Развитие литературы и искусства в 1920–1930-е гг.



В первые послереволюционные годы литературно-художественная жизнь отличалась обилием различных творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения оставшиеся в России писатели и поэты «серебряного века» русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый и др.). Последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» устраивали выставки картин. В поэзии, живописи, театре, архитектуре повысили активность представители модернистских течений футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма.

В составе нового поколения творческой интеллигенции выделялись писатели А. А. Фадеев и М. А. Шолохов, режиссер С. М. Эйзенштейн и др. Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Е. И. Замятин ("Мы"), М. А. Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"). В 1920-е гг. были созданы РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), литературно-художественные группы «Октябрь», «Левый фронт искусств» и др. В ходе борьбы различных творческих групп объединения коммунистической ориентации вносили в художественное творчество элементы классовой борьбы, травили в печати беспартийных деятелей культуры как «попутчиков» и «внутренних эмигрантов».

Е. Замятин

В 1920-х гг. появились несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Прожектор», публикующих помимо новостей из рабочей жизни юморески, пародийные стихи, карикатуры. Их издание завершилось со свертыванием НЭПа. В 1930 г. единственным общесоюзным сатирическим журналом остался «Крокодил».

Д. Моор. Буржуй и еж. Рисунок для журнала «Крокодил», 1920-е гг.

Развитие литературы и искусства в 1930-е гг. определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Объединения творческой интеллигенции были ликвидированы. Важным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей (1934 г.), избравший председателем правления Союза писателей A. M. Горького. Социалистический реализм был провозглашен основным художественным методом. Во второй половине 1930-х гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство, современная драма, сатира, любовная лирика в искусстве осуждались, господствовала военная тематика.

I Всесоюзный съезд советских писателей (1934 г.)

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х гг. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Петр Первый» А. Н. Толстого, книги для детей А. П. Гайдара, поэтическое творчество А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама.

В 1920-е гг. развивался новый режиссерский театр. В конце 1920 г. В. Э. Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», воплощенную на сцене Театра РСФСР-1. Первые шаги советского кинематографа связаны с поисками нового. Фильм «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна приобрел мировую известность.

В 1930-е гг. появилось звуковое кино. Были сняты выдающиеся картины: «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. Александрова.

Кадр из фильма «Веселые ребята». Любовь Орлова (Анюта) и Леонид Утесов (Костя)

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к фильму "Александр Невский", балет "Ромео и Джульетта", симфоническая сказка "Петя и волк"), A. И. Хачатуряна (Токатта для фортепиано, Первая симфония), Д. Д. Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", 4-я симфония). Широкой популярностью пользовались песни И. Дунаевского (музыка к фильмам "Весна", "Волга-Волга", "Веселые ребята", "Цирк"), А. Александрова (Ансамбль красноармейской песни и пляски).

В живописи активно разрабатывалась историко-революционная тематика. Ассоциация художников революционной России (1922 г.) устраивала тематические выставки «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии». Одним из мастеров группировки являлся И. Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»).

И. Бродский. Выступление Ленина на Путиловском заводе

ОСТ (Общество художников-станковистов, 1925 г.) включало художников, поддерживавших лозунг возрождения и развития станковой картины. Они ориентировались на опыт современных им экспрессионистов, развивали темы индустриализации, жизни города и спорта.

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов, 1925 г.

Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу». Для творчества художников этого объединения (П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, В. Фаворский и др.) была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением.

К. Петров-Водкин. Смерть комиссара, 1928 г.

В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец», «Бытие», «Бубновый валет». Художники П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк, В. Рождественский, С. Герасимов, Н. Чернышев, И. Грабарь создавали «тематические» картины, используя наработанные тенденции авангардной школы.

Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм (1920-е гг.) и постконструктивизм (1930-е гг.). На первое место вышла простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его предназначению. В 1920–1930-е-гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (арх. А. Щусев и др.), Московского планетария (арх. М. Барщ, М. Синявский), Дома Совета министров СССР (арх. А. Лангман), гостиницы «Москва» (арх. Л. Савельев, О. Стапран и А. Щусев) и др.

В скульптуре оставался актуальным монументализм. Видный скульптор этого периода И. Шадр, создавший статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», практиковал мощную лепку объемов, пытался передать выразительность движения, романтический пафос.

И. Шадр. Булыжник орудие пролетариата

В рамках ленинского плана монументальной пропаганды В. И. Мухина создала монумент "Рабочий и колхозница" для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. В 1939 г. монумент был установлен у входа на ВДНХ.

В. И. Мухина. Рабочий и колхозница

Активное развитие получил политический плакат. Он наследовал традиции русской графики. В развитие плаката особое место занимают «Окна сатиры РОСТА», в которых выдающуюся роль сыграли М. Черемных и В. Маяковский.

В. Маяковский. Каждый прогул радость врагу, 1920 г.

На развитие культуры в 1920-е гг. оказал влияние НЭП. Нэпманы устанавливали свою моду. Их главным развлечением стали кабаре и рестораны, в которых выступали артисты-куплетисты с незамысловатыми песнями («Бублички», «Лимончики», «Мурка», «Фонарики», «Крутится-вертится шар голубой»). В театрах ставились легкие водевили. Московская студия Вахтангова в 1922 г. обратилась к постановке сказки К. Гоцци «Принцесса Турандот», в 1926 г. пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира». Однако за внешней безыдейностью постановок скрывалась серьезная общественная сатира.

Общий зал ночного ресторана гостиницы «Европейская»

В ходе борьбы против формализма в литературе и искусстве в 1930-е гг. пострадали Д. Шостакович, В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, Б. Пастернак. Острое противостояние власти с церковью сопровождалось травлей церковной интеллигенции, преследованиями патриарха Тихона и других деятелей РПЦ, разрушением храма Христа Спасителя в 1931 г.

Патриарх Тихон Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 г.

Итоги преобразований советской власти в области культуры в 1920–1930-е гг. неоднозначны. Несомненно, были достигнуты успехи в ликвидации неграмотности, создании новых ценностей в области духовной и материальной культуры, ощущался подъем активности творческой интеллигенции. Однако культура оказалась частью государственной политики, попала под контроль коммунистической партии.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 2087; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!