Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов



Ислам не создал церкви, он создал теократическое государство. Его вожди одновременно и политики и религиозные деятели и представители власти. Ислам стал мощным фактором формирования в сжатые сроки такого феномена как «мусульманский мир» Из небольшой группы семитских племен, пусть и имеющих общий культ (Каабу), выросла этнокультурная общность на обширной территории с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.

Ислам сегодня - это одна из наиболее влиятельных мировых религий, занимающая второе место по численности последователей (более 1 млрд.) Распространен на всех континентах. В чем же причина такой «популярности»? Ученые выявляют 7 причин: 1) молодость ислама (не исчерпал своих возможностей); 2) жизненность и гибкость религии (выстоял, несмотря на длительную колонизацию восточных стран, отсутствует централизованная организация духовенства, что дает оперативность при решении проблем); 3) тотальность ислама (охват религией всех сфер жизнедеятельности. Не только вера, но и экономическое и социальное устройство, управление, семья, быт, то есть образ жизни); 4) простота и доступность (догмы менее сложны, чем в других религиях); 5) фанатизм, воинственный характер (помогает восточным народам бороться против колониализма); 6) идея «завершения пророчества» (Магомет был последним посланником Бога на земле и принес окончательную истину); 7) аутеничность личности мусульманина (мусульмане всех стран одинаковы).

 

11.  Секты: понятие секты, признаки секты, типы сект, методы сектантов, причины попадания в секту, причины сложности выхода из секты, профилактика сектантства.

 

Этимологически слово “секта” происходит от латинского secta или sequi “следовать за кем-то, повиноваться”, при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco – резать, разделять, отсекать.

Слово “секта” изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в дохристианскую эпоху. Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины и сузилось до понятия “ложное учение, ересь”.

После Реформации установилось разграничение значений терминов: “секта” стало обозначать организацию или группу людей, а “ересь” – неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией.

Согласно толковому словарю русского языка, слово “секта” имеет два значения:


  1. секта”– это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее;

  2. секта” – это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (такое определение носит неодобрительный характер).


Светские религиоведы определяют секту примерно так: секта – это относительно небольшая религиозная группа, существующая независимо от основной конфессии (или основных конфессий) страны.

 Секта означает нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считает себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Секта -- создание человеческое, и учение ее -- плод ума человеческого1. Как сказал некогда другой видный деятель религиозного сектантства Рон Хаббард: «Чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию»2.

Секты создаются сегодня не просто в результате какого-то внутреннего душевного заблуждения, а с корыстными целями господства над людьми Как правило, в секту попадает тот, кто не хочет душевно трудиться, искать ответы о смысле бытия, о том, как познать истину. Обычно такой человек ищет легкий путь к духовности и находит его в неком суррогате, при помощи которого его заманивают в секту, где используют потом в корыстных целях.

Каковы же характерные признаки секты? Их необходимо знать, чтобы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное или лечебное учреждение.

Секты характеризуются следующими признаками1:

1. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.

2. В сектах наличествует двойное учение: одно -- для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое -- для внутреннего пользования. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.

3. Наличие иерархии. Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров -- вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты.

В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д.

Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее. Существует определенный компрометирующий человека материал, собираемый при вступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетировании; кроме того, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться от принадлежащего ему личного имущества, признать всю свою предшествующую жизнь ошибкой; желающие покинуть секту подвергаются давлению и преследованию со стороны своих бывших «собратьев».

4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях секты и указаний «учителя» или лидеров секты Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они -- единственно праведные «избранники Божии», что все окружающие люди -- существа «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упор делается на «самосовершенствование», то есть развитие в себе «паранормальных» способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале -- над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «монастыри», вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью сектантской верхушки. Ведь результатом такой власти является контроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей.

