Педагогика – профессия для экстравертных личностей, сильных духом, широко эрудированных, с ярким лидерским потенциалом (особенно для работающих с массовой аудиторией).

Творческий проект «Музыка во мне»:

IT – профессиональный КОД современного учителя

(опыт внедрения инновационных технологий обучения

В уо «Гродненский Государственный колледж искусств»)

Шахно Инна Тадеушевна,

преподаватель музыкально-теоретических/исторических дисциплин высшей педагогической категории

 

Управление культуры Гродненского облисполкома, Учреждение образования «Гродненский государственный колледж искусств» им. Э. Ожешко (Пашкевич), г. Гродно, Республика Беларусь

аннотация

В статье освещаются направления деятельности преподавателя музыкально-теоретических/исторических дисциплин, из опыта работы предлагаются наиболее  эффективные методы подготовки конкурентоспособного специалиста музыкально-эстетического профиля в колледже искусств, деятельность которого в дальнейшем связана с массовой слушательской и зрительской аудиторией, концертной эстрадой в условиях демографической ситуации в Республике Беларусь, снижения уровня интереса к профессиональному обучению музыкальному искусству, контрастного уровня музыкальности учащихся. Важнейшим вектором современной методологии музыканта-педагога преподаватель избирает воспитание личности на традиции и инновации вне зависимости от степени творческой одарённости ученика.

Ключевые слова: Гродненский государственный колледж искусств, специфика преподавания, профессионально-творческая активность, инновация, национально-культурное Возрождение, совершенствование педагогического мастерства, конкурентоспособность, педагогический поиск, искусство, творчество, творческий потенциал, видение, импульс, интерпретация, медиатор, концертная эстрада, искусство эстрады, экстравертность, электронно/технические средства обучения, модель творческого взаимодействия, технология, технология эффективных уроков, интерактивные технологии, интегрированный урок, творческий проект, учебно-воспитательное мероприятие, музыкально-теоретические/исторические дисциплины, музыкальность.

«Искусство побуждает творить искусство»

(И. Т. Шахно)

С первых шагов своей серьёзной педагогической деятельности, а именно с 1995 года работы в УО «Гродненский государственный колледж искусств» им. Э. Ожешко (Пашкевич) (в то время - «Гродненское училище искусств»), встреча с педагогами и учащимися творческих специальностей побудила к активному  размышлению о специфике преподавания дисциплин по дипломам обретённых мною  специальностей, о новых формах и методах работы, заинтересовал и феномен высокой успешности учителя и ученика/выпускника этого учебного заведения. С огромным интересом наблюдала не только проводимые открытые уроки, учебно-воспитательные мероприятия, концерты в своём учебном заведении, но и в первый же год работы провела большой общеучилищный концерт, посвящённый Юбилейной дате белорусского композитора Семеняко Ю. В.  (двоюродного брата не менее талантливого Сергейчика В. М., в то время - директора этого училища, отличника народного образования СССР,  а ныне – Заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь, Кавалера Ордена Франциска Скорины, лауреата премии им. А. И. Дубко Гродненского облисполкома в номинации «Режиссёр года», заместителя директора по практическому обучению в колледже). Работа в коллективе с высоким уровнем профессионализма, широкой сферой творческой, исполнительской деятельности в культурной жизни города Гродно, Республики Беларусь и стран зарубежья  включила мощный творческий импульс мне, тогда молодому специалисту, который и сегодня я называю бетховенским огоньком (Л. В. Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой!») – в современной педагогике определяемым    профессионально-творческой активностью, побуждающей к поиску – к инновациям. Высокая степень личной ответственности за качество каждого обычного урока в знаменитом учебном заведении сформировалась сразу, а неутомимое совершенствование педагогического мастерства в условиях значительной профессиональной конкуренции (хотя город камерный) определило стиль жизни.

Школьные, студенческие годы и начало педагогической деятельности моего поколения, 1980-2000-х, - время кардинальных общественно-политических перемен, реформы образования, включения в процесс национально-культурного Возрождения в Республике Беларусь (защищала дипломную работу в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы по специальности «Культурология» на тему «Беларускае нацыянальна-культурнае Адраджэнне», даже живу на улице Возрождения в Гродно!). Данные условия, а также дух советской патетики, энтузиазм, альтруизм, думаю, сформировали облик многих современных педагогов, которые реформы начинали прежде всего с себя, не останавливаясь на достигнутом.

