А) природы ее политических институтов (установлений) и б) ее социально-экономических оснований.

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО»

 

1. Почему в ряду извращенных человеческих типов он [олигархический человек] стоит выше тирана?

Олигархическим человеком руководит эрос, который концентрируется на одном — на жажде обогащения. Тиран не способен обуздать свои темнейшие и нижайшие желания, а олигархический человек укрощает их ради стяжательства. Полный балл выставлялся в том случае, если вы указали, что олигархическим человеком руководит эрос, и сравнили роль эроса в душах тирана и олигарха.

 

2. Как в «Государстве» Платона определяют справедливость: Полемарх, Фрасимах, Главкон (в начале Второй книги), Сократ?

Главкон: справедливость — середина между двумя крайностями: наилучшим сценарием, когда можно творить произвол, и наихудшим, когда этот произвол приходится безропотно сносить. Также принимались ответы в духе: справедливость — консенсус из-за страха перед произволом.

Сократ: справедливость — характеристика Целого, внутри которого все части дружны и находятся в гармонии (как в проекции на душу человека, так и в проекции на Каллиполис).

 

3. В чем состоит «благородная ложь», призванная сыграть важную воспитательную роль в сократовском Каллиполисе?

В данном вопросе возникла некоторая трудность: у Платона тема «благородной лжи» поднимается дважды — вам нужно было обратить своё внимание на формулировку «важная воспитательная роль». Полный балл выставлялся в случае: 1) упоминания, что «благородная ложь» направлена на благо полиса или сообщества; 2) указания на мифы «о земле» и «о металлах» с их ролью в структуризации сознания граждан: идее единства и идее различения соответственно — «единство во многообразии».

4. Как в Первой книге «Государства» Сократ объясняет согласие философов (вообще лучших людей) править, если они нисколько не желают власти?

В вопросе стоит четкий акцент на Первой Книге, и в ней только один ответ (почти дословная цитата из текста): «Чтобы они согласились управлять, надо применять наказания, а худшее наказание — быть под властью человека худшего, чем ты, когда ты сам добровольно не согласился управлять. Порядочные люди правят не потому, что идут на что-то хорошее/ищут удовлетворение, но по необходимости, при невозможности поручить это дело кому-то, кто им равен».

 

5. Как в Каллиполисе соотносятся между собой частная и публичная сферы жизни? Подкрепите Ваш ответ аргументами и отсылками к тексту «Государства».

Прежде всего, необходимо было написать, что приватное (частное) сокращается, затем я ставил полный балл, если бы раскрыты следующие скандальные нововведения: 1) общность жен и детей у первых двух сословий; 2) евгенические практики, ставящие под вопрос человеческое достоинство. Если данный ответ был сформулирован в ином ключе, с приведением других примеров, но смысл был тем же, балл все равно оставался полным.

 

6. В чем состоит граничащий с «теорией общественного договора» аргумент Главкона из Второй Книги «Государства» о появлении между людьми справедливости? Как этот аргумент высвечивает проблему мужества именно как политическую проблему?

Главкон считал, что справедливость - срединное положение между причинением несправедливости и страданием от нее. Движимые страхом, люди договариваются о статус-кво. Мужество является политической проблемой в том смысле, что люди с неукрощенным мужеством не нуждаются в справедливости: это подразумевает совершенно иной тип общества.

 

7. Конституция души по Платону. Какая добродетель соответствует каждому из начал души?

Рассудительность - чувственное начало - земледельцы, ремесленники;

Мужество - яростное начало - стражи;

Мудрость - разумное начало - правители философы.

 

8. Перечислите три скандальных нововведения из Пятой книги «Государства» Платона. Какое из них самое скандальное?

Общность жён и детей у стражей:

Женщины занимаются мусическим и гимнастическим искусством наравне с мужчинами;
Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами, а худшие с худшими;
Матери не будут знать своих детей, те будут воспитываться отдельно;
Будут сохраняться только дети без физических недостатков;

Дети и женщины будут ходить в военные походы вместе с мужчинами.

 

9. Кто такой демократический человек в понятии Платона («Государство»)? Какая связь между демократическим человеком и демократическим устройством?