 Классификация сект

Секты классифицируются по типам религиозного руководства. При классификации такого рода можно будет выделить:

1) Харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т.п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан;

2) Авторитарныесекты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей». Вся внутренняя их жизнь и обрядность опирается на авторитет руководителя, определяемый его происхождением, получением руководящего поста в силу традиций или законов секты. Этими сектами руководят разного рода старцы, старички, вожди, наставники, начетчики и т. п. К такого рода авторитарным сектам можно отнести духоборов, многие старообрядческие и православные секты.

3) Иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты, адвентисты и др.). Это секты, у которых выражены тенденции к стиранию различий с церковными организациями. У баптистов, например, пресвитеры по кругу их обязанностей, по иерархической системе подчинения мало отличаются от православных и католических священников.

4) Теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации. Это десное братство (ильинцы), секта свидетелей Иеговы, апокалипсисты и др. Для них характерны крайний фанатизм, жестокость, конспиративная деятельность.


В общем, так или иначе, но секты бывают не только религиозные. Тематика их может быть любой – от псевдонаучной до фашистской. А вот общее у всех сект практически однострогий авторитарный режим, который отнимает у человека свободу и полностью отрезает пути назад, предлагая взамен некий эрзац жизни. И человек перестает быть личностью, забывает всех друзей и близких, жертвует секте все свое имущество, и тому подобное.

Методы психологии религии


В своих исследованиях психология религии использует различные методы. Чаще всего она прибегает к изучению самонаблюдений, рефлексий (самоосмысление, самоанализ) религиозных лиц, о содержании которых они рассказывают во время бесед, интервью, письменно. При этом исследователи постоянно стараются отличить в дневниках, автобиографических заметках, рассказах верующих, мистиков, аскетов, отшельников, ясновидцев желательное от действительного, особенно у сектантов. Речь идет о контактах со сверхъестественным, которых они стараются достичь молитвами, медитациями, постами, а затем могут воспринять свои галлюцинации (от лат. – бред, видение), виртуальные продукты воображения как реальность, настоящий контакт.

Распространенный в психологии религии, как и в других областях психологических исследований, метод интервью – это разговор научных работников с верующими, во время которой они отвечают на заранее подготовленные и на спонтанные вопросы.

^ Виды интервью:

 


  1. Особенно интересную информацию удается почерпнуть во время нежёстко фиксированного интервью, особенностью которого есть свободные, не регламентированные темой и формой вопросы, а затем возможность достичь высокой искренности, вдумчивости, рефлексивности человека, которому адресован вопросы.

  2. ^ Жестко фиксированному, закрытому интервью, в котором респондентам необходимо лишь выбрать один из заранее подготовленных вариантов ответа на поставленный вопрос, недостаёт искренности, информации о разнообразных нюансах эмоциональной, психической жизни личности. Тем не менее, полученные по такой методике данные значительно легче стандартизировать, обрабатывать.

Активно использует психология религии и метод наблюдения. Исследователи наблюдают за психическими реакциями, поступками, поведением религиозных лиц, групп во время культовых деяний, богослужений, молитв, других форм общения, деятельности. Учитывая интимность, впечатлительность религиозных переживаний верующих, наблюдение за ними должны быть особенно тактичными, деликатными и незаметными.

Иногда психология религии использует естественные эксперименты. При этом необходимо соблюдать абсолютно все требования, согласно которым ни одни экспериментальные вмешательства не должны мешать религиозной деятельности и в повседневной жизни верующих. Ими пользуются для сравнения однородных объектов исследования, одна часть которых испытает определенные, возможно, организованные экспериментаторами в допустимых границах влияния, а другие – нет. Например, какое-то количество лиц, групп слушает проповеди определенного содержания, провозглашаемые проповедником с теми или другими особенностями, чертами. За отличиями, которые возникли между группами, личностями, которые слушали эти проповеди, и теми, что их не слушали, строят аналитические заключения об эффективности используемых в проповеди информационных влияний, социально-психологических механизмов, коммуникативных приемов, личностных характеристик оратора и т.п.

