Конспект по теме: Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских



 

Я стихи русские разделяю на три рода. Первого составлены, наподобие греческих и латинских, стопами без рифм.

Второго рода стихи состоят из некоего определенного числа слогов, хранящих некую определенную же меру в ударении голоса, и которые я бы назвал свободными.

Третьего рода стихи совсем предыдущим подобны, только что по меньшей мере всякие два должны кончаться рифмою.

Рифма изрядно определена подобным окончанием последних слогов двух речей, но нужно к тому примечать, что многосложные речи русские иные имеют ударение голоса на последнем слоге, на предпоследнем, иные на препредпоследнем, как стенание, изряднее, любимица.

Потому рифмы могут быть односложны, двухсложны и трехсложны. Первые называются тупыми, вторые — простыми, третьи — скользкими.

Тупые, кончающиеся на гласные, должны иметь по меньшей мере одну букву пред тем подобным гласным подобну. Когда же кончатся на согласное — не только предыдущее тому гласное, но и последующее припряжно-гласное должны быть подобны неотменно, как в сих речах: поклон, звон, труд, пруд и проч., ибо звонъ и вонь, ядъ и ядь, за одним различием припряжногласных ъ, ь, рифму не составляют.

Простые рифмы должны иметь два слога подобных, таким образом, чтоб по меньшей мере с гласного в предпоследнем слоге, на котором лежит ударение, все буквы до конца, не выключая припряжногласные ъ и ь, были те же, как в сих речах: примета, ответа, книга, вязига и др.

А еще лучше, ежели и предыдущие тому гласному одна или две буквы найдутся подобны, каковы суть в сих речах: обезьяна, изъяна.

Скользкие рифмы требуют, чтоб с самого гласного в препредпоследнем слоге, на котором лежит ударение, все прочие буквы были подобны, не выключая припряжногласные, как в следующих речах: летание, звание.

Хотя точное исполнение сих правил в составлении рифм мне необходимо кажется в сочинениях недолгих, каковы суть эпиграммы и прочие, нужно от того увольняться; например:

1. Можно почитать подобными согласные д со т, б со п, ж со ш, г со х, когда за ними следует согласное, так, что нарочиту рифму составляют: водка, глотка, утка, дудка.

2. Можно почитать подобными гласные а, е, и двух гласным я, е, ы в слоге предпоследнем так, что нарочиту рифму составляют: выти ― вопити, сыто ― влито.

3. Можно подобными почитать припряжногласное ъ со ь между двумя согласными, так, что нарочиту рифму составляют: полный ― вольный.

Все те три вольности в рифмах тупых места не имеют; сносны в простых; в скользких совсем извинительны за малым числом таких рифм.

4. Можно выкинуть согласное из среди двух гласных, так, что нарочиту рифму составляют: известный ― тесный.

5. Можно рифму составлять из той же речи в различном знаменании, как: лук (зелие) ― лук (оружие).

6. Можно прилагать букву и к неопредельным, чтоб учинить, например: писати вместо писать.

7. Можно отметать в прилагательных й, так, что рифму нарочиту составляют:пряны ― пьяный.

8. Простый и острый иногда могут составлять рифму за многим подобием звона в произношении тех двух речей.

О всех тех вольностях нужно помнить, что сколь реже употребляются, столь лучше.

Наипаче советую оставлять подлым стихотворцам рифму неопредельных на ати, понеже она уху весьма неприятна.

Совсем не хвалю преложение силы с одного слога на другой, так, чтоб вместо глава́ писать гла́ва, вместо зако́н писать за́кон и проч.

Стихи русские могут составлены быть от 13 до 4 слогов.

Слоги называют долгими и короткими. Например, в речи изрядная, слог ря есть долгий, из, дна, я — короткие.

