Сущность эстетического отношения к действительности



Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая форма эстетической деятельности.

Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:

эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира);

1. эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности);

2. эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт).

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

1.Трудовая эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность - искусство.

Теория происхождения прекрасного была разработана в русской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.

2. В эстетике И.Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И.Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловечнности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение – специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

 

 

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное субъективное бытие. Эстетическое переживание произведений искусства, также как и их создание, требует всего человека, т.к. оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания.

Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов-художников, поэтов, музыкантов и специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории «эстетическое». Эстетическим вызывающие у человека соответствующие чувства может быть что угодно: любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и все возможные проявления их активности - трудовые, спортивные и т.д.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер,преобретает основное и самостоятельное значение

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

1. «Трудовая» теория происхождения прекрасного была разработана в русской, а затем в марксистско-ленинской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.

При этом ни Сократ, ни Маркс не отождествляли эстетическое и утилитарное. Если прекрасное и полезное сближались, что говорилось о том, что прекрасное полезно «в высшем смысле», «в общечеловеческих интересах», «в перспективе человеческого развития».

2. В эстетике И.Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И.Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение – специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

1. Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.

2. В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое – это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности.

Эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте – всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.

Заключение

В заключении можно сказать следующее.

Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов.

Эстетика представляет собой науку о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства.

Прекрасное - это явления «одухотворенные», очеловеченные человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира.

 

 

Список используемой литературы

 1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.

3. Аветисян JI. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы//Дошкольное воспитание. 1982. - №10.

4. Адорно Теодор В. Эстетическая теория : Пер. с нем. Ästhetische Theorie / Пер. с нем. — М.: Республика, 2001.

5. Актуальные проблемы художественного воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Ред. H.A. Ветлугина. М.: ЦСПО РСФСР, 1983.

6. Амонашвили А.Ш. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1988.

7. Амонашвили А.Ш. Как живете, дети? М., 1986.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999.

9. Архипова М.В., Орлова A.B. Педагогическое взаимодействие. Ситуационный анализ: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Из-во СПбГУ, 2006.

10. Ашиков В., Ашикова С. Детям надо помочь влюбиться в красоту// Дошкольное воспитание. 2004. - №11.

11. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

12. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: РГПУ, 1999.

13. Батаршев A.B. Диагностика способности к общению. М.: Питер, 2006.

14. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер с англ. JL: Братство, 1992.

16. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Pedagogika, 2002 04 - 01 DDG - No 004 27 -33 (http: // dlib. eastview. com).

17. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Прсвещение, 1968.

18. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002.

19. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. Москва. Институт психологии РАН. 1994 г.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 606; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!