Профилактика попадания людей в деструктивные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления, только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать зависимости от нее в дальнейшем. Намного легче предупредить человека об опасности попадания в секту, чем потом пытаться вывести его из состояния сектозависимости.

Вопросы вербовщику для распознавания того, является ли он членом секты:

1. Как долго вы состоите в этой группе? Пытаетесь ли вы привлечь меня в какую-то организацию?
2. Можете ли вы назвать мне другие организации, связанные с этой группой?
3. Кто стоит во главе организации? Каково его прошлое? Какое у него образование? Нет ли у него судимости?
4. Во что верит ваша группа? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Допустим ли обман в каких-то обстоятельствах?
5. Что должны делать члены группы, после того, как они вступают в нее? Должен ли я буду бросить работу или учебу, пожертвовать в пользу группы собственность и накопления, прекратить отношения с семьей и друзьями, которым может не понравится мое членство в группе?
6. Существует ли в обществе неоднозначные оценки вашей группы? Если люди критикуют вашу группу, каковы их основные претензии?
7. Как вы относитесь к бывшим членам группы? Пытались ли вы когда-либо обсудить с ними, почему они вышли из группы? Если нет, то почему? Запрещает ли ваша группа общение с бывшими членами?
8. Какие три вещи вам не нравятся больше всего в вашей организации и ее лидере?

Как не попасть в тренинг -секту?
Советы дает практический психолог, психотерапевт, преподаватель Мария Минакова:

1. Обратите внимание на личность тренера — дипломы, сертификаты, упоминание его имени в СМИ. Если личность тренера — туманна, насторожитесь.

2. Помните о безопасности. Если вам не обеспечивают конфиденциальность на тренинге, если тренер настаивает на том, чтобы вы исполняли все упражнения, даже если вы того не хотите, речь может идти о психокульте.

3. Обратите внимание на контроль тренера над участниками — если вам не разрешают встать и уйти в любой момент, если чувствуете, что не контролируете себя, если в рамках занятия вас вводят в транс — это секта.

4. Чувство “что-то здесь не так”, интуитивное беспокойство, неловкость — если вы ощутите тревогу, сразу уйдите.

5. Если вас уговаривают под различными предлогами привести друзей на тренинг — это психокульт.

6. Оцените адекватность тренинга к его направленности — вас убеждают, что на тренинге по бизнес-переговорам вам помогут устроить личную жизнь, а на тренинге личностного роста вы научитесь зарабатывать миллион?

7. Если вас обучают техникам, связанным с давлением: НЛП, гипноз и так далее, это может свидетельствовать о том, что именно эти техники на вас и используют.

8. Есть еще некоторые свидетельства психокульта: на сайте компании может быть размещена информация о сектах — чтобы вы “почувствовали разницу”. Также у многих психокультов, как и у религиозных сект, есть социальная программа, которая никак не связанна с родом их деятельности — помощь детским домам, например. Так вербовщики вовлекают новых людей в организацию. Способ оплаты курса тоже может указать на психокульт — если он нестандартный, условия возврата денег — не ясны — будьте бдительны!

 

 

12.  Свободомыслие и атеизм.

 Свободомыслие по отношению к религии — это признание права на свободу, свободное исследование окружающего мира. В рамках свободомыслия может быть и бескомпро­миссно-отрицательное отношение к религии, каким явля­ется атеизм (с греч. а — частица отрицания, tеоs — бог, т.е. безбожие), и осторожное сомнение в существовании сверхъестественного мира.

В полной мере понятие «свободомыслие» может быть отнесено лишь к «атеизму» — как системе взглядов, осно­ванных на материализме. Материалистическая филосо­фия является теоретической основой атеизма. Понятие «атеизм» может употребляться только в связи с материализмом, будь то материализм стихийный или теоретиче­ский, т.е. философский.

