Правовые учения во Франции XVIII века – 2 часа



Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Институт управленческих кадров

Кафедра теории и истории государства и права

Учебно-методические материалы для подготовки

К семинарским занятиям

Для студентов 2 курса очной формы обучения

По дисциплине

«История правовых учений»

Разработчики: к.и.н., доцент М.М. Атрушкевич

                        к.ю.н., доцент Е.В. Семашко

Рекомендованы к использованию в учебном процессе (протокол №2

от 15.09.2011)

                                       

Минск 201 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  История правовых учений – это общетеоретическая учебная дисциплина, изучение которой направлено на развитие у студентов правосознания и правовой культуры, формирование юридического мышления. Анализ правовых доктрин в их исторической эволюции позволяет глубже осознать теоретические положения современной юридической науки, дает возможность ориентироваться в сложных общественных процессах современности. История правовых учений позволяет осмыслить, как в столкновении различных воззрений рождаются новые идеи о праве и государстве, какую роль они играют в процессе реального развития государственно-правовых институтов, как изменяются представления о свободе, справедливости, власти и надлежащем общественном устройстве.

Курс «История правовых учений» является развернутой во времени теорией и философией права, поэтому он способен служить основой для постижения сущностных и ценностных аспектов права в период кризиса марксистской идеологии, служившей ранее теоретической базой учений о государстве и праве. В процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания.

Учебная программа рассчитана на объем 50 часов для очной формы обучения, из них лекций – 34 часов, семинарских занятий – 16 часов

Для студентов специальности «Правоведение» данная учебная дисциплина в юридических вузах преподается под названием «История политических и правовых учений». Изменение объема и названия курса для студентов специальностей «Государственное управление» и «Государственное управление и право» обусловлено изучением отдельных политических доктрин в рамках курса «Политология». Однако большая часть правовых теорий находится в неразрывной связи с концепциями государствоведческими. В связи с чем в рамках курса «История правовых учений» рассматриваются не только исключительно правовые, но и важнейшие право-политические учения, оказавшие наибольшее влияние на формирование современного права, на понимание сущности и социального назначения государства как формы совместного проживания людей.

В настоящем плане к семинарским занятиям представлены: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для обсуждения, тематика рефератов, методические рекомендации к написанию рефератов, вопросы к коллоквиуму, методические рекомендации к проведению коллоквиума, вопросы к зачету по указанной учебной дисциплине. Ко всем темам семинарских занятий прилагаются списки рекомендованной к изучению литературы.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Правовые учения Древней Греции

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Учение Платона об идеальном   государстве

2. Учение Аристотеля о справедливости, о праве и законах

3. Теория Полибия о цикличности развития государства и права

 

Методические  рекомендации для подготовки к занятию

 

Начало развития государственно-правовой европейской истории заложили цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сформировали особый тип государственности, отличающийся от древне - восточного военно-торговыми морскими отношениями, наличием индивидуальной собственности и полисным политическим строем. Мировоззрение греческих авторов формировалось в процессе разложения мифологических представлений о человеке, власти. Кроме того, на развитие социальных наук Древней Греции оказали влияние правовые и политические теории авторов Древнего Востока Данные исторические особенности необходимо учитывать при анализе правовых идей Древней Греции. При подготовке данной темы личную правовую и познавательную базу следует обогатить философско-юридическими представлениями древнегреческих софистов, Пифагора и Сократа.

Изучение правовых взглядов Платона следует начинать с осмысления философской методологии Платона, его диалектики. Мир идей и мир вещей – ключевые понятия платоновской философии. Понимание идеалов государственности Платоном выражено в проекте идеального строя в книге «Государство». Важно уяснить особенности аристократии как формы правления, которую Платон считал наилучшей. Следует обратить внимание на то, как изменились взгляды Платона на идеалы общественного устройства в книге «Законы».

При изучении политико-правовой теории Аристотеля важно обратить внимание на анализ форм государства. Аристотель дает ответ на вопрос: почему сочетание двух неправильных государственных форм (олигархии и демократии) дает, с его точки зрения, вариант оптимального политического строя (политии), при котором достигается стабильность общественного развития и реализация системы мер по предотвращению узурпации власти. Теория государственности у Аристотеля базируется на понимании сущности человека. Человек у Аристотеля – существо политическое. Это дает основания для последующего развития патриархальной теории происхождения государства. При подготовке данного вопроса необходимо также изучить учение Аристотеля о законах.

