Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов

Преподаватель Гринченко К.Н.

Тема урока: «Введение в язык программирования»

Продолжительность занятия: 2 урока.

Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.


Ход урока

I. Организационный этап. Мотивационный модуль.

II. Основной этап. Объяснительный модуль.

Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.

Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.

III. Изучение нового материала.

Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.

Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.

Давайте рассмотрим 3 языка программирования:

  • Школьный алгоритмический
  • Язык Бейсик
  • Язык Паскаль.

Алфавит языка

Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
1) прописные и заглавные буквы русского алфавита; 2) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 3) знаки операций: + - * / ^ = <> < > <= >= := 4) разделители_, пробел, ( ), «, “ 5) служебные слова: Алг, нач, кон, арг, рез, цел, сим, лит, лог, вещ, таб, длин, нц, кц, дано, надо, если, то, иначе, всё, пока, для, от, до 1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 2) 10 цифр; 3) знаки операций: + - * / ^ = <> < > <= >= := 4) разделители_, пробел, ( ), «, “ 5) служебные слова: Byte, integer, long, single, double, boolean, string, dim, const, true, false, data, read, input, print, if, then, else, goto, for 6) буквы русского языка используются в комментариях. 1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 2) 10 цифр; 3) знаки операций: + - * / = <> < > <= >= := 4) ограничители: . , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ; 5) служебные слова: SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN, FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE, DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL 6) буквы русского языка используются в комментариях.

Математические операции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
сложение А + В А + В А + В
вычитание А - В А - В А – В
умножение А * В А * В А * В
деление А / В А / В А / В
Возведение в степень А ^ 2 А ^ 2 Нет

Элементарные функции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
Абсолютноезначение х Abs(x) Abs(x) Abs(x)
Ln x Log(x) Log(x) Ln(x)
Arctg x   Atn(x) Arctan9x)
Случайное число   Rnd random(x)
Cos x Cos(x) Cos(x) Cos(x)
Знак числа х   Sgn(x)  
ex Exp(x) Exp(x) Exp(x)
Sin x Sin(x) Sin(x) Sin(x)
Целая часть числа х   Int(x) int(x)
tg x   Tan(x) -
Целая часть числа х округление   Fix(x) round(x)
Квадратный корень от х Sqr(x) Sqr(x) Sqrt(x)
Квадрат числа Нет Нет Sqr(x)
Деление нацело   \ DIV
Остаток от деления Mod (a,b) a MOD b a MOD b

Приоритет операций тот же, что и в математике.

Математическая запись Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке
4∙10-4 4E-4
0,62∙105 0.62E+5
-10,88∙1012 -10.88E12

Структура программы

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
алг – название алгоритма (аргументы и результаты) дано – условие применимости алгоритма надо – цель выполнения алгоритма нач – описание последовательности команд кон DIM описание переменных; {начало раздела операторов} Операторы ввода, вывода, присвоения, арифметические операции, Операции ветвления, цикл аEND. PROGRAM <имя программы>; VAR – описание переменных; {начало раздела операторов} BEGIN операторы ввода, вывода иобработки данных END. {конец раздела операторов,конец программы}

Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:

  • Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
  • Типом;
  • Значением (значение зависит от типа переменной)

В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.

Элементарные функции:

Типы переменных

Форма записи

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
Целое положительное цел   Byte 0..255 Word 0..65535
Короткое целое цел   Shortint От -128 до 127
Целое цел Integer – 2 байта От -32768 до 32767 integer От -32768 до 32767
Длинное целое От -2147483648 до +2147483647   Long – 4 байта longint
Вещественное вещ Single Real 2,9x10-39 - 1,7x1038
    Double Single 1,5x10-45 - 3,4x1038
Cтроковые лит String До 32657 символов String
Символьный лит   Char
Логический лог Boolean boolean

Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов

Название оператора

Форма записи

Школьный алгоритмический Бейсик Паскаль
Присвоение (присваивание) := = :=
Ввод ввод INPUT READLN READ
Вывод вывод PRINT WRITELN WRITE

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!