Свободомыслие выражается и в менее последователь­ных по сравнению с атеизмом формах критики религии. Одной из них, наиболее рано возникшей, является «скеп­тицизм» в отношении религии, т.е. — сомнение в истинно­сти религии. Современный скептицизм, например, неопо­зитивистов — это выражение настроений части господст­вующего класса в современную эпох. Одной из распространенных ныне форм свободомыслия является «религиозный нигилизм» — это. отрицание религии как абсурда, не связанное с научным пониманием сущности законов ее существования.

И, наконец, еще одно понятие, употребляемое в лите­ратуре, «антиклерикализм» — критика церкви (духовенст­ва) как общественного института, выступление против ее претензий на руководство обществом.

^ Свободомыслие как закономерность духовного и социального прогресса человечества.

Вся история человече­ского общества и современная жизнь свидетельствуют, что свободомыслие не случайное явление, что его возникнове­ние, развитие происходило параллельно с прогрессом че­ловечества. Оно было вызвано к жизни реальными потреб­ностями людей в верном отражении мира с целью его пре­образования. Социальные функции свободомыслия очень многообразны: так, например, оно стимулирует производ­ственно-трудовую активность и научно-познавательную деятельность людей, является своеобразным условием развития общественного прогресса, выступая постоянным союзником прогрессивных классов общества.

Развитие свободомыслия связано с трудовой и позна­вательной деятельностью человека, который в процессе своего труда преобразует окружающую природу и самого себя, обогащает свой духовный мир, расширяет кругозор, познает истинные причины и содержание происходящих явлений. Обосновывая свои положения, свободомыслие опирается на развитие естественных и общественных наук, искусства и литературы. Развитие свободомыслия связано с развитием материалистической философии, яв­ляющейся его теоретической основой, идейной базой. Ис­тория свободомыслия свидетельствует, что чем более по­следовательна материалистическая философия, тем более надежно свободомыслие, тем более убедительные доводы против религии она предоставляет.

Таким образом, свободомыслие есть порождение и вместе с тем выражение общественного прогресса. Разви­тие свободомыслия составляет один из многих элементов этого прогресса и одновременно является одним из мощных факторов, способствующих развитию человечества. В этом — его главная социальная функция.

^ Основные исторические этапы развития свободомыслия.

Косновным историческим этапам развития свободо­мыслия относятся следующие: а) свободомыслие в древнем мире; б) свободомыслие и атеизм средних веков; в) атеизм эпохи Возрождения и периода ранних буржуазных револю­ций; г) свободомыслие и атеизм французских просветите­лей XVIII века; д) свободомыслие и атеизм XIX— XX вв., ре­волюционно-демократическое свободомыслие.

Впервые свободомыс­лие в оформленном виде появилось в странах рабовладель­ческого Востока. Наиболее ярко особенности свободо­мыслия древнего мира отразились в учениях материали­стов древней Греции и Рима.

Материализм древних греков и римлян был результа­том непосредственного созерцания мира. Природу они рассматривали как одно целое, но не умели ее анализиро­вать. Тем не менее стихийный материализм позволил им высказывать идеи естественного развития мира, что иск­лючало представления о сверхъестественных силах.

Наиболее видными представителями античного свобо­домыслия являются:

— материалисты так называемой Милетской школы: Фалес,

Анаксимандр, Анаксимен, полагавшие, что основу мира составляют материальные первоначала: вода, воздух;

— Гераклит, выдвинувший идею диалектического развития природы;

— Демокрит впервые в мире утверждал взгляд об атомах как о первооснове мира;

— Эпикур. Он одним из первых пытается вскрыть психологические и гносеологические корни религии.) Источниками религии он считал страх прежде всего перед смертью, а также незнание и непонимание законов природы;

— Тит Лукреций Кар, обобщивший завоевания античной материалистической мысли.

^ Свободомыслие и атеизм в середине века.