Прежде чем анализировать взгляды Полибия, следует повторить материал курса «История государства и права зарубежных стран», посвященный истории Древнего Рима, обусловившей многие из идей Полибия. Следует учесть и то влияние, которое оказали на Полибия древние греки, а также римские стоики. Наиболее значимыми позициями в государственно-правовой теории Полибия являются учение о цикличности в развитии общественных институтов, идея о необходимости смешения государственных форм, соотношение законов и справедливости.

 

 

Литература по теме

· Аристотель. Метафизика / Пер., послесл. А.В. Кубицкого. –     Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 344 с.

· Аристотель. Политика. Афинская полития. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

· Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели // Научный коммунизм. –2004. – N 1 .– С. 276 – 290.

· Виндельбанд В. Платон / Пер. с нем. А. Громбаха. – СПб. : Журн. «Образование», 1900. – 452 с.

· Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы теории и истории. Л., 1989.

· Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля: [Сочинения: Пер. с древнегреч. / Сост., вступ. ст. и коммент. В. Шкоды. — М.: Назрань: АСТ; Харьков: Фолио, 1999. – 528 с.

· Доватур А. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л., 1975.

· Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947

· Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 342 с.

· Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М. : Мол.гвардия, 1993. – 420 с.

· Мирзаев С.Б. Правовое учение Полибия // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

· Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Изд. группа Инфра-М - Норма, 1996. – 306 с.

· Нарсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

· Орлов Е. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биогр. очерки. – М. : Республика, 1995. – 615 с.

· Платон. Государство. Политика: Наука об упр. государством: [Сборник: Пер. с древнегреч. / Платон, Аристотель. – М.: Эксмо; СПб. : Terra fantastica, 2003. – 420 с.

· Платон. Государство // Платон. Сочинения. М., 1971.

· Платон. Законы // Платон. Сочинения. М., 1972.

· Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

· Полибий . Всеобщая история. Т. 1-2. СПб., 1994.

· Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. – 556 с.

· Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. № 3.

· Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. № 4.

· Степанова А.В. Полибий и стоики (К вопросу о некоторых концептуально-терминологических параллелях) // Вестник Древней истории. 2005. № 4.

· Столяров. А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

· Тыжов А.Я. Черты политической теории Полибия // Античное общество. Проблемы политической истории.СПб., 1997.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

 Правовые теории Древнего Рима

Вопросы для обсуждения

1. Учение Цицерона о республике

2. Учение римских юристов о праве

3. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия (Блаженного)

Методические рекомендации для подготовки к занятию

    При самостоятельной работе по данной теме необходимо в первую очередь вспомнить периоды развития государственности Древнего Рима (царский, республиканский, императорский) и обратить внимание на то, в рамках какого из данных периодов развивались доктрины изучаемых авторов.

           Цицерон наиболее знаменитый древнеримский автор. При изучении особенностей его правовой теории следует учитывать влияние греческих философов Платона и Аристотеля, которым во многом подражал Цицерон. Однако Платон и Аристотель - это концепции полиса (города-государства). Цицерон – это государство-республика (общее дело). Необходимо уяснить характерные для республики как формы совместного проживания людей признаки, определить представления Цицерона о свободе и самоуправлении, о власти закона в государстве и целях государственности. Очень важно также помнить о том, что Цицерон – один из основоположников доктрины космологического естественного права. При подготовке данного вопроса следует выяснить значение термина «космологическое естественное право» и проанализировать его содержание.

Учение Августина Аврелия – этотеологическое обоснование права и государства, связанное с возникновением и распространением христианства. Прежде чем изучать доктрину Августина, необходимо обратиться к истории превращения христианства в государственную религию. Далее следует определить внутренние субъективные мотивы устремления Августина Аврелия к теологической философии («Исповедь»). В целом при работе над данным вопросом необходимо выяснить, как Августин Аврелий представлял себе соотношение церкви и государства как общесоциальных институтов, как определял Августин происхождение государства, проанализировать сущность его учения о Граде земном и Граде Божьем.