В демократическом государстве появятся полная свобода и откровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. Казалось бы, это самый лучший политический режим. Но это – режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость: приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и так все время ею и пользуется. При этом режиме наглость и разнузданность, считал Платон, будут называть просвещенностью и свободой, бесстыдство – мужеством. «Изо дня в день такой человек живёт, угождая первому налетевшему на него желанию... В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость». У демократического человека все начала души правят по жребию, тогда как справедливость - это подчинение разумному началу.

 

10. В чем состоит «парадокс» тирана? В каком положении он в итоге оказывается?

Тираническая душа несчастна. Человеку с тираническими наклонностями (ты недавно признал его самым несчастным), если он не проведет всю свою жизнь как частное лицо, а будет вынужден каким-то случаем действительно стать тираном и, не умея справиться с самим собой, попытается править другими. Кто подлинно тиран, тот подлинно раб величайшей угодливости и рабства, вынужденный льстить самым дурным людям. Ему не удовлетворить своих вожделений, очень многого ему крайне недостает, он оказывается поистине бедняком, если кто умеет охватить взглядом всю его душу.

 

11.  Какова суть аргумента, содержащегося в рассказанном Главконом мифе о пастухе (Гиге), в связи с задачей, поставленной Сократу Главконом и Адимантом?

Справедливость соблюдают те, кто недостаточно силен и хитер для несправедливости. Сократу предстоит отстоять самоценность справедливости и доказать, что все же лучше быть справедливым человеком, чем несправедливым.

12. В чем главные сходства и различия поэта и философа? (10 книга)

О поэте: с помощью слов и различных выражений он передает оттенки тех или иных искусств и ремесел, хотя ничего в них не смыслит, а умеет лишь подражать, так что другим людям, таким же несведущим, кажется под впечатлением его слов, что это очень хорошо сказано. Ясно, что подражательный поэт по своей природе не имеет отношения к разумному началу души и не для его удовлетворения укрепляет свое искусство, когда хочет достичь успеха у толпы. Он обращается к негодующему и переменчивому нраву, который хорошо поддается воспроизведению. Рассудительный и спокойный нрав человека (философа), который никогда не выходит из себя, нелегко воспроизвести, и, если уж он воспроизведен, людям бывает трудно его заметить и понять, особенно на всенародных празднествах или в театрах, где собираются самые разные люди: ведь для них это было бы воспроизведением чуждого им состояния.

 

13. Сходства и различия тирана и философа?

Философом нужно родиться, а стать им по своему произволению нельзя. Платон подмечает у философов природное влечение к познавательной деятельности в самом широком смысле этого слова. Но философ стремится получить не просто какое-то знание и мудрость, но настоящее, истинное знание. Он «любит усматривать истину» [5, Государство, V 475 e]. Наконец, ему «предназначено вечно стремиться к божественному и человеческому в их целокупности» [5, Государство, V 486 a]. Стремление к подлинному знанию и мудрости предполагает, что философы обязаны быть бесстрашными, сильными духом и последовательными в своих намерениях. Говоря о низменных качествах тирана, Платон указывал, что с кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам. Тирания как незаконная власть одного лица характеризуется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключением одного, который свои интересы ставит выше всех граждан.

14. В чем состоит аргументативная нагрузка мифа об Эре в связи с обоснованием ценности справедливости?

Справедливость ценна не только сама по себе, но и из-за воздаяния, полагающегося за нее после смерти. В грандиозном видении Эра описывается божественный суд над душами, которым предлагается испытание свободы: они выбирают себе новую земную жизнь. Как при жизни, так и после смерти душа проходит испытание. Это круг бесконечного утверждения своего блага и справедливости, проходящего в самых разнообразных космических и земных условиях.

15. Каковы два вида искусств, на которых должно основываться воспитание стражей? В чем состоит цель воспитания именно посредством этих двух видов искусств?

Мусическое и гимнастическое искусство. Мусическое воспитание способствует созданию хорошего душевного состояния у человека, что обусловливает наилучшее состояние тела. К мусическому искусству относится словесность, которая во времена Платона передавалась через мифы. Целью является формирование порядочных, соблюдающих законы граждан.