Глубокий интерес к познанию музыки (её истории, специфики, создание музыкальных композиций), особенно посредством многолетней педагогической практики,  раскрыло во мне дар поэта (музыкально-поэтический сборник «Возрождение: мысли и чувства в стихах», включающий более 1500 композиций), способности к режиссуре творческих мероприятий, концертов, журналистике и многие другие качества личности. Всё это стало возможным не только благодаря своей творческой одарённости, стремлению и достижению высоких успехов в учёбе (посчастливилось получать образование на всех этапах у высококвалифицированных учителей, людей высокой культуры), но особенно благодаря условиям «Творческого обмена/Творческого отражения» в период работы, благоприятной атмосфере творческого общения, профессионального взаимопонимания и поддержки новых идей, проектов в любимом коллективе, Втором  доме – «Храме искусства» - Гродненском колледже искусств. «Оказаться в Гродненском колледже искусств – родиться под счастливой звездой!», - к такому выводу я пришла, когда писала статью для юбилейного выпуска общеколледжной газеты «Созвучие муз» в 2018 году. Искренние слова признания в любви, уважения и благодарности коллективу, высокой оценке качества профессионализма звучат и из уст многих известных педагогов, выпускников нашего колледжа и других учебных заведений, зрителей концертов, администрации города, Республики Беларусь и стран зарубежья в средствах массовой информации уже 71 год! (с момента открытия учебного заведения).

Участие в конференции международного уровня – это для педагога необходимый, смелый, значительный шаг в пути совершенствования педагогического мастерства, а именно путь в область музыкальной науки, презентация деятельности творческого коллектива, знакомство с передовым мировым педагогическим опытом. «Цель => Задачи => Действие (Внедрение) => Результат => Анализ (Мониторинг) => Выводы» - классическая цепочка этапов профессиональной деятельности педагога (урок, тематический блок уроков, семестр, учебный год, выпуски курсов обучения и т.д.), но и весьма эффективна в других сферах жизни человека. Эта цепочка – непрерывное философское размышление. Мне, музыканту, сопоставима с логикой композиции музыкального произведения, с этапами жизни и творчества музыканта.  Одинаковых уроков никогда не бывает. Таким образом, педагогический поиск – это творческий процесс, искусство.

Темп, ритм, динамика современной общественной и культурной жизни, соответственно и образовательного процесса, гиперактивны: за минувшее десятилетие окунулись в сверхсложный, противоречивый поток информационного штурма, кардинального скачка в развитии электронных, технических средств, действия глобальных коммуникативных систем общения. Спектр исторически-традиционных и новых технологий, педагогических методик – запредельно многообразен. Поэтому Педагог сегодня – медиатор, проводник в область знаний, интерпретатор.  

Педагогика – профессия для экстравертных личностей, сильных духом, широко эрудированных, с ярким лидерским потенциалом (особенно для работающих с массовой аудиторией).

Приведу несколько примеров из личного опыта и опыта работы своих коллег в колледже искусств, чтобы нарисовать портрет современного педагога-музыканта.

1 этап.  Школа молодого педагога. Изучение истории и традиций учебного заведения, ознакомление с опытом педагогов разных специальностей, направлениями деятельности своей цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин, функциональными обязанностями преподавателя, изучение и оформление учебно-планирующей документации, ознакомление со спецификой специальностей, изучение особенностей контингента обучаемых учащихся (возрастных психологических качеств, музыкально-творческих способностей, уровня общей эрудиции). Первые пробы открытых уроков. Активное самообразование. Курсы повышения педагогической квалификации. Этап был сложный и профессионально, и психологически, ошибок много: не было достаточно сформировано моё объективное педагогическое видение развития учеников от первого к выпускному курсу, широкий и глубокий объём своих знаний после окончания университета необходимо было спроецировать на уровень интеллектуальных и творческих способностей учеников, найти стандарт, который необходим им согласно специфике специальности, востребованности этих знаний в будущей практической деятельности; новые электронно/технические средства обучения только внедрялись в учебный процесс – требовалось время для самообучения; учащихся эстрадно-исполнительских специальностей («Искусство эстрады: пение, инструментальная музыка») было мало, поэтому они очень активно выступали в концертах колледжа, города, Республики, что нарушало системность их профессионального обучения по дисциплинам музыкально-теоретическим, общеобразовательным (приводило к высокой заболеваемости учащихся из-за перегрузки, сокращалось свободное время для качественной самоподготовки учащихся, что не позволяло сформировать грамотную методику обучения в этих условиях).