Литература по теме

· Августин Аврелий. Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийскаго. – М., 1786. – Ч.1-4.

·  Августин Аврелий. Исповедь / Пер.с латин. М. Сергеенко. – М.: МНПП «Гендальф», 1992. – 528 с.

·  Августин Аврелий. О граде Божием. – Минск: ООО Харвест; М. : АСТ, 2000. – 1020 с.

· Августин Аврелий. Об истинной религии. – Минск: ООО «Харвест», 1999. – 489 с.

· Грималь П. Цицерон. М.,1991.

· Деревнин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве. М., 1985.

· Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2000.

· Кофанов Л.Л. Введение // Дигесты Юстиниана. Т.1. М., 2002.

· Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.

· Нерсесянц В.С. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

· Нерсесянц В.С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. 1980.№ 3.

· Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

· Орлов Е. Демосфен и Цицерон: Биогр. повествования / Сост., общ. ред.    Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1996. – 514 с.

· Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.

· Памятники римского права: Законы XII таблиц.Институции Гая. Дигесты Юстиниана.М., 1997.

· Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государствои и церковью.Казань, 1897.

· Четвертнин В.А. Политическое учение блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое развитие) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

· Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. с лат. и коммент. В.О. Горенштейна. – М.: Наука, 1993. –­ 246 с.

· Цицерон. Речи / Пер. с латин. В.О. Горенштейн. – М.: Наука, 1993. – 340 с.

· Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966.

· Хайруллин В.И. Одна из классических концепций категории справедливости : Учение Цицерона // Право и политика. 200.№ 12.

· Шалимов О.А. Образ идеального правителя в Древнем Риме. М., 2000.

      

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

 Правовые учения в Западной Европе в период Средних веков

Вопросы для обсуждения

1. Схоластическая теория развития государства и права Ф. Аквинского

2. Значение средневековых ересей в политико-правовой мысли в средние века

3.Учение о государстве и праве М. Падуанского

 

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Уяснять содержание данной темы следует с уточнения общих проблем государства и права в теологическом мировоззрении Средних веков, с философской и исторической характеристики средневековой схоластики. На протяжении всей государственно-правовой истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, что и отразилось на правовых учениях.

Теория Фомы Аквинского о праве и государстве – это приспособление светских взглядов Аристотеля к догматам католической церкви. Его религиозная философия – это философия пантеизма, определяющая основные виды законов, которые существуют в обществе: универсальный божественный, вечный закон, закон откровения, человеческий и естественные законы. Не следует забывать, что согласно концепции Фомы Аквинского все законы связаны между собой нитями субординации и обусловлены двумя равнозначными и непротиворечивыми способами познания мира: разумом и верой.

Теократические идеи присутствуют и в учении Марсилия Падуанского. Эта теория не антирелигиозна, но антицерковна.      М. Падуанский возлагает на католическую церковь ответственность за все беды и несчастья мира. При изучении данного вопроса необходимо особое внимание обратить на описываемую Падуанским структуру общества, выделение высших и низших сословий, на его довольно смелые идеи относительно народа как источника всякой власти и выборности как принципа конституирования учреждений и подбора должностных лиц. Оцените влияние, которое оказала теория Марсилия Падуанского на последующее развитие европейской правовой и политической мысли.

 

Литература по теме

· Аквинский Ф. Сумма теологии. – Киев: Эльга: Ника-центр; М.: Элькор – МК, 2002. – 482 с.

· Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.

· Баранов В.Ф. Политическое учение Марсилия Падуанского и его связь с коммунальным движением Северной и Средней Италии // Ученые записки Петразаводского университета. Вып. 7. Исторические науки. Петрозаводск, 1966.

· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

· Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.

· Герье В.И. Расцвет западной теократии. М., 1916.

· Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М. – СПб., 2000.

· Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV в. М., 2004.

· Керров В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV века. М., 1986.

· Крылова С.Е. О политических взглядах Иоанна Солсберийского // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987.

· Егорова Т.Е. Трактат Марсилия Падуанского «Защитник мира» // Культурология: дайджест. 2000. № 3.