 

16. Почему многие люди склонны были бы назвать демократию прекраснейшим из режимов? В чем заключается парадоксальная роль демократии для философов?

Демократия славна свободой. Однако, по мнению Платона, свобода равна своеволию и распущенности. Каждый имеет возможность делать то, что он хочет. Такая жизнь может показаться привлекательной. При этом строе существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных. Там человек считает себя свободным и равным с другими, поэтому живёт так как ему заблагорассудиться.

 

17. Как Сократ опровергал аргументы Фрасимаха из Первой книги о том, что тиран есть а) счастливейший из людей, б) сильнейший из людей?

а) Тиран живет в постоянном страхе и страдает от собственного вожделеющего начала, которое не дает ему покоя;

б) Тиран зависим от своих рабов.

18. Что позволяет Сократу проводить аналогию между государством и душой (то есть на каком основании он ее проводит)?
Соответствие тех сословий государства и трех частей души – неполный ответ! Центральный сюжет «Государства» — это поиск справедливости. Поскольку справедливость рассматривается Сократом как характеристика взаимоотношений частей в рамках единого целого («каждому свое»), она может быть приложена и к душе, и к государству.

 

19. Что такое тимократия и почему этот режим оказывается именно первым в ряду извращенных режимов? Какой реально существовавший полис послужил прототипом тимократического режима в "Государстве"?
Тимократия - власть честолюбцев, строй занимающий промежуточное положение между аристократией и олигархией. Тимократический человек - грубый воин, военное искусство он ценит больше всего. Там склоняются в сторону тех, кто яростен духом, тех кто рождён для войны. Пример: Спарта.

 

 

ПЛАТОН «АПОЛОГИЯ СОКРАТА»

 

19. Что позволяет сказать, что Сократ преодолевает традиционную для греков оппозицию между «частной» и «публичной» жизнью? Как преодоление этой оппозиции встраивается в обвинение Сократом афинского народа в развращенности? Дайте ответ на основании диалога «Апология Сократа».
1. Сократ дает советы (воспитывает) граждан самостоятельно → занимается политическим делом в роли частного человека.
2. Афиняне нравственно развращены («тучный и обленившийся конь»), и это делает невозможным для Сократа политическое воспитание.

 

20. На каком основании Сократ в «Апологии Сократа» опровергает одно из направленных на него обвинений, доказывая, что вся его жизнь есть служение богу? Что именно он интерпретирует как служение богу и почему?

В данном вопросе необходимо было раскрыть «божественное предназначение» Сократа, более того, следовало отметить, что данное божественное предназначение вступает в противоречие с законами и обычаями полиса. «Бог поставил меня в строй, обязав жить, занимаясь философией». Далее принимались почти любые импликации по поводу справедливости, устройства полиса.

 

21. Прежние и новые обвинения против Сократа в «Апологии»

Прежние обвинения:

«Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же». «А если еще кроме всего подобного вы слышали от в кого-нибудь, что я берусь воспитывать людей и зарабатываю этим деньги, то и это неправда».

Новые обвинения:

«Сократ, говорят они, преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых признает город, не признает, а признает другие, новые божественные знамения».

АРИСТОТЕЛЬ

 

27. Что такое «рассудительность» (φρόνησις) в этике Аристотеля? Дайте как можно более полный ответ.

Здесь было необходим подчеркнуть то, что «рассудительность» ориентирована, прежде всего, на практическую деятельность, которая не допускает универсальных правил, не имеет инструкций. И для того, чтобы совершать правильные поступки в этих сложных, подвижных обстоятельствах, нужно хорошо разбираться в частностях, в особенностях ситуации, необходим жизненный опыт.

 

28. Дайте определение греческому понятию добродетели/добротности (ἀρετή).

ἀρετή — это некое полезное свойство чего-либо. Если объект обладает ἀρετή, то он пригоден для выполнения своей функции. Многие из вас утверждали, что ἀρετή — это определенные «действие» или «деятельность», что, конечно, неверно.

