Политическая философия Томаса Гоббса. «Левиафан».

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Политические науки и философия»

 

Контрольная работа по дисциплине: «История политических учений»

 

Выполнил:

Студент группы: Пол/б-19-1-о

Набойщиков Дмитрий Сергеевич

Проверил:

Ассистент кафедры

«Политические науки и философия»

Демешко Н.Э.

 

Севастополь

2020 г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 3

2. Политические учения в Голландии (Б.Спиноза)………………… 4-8

3. Политическая философия Томаса Гоббса. «Левиафан»……….... 9-12

4. Список литературы………………………………………………….. 13

Введение

Философско-политические воззрения Гоббса и Спинозы традиционно сравниваются друг с другом. На первый взгляд они представляют практически идентичные концепции Общественного договора. Однако детальное сопоставление открывает существенные противоречия, требующие осмысления. Сам Спиноза обращал внимание на расхождения в оценке стремления разума к миру и ограниченности естественного права в государстве. Эти замечания дают возможность к более глубокому пониманию взглядов двух великих современников.

Политические учения в Голландии (Б.Спиноза)

 

В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. шла борьба за освобождение от испанского господства. Она сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Б.Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ, пантеист и политический мыслитель — родился в семье зажиточного купца еврейской общины. Образование получил в религиозном училище. Даровитый ум Спинозы впитал в себя семена демократии, вольнодумства, отвергнув веру и обычаи еврейской общины. 27 июля 1656 г. еретика Спинозу отлучают от религиозной общины, после чего он вынужден был уехать из Амстердама в деревню. Формирующееся философско-политическое мировоззрение он излагает в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье».

Политическая активность Спинозы усиливается в 1660-е гг., когда по заданию главы антиклерикального буржуазно-республиканского правительства Яна де Витта он пишет одно из самых критических произведений XVII столетия — «Богословско-политический трактат», в обстановке спада политической активности Спиноза в 1675 г. заканчивает «Этику» — главный труд своей жизни и работает над «Политическим трактатом», который не успел закончить. После смерти друзья Спинозы опубликовали его произведения, но они вскоре были запрещены и лишь в XIX в. вновь опубликованы.

Спиноза назван одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями. Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности, о естественном праве человека. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической философии, развитие человеческой мысли вообще.

Согласно Спинозе, общество выходит из естественного права в гражданское состояние в результате наличия любой верховной власти как организации публичного правления. Совокупное тело этой верховной власти - государство. Целью государственного устройства должна быть свобода - прежде всего свобода политическая и религиозная. У государства прав столько, сколько мощи. Своенравие отдельного гражданина «обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву, по праву и обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства. В противном случае все вернется в естественное состояние». Поскольку «ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей», общественная связь людей, конституируемая договором (который должен быть основан на идеях естественного права), предполагает, что каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права. Такое право Спиноза называет демократией. Демократия объединяет два начала, образующих правопорядок: принцип повиновения верховной власти и свободу.

Для Спинозы критерием свободы государства является свобода мышления. Свободно государство, в котором каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает. Соответственно насильственное правление - это правление, посягающее на умы людей, а узурпация и несправедливость в обществе господствуют тогда, когда власть предписывает каждому, что тот должен принимать за истину или отвергать как ложь. Подвергать гонениям можно только мятежные мнения, такие, которые нацелены на сами основы общества - на ликвидацию общественного договора

Спиноза формулирует основные правила, которых должно придерживаться государство, желающее быть свободным: - невозможно отнять у людей свободу говорить то, что они думают - эта свобода без вреда праву и авторитету высших властей может быть дана каждому, и каждый может сохранять ее без вреда тому же праву, если при этом он не берет на себя смелость выступать против основ и законов государства - свобода не наносит никакого вреда сохранению мира в государстве, и от нее не возникает никаких неудобств, которые нельзя было бы с легкостью устранить - каждый гражданин может пользоваться данной свободой без вреда благочестию - законы, издаваемые против «спекулятивных предметов», бесполезны  эту свободу не только можно допускать без вреда, но и должно ее допустить для процветания общества.