В средние века, подчинив себе светскую власть, церковь устанавливает «духовную диктатуру» и пресекает всякие попытки выйти за пределы христианского миросозерцания. Церковные догмы становятся исходными пунктами и основой всякого мышления. В этих условиях развитие свободомыслия было крайне затруднено, а открытая борьба против церкви стано­вится фактически невозможной. В силу этого противостоя­щие религии учения несут на себе печать религиозного ми­ропонимания, свободомыслия. Материалистические тен­денции выступают в этот период в религиозной форме.

Другими видными представителями свободомыслия средних веков являются Роджер Бэкон, Дуне Скотт и Уильям Оккам.

Роджер Бэкон выступал с резкой критикой религиоз­ного мышления, отстаивал самостоятельность научного исследования. Есть три источника познания — авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостато­чен. Рассуждение также безнадежно, если оно не провере­но опытом.

Много сделал для освобождения философии от опеки теологии Дуне Скотт; ссылаясь на неограниченную свобо­ду божественной воли, он объявлял материю способной мыслить.

Против папства и его власти боролся Уильям Оккам. По его убеждению, папы не являются наместниками Хри­ста. Высшим духовным органом. Заслуга средневекового свободомыслия заключает­ся в том, что в течение длительного времени оно в сложных условиях не прекращало борьбы с религией и тем самым подготовило почву для буржуазного атеизма.

^ Свободомыслие и атеизм эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций.

Исторически первой формой бур­жуазного атеизма как одной из форм свободомыслия мож­но считать атеизм эпохи Возрождения, т.е. атеизм периода зарождения и становления буржуазии.

В XV—XVI вв. свободомыслие и атеизм проявляются по двум основным направлениям: во-первых, через естест­вознание, успехи в области производства и науки (изобре­тение книгопечатания, компаса, прядильной и паровой машин, доменного металлургического процесса и т.д.) и великие географические открытия (открытие Америки и морского пути в Индию). Это расширяло кругозор челове­ка; во-вторых, через литературу и искусство этой эпохи. Следует отметить, что многие представители науки, лите­ратуры и искусства выступили против религии объектив­но, в силу своих научных аргументаций и художественной правды своих произведений, нередко вопреки своему лич­ному желанию. Кроме того, происходило и философское обобщение всего этого материала, его осмысливание.

Наиболее ярко дух этого времени выражал гениальный Леонардо да Винчи — художник, ученый, поэт и мыслитель, создавший новый научный метод познания, проникнутый антисхоластическим содержанием, сделавший ряд откры­тий в области гидротехники, военного исскуства и т.д.

Учение Коперника утвердило взгляд на то, что центром нашей планетной системы является Солнце.

Одним из великих зачинателей науки был Галилео Галилей. Его характеризует прежде всего техниче­ский практицизм.Галилей все явления и процессы окружа­ющего мира объяснил механической причинностью и зако­номерностью, отрицая наличие «скрытых сил» и «целей» в природе. Смелые философские выводы из научных откры­тий своего времени сделал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, утверждавший, что Богом избранная Земля не является центром мироздания. Бруно доказывал, что ошибочно ограничивать Вселенную около­солнечным пространством. Мир не имеет границ, он беско­нечен. Земля — пылинка в беспредельных просторах мира.

В XVII в. развитие свободомыслия и атеизма связано тес­ным образом с английским материализмом, наиболее вид­ными представителями которого были Френсис Бэкон и То­мас Гоббс. Ф.Бэкон прямо не отрицал религию и признавал её необходимость наряду с философией. Но учение Бэкона ориентирует человека на то, что он может и должен добиться благоустроенной и счастливой жизни здесь, в реальном ми­ре, полагаясь только на себя, на свой разум, на свою практи­ку, развивая технику и науку, совершенствуя свой опыт.

По Гоббсу, первичной является материя или тело, ко­торое не создается и не исчезает. Временны, преходящи отдельные виды, формы материи, материя же как совокуп­ность всех вещей и явлений действительности вечна. Ма­терия может быть познана как при помощи наших чувств, так и при помощи разума.