 2 этап. Формирование стандарта видения профессии, освоение и внедрение новых информационных электронно/технических средств обучения. К аттестации колледжа искусств в 2010 году преподаватели колледжа глобально перевели на электронные носители и усовершенствовали по современному стандарту учебно-методическую, планирующую документацию, обновили технические и дидактические средства обучения, продолжают эту работу и ныне. Каков результат? Для обучения специалиста музыкально-эстетического профиля, сфера практической деятельности которого в дальнейшем непосредственно связана с концертной эстрадой: это будущие руководители творческих коллективов, организаторы творческих мероприятий во дворцах культуры, артисты эстрады, музыканты-педагоги, - показ видеопрезентаций, видеофильмов о жизни и творчестве музыкантов и представителей других видов искусства, работа с вариантами музыкальных викторин, слушание музыки на качественных акустических системах, возможность обучаться по электронным/печатным (а не рукописным, как ранее!) версиям качественно оформленных конспективных материалов педагога, цифровая фото и видеозапись проводимых уроков/мероприятий оптимизирует учебный процесс. На уроке, учебно-воспитательных мероприятиях, концертах использование перечисленных видов информационных электронно/технических средств педагогу позволяет расширять спектр новых форм и методов работы с учащимися, более эффективно и быстрее переводить знания учащихся в убеждения (путь от теории – к практике становится лаконичным). Лекционный тип занятий в настоящее время практикуется редко. Преподаватели каждой цикловой комиссии оформили электронное портфолио, что стало фактором исторического анализа направлений деятельности педагогов, определения путей дальнейшего развития, презентации деятельности и обмена опытом на семинарах-практикумах, педагогических советах в колледже, профориентационных мероприятиях, Республиканских семинарах, конференциях. Электронное оформление учебных программ по дисциплинам побудило нас, учителей, объективно осмыслить и обновить содержание этих программ. Интернет активно обогатился новыми доступными материалами, над которыми ранее приходилось работать самостоятельно по узкому спектру источников. Объём времени для самоподготовки учителя к уроку значительно увеличился, повысилось качество и разнообразие тематического материала. Сегодня нет необходимости тратить время на накопление большого объёма рабочей информации, копируя её  на внешние дополнительные источники. Применяется постепенно прямой интерактивный способ выхода в интернет: например, просмотр видеофильма или музыкального концерта реально возможен даже с вариантами интерпретаций музыкальных композиций!  Проведение уроков, концертов многие педагоги, учащиеся демонстрируют в прямом эфире (по согласованию, но и не всегда это бесконфликтно – всё-таки целесообразно анализировать публикуемый материал с содержательной стороны).

3 этап. Творчество воспитывается творчеством. Преподаватели цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин УО «Гродненский государственный колледж искусств» работают на всех специальностях (кроме «Дизайн объёмный», но с учащимися и преподавателями этой специальности активно сотрудничают), «барометр в творческом коллективе», координируют направления своей деятельности в соответствии с целями и задачами учебного заведения. Музыкально-теоретические/исторические дисциплины закладывают фундамент музыканта-профессионала, что особенно важно на специальностях «Искусство эстрады (по направлениям)», «Народное творчество (хоровая, инструментальная музыка)». Роль и функции педагога этой цикловой комиссии (как и многих других педагогов колледжа искусств) в последние годы кардинально изменились: деятельность современного преподавателя гораздо шире только отведённого времени на уроках, а каждый рабочий урок практически сопоставим с выходом учителя на концертную эстраду. В этот период преподаватели нашей цикловой комиссии обратили внимание на эффективность проводимых интегрированных уроков, уроков-концертов, олимпиад, конкурсов, тематических воспитательных часов и других мероприятий, направленных на активизацию мотивации учащихся к обучению музыкально-теоретическим/историческим дисциплинам и решают многие другие профессиональные и психологические задачи, так как:

- снизился уровень музыкальности, качество музыкально-теоретической подготовки в ДШИ, студиях учащихся при поступлении в колледж (обучают только пению, игре на инструменте без развития музыкальной грамотности, эрудиции), ведущей формой музыкального поведения в современности, особенно молодого поколения, доминирует бессознательная наслушанность, так как в современном музыкальном гиперпространстве/музыкальном штурме теряется значимость содержания музыки; многие забыли, что такое массово-бытовая песня, и плачут от боязни интонации собственного голоса, а оказываются в смешанных группах, где обучаются с учащимися хороших и высоких музыкально-профессиональных способностей (формируется психологическая проблема);