В «Политическом трактате» Спиноза жестко увязывает суверенитет и мощь государства со свободой человека: общим условием, основанием и для первого, и для второго является главенство разума. Спиноза понимает свободу как необходимое условие благочестия и спокойствия государственной и общественной жизни. В разуме свободного человека он видел средство истинного познания необходимости всеобщих законов, определяемых божеством, способное многое сделать для укрощения аффектов (страстей) людей и упрочения общественной жизни. Отсюда главный вывод относительно определения понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость».

В гражданском состоянии, как уже можно было понять, нет ничего, что бы противоречило естественному разуму и его императивам. По мысли Спинозы, чем более человек руководится разумом, чем более он свободен и своеправен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти». Однако он полагал, что естественные основы государства все же необходимо выводить не только из указаний разума, а «из общей природы и строя людей», ибо люди в массе своей «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума».

О человеке. Каждый человек имеет верховное право на то, чтобы существовать и действовать сообразно с тем, как он к тому был естественно предопределен. Исходные посылки социально-политической философии Спинозы близки взглядам Гоббса: каждый индивид обладает верховным правом на все, что он может, и право каждого простирается так далеко, как простирается его мощь. Каждый человек имеет верховное право на то, чтобы существовать и действовать сообразно с тем, как он к тому был естественно предопределен. Таким образом, естественное право — это не что иное, как «правила природы каждого индивидуума, сообразно с которыми мы мыслим каждого человека естественно определенным к существованию и деятельности определенного рода». Оно определяется не «здравым рассудком», но «желанием и мощью» каждого человека. И если рассматривать человека как действующего только по повелению одной лишь природы, то все, что он считает для себя полезным, верховное право природы позволяет ему присваивать и захватывать — силой ли, хитростью ли или просьбой; и, следовательно, такой человек может считать своим врагом всякого, кто ему в этом захочет воспрепятствовать.

Естественное право, т. е. право, действующее в естественном состоянии, запрещает только то, чего никто не желает или чего никто не хочет. Поэтому в естественном состоянии возможны распри, ненависть человека к человеку, проявления гнева, хитрость. Оно определяется не «здравым рассудком», но «желанием и мощью» каждого человека. И если рассматривать человека как действующего только по повелению одной лишь природы, то все, что он считает для себя полезным, верховное право природы позволяет ему присваивать и захватывать — силой ли, хитростью ли или просьбой; и, следовательно, такой человек может считать своим врагом всякого, кто ему в этом захочет воспрепятствовать. Естественное право, т. е. право, действующее в естественном состоянии, запрещает только то, чего никто не желает или чего никто не хочет. Поэтому в естественном состоянии возможны распри, ненависть человека к человеку, проявления гнева, хитрость.

Поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами – радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому и в целом в своем поведении человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель – это лишь стремление человека сохранить свое существование.

Б. Спиноза считал, что человек – раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен. Однако затем философ показывал, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов люди, согласно Спинозе, имеют разную степень свободы.

 

Политическая философия Томаса Гоббса. «Левиафан».

Томас Гоббс (1588-1679) является английским философом-материалистом и политическим мыслителем. Его отцом был сельский священник. Будущий философ получил образование в Оксфордском университете в 1608 году, где познакомился с философом-материалистом Ф. Бэконом и завел дружбу с Галилеем, Декартом и Гассенди. Их взгляды и обстановка революционной Англии XVII в. во многом определили его мировоззрение и то, каким образом формировалась его собственная философская система.

Учение Гоббса об обществе и государстве следует рассматривать как своеобразный итог всех его научных и философских исследований. В значительной мере оно вытекает из того понимания человеческой природы, которое Гоббс разработал в своих ранних произведениях. Политическая теория Гоббса, обстоятельно изложенная им в капитальном труде «Левиафан», базируется на общественно-государственного и индивидуально-личностного начал.