· Марсилий Падуанский. Защитник мира (отрывки) // Анталогия мировой политической мысли: в пяти томах. Т.2. М., 1999.

· Маритен Ж. Знание и мудрость: Сб. тр. / Пер. с фр., коммент.      Л.М. Степачева. – М.: Науч. мир, 1999. – 388 с.

· Малашенко И. Е. Марсилий Падуанский и Данте: преемственность философского обоснования независимости светской власти // Человек, общество, познание. Историко-философские очерки. М., 1981.

· Мильчарек Т.П. Политическая теория Иоанна Солсберийского // Гуманитарное знание: Сер. Преемственность. Вып. 1.Омск, 1997.

· Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. – Сретенск: Межконфессион. центр ист.-филос. исслед., 2000. – 184 с.

·  Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс / Пер. с англ. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 304 с.

· Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

 Правовые учения в Европе в периоды Возрождения

и Реформации

Вопросы для обсуждения

1.Наука о политике Н. Макиавелли

2. Политические и правовые идеи Реформации

3. Учение о государстве Ж. Бодена

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Возрождение и Реформация – это периоды очень крупных духовных, культурных, политических, религиозных перемен в жизни Европы. Обращаясь к правовым теориям, возникшим в данные эпохи, необходимо помнить об их исторических особенностях; тенденциях становления раннебуржуазного общества в Западной Европе; причинах роста производительных сил, развития товарного производства, формирования национальных рынков; укреплении городов. Следует также учитывать, что культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными интересами при помощи общеевропейского языка того времени – латыни.

Сочинения Никколо Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его правовое учение уже свободно от теологии. Основу его взглядов составляет реальная способность правителей повелевать подданными. Цель правителя – сохранить власть – является определяющей в соотношении политики, права и морали. Эта цель оправдывает любые средства. При изучении данного вопроса следует выяснить значение понятий «макиавеллизм», «политический популизм», определить наилучшие, по мнению Макиавелли, формы государственного правления, оценить прогрессивное или негативное влияние взглядов Макиавелли на теорию государственного управления периода Возрождения.

Ключевое значение в рассуждениях Жана Бодена о государстве и праве имеет теория суверенитета государства и государственной власти. Суверенитет по Бодену – это, прежде всего, верховенство государственной власти по отношению к власти церкви, папы римского или германского императора. Это, по мнению Ж. Бодена, один из способов централизации европейских государств. При изучении данной теории не упустите из вида принципы государственного суверенитета, а также учение Бодена о формах государства. При анализе форм государства следует учитывать, что Жан Боден во многом следует Аристотелю, причем подлинному Аристотелю, осмысленному светской историей политико-правовых учреждений, а не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой.

 

 

Литература по теме

· Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.

· Боден Ж. О государстве (отрывки) // Эльфонд И. Я. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Франция). Саратов, 1991.

· Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма: Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения XVI в. М., 1894.

· Дегтярева М.И.. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Рабочий класс и современный мир. – 2000. – № 3 .– С.157–169.

· Корнилович Э. Читая Макиавелли... : Пробл. полит. Власти. // Вперед. –1995. – № 8 – 9 – С.18–21.

· Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 1 – 2.М., 1998.

· Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации // Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

· Лютер М. О светской власти// Лютер М. Время молчания прошло: избранные произведения. 1520 – 1526 гг. Харьков, 1992.

· Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 576 с.

· Макиавелли Н. Избранное: Пер. с итал. – М.: РИПОЛ классик, 1999. – 644 с.

· Муровцева О.В НикколоМакиавелли о государстве// Преподавание истории в школе. 2000. № 8.

· Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Известия высших учебных заведений. – 2003. -– № 1 .– С. 186–197.

· Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

· Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

· Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.. 1984.

· Соловьев А.А. Жан Боден // Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: Курс лекций 2-е изд. СПб., 2002.

· Риклин А. Никколо Макиавелли: искусство властвовать / Пер. с нем. Т.П. Гусаровой. – СПб.: Алетейя, 2002. – 366 с.

· Штекли А.Э. Томас Мюнцер. М., 1961.

· Юсим М.А. Этика Макиавелли.М., 1990.