- учащиеся эстрадных специальностей побуждают учителя к театрализации урока, они просят учителя музицировать, ожидают философского рассуждения по теме и более широкому спектру вопросов, чтения стихов, поэтому тема «Интервалы в музыке» на уроке у режиссёров, хореографов, например, в интерпретации педагога преображается в урок-спектакль (восприятие учащихся специфично даже и в разнообразных группах, не только в связи с направлением специальности, но и в связи с их уровнем интеллектуальных способностей, эрудиции, воспитанности). Следует помнить, что «Почемучки» на уроке – это не плохо, а начало развития в ученике экстравертности.

Вот и моменты Инновации в практике педагога: изобретать активно необходимо не столько для учащихся с хорошим музыкально-профессиональным уровнем, а сколько с низким или контрастным в группах, чтобы найти способы успешной подготовки выпускников всего за 3-4 учебных года для поступления в ВУЗы и т.д.. Преподаватели нашей цикловой комиссии, общегуманитарных дисциплин, в отличие от других школ, обучают учащихся творческих специальностей в условиях активной концертно-исполнительской практики этих учащихся. Востребованность на сцене хороша, но объём часов такой практики достаточно часто превышает нормы по учебному плану, сказывается на дисциплинированности учащихся (пропуски занятий без уважительных причин, не изучают системно материал по объективным и субъективным причинам). Поэтому перегрузка в обучении творчеством может сыграть и негативную роль. Снижает эффективность обучения и высокая заболеваемость молодого поколения (особенно на 1-2 курсе).

Мы, теоретики и музыковеды, учли все эти факторы и тематику всех перечисленных форм обучения упростили: 1) это обобщающие блоки тем по дисциплинам согласно учебным программам, контрольные поэтапные, итоговые уроки, только организованные в творческом плане; 2) учебно-воспитательные мероприятия, концерты, тематические часы, посвящённые общественно-культурным событиям, праздничным датам, презентации творчества и исполнительства педагогов, учащихся колледжа, города и т. д. (например, телевизионный проект «Люблю цябе, мой Гродна» преподавателя Третьяк И. Э.  к 880-летию г. Гродно (на основе сочинённых произведений её учащимися) и преподавателей Шиплюк Е. И., Залевской Н. К.; интегрированный урок «От Баха к современности (развитие ритмоинтонационных навыков на уроках сольфеджио)» - автор преподаватель Е. Ю. Назарко, «Ритмы-Жанры-Мелодии»/интерактивный открытый кураторский час, посвящённый Дню Поэзии/ - автор преподаватель/куратор 352/357 групп Шахно И. Т.; «Дышу тобой...»/открытый интегрированный урок/совместный проект преподавателей, учащихся, литературного кружка колледжа искусств «Слово»/ музыкально-литературная композиция, посвящённая 205-летию со дня рождения Ф. Шопена/ - соавторы преподаватель Шахно И. Т. и ответственная за работу библиотеки колледжа искусств Рогачевская О. В.). Таким образом, подготовка этих форм обучения происходит на уроках без нарушения плана обучения по дисциплинам, во внеучебное время, но с небольшим объёмом материала для подготовки учащихся (практика грамотной организации свободного времени студента), развивает экстравертные и другие (не только специальные) способности учащихся, активизирует интерес к музыке как искусству, укрепляет благоприятную атмосферу и среди учащихся, и педагогов. Учителя проект и материалы уроков/мероприятий разрабатывают не только лично, но и корректируют совместно с учащимися, педагог и ученик взаимодействуют в творчестве – участвуют, как оформители дидактических средств, афиш и программок (рекламируя - приглашая аудиторию для просмотра), ведущие, чтецы, актёры, музицируют и т. д. совместно. Видение педагога в творчестве, в серьёзной профессиональной работе, на сцене - в восприятии учащихся это прекрасный опыт им для будущего, это и успешность в общении  педагога с ребятами, особенно на рабочих уроках (тему «Творчество педагога как средство взаимодействия с учащимися» рассматривали на педагогическом совете в 2015 г.). В финале организуется не редко педагогами чаепитие с рефлексией-беседой о проведённом уроке/мероприятии. Учащиеся, педагоги премируются по возможности за качественную подготовку и проведение таких форм работы профкомом колледжа. В процессе организации сценария уроков/мероприятий преподаватели и учащиеся включают в драматургию и осуществляют презентацию своих авторских музыкальных, поэтических, художественно-изобразительных композиций. В настоящее время организуются совместные проекты при участии учеников сектора педагогической практики колледжа, проводятся мероприятия с приглашением учащихся-выпускников, ветеранов колледжа. Педагог свой отзыв отображает в научно-публицистической статье о проведённом уроке/мероприятии, прилагая фото/видеоматериалы, размещает эту информацию на сайте колледжа искусств практически в день проведения урока/мероприятия, либо на страничках своей учебно-методической, воспитательной работы, в общеколледжной газете «Созвучие муз», оформляет методические работы, методические разработки уроков. Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин участвуют в телевизионных проектах Гродно, городских, областных, Республиканских, Международных творческих мероприятиях с целью рекламы деятельности колледжа искусств, самореализации, профессиональной ориентации абитуриентов.

