеводу Тимофея (который до принятия православия был литовским князем Довмонтом) применить против крестоносного воинства испытанный родителем боевой порядок: пешее ополчение (с обозными санями позади) - в центре, и сильные конные дружины на флангах. Когда тупорылая ливонская "свинья" пробила "чело" русского пешего строя и почти добралась до обоза, увязнув, однако, в злой сечи, конница Тимофея-Довмонта и Дмитрия ударила по рыцарскому строю сбоку и сзади, сомкнув приготовленные "клещи". Спасавшихся бегством рыцарей гнали, нещадно рубя, семь верст, вплоть до стен Раковорского замка...

А в ночь на 8 сентября 1380 года (накануне Куликовской битвы) в Рождественском соборе Владимира свершилось великое чудо. Внезапно зажглась свеча возле могилы Невского, и из алтаря вышли святые Борис и Глеб, озаренные небесным светом. На глазах потрясенного монаха, молившегося в одиночестве о победе над погаными, они направились к усыпальнице великого князя и воззвали: "Возстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваемому сущу от иноплеменник!". Великий князь поднялся из гроба и стал невидимым, а старцы пропали... Наутро монах рассказал об этом диве настоятелю монастыря. Гроб Невского открыли и обнаружили, что тлен не тронул прах князя-инока, хотя со дня его смерти прошло 117 лет. А вскоре пришла во Владимир и весть о славной победе потомка Невского, прозванного Донским, на Куликовом поле...

НА ДРУГОЙ день после смерти Ярославича в ноябрьский день 1263 года в стольном граде Владимире в Дмитриевском соборе служил обедню его сподвижник митрополит Кирилл. По словам летописца, внезапно ему явился образ князя-ратоборца, окруженный неземным сиянием, и точно на крыльях унесся вверх. "Зашло Солнце земли Русской", - молвил сквозь слезы митрополит.

Но у владимирцев был повод не только для горькой печали, но и для радости. Ибо покинувший земную юдоль князь привез из Золотой Орды, куда в 1262 году отправлялся он в четвертый раз, по вызову готовившегося к войне с Персией хана Берке и с намерением, как сказано в Александровом "Житии", "отмолити людии от беды тоя", две долгожданные вести.

Во-первых, русские витязи не будут больше сражаться в золотоордынских туменах за поганого хана - от "воинской повинности", послушав Невского, наследник Батыя русичей освобождает, несмотря на затеваемую им войну с иранским ханом Хулагу...

Вторая новость не уступала по важности первой: жестокие хивинские ростовщики-бессермены, покупавшие в Золотой Орде право сбора "выхода" (дани), а затем с лихвой возмещавшие свой убыток грабежом покоренных земель, тоже не появятся на Руси. Согласился Берке с доводами Александра, что бессовестные откупщики нагло обманывают властелина Золотой Орды и присваивают громадные суммы денег, а посему пусть русские князья сами, без участия корыстолюбивых посредников, пополняют ханскую казну...

Те княжества, которые искали помощи против татар в Европе, были Европой же и поглощены, и превратились в задворки не самых развитых государств - Польши, Венгрии, Литвы.

Те же, кто сделал ставку на помощь Орды против европейской экспансии, пусть и в статусе вассала, сохранили и государственность, и религию и династию - и в конце-концов стали одной из ведущих мировых держав.

И основная заслуга в выборе именно этого пути принадлежит Александру Невскому.

 

Монголы пришли за материальными благами, запад за душами. У Александра был выбор и он выбрал первый вариант.

 

Золотая Орда была степным Римом». В XIII-XIV веках по территории это был самый большой улус из всех существовавших после распада Монгольской империи, то есть Золотая Орда была самым крупным государством ойкумены того периода.

Если сравнивать Золотую Орду с другими государствами, то, на мой взгляд, ее сложно с кем-то близко сопоставить. Кого еще можно поставить рядом по развитости экономики, инфраструктуры, финансовой системы, военной мощи? В тот период Золотая Орда была самой развитой цивилизацией, нравится это кому-то или нет.

Помимо этого, на время Золотой Орды пришелся расцвет православия — об этом пишут сами православные. В этот период появились многочисленные монастыри, поскольку они полностью освобождались от налогов. Кстати, русские князья прятали там свое имущество.

 

Что представляла собой Золотая Орда? Историки отмечают: она была многоукладным государством, и эти уклады сильно различались. С одной стороны, значительная часть ее населения занималась архаичным кочевым скотоводством. С другой — на территории Золотой Орды были проложены торговые пути, возникали города. А на территориях, где ранее не знали государственного устройства, Орда установила государственную власть.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!