· Эльфронд И.Я. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI в. М., 1997.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Правовые учения Англии и Голландии периода раннебуржуазных революций

Вопросы для обсуждения

1. Естественно-правовая теория Г. Гроция

2. Политическая доктрина Т. Гоббса

3. Теория Дж. Локка о государстве и праве

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Политико-правовое обновление, начавшееся в Европе с XVI века и повлиявшее на развитие других стран, изменило общественно-духовную атмосферу и мировоззренческие начала антифеодальной направленности правовых и политических взглядов. Новая система общественных отношений формировалась во взаимосвязи с развивающейся капиталистической экономикой, техническим прогрессом, становлением гражданского общества, изменением правовых институтов, связанных с частной собственностью, политическим плюрализмом. Мировоззрение эпохи уже свободно от теологической закрепощенности. В связи с этим возникают и абсолютно отличные от средневековых учения и концепции.

Знакомство с тематикой правовых учений первых европейских буржуазных революций в первую очередь предусматривает рассмотрение основных положений теории общественного договора и рационального естественного права.

По рассуждениям Гуго Гроция можно проследить развитие теории рационального естественного права, определить его содержание, происхождение и необходимость. Следует обратить внимание на то, как формулирует Гроций понятия «божественный закон» и «закон человеческий», как соотносит понятия естественного, божественного и человеческого права.

При изучении концепции Томаса Гоббса необходимо учитывать то, что саму сущность человеческого индивидуума автор признает «злой по природе» и считает, что в обществе «человек человеку волк». Отсюда и своеобразное описание, которое Т. Гоббс дает преддоговорному состоянию человеческого общества. Кроме того, следует дополнительно обратить внимание но то, как Гоббс обосновывает принципы частного права, полагая, что в области частноправовых отношений подданным в государстве должны предоставляться широкая правовая инициатива, гарантированные и защищенные права и свободы.

Анализируя особенности правовой и политической мысли XVII века, необходимо остановиться на зарождении и развитии идей раннего либерализма в концепции Джона Локка. Локк полностью разделял, развивал и видоизменял идеи естественного права, общественного договора. При этом основная его авторская концепция – это обоснование необходимости разделения властей, выделение законодательной, союзной и исполнительной ветвей власти. Цель концепции – не допустить узурпации кем-либо всей полноты государственной власти. Локк также наметил принципы взаимосвязи между отдельными ветвями власти, иерархию между ними. Первое место Дж. Локк отводил законодательной власти как верховной, но не абсолютной в стране. Не следует также упускать из вида деление Джоном Локком прав человека на неотчуждаемые и политические, а также поставленные Локком задачи государства по обеспечению прав человека.

Литература по теме

 

· Безручкин О.Л. «Естественное  состояние» в политической философии Гоббса // Из истории политической философии. М., 1992.

· Васильев В.А. Благо и добродетель в понимании Т. Гоббса // Научный коммунизм. – 2002. – № 1. – С.170 –- 183.

· Галухин А.В. Понятие государственного интереса в философско-мировоззренческой парадигме учения Джона Локка // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С.70 – 102.

· Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в иденальнотипичном истолковании (О социологической значимости концепции Гоббса) // Полис. 1993. № 6.

· Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех» и ее судьба в концепции «разделения властей» Джона Локка) // Полис, 1994. № 3.

· Гоббс Т. Левиафан. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.

· Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — Минск: ООО «Харвест»; М.: АСТ, 2001. – 389 с.

· Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естеств. право и право народов. а также принципы публ. права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. – М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. – 869 с.

· Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1973.

· Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса // Советское государство и право.1989. № 6.

· Козлихин И.Ю. Гуго Гроций // Известия высших учебных заведений. –1999.– N 4 .– С.263– 271.

· Литвинова Е.Ф. Джон Локк: Его жизнь и философ. деятельность: Биогр. очерк. – Спб., 1892 . – 284 с.

· Локк Дж. Сочинения: в 3 т. / Пер. с англ. и лат. А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1988.

· Нерсесянц В.С. Правопонимание Гуго Гроция// Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

· Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социс. – 2003. – № 3. – С.3–8.