Я не вижу, для чего б перенос речи из первого стиха в другой был запрещен. Перенос не мешает чувствовать ударение рифмы доброму чтецу, а весьма он нужен в сатирах, в комедиях, в трагедиях и в баснях, чтоб речь могла приближаться к простому разговору. К тому же без такого переносу долгое сочинение на рифмах становится уху докучно частым рифмы повторением, от которого напоследок происходит неприятная монотония.

Слитии мне нимало вредными не кажутся. Напротиву, я чаю, что сколь больше их в каком стихе вмещено, столь он уху приятнее, понеже производят некую удобность в течении голоса, которую нежное ухо с наслаждением различает. Но частое повторение тех же согласных в одном и том же стихевесьма уху досаждает.

Тринадцатисложный стих, который изрядно эроическим назван, для того что всех способнее соответствует эксаметру греческому и латинскому, должен состоять из двух полустиший.

Речь, которая кончает первое полустишие, должна быть связана с предыдущими.

Слоги первого полустишия по четвертый могут быть долгие и короткие, но неотменно нужно, чтоб или седьмой был долгий, или пятый. И в сем последнем случае — чтоб шестой и седьмой были короткие.

Второго полустишия предпоследний слог всегда должен быть долгий.

Но буде кому угодно кончить сей стих тупою рифмою, то должен последнее полустишие таким образом учреждать, чтоб третий и шестой слог были долгие, а четвертый и пятый — короткие неотменно.

Двенадцатисложный стих делится на два шестисложные сечения, которых последнее неотменно должно иметь пятый слог долгий, шестой — короткий. А первое может 1) или совсем быть подобно второму, или 2) иметь, и гораздо лучше, шестой долгий, или 3) четвертый долгий, а пятый и шестой неотменно короткие. Потому сей стих требует неотменно рифму простую.

Одиннадцатисложный стих составляется также из двух полустиший, которых первое имеет пять слогов, второе — шесть.

Второе полустишие следует правилу, предписанному о втором же полустишии эроического и двенадцатисложного стиха. Первое же, пятисложное, должно иметь ударение на четвертом слоге. Сей стих не терпит другой рифмы, кроме двухсложной. Ежели ж хочешь, чтоб кончался тупою, то первое полустишие учини шести слогов, а второе — пяти, и в первом пятый слог долгий, а во втором второй и пятый долгий, третий и четвертый короткий неотменно.

Если кто склонен подражать катуллианским эндекасиллабам, должен: 1) делить одиннадцатисложный стих на два полустишия таким образом, чтоб в первом было шесть, во втором пять слогов; и 2) неотменно хранить в первом полустишии четвертый слог долгий, пятый и шестой короткие, а во втором — четвертый долгий.

Десятисложный стих должен состоять из двух пятисложных полустиший или (и гораздо лучше) из одного четырехсложного, а другого шестисложного.

Когда стих состоит из двух пятисложных полустиший, то второе должно неотменно иметь четвертый свой слог долгий. В первом полустишии ударение голоса лежать должно или на третьем слоге (и в том случае четвертый и пятый имеют быть неотменно короткие), или на четвертом, или на пятом; но в последнем случае и второй слог должен быть долгий неотменно.

Все те три вида стихов десятисложных можно одно с другим мешать не некрасиво.

Ежели стих состоит из четырехсложного и шестисложного полустишия, то первое должно всегда быть четырехсложное, а второе — шестисложное. Четырехсложное может ударение иметь или на третьем слоге или на четвертом, Второго полустишия пятый слог должен быть неотменно долгий. Но можно еще сочинять десятисложные стихи и другим способом, без сечения, которые приятно кончаться будут тупою рифмою. Такого вида стихи должны необходимо иметь седьмой и десятый слог долгие, осьмой и девятый короткие; но будет стих звончае, если и первый слог будет долгий.