Гоббс обосновал атеизм (обоснование атеизма ныне церковью и невеждами безосновательно приписывается марксизму) и выступил как атеист нового времени, дав­ший анализ конкретных причин, порождающих религию. Среди этих причин особую роль он отводит страху. После Гоббса свободомыслие в Англии развивается в русле деизма.

Деизм — это учение, которое, формально признавая некое разумное существо, давшее первый толчок материи, решительно отрицает какое бы то ни было вмешательство сверхъестественных сил в природу и общество. Видными представителями английского деизма являются Джон Локк, Джон Толланд, Антони Коллинз. Заслуга, напри­мер, Дж. Локка заключается в том, что он обосновал про­исхождение человеческого знания из опыта и подвергал резкой критике учение о том, что наши идеи, в том числе идея Бога, носят врожденный характер. Врожденной идеи Бога быть не может, говорил он. Это подтверждается тем,что идея Бога различна у разных народов, а у многих людей она совершенно отсутствует.

^ Атеизм французских просветителей.

Наиболее видными представителями атеизма французских просветителей XVIII в. являются Пьер Бейль, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо,Жан Мелье, Жюльен Ламерти, Дени Дид­ро, Клод Гельвеции, Поль Гольбах и др.

Итак, выясняя вопрос о происхождении религии, французские материалисты XVIII в. указывали на целый комплекс причин, и прежде всего на гносеологические причины. Отмечали они и антропологические причины ее происхождения. «Не Бог создал людей по своему образу, — говорит Дидро, — а люди ежедневно создают его по-свое­му». Критикуя религиозные представления, французские материалисты широко использовали современные извест­ные им естественнонаучные данные.

В России общественная жизнь ХVI-ХVII вв. была обу­словлена развитием производительных сил, ростом наци­ональной культуры, развитием искусства, литературы и естествознания. Среди представителей русского свободо­мыслия самое видное место принадлежит великому учено­му и мыслителю М.В. Ломоносову, который своими науч­ными открытиями в различных областях естествознания внес значительный вклад в естественнонаучное обоснова­ние атеизма. Так, открытый им закон сохранения вещест­ва и энергии разрушает библейское сказание о сотворении мира Богом. Ломоносов отстаивал и развивал учение Н. Коперника о движении Земли вокруг Солнца и учение Дж. Бруно о множестве миров.

^ Свободомыслие и атеизм в XIX—XX вв.

Свободомыслие и атеизм в XIX в. достигают вершины в своем развитии во­обще и обязаны исключительно Л. Фейербаху — выдаю­щемуся немецкому философу-материалисту.

В основе атеизма Фейербаха лежал его так называемый антропологический материализм, в центре которого находится абстрактная фигура человека, и разгадку религиоз­ных тайн он пытался найти в его психофизиологических свойствах, а также в окружающей человека природе.

Фейербах причины происхождения религии видел не в обмане масс жрецами, страхе и невежестве людей, а исхо­дил из того, что. религия имеет исторический характер и причины её коренятся в самой действительности.

Возникновение религии марксизм связывает с социально-экономическими усло­виями бытия людей. Марксизм относится к религии воин­ственно. Однако в основе его отношения к религии лежит не метод насилия, как это сейчас пытаются показать конъ­юнктурщики от науки, а устранение социальной неспра­ведливости и воспитание людей.

Особое место в свободомыслии занимают русские ре­волюционные демократы и материалисты В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.В.Гетрашевский и др., внесшие большой вклад в мировой атеистический арсенал как теоретиче­ской, так и практической областей общественной жизни. В свободомыслии революционных демократов нашли от­ражения революционные настроения крестьянства, всту­пившего в борьбу с царизмом, помещичье-феодальным строем. Революционные демократы видели непосредст­венную связь религии с любыми формами тирании и обли­чали православие и русское духовенство в своих произве­дениях.

^ Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX вв

По­следняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволю­ционная теория, важные открытия были сделаны в облас­ти антропологии, физиологии, психологии.

Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возмож­ность подвергать религию всесторонней критике.

Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органиче­ского мира, создатель эволюционной теории, опровергнув­ший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхожде­ния живых существ, в том числе человека.

В противоположность церковным утверждениям о неза­висимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистиче­ской души, является свойством мозга, продуктом его деяте­льности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром.

Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материаль­ное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии.
^ Современное свободомыслие.

Современное буржуазное свободомыслие отражает ин­тересы демократических кругов и буржуазной интеллиген­ции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем по­ложительную роль, ибо содействует просвещению масс.

Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемир­ные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основан­ный в 1896 г., и международный гуманистический и этиче­ский союз (МГЭС), основанный в 1962 г.

Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации раз­личных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.

Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борь­ба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.

Таким образом, претензии церкви и религии на единст­венно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представле­ния о природе и человеке. Научное и религиозное мировоз­зрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъесте­ственного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-эконо­мические причины: постепенное развитие производствен­ных сил и освобождение человека от зависимости от приро­ды, а также прогрессивное развитие общества.

 

Кратко об атеизме

Атеизм (греч. а — отрицание и theos — бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой стороны признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.

Классификации атеизма в западной и отечественной литературе разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и атеизма. Так различают практический и теоретический атеизм (Бруггер), рационалистический, экзистенциальный (Сартр, Лепп), агностический, стихийный, постулатный (Шмидт); три вида атеизма связаны с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак), З. Фрейда и Б. Рассела; иногда в понятие атеизма неправомерно включают буддизм и даосизм.

Мы хотим предостеречь читателей (особенно верующих) от суженной трактовки атеизма, как только отрицания бытия бога. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения. Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне убеждены, что другие религии – “вымысел людей”, а своя, – “откровение Бога”. И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.

Как уже было сказано, буквальный перевод слова “атеизм” – “безбожие”. Это сразу подчеркивает негативный аспект в этом термине. Но на деле, атеизм – это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм, в отличие от религиозного нигилизма, не игнорирует общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами – собственную критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм – человека.

Сегодня в обществе, как нам кажется, существуют ложные представления о том, что такое атеизм и кто такие атеисты:

Предвзятые критики атеизма нередко представляют его видом суеверия (“верой в неверие”), а то и своеобразным оборотнем, “религией наоборот”. Однако неправомерно считать суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неотделимую от истории философии и науки. Атеизм не является также “религией наоборот”. Достаточно указать, например, на отсутствие в атеизме обрядности, культа, церкви, догматов и т.п.

Атеисты, по определению, не являются язычниками или сатанистами.

Атеисты не аморальны. В рекламировавшейся в недавнем прошлом книге Д. Панина “Теория густот” читаем: безбожник “проявляет наклонности ко лжи, к злобе, воровству и предательству”. Это серьезное заблуждение. Атеисты, в такой же степени, как и верующие, подчиняются правилам общепринятой морали и этики (“не убей”, “не укради” и т.п.).

В настоящее время, в силу кризисного состояния России застопорилось серьезное научное исследование феномена атеизма. Поэтому, к сожалению, все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об атеизме, который нередко отождествляется с богоборчеством и нигилизмом. Общий тезис “атеизм есть отрицание бога” дополняется положениями типа А. – “суррогат веры” (Н. Бердяев, А. Мень), “извращение мыслей” (С. Булгаков), “дьявольское искушение”, “хуление бога”, эгоизм, низменные побуждения и т.д.

В заключение, хочется добавить, что теоретический атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским и прогрессивным, еще не освоено большей частью человечества – слишком сильна и реакционна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. Атеизм – мировззрение будущего. В идеале атеист – свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой – совершенствование земной жизни; в худшем случае это индивид, полагающий, что “без бога все дозволено”, - в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!