· Павлов А. А. Государственная власть в представлении Гуго Гроция // Государство и власть в историческом процессе: проблемы истории, теории, практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Иваново, 20-22 марта 1996 г. Иваново, 1997.

· Плотников А.А. Место Д. Локка в политико-филосовской мысли нового времени // Из истории политической философии. М., 1992.

· Сатыкеев В.Е. К оценке политических воззрений Т. Гоббса // Сов. госуд. и право. – 1974. – № 6. С. 130 – 133.

· Скиннер К. The state // Понятие государства в четырех языках: Сб. статей. СПб.-М., 2002.

· Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII гг. 2-е изд. М.,   1996

· Царьков И.И. Формула Левиафана (политико-правовая концепция Томаса Гоббса) // Право и политика. – 2003. – № 9

· Царьков А.В. Против Левиафана (политико-правовая концепция Джона Локка) // Право и политика. – 2003. – № 9 .– С. 10–33.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Правовые учения во Франции XVIII века – 2 часа

Вопросы для обсуждения

1.Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье

2. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо

3. Политические и правовые взгляды Вольтера

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Важнейшим итогом кризиса феодализма стали политические революции XVIII века, в результате которых рождались новые государственно-правовые системы. Особое место среди них заняла Великая французская революция, которая, впрочем, имела скорее негативные, чем положительные последствия. Обратитесь к истории и вспомните, как развивались события во Франции XVIII века, прежде чем перейти к анализу правовых доктрин этой эпохи.

Обязательным моментом в работе над темой является знакомство с основными трудами: Ш. Монтескье «О духе законов» и Ж.Ж. Руссо «Об общественном договоре или принципы политического права».

Учитывая значимость теории разделения властей Шарля Луи Монтескье для современного конституционализма, необходимо хорошо разобраться в таких ее основополагающих категориях, как «политическое состояние», «политическая свобода» и «дух закона», определить, чем отличаются концепции разделения властей Монтескье и Локка. Следует также определить, какую из форм правления Ш. Монтескье считал наилучшей и как это было связано с климатическими или иными природно-географическими факторами отдельных государств.

Жан Жак Руссо известен не только как философ, но и как педагог. Уже известные во времена Руссо версии теории общественного договора мыслитель использует как гипотезу для своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни общества. Следует обратить внимание на то как Ж.Ж. Руссо описывает достоинства естественного состояния общественной жизни и причины происхождения неравенства и государственных институтов. Не следует забывать о необходимости анализа и критической оценки теории народного суверенитета Ж.Ж. Руссо, определения того, чем отличается сформулированное Руссо понятие общей воли от воли народа и воли всех, воли большинства.

 

Литература по теме

 

· Аббуд Лейла Демократические идеи Руссо // Научный коммунизм. –1994. – № 1. – 2. – С.191–197.

· Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

· Баскин М.П. Монтескье. 2-е изд. М., 1975.

· Барнашев А.М. Теория разделения власткй: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

· Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жана-Жака Руссо. Воронеж, 1940.

· Вольтер. Избранные произведения по уголовному праву и процессу. М., 1956.

· Вольтер. Философские письма // Вольтер. Философские сочинения. М., 1996.

· Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1977.

· Грацианский П.С., Куркин Б.А. Политические идеи Ж.-Ж. Руссо // Советское государство и право. 1978. № 11.

· Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности: Гольбах, Гельвеций, Руссо. – М.: Наука, 1995. – 489 с.

· Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

· Жан–Жак Руссо. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1993. – 142 с.

· Козлихин И.Ю. Жан–Жак Руссо // Правовая политика и правовая жизнь. – 2002. – № 1. – С.189–204.

· Кузнецов В. Н. Француа Мари Вольтер. М,, 1978.

· Кечекьян С.Ф. Политические и правовые взгляды Монтескье // Советское государство и право. 1955. № 4.

· Монтескье Ш.Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 630 с.

· Монтескье Ш.Л. Персидские письма / Пер. с фр. – М.: Канон – пресс -Ц: Кучково поле, 2002. – 512 с.

· Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII в.: Очерки. М., 1983.

