Например: см. билеты c 5 по 11.



Билет 1.

Виды изобразительного искусства. Живопись. Выразительные средства. Классификация произведений живописи по назначению (живопись станковая, монументальная, театрально-декорационная, миниатюра, декоративно-прикладная). 

Привести примеры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВИДЫ ИСКУССТВА — различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления.

Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство).

Живопись (определение)

Живопись (от рус. живо и писать) — это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения, которые связаны с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу.

Живопись отражает и в свете тех или иных идеологических концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие; в силу этого живопись сама становится сферой общественной борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, живопись служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью.

 

Главные выразительные средства

Цвет. Колорит.

Говорят, что есть дружественные и враждебные цвета, и это правда, если мы примем во внимание, что некоторые из них настолько трудно объединимы и так режут глаз соседством с другими, что даже воздух и свет - эти всемирные создатели гармонии - едва ли могут примирить нас с их непосредственной близостью.

Д. Дидро. Опыт о живописи.

Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова, если речь идет не об одноцветных картинах, содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой.

Э. Делакруа. Дневник. 23 февраля 1852 г.


Колорит - это в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинённые авторской идее художника. Колорит служит одним из средств художественной выразительности произведения живописи и определяет психолого-эстетическое воздействие картины на зрителя.

Особенности колорита различны в картинах разных художников, эпох, стилей, уникального авторского почерка (живописной манеры), он зависит от сюжета и ключевого замысла картины.

Васнецов. Аленушка.

Классификация произведений живописи по назначению (живопись станковая, монументальная, театрально-декорационная, миниатюра, декоративно-прикладная).

Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

Произведение станковой живописикартина создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной ), и не утилитарной (в отличие от декоративной ) основе .

 Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту,

В качестве материальной основы используют дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Картина вставляется в раму и воспринимается как самостоятельное художественное произведение, независимое от окружения. В связи с этим для создания произведений станковой живописи используются несколько иные художественные средства, даются более тонкие и обстоятельные цветовые и тональные отношения и более сложная и подробно разработанная психологическая характеристика персонажей.

Рама – это пластическое ограничение картины, которое отделяет картину от остальной среды, замыкает ее саму в себе, тем самым обращая внимание на ее специфичность. Она появилась в средневековье, когда тексты в книгах обрамлялись. Предшественником формы сегодняшних рам были готические окна.

Рама предохраняет картину от повреждения, имеет эстетическую функцию, а в некоторых случаях может быть и смысловым элементом.

Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.

Например: см. билеты c 5 по 11.

Монумента́льная жи́вопись или мурализм — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин «мураль» (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись».

Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известный с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные её образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Виды монументальной живописи

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска»или «чистая фреска».

Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437).

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение.

Например

Фрески дворца в Кноссе (Эгейский мир, крито-микенская цивилизация).

Фрески Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Фрески эпохи Возрождения (Джотто ди Бондоне, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарротти).

В.М.Васнецов. Фрески и иконостас Владимирского собора в Киеве.

Мозаика

Это одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Уже в Древнем Риме и Византии техника мозаики получила весьма широкое распространение. В эпоху поздней Римской Империи мозаику уже можно было встретить практически везде — и в частных домах, и в общественных сооружениях. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Но именно использование смальты расширило палитру мозаики и привело к созданию картин, конкурирующих с живописью.

Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской Империи, где в период с IV по XIV в. мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка.

Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной.Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Смальта — один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.

На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X в. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала.

Например

Напольная римская мозаика (III в.н.э.) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.Музеи Ватикана. Зал Ротонда.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики.

Витра́ж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах».

Например

Витражи Шартрского собора

Икона

И коностас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

Например

Деисусный ряд на примере Иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!