Девятисложный стих имеет свое сечение, и потому— два полустишия. Первое — четырех, второе — пяти слогов. В первом и втором полустишии четвертый слог должен неотменно быть долгий, и потому рифма — двухсложная. Есть еще и другой способ к составлению девятисложных стихов без сечения, но трудный, для того что неотменно требует скользкую рифму и чтоб первый, четвертый и седьмой слог был долгий, а осьмой и девятый — короткий неотменно же.

Осьмисложные стихи сечения не имеют, но нужно примечать, чтоб третий и седьмой слог были долгие. Красивее еще будет сей стих, ежели хранить будет первый, четвертый и седьмой слог долгие, а прочие все — короткие. Сей стих требует рифму простую. Но ежели желаешь, чтоб кончился тупою, то должно, чтоб пятый и осьмой слог были долгие, а шестой и седьмой — короткие неотменно, и еще лучше, ежели и второй слог будет долгий.

Следуя показанным уже правилам, семисложный стих должен иметь ударение или на седьмом слоге, или на пятом, и в сем случае шестой и седьмой имеют быть неотменно короткие. Рифма тупая или скользкая сим стихам прилична.

Разбив двенадцатисложный стих на свои два полустишия, родятся стихи шестисложные. В сем стихе можно употреблять рифму тупую, простую и скользкую.

Пятисложный стих может иметь ударение голоса или 1) на третьем слоге, и в том случае четвертый и пятый должны быть неотменно короткие, или 2) на четвертом, или 3) на пятом. И, следовательно, все три рода рифм и в сем стихе употребительны.

Четырехсложный стих может иметь третий слог долгий, а четвертый короткий, и потому кончаться рифмою простою. Может и, напротиву, иметь четвертый долгий, а третий короткий, и потому рифму тупую.

Свойство языка нашего определило всем односложным речениям, каковы: все, ты, друг, стол, лоб и проч., ударение голоса. Все подобные речи долгие. Но в нужде изрядно могут почтены быть короткими, которую вольность самое ухо наше извиняет. Так, в сем стихе междоимение мой составляет слог короткий: е̅слй мо̆й гла̅с тӗбе̅ вня̅тӗн.

Все сокращения речей, которые славенский язык узаконяет, можно по нужде смело принять в стихах русских, так, например, изрядно употребляется век, человек, чист, сладок вместо веков, человеков, чистый, сладкий. Всего же реже употреблять советую мя, тя, ми, ти вместо меня, тебя, мне, тебе.

Не с меньшею смелостью должно употреблять все окончания славенские в прилагательных вместо русских; так, изрядно стоит сладкий вместо сладкой, изрядный вместо изрядной. Но сия вольность больше рифмы, чем меры касается.

Вместо буде, больше, ежели, или, коли, между, позади, хотя и подобных можно писать будь, большь, ежель или ежли, иль, коль, нежель или нежли, однак, меж, позадь, хоть.Изрядно употребляется вместо творительного на ами или ою сокращенное на ы, и и ой; так, писать можно роги вместо рогами, советы вместо советами, рукой вместо рукою.

Но о сих последних примечать должно, что ежели случаются два прилагательных или прилагательное и существительное, то оба неотменно должно кончить тем же образом. Например, вместо чистою рукою можно писать чистой рукой. Можно бессумненно все имена, кончащиеся на ие, кончать на ье и писать, например, счастье вместо счастие. С вместо из общий обычай разговора узаконяет: с уст его, с золота. Помнить должно, что за предлогом из вольно вставливать гласное о, когда следующая речь гласною начинается: изо уст вместо из уст. Так, изрядно пишется во, со вместо в, с и, напротиву, ж и б, когда предыдет гласное, вместо же и бы. Можно в глаголах второе лицо единственного числа кончить на ши вместо на шь и неопредельные на ти вместо на ть; например, пишеши вместо пишешь, читати вместо читать. Но я гораздо того бы убегать хотел, когда тою речью стих кончается, такие рифмы весьма уху противны. Наречия, кончащиеся на ее, можно кончить ей и писать, например, умней, честней вместо умнее; честнее и проч.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!