29. Каким образом Аристотель мыслил «политию» (имеется в виду конкретный политический строй) в качестве соединения принципа правления большинства с принципом правления лучших (добродетельных) людей? Как в политии примиряется большинство с добродетелью?

Здесь, отвечая на первый вопрос, в первую очередь надо было говорить о политии как о правлении большинства во имя общего блага, на второй – упомянуть ключевую роль мужества как такой добродетели, которой (в отличие, например, от мудрости), могут обладать многие (то есть большинство).

Засчитывались следующие варианты ответа:

1. Примирение «большинства» и «добродетели» в политии с помощью конфигурации демократических и олигархических институтов и практик;

2. Примирение происходит за счет доминирования «средних» людей, которые совмещают в себе олигархического и демократического человека.

30. Дайте определение «политии» как конкретному политическому устройству с точки зрения:

а) природы ее политических институтов (установлений) и б) ее социально-экономических оснований.

Полития — политическое устройство, основанное на смешении олигархических и демократических принципов — (а). Преобладающий класс в политии — "средние люди" — (б).

 

31. Какова у Аристотеля связь между богатством (бедностью) и преобладающими нравами олигархического и демократического человека?

Следовало пояснить, каким образом бедность определяет демократического человека и его доминирующие черты, и, соответственно, как богатство – олигархического. Первый, будучи бедным, скорее всего ценит равенство, мелочен, принижен, склонен к рабскому поведению, способен на мелкие преступления и пакости. Второй же, являясь богатым, наоборот, отвергает равенство, хочет наслаждаться почестями и почетом, горд и непокорен, способен на большие преступления.

 

32. Вставьте пропущенные слова в аристотелианском определении человеческого блага (эвдемонии):

Человеческое благо есть деятельность души согласно добродетели.

33. Приведите аристотелианскую типологию политических устройств (вместе с критериями типологизации и однозначной характеристикой каждого устройства по этим критериям).

1) Правление ради общей пользы – правильный строй.
2) Правление ради частного блага – неправильный строй.

                  1                                   2

Один       монархия                 тирания

Немногие аристократия             олигархия

Многие     полития                     демократия

Классификация режимов.

Критерии классификации:

Количество правящих:

1. Один,

2. Несколько,

3. Большинство.

В чьих интересах правят (общественные, собственные).

Шесть форм политического устройств:

Монархия – тирания

Аристократия – олигархия

Полития – демократия

 

34. Как Аристотель обосновывал, что жизнь философа (созерцательная жизнь) есть достойнейшая и лучшая для человека жизнь, несмотря на то что она, вообще говоря, протекает вдали от больших дел и подвигов государственных мужей?

Основной аргумент Аристотеля здесь состоит в том, что, несмотря на определении эвдемонии именно через деятельность души согласно добродетели (и здесь, казалось бы, пальма первенства должна принадлежать государственным мужам) , он рассматривает само мышление как деятельность. Соответственно, этот процесс - процесс созерцания истины - наиболее самодостаточен, т.к. содержит цель самом себе, следовательно, здесь больше всего реализован телос - и потому жизнь философа есть достойнейшая и наилучшая.

 

35. Какие три трактовки (политической) справедливости, связанные с наименованиями политических устройств, приводит Аристотель? Не только назовите их, но и раскройте их содержание.

В этом вопросе речь шла о концепциях справедливости, напрямую связанных с распределением политических постов:

Олигархический принцип: распределение должно основываться на богатстве.

Аристократический принцип: распределение должно основываться на объёме добродетели.

Демократический принцип: распределение должно основываться на принципе свободного рождения.

36. В чем заключается функция законодателя? Связать с «этос».

Функция законодателя – воспитание добродетельных граждан. Законодатель должен устанавливать такие законы, которые бы воспитывали хорошие привычки (этос). После того, как этос укоренится, законы должны быть отброшены, подобно прописям. Часть души, ответственная за желания-страсти, также имеет свои добродетели (“добродетели характера” (“Этос” - характер, греч., отсюда этики).

 

37. Какие качественные характеристики скрываются за количественным критерием в типологии политических устройств Аристотеля?