В основу своей теории государства и права Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в и каждый из них имеет одинаковое право на все. Но так как человеку присущи: жадность страхи т.д., то отсюда можно сделать вывод, что человека окружают враги. «Война всех против всех». Иметь право на все в условиях такой войны – значит не иметь никакого права ни на что. Это положение в обществе Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого.

В природе людей, по Гоббсу, заложены не только силы, которые приводят к войне всех против всех. Эти силы способны заставлять человека находить выход из этого состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум, способность рассуждать. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а разум подсказывает людям, на каких условиях можно осуществить данный процесс. Эти условия есть суть естественных законов. Главный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве достижения мира. Другой закон говорит, что нужно отказаться от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь ни какого значения.

Все другие законы можно выразить одним правилом: не делай другому того, чего бы не желал себе. По Гоббсу обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом обществе. Для того, чтобы эти законы исполнялись нужна сила, которая решит, что является правом, а что им не является. По Гоббсу абсолютная власть государства – есть гарант мира и реализации естественных законов. Гражданские законы зависят от естественных. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой люди доверяют единому лицу верховную власть над собой. Носитель такого лица – суверен, он обладает верховной властью, а все остальные его подданные. То есть в основе возникновения государства лежит договор. После того как люди заключили такой договор, они не могут изменить избранную форму правления, выйти из-под действия верховной власти, они не могут протестовать против суверена. Права суверена наоборот огромны, так как суверен со своим народом ни каким договором не связан и ответственности перед ним никакой не несет.

С точки зрения Гоббса, возможен иной путь приобретения верховной власти – силой. Государства, которые возникли в следствие договора Гоббс называет политическими государствами- основанными на установлении, а государства, возникшие в следствие силы- основаны на приобретении, и к ним Гоббс особого расположения не вызывает.

Власть суверена, по Гоббсу, не зависит от формы правления, она всегда безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, избирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Власть суверена неделима и не передаваема никому. Подданные по отношению к верховной власти прав не имеют, и поэтому она не может быть ими уничтожена.

Концепция Гоббса, по мнению мыслителей является ценной тогда, когда государство надежно охраняет порядок отношений в обществе. Государство должно выполнять не только полицейские функции, но и поощрять всякого рода промыслы: земледелие, рыболовство, судоходство и т.п., оно должно силой принуждать людей, отлынивающих от работы к труду. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гр. законом.

Активная роль государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть этих учений состоит в том, что каждый человек сам определяет мерило добра и зла. По Гоббсу, же этим мерилом являются гражданский закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.

Гоббс говорит об обязанностях суверена, они, по его мнению, выражаются в положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.

Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, власть, чтобы оказать защиту своим подданным одинакова во всех формах. Согласно Гоббсу может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Но все же глубинные симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден. Что она лучше выражает и реализует абсолютный характер власти государства. Верховной власти лучше быть монархической, поскольку, в личности короля олицетворено государство.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс все же позволяет ему возможность сопротивляться воле суверена. Эта возможность – право на восстание, но оно возможно лишь тогда, когда есть угроза своей собственной жизни (закон самосохранения). Если суверен нарушит этот закон то, он потеряет власть.

Гоббс проводил аналогии государства с человеком: суверен- душа государственности, тайные агенты- глаза государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи и войны с болезнью государства, влекущей за собой распад и гибель. Но главную роль, по Гоббсу, играет не эта аналогия. Главным является подход к государству как к искусственному человеку (механизму), Начиная с Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины.

 

Список литературы

1. Очерки истории западной политической философии: Учеб. пособие для студентов / Под общ. ред. М.М. Федоровой; И.А. Ерохов, М.М. Федорова, А.Ф. Яковлева. – М.: Летний сад, 2013. – 500 с.

2. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00371-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449623 (дата обращения: 03.04.2020)

3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. С. 3–545.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!