· Руссо Ж.–Ж. Избранное / Пер. с фр. М. Розанова, Д. Горбова. — М.: Изд. центр Терра, 1996. – 652 с.

· Руссо Ж–Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Пер. с фр.        А. Хаютина, В. Алексеева-Попова. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб: Канон-пресс-Ц, 2000. – 536 с.

· Руссо Ж.–Ж. Рассуждение о происхождении неравенства // Философия и общество. – 2001. – № 2 .– С.139–160.

· Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Правовые и политические учения классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX века

Вопросы для обсуждения

1. Государственно-правовая теория И. Канта

2. Философия государства и права Ф. Гегеля

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Данная тема является одной из самых тяжелых для понимания в связи с особой философской методологией, которую используют изучаемые авторы, а также из-за специфической терминологии И. Канта и Ф. Гегеля. Вместе с тем идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX века оказали огромное влияние на все последующее развитие правовых и политических теорий.

В рассматриваемый исторический период атмосфера немецкой общественной жизни отличалась своей мрачной замкнутостью, подавлением оппозиционных феодализму умонастроений. Бытовали представления о безусловном приоритете общества и государства над личностью. Сознание масс и общественно-политическая жизнь контролировались государством. Именно в данных условиях развитие получают идеи классиков немецкой философии И. Канта и Ф. Гегеля.

Методология Иммануила Канта – критический рационализм. Правовая философия Канта основана на умозрении, которое исходит из принципов, совершенно отличных от принципов зрения (восприятия, знания). Так, понятие свободы у Канта – это объект чистого разума, который не имеет своего отражения в эмпирической действительности. Все это следует учитывать при анализе кантовских определений государства и права.

Правовые и политические взгляды Георга Фридриха Гегеля также основываются на специфической философской методологии. Гегель не разграничивает субъект и объект познания. Гегель использует диалектику в качестве методологии познания и любая идея у него разворачивается в триаде – тезис, антитезис и синтез. Постарайтесь найти среди описываемых Гегелем триад место для государства, права, семьи, гражданского общества, иных общественно-политических институтов.

Литература по теме

· Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.

· Быкова М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.: Наука, 1993. – 231 с.

· Гулыга А.В. Гегель. – М.: Товарищество «Соратник», 1994. – 258 с.

· Кант и философия в России: Сборник / Отв. ред.      З.А. Каменский, В.А. Жучков. – М.: Наука, 1994. – 272 с.

· Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М., 1960.

· Кант И. Критика чистого разума / Пер.с нем. Н.О. Лосского. – СПб.: ИКА Тайм-Аут, 1993. – 412 с.

· Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. – М. : Чоро, 1994.

· Кузнецов В.Н. Философия права Иммануила Канта // Вестник Московского государственного университета. – 1999.– № 3. – С.15–30.

· Малиновский Б.Е. Учение Гегеля о государстве и современность. М., 1970.

· Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1970.

· Нерсесянц В.С. Теория права и государства Канта// Философия Канта и современность. М., 1974.

· Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. – М.: Изд. группа «Юристъ», 1998. — 498 с.

· Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. – СПб.: Алетейя, 2000. – 324 с.

· Ойзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля: История философии // Вопросы философии. – 1995. – № 5. – С.98–107.

· Перевалов А.Я. Гегель о гражданском обществе // Государственность на Беларуси: генезис и перспективы. – Брест, 2002. – С.185–186.

· Пионтковский А.А. Политико-правовая философия И. Канта // Сов. госуд. и право. – 1979. – № 12. – С. 84–95.

· Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. – М.: Изд-во Пробл. автоном. ин-та междунар. сотрудничества, 1963. – 600 с.

· Пионтковский А.А. Философия права Гегеля и марксизм // Сов. госуд. и право. – 1971. – № 1. – С. 27–37.

· Поппер Д. Открытое общество и его враги / Пер.с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. – М.: Междунар. фонд «Культ.инициатива», 1992. –525 с.

· Скакун Е.В. Гегель о государстве // Філасофская спадчына Гегеля і сучасныя праблемы адукацыі і выхавання. – Брэст, 1995. – С.27

· Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

 Европейская политико-правовая мысль XIX века.

 

Вопросы для обсуждения

1.Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли XIX в.

