Византийская резьба по слоновой кости.
Византия Х-ХII вв славилась своими достижениями в области прикладного искусства. Резьба по кости - один из видов этого творчества. После разграбления Константинополя во время 4-го Крестового похода (1202-1204 гг) погибло большое количество рельефов из кости. Крестоносцы захватывали в основном золото, а слоновая кость в их глазах ценности не представляла - её просто разбивали. Немногие из произведений этого вида сохранились в основном благодаря другим погромщикам - венецианцам, которые в отличие от своих французских и германских "коллег" лучше разбирались в искусстве. Сохранившиеся резные рельефы со временем перекочевали в Европу и далее по всему миру. Сегодня образцы этого искусства в основном хранятся в музеях Европы и Америки
Распятие. Панель из слоновой кости. Византия. Х в. Это центральная часть триптиха из слоновой кости середины 10-го века. Вероятно, из Константинополя. Две боковые панели были потеряны. Рельеф настолько глубок, что делается почти в трехмерным. Изображение в рамках церковных канонов: распятый Христос, Богородица и Иоанн, остановившиеся двах ангела и римские солдаты во время дележа одежды. Если эти формы и являются традиционными для изображения распятия в византийском искусстве, то фигура лежачего бородатго мужчины, приколотого крестом существует только в этом рельефе из слоновой кости. Надпись над ним F (HBP) ENPAGIS в области живота определяет ад. Ад, как наглядное подтверждение веры в то, что распятый Христос победил смерть.
|
|
Ранневизантийские ткани коптов.
Рисунок 4. Фрагмент византийской ткани.
В IV–V веках на тканях появляются новые, христианские символы и сюжеты, количество которых возрастает в VI–VIII веках. С утверждением христианства изменилась образная система коптских тканей. Все чаще в них воспроизводятся сюжеты христианской истории, появляется мотив креста – символа новой веры. В связи с этим претерпевает изменения и характер самих изображений. Коптские ткани V в. позволяют проследить, как меняются художественные средства при изображении новой тематики. Рисунок становится обобщённое, схематичнее, исчезают правильные пропорции, вместо реалистической передачи светотени краски кладутся все более условно, сюжетные коллизии приобретают незамысловатый характер.
Христианские сюжеты в коптском текстиле представлены сценами из Ветхого и Нового Заветов. Наибольшей популярностью в Египте пользовался цикл с эпизодами «Истории патриарха Иосифа», многие из которых воспринимались как прообраз земной жизни Христа. В этот период в коптском текстиле, как и во всем византийском искусстве, находят отражение идеи и образы, соответствующие новым духовным ценностям. Крест и Хризма (монограмма имени Христа) считались главными христианскими символами защиты и спасения. Особый вид креста с петлей являлся заимствованием древнеегипетского иероглифа «анх» – «жизнь». Eвангельским сценам в целом, подобно амулетам, приписывали охранительные свойства.
|
|
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!