4 этап. Творческий проект «Музыка во мне» - этап научно-исследовательской деятельности.

В  нашем учебном заведении кроме активной совместной деятельности с преподавателями своей цикловой комиссии, заведования кабинетом музыкально-теоретических/исторических дисциплин, мне представилась уникальная возможность быть и куратором групп (в настоящее время работаю уже с шестой группой специальности «Искусство эстрады (по направлениям)»), концертмейстером, сотрудничаю и организую совместные творческие проекты с преподавателями, учащимися, литературным кружком колледжа «Слово», что в результате открыло «видение» творческого потенциала и педагогов, и учеников. Так возникла идея разработать и реализовать авторский (И. Т. Шахно) Творческий проект «Музыка во мне» как осмысление своего педагогического опыта, направлений работы цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин в колледже искусств, формирования понимания учащимися музыки как  искусства, представления опыта внедрения модели-комплекса современных педагогических технологий обучения в колледже искусств как актуального направления деятельности преподавателя музыкально-теоретических/исторических дисциплин в период с 2009 г. – по 2014 г. (по теории и методике – Черенкова Ю. Н. 1999 г., Кашеневой Р. А. 2007 г.).

Новые направления этого Проекта активно реализую совместно с преподавателями, учащимися и другими коллегами колледжа искусств и в настоящее время:

- методическая работа (обобщение опыта преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Шахно И. Т. для подтверждения высшей педагогической категории) «Урок музыки: от малой сцены к большой эстраде», 2015 г.;

- «Скарбнiца мовы беларускай»/музыкально-литературная композиция, посвящённая Году Культуры Беларуси; творческий проект преподавателей, учащихся, литературного кружка «Слово»/ открытый кураторский час в 352/357 группе/ - соавторы Шахно И. Т., Рогачевская О. В., 2016 г.;

- открытый интегрированный урок «Интерпретация» – автор Шахно И. Т., 2016 г.;

- проект (ежегодный) по развитию навыков журналистики, публицистики учащихся «Музыка, ты со мной навсегда!» /интервьюирование/ - автор Шахно И. Т., 2016 г.;

-  «Неделя цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин» - совместный проект преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, 2017 г. и «Симфоническая полифония ДУШИ»/открытое учебно-воспитательное мероприятие в группе № 365 (специальность «Искусство эстрады (пение) »)/творческий проект преподавателей, учащихся, литературного кружка «Слово», аудио/видеоинженеров колледжа/лекция о музыке, посвящённая Году Науки в Беларуси/ – соавторы Шахно И. Т., Рогачевская О. В., Сухоцкая А. В., 2017 г.;

- некоторые творческие формы работы куратора – Выпускной номер в концертной программе «Призвание 2017» в 352/357 группах (режиссёр Буйко А. И.), подготовка сценария номера, видеоматералов к Дебюту первокурсника в 384 группе в концертной программе «Хай па нём немножко!», режиссёр Маркевич Н. В., 2017 г.; в статье не перечисляю огромного количества мероприятий по воспитательной работе (это отражено в отчётах), но именно работа куратора открыла мне верный курс в педагогике. Не только к учащимся курируемых групп я отношусь, как к собственным детям, но и ко всем моим ученикам. Они пришли к нам, а наша главная задача – их Просветитить посредством музыкального искусства и направить по доброму пути. Учащиеся эстрадных специальностей влияют на массовое сознание слушателей и зрителей, поэтому степень ответственности педагога за своих учеников велика;