Количественный критерий в типологии политических устройств Аристотеля — не только лишь о количестве. Имплицитно в нем заключен и качественный критерий: большинство, согласно Аристотелю, обычно бедно, незнатно и слабо, в то время как меньшинство — богато, знатно, образованно и сильно. Фокус на качественном различении между большинством и меньшинством.

38. Какое место занимают "люди ручного труда" в полисе? (Акцент на гражданские права, связь с досугом).

Ремесленники не могут быть гражданами - их жизнь далека от добродетели; землепашцы тоже не могут быть гражданами - нет досуга для развития добродетелей и политической деятельности.

 

39. Что такое "рассудительность" по этике Аристотеля? Дайте как можно более полный ответ.
Аристотель выделяет 2 проявления добродетелей части души, ответственной за мышление:

“София” (мудрость) - связана с высшей частью души - мыслительной (добродетели интеллектуальные), они должны быть актуализированы в первую очередь, чтобы человек реализовал свою природу и свою форму; с помощью “софии” человек постигает вечные истины, именно она направляет теоретическое познание.

“Франесис” (рассудительность) - он предполагает способность ориентироваться в контексте, который постоянно изменяется, к которому нет никаких инструкций; он помогает жить в мире людей (жизненный опыт - главное, что упражняет и развивает “франесис”): в “этической” жизни человек направляется “франесисом”.

Важно сказать, что человек, который не руководим разумом, не может жить эвдемонической жизнью. Это уже жизнь не человеческая, т.к. в таком случае человек не актуализирует свою потенцию.

 

40. Каков смысл тезиса Аристотеля о том, что человек есть «политическое животное по природе»? Какие две специфические способности человек реализует в политическом общении?

Смысл тезиса заключается в том, что человек по своей природе стремится к общению, а высшей формой общения является государство – полис, в котором человек реализует свою природу максимально полно. В политическом общении человек реализует две специфические способности: использование разума и речи.

 

41. На каком основании Аристотель критикует систему публичного воспитания в Спарте?

Система публичного воспитания в Спарте была нацелена на подготовку к войне, то есть досуг спартанцев был ориентирован на военные цели. В мирное время граждане Спарты не умели пользоваться досугом, а значит, не могли достичь эвдемонии.

42. Какое преимущество имеет преобладание средних людей в полисе над преобладанием бедняков и богачей? То есть каковы положительные политические следствия такого преобладания?
Полития была основана на добродетели большинства. Богатые хотят только править, но не могут подчиняться. Бедняков могут только подчинять. Они несколько озлоблены своим положением, поэтому неспособны править. Средние люди могут и править, и подчиняться. Но давайте вспомним трактовки свободы. Первая неправильная – делаю, что хочу. Вторая правильная трактовка свободы – ненахождение ни в чей власти. Я не являюсь ни в чей зависимости. Отсюда - принцип нахождения на политическом посту по очереди, чередования политических постов. Этот принцип – институциональное понимание правильной трактовки свободы Аристотеля. Т.е. я не нахожусь у власти, а у власти мой согражданин. Но я не нахожусь в зависимости от него, т.к. он не будет тираном, т.к. он знает, что я могу мстить.

Правление средних людей позволяет реализовать правильное понимание свободы. Средние люди небогатые и небедные. Они примерно равны. Есть ли дополнительный смысл равенства? Помимо того, что в контексте правления средних снижается проблема фракций, распрей. Аристотель «Никомахова этика»: добродетель – основание дружбы, дружить могут только равные. Т.е. равенство создает условия для политической дружбы. Также концепция средних людей связана с концепцией среднего класса.

 

43. Каков, по Аристотелю, общий критерий нравственно-прекрасной деятельности / нравственно-прекрасного поступка? Подсказка: имеется в виду критерий, который порождает необходимость не только в добродетелях характера, но и в добродетели разума – рассудительности.

Критерий – середина. За поиск подобного «серединного» пути, то есть адекватных средств для достижения целей, отвечает добродетель разума – рассудительность. Добродетели характера же призваны ориентировать человека на совершение нравственно-прекрасных поступков.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!