Работа над идейно-художественным содержанием ранних стихотворений А. А. Ахматовой.

Запишите дату, тему урока.

Вступление.(Прочитайте)

Наш урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов Серебряного века,- А.А.Ахматовой.. Анна Ахматова многое пережила, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонёк, который позволил ей писать стихи, Поэзия Анны Ахматовой —  образец русской культуры. Королева Серебряного века! Её называют преемником великого А. С. Пушкина!

На рубеже веков, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой.

 Ахматова представила читателям «целую книгу женской души». Она «вылила в искусстве» сложную историю женского характера.

«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей её лирики.Начало признания таланта поэтессы – это её первые поэтические сборники «Вечер» и «Чётки».Поговорим о них подробнее

Прочитайте и законспектируйте лекционный материал.

.Сборник «Вечер»(1912)

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.

Случилось непредвиденное: "Вечер", сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.

Вечер — время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.

Сборник «Четки»(1914)

Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.

«Четки» – интимные переживания героини. Четки - это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.

          Сборники «Вечер» и «Чётки» отличаются особой интимностью и камерностью, что позволило нам назвать их лирическим дневником,так как ранней лирике Ахматовой при сущи черты личного дневника: предельная искренность; достоверность выражения  своих чувств; хронологическая последовательность изображения событий; отображение бытовых деталей, мира вещей.Рассмотрим эти отличительные черты ранней лирики подробнее.

Предельная искренность.

В своих произведениях поэтесса откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую пропитаны криком ее души, в них прослеживается состояние автора.

Достоверность, выражение своих чувств.

Настроение лирической героини выражено через глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.

 

Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам…

Странно вспомнить: душа тосковала,

Задыхалась в предсмертном бреду.

А теперь я игрушечной стала,

Как мой розовый друг какаду.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился - он что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Хочешь знать, как всё это было? -

Три в столовой пробило,

И, прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это всё... Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Ещё тогда!» -

«Да».

Молюсь, задыхалась, крикнула, отхлынула, любила - все эти глаголы рассказывают о внутренних переживаниях поэтессы, передают ее боль и страдания, радость и волнение, тоску и смятение.

Хронология

Биографические события Стихотворения
Училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов Молюсь оконному лучу (1909)
Вышла замуж за Николая Степановича Гумилева и жила с ним в Царском селе Первое возвращение (1910)
Первые публикации под именем «Анна Ахматова» Любовь покоряет обманно(1911)
Путешествовала с мужем по Парижу и Италии
  • Помолись нищей, потерянной(1910)
  • Мне с тобою пьяным весело(1911)
Вышел первый сборник стихов «Вечер» и родился сын Лев Николаевич Гумилев Сегодня мне письма не принесли (1911)
Личная драма поэтессы и поэта Н.С.Гумилева.
  • Все мы бражники здесь, блудницы (1913)
  • Покорно мне воображенье (1914)
  • Столько просьб у любимой всегда(1914)
Фактически распался брак с Гумилевым; вышел сборник «Чётки»
  • Я не любви твой прошу(1914)
  • В последний раз мы встретились тогда (1914)
  • Все как раньше: в окна столовой (1914)
Переживания о пошатнувшемся браке Будешь жить, не зная лиха(1915)

Детали и мир вещей.

Особенностью лирики Ахматовой являются то, что поэтесса обычные вещи, предметы быта превращала в предмет поэзии.

Предмет Отрывок из стихотворения Значение
Малина Не любил чая с малиной И женской истерики. ...А я была его женой. любовь, защита, верность
Перчатка Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца
Вуаль Сжала руки под тёмной вуалью... Символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению
Трубка Трубку свою на камине нашёл И на работу ночную ушёл Символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений
Юбка Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней Символ женственности

 

Вывод. Ранние сборники стихотворений «Вечер» и «Четки» Анны Ахматовой действительно являются личным дневником поэтессы, отображающим события ее жизни, личные переживания и мир вещей, в окружении которых она находилась.

Работа над идейно-художественным содержанием ранних стихотворений А. А. Ахматовой.

Прочитайте стихотворения А.А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…».

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру»

Ответьте на вопросы.

1.Почему Ахматова выбирает драматургическую форму?

 2.Как в стихотворении чередуются диалог и монолог?

 3.Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?

 4.Как описана «диалектика страданий» мужчины и женщины?

 5.В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении?

 6.Как мужчина «отомстил» лирической героине?

Запишите обобщение1.

 Драматургическое начало входит в лирику А.А. Ахматовой, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечёт и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: «я сбежала, перил не касаясь», «задыхаясь, я крикнула», «улыбнулся спокойно и жутко…» и так далее.

Прочитайте стихотворение  А. А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Ответьте на вопросы. .

ŠŠ1Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчёркивает его?

ŠŠ 2 Чему посвящён диалог лирических героев стихотворения?

ŠŠ3 Почему возникают мысли о смерти?

ŠŠ4 Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?

Запишите обобщение2

— В «Песне последней встречи» перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной формеэто внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемымпартнёром придуман героиней, а слова его слышатся «между клёнов», и поэтессе хотелось ответить на них.

Драматургическая природа стихотворения обозначена чётко и ясно, она проявляется в подчёркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки», «Я взглянула на тёмный дом», «Так беспомощно грудь холодела». Эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, её попытки скрыть своё несчастье.

Прочитайте стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..».

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнём.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнём.

Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Вопросы. Š

Š1 Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А. А. Ахматовой?

Š2.Почему они в подавляющем большинстве несчастны?

Š3.Каким показано чувство любви в стихах поэтессы?

Запишите обобщение.

— Лирические героини Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно — несчастливая женская судьба. В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» «Сколько просьб у любимой всегда!..» она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихах она то беззаботна, то привередлива, то выступает в облике труженицы, то она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом, представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь.

Домашнее задание.Учить конспект. Наизусть одно из данных в конспекте стихотворений.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!