2. Социалистические теории начала XIX века

3. Политико-правовое учение марксизма

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

В XIX веке параллельно развивались два противоборствующих течения правовой и политической мысли: либерализм и марксизм. Каждое из течений уже имело свою историю и философские корни, но именно в данный исторический период они обрели законченную форму философско-правовых доктрин. При изучении данных доктрин необходимо обнаружить их сильные и слабые стороны, наиболее значимые противоречия между ними.

При характеристике идей либерализма следует обратить внимание на особенности развития данной доктрины в Англии, Франции и Германии. Наиболее яркие представители английского либерализма – Иеремия Бентам , Джон Стюарт Милль; французского либерализма – Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль; немецкого – Вильгельм фон Гумбольт , Лоренц Штейн.

Изучение второго вопроса темы следует начать с анализа социально-экономических и философских предпосылок марксизма. Создатели материалистической теории Карл Маркс и Фридрих Энгельс на основе анализа явлений классовых общественно-экономических формаций определили специфику классового подхода к изучению государства и права. Данный подход базируется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры общества и соотношения классовых сил. При работе над темой необходимо рассмотреть следующие элементы марксистской теории:

- диалектический материализм;

- материальное производство – основа существования и развития общества;

- государство и право – надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества;

- необходимость диктатуры пролетариата;

- проблема социального измерения политики.

Необходимо стремиться к объективной оценке идей и результатов марксизма, выделяя как положительные, так и негативные стороны данного учения.

 

Литература по теме

 

· Айрапетов А. Г., Юдин А. И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М., 1991.

· Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

· Бентам И. Принципы законодательства. М., 1896.

· Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Крит. анализ: Пособие для преподавателей вузов. – М.: Наука, 1994. – 265 с.

· Констан Б. Об узурпации. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

· Левандовский А. Сен-Симон. М., 1973.

· Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма – М.: Книга, 1988. – 125 с.

· Любутин К.Н. О философии Маркса И философии Энгельса // Философия и общество. 2004. № 1.

· Мамут Л.С. Учение Маркса о государстве требует переосмысления // Общественные науки и современность. 1991. № 5.

· Милль Д. С. Утилитаризм: о свободе. СПб. 1900.

· Милль Д. С. Представительное правление. СПб., 1907.

· Маркс Карл. Манифест Коммунистической партии К. Маркса и         Ф. Энгельса / Пер. и примеч. В.Г. Плеханова. – Женева: Вперед, 1905.

· Мизес Л. Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. – М.: Начала - Пресс, 1995. – 256 с.

· О свободе: Антол. мировой либер. мысли (І половина ХХ в.) / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Прогресс–Традиция, 2000. – 694 с.

· Опыт русского либерализма: Антология / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Канон : ОИ «Реабилитация», 1997. – 512 с.

· Остроух А.Н. Иеремия Бентам о понятии и сущности права // Известия высших учебных заведений. Право. – 2002. – № 5. – С. 222–231.

· Остроух А.Н. Учение Бентама о праве. Краснодар, 2002.

· Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М., 2003.

· Ревякин А.И. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века / А.В. Ревякин; Отв. ред. А.Э. Штекли. – М.: Наука, 1999. – 422 с.

· Ростиславлева , Н. В. Зарождение либерализма в Германии: Карл фон Роттек. – М.: Изд. центр РГГУ, 1999. – 132 с.

· Сен- Симон А. Избранные сочинения. Т.1-2..М., 1948.

· Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.

· Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

· Торицин Т.М. Учение Р. Оуэна и его влияние на распостронение и развитие социалистических идей. Рязань, 1972.

· Чернобель Г.Г. Некоторые аспекты взглядов Энгельса на право // Сов. госуд. и право. – 1980. – № 11. – С. 25–32.

· Четвертаков Р.И. В чем ошибся Карл Маркс: Новое о разделении труда. – СПб.: Петра–РИФ, 1998. – 74 с.

· Фурье Ш. Теория четырех теорий и всеобщих судеб. М. 1938.

 -  Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и            государства / Перевод с 4-го нем. изд. – СПб., 1894 – 175 с.

 

Тематика рефератов

Для студентов 2 курса


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!