- Проект/цикл мероприятий/ «Музыка: мои ступени к мастерству», посвящённый 70-ти летию Гродненского государственного колледжа искусств и 45-летию цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин – автор Шахно И. Т., 2018 г.; участие в Творческом вечере «Мой путь», посвящённому 80-летию Сергейчика В. М., режиссёр Буйко А. И., 2018 г.; 

- Проект/цикл мероприятий/ «Рождественский музыкальный калейдоскоп: от слова о музыке к интонации» – автор Шахно И. Т., 2018 г.; участие в Творческом юбилейном вечере Третьяк И. Э., режиссёр Маркевич Н. В., 2018 г.;

- участие в общеколледжном концерте, посвящённому Международному женскому Дню 8 марта, «Модный приговор» - режиссёр Хильмончик Е. В. (драматургическая роль «Lady Совершенство»), 2019 г.;

- цикл учебно-воспитательных мероприятий «Неизвестный Станислав Монюшко», «Полонез для Станислава Монюшко» и статьи для Гродненского областного сайта, газеты «Созвучие муз», посвящённые 200-летию со Дня рождения белорусского и польского  композитора С. Монюшко, - авторы Назарко Е. Ю., Шахно И. Т., 2019 г.; 

- «Творческая преемственность: путь современного композитора»/творческая встреча преподавателей колледжа искусств  по дисциплине «Сочинение» с белорусским композитором Родионовым В. К./ - организатор Третьяк И. Э., с участием Передковой Л. А., статья Шахно И. Т., 2019 г..

Сегодня смело утверждаю, что «Искусство побуждает творить искусство». Педагогика, с моей точки зрения, это – искусство! Как и в творчестве – это неутомимый поиск: в этом и смысл инновационного, изобретательного мышления. Тенденция современности? Или историческая традиция? Для меня – это КОД с момента зарождения человечества, КОД Воли к Жизни. Возможно не случайно Природа заложила и в моём имени КОД – IT (ИТ), смысл которого реализую всю жизнь...этот бетховенский огонёк?! Моя мама, Некревич А. П., мой Первый и самый важный Учитель – Заслуженный рационализатор Республики Беларусь в области лёгкой промышленности. Практика её деятельности – разработка и внедрение моделей, совершенствование технологий пошива обуви. Практика моей деятельности – внедрение и совершенствование моделей, только это - область музыкально-педагогических технологий. Вот и творческая преемственность! Созерцая – учусь, опыт в своей сфере можно приобретать, просто наблюдая опыт людей других профессий, Прекрасный окружающий мир!

 Конкурентоспособный учитель естественно воспитывает конкурентоспособного ученика. Практика работы в ССУЗе доказала, что специалиста музыкально-эстетического профиля наиболее качественно может подготовить педагог, который сам высоко эрудирован, исполнитель-практик в сфере искусства, профессионально-творчески активен, позитивно и креативно мыслит, верит в успешное будущее своего ученика. Дарить Радость людям, Свет Культуры – только с таким Настроением надо открывать двери в каждый дом!

Искрятся ноты в глазах моих,

звучат аккорды в руках слепых…

Кружится зал,

мечтаний вихрь…

Рояль – он страстен, динамичен,

светел, тих…

***

Вся жизнь как сон, как звёздный блик…

Хочу продлить потоком звуков этот краткий миг…

Сквозь тень веков уносит нас:                                

 Romantic, Classic, Rock, Folk, Soul, Jazz…                                          

(Lady INNA REd/ Инна Шахно « Миг -blues» 2009, фрагмент текста песни)

Желаю Всем Доминирующей Мажорности, Лада, Гармонии Души и Тела!

 

Список литературы

1. Кашенева, Р.А.  Формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкально-эстетического профиля в ссузе /автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08/,  Москва, 2007 г.

2. Черенков, Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры / диссертация по педагогике /, Активизация музыкально-творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады / научная статья/, Москва, 1999 г.

3. Шахно, И.Т. Возрождение: мысли и чувства в стихах /музыкально-поэтический сборник/, Гродно, 2014 г.

4. Шахно, И.Т. «Творческий проект «Музыка во мне»: внедрение инновационных технологий обучения как актуальное направление деятельности цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин в колледже искусств» /Выпускная работа/ (УО «Белорусская государственная академия музыки», факультет повышения квалификации и переподготовки, Минск, 2014 г.)

5. Шилина, Л.Л. Использование межпредметных связей на уроках.М., 2012 г.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!