Конфликт. Конфликтная система пьесы



Премия Российского авторского общества «Северная                                  Пальмира (1996)»

  • премия «Петрополь» (2004)
  • премия имени Сергея Нилуса (2010, за выдающиеся достижения в области отечественной словесности в романе «Русский остаток»)

 

Хорошо известны так же ее работы : «Сад без земли», «Ваша сестра и пленница», «Домой!..», «Владимирская площадь…»

 

Премьера пьесы Л. Разумовской «Биография» состоялась 30 ноября 2003 года. Проект «Современная петербургская драматургия» открывался этой пьесой.

 

« В данном случае один молодой театр взял на себя очень трудную задачу: поставить ряд современных пьес, не претендующих на эпатаж и не шокирующих зрителей всяческими ненормативностями , что само по себе в наше время уже является смелостью и позицией.

Мне очень приятно, Владимир Фунтусов выбрал такую трудную пьесу…Мне приятно, что режиссер чувствует ее трагическую пульсацию, ее надмирный ритм. Мне нравится структурирующий режиссерский принцип ожившей фотографии , когда героиня всматривается, вслушивается в себя- прошлую, в себя –будущую … Мне дорого вообще внимание режиссера к авторскому слову, к авторскому духу…

Дорогой Владимир Павлович ! Спасибо за спектакль. Теперь, благодаря Вам, у меня нет непоставленных пьес. Желаю Вашему театру всегда оставаться живым , откликаясь на все, что происходит в окружающей нас жизни»

 

 

                                                           Людмила Разумовская

 

Пьеса , в 4 действиях.  

 

 

Действующие лица

Дочь

Мать

Отец

Бабка

Отчим

Он

Муж

Эпизодические лица на балу

 

 

                          

 

 

Тема и идея пьесы роли и роли

 

Тема (про что?) - проблема, поднимаемая автором, основной мотив произведения. Формулируется нами (при нашем авторстве) или находится у автора в процессе анализа произведения. Важно, чтобы наша формулировка темы, с одной стороны была близка нам и трогала нас, а с другой, была близка, соответствовала существу проблемы, поднимаемой автором и его восприятию мира, которые вычитываются из произведения, биографических и исторических материалов и т.п.

 

Идея (о чем?) - что, поднимая эту проблему, автор пытается донести до зрителя (читателя, слушателя и т.д.). Воплощает некую сторону мировоззрения автора. Для искусства - это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения, его персонажей, способы их существования, взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургию и все остальные элементы произведения.

 

Определить тему значит определить объект изображения, те явления действительности, которые нашли свое художественное изображение, или, точнее, воспроизведение в данной пьесе. Тема отвечает на вопрос: "О ЧЕМ в данной пьесе идет речь?".

 

В художественном произведении не бывают одной темы. Каждый персонаж пьесы - уже отдельная тема. Поэтому, когда мы говорим о теме, мы имеем в виду главную тему. Главная тема подчиняет себе все остальные. Не определив главной темы, не сможешь определить идеи.

 

Каждому художнику следовало бы помнить слова, сказанные Львом Толстым: «Нет более комичного рассуждения, если только вдуматься в смысл его, как то, весьма распространенное, и именно между художниками, рассуждение о том, что художник может изображать жизнь, не понимая ее смысла, не любя доброе и не ненавидя злое в ней...»

Правдиво показать каждое явление жизни в его сущности, раскрыть важную для жизни людей истину и заразить их своим отношением к изображаемому, то есть своими чувствами, — в этом задача подлинного искусства.

Пьеса Людмилы Разумовской «Биография» - неожиданная, необычная пьеса. Она во многом - экспериментальна. Здесь стих соседствует с прозой, быт – с притчей, психологический театр – с театром откровенно условным. Здесь рядом с реалистической разработкой сцен и характеров можно встретить ритмизованную прозу, поэтический театр, или же явный парафраз и едва ли не цитирование сцен из пьес Александра Блока и Леонида Андреева.
Показать полностью… И все эти поиски, все это экспериментирование в области формы не самоцельно, все это обращено автором к познанию глубинных тайн нашего современного бытия.


Жизнь нескольких послевоенных поколений проносится перед мысленным взором главной героини. Здесь, в истории одной простой семьи, как в капле воды, отражается целый «океан» жизни российской. В этой простой жизни сплавлены воедино: рождение и смерть, любовь и ненависть, страх и бесстрашие, грех и святость, отчаяние и надежда.


И весь этот жизненный груз, груз жизненных потрясений и катаклизмов несет на своих хрупких, но сильных плечах русская ЖЕНЩИНА. Женщина, с ее изначальным божественным предназначением, - в центре мироздания, она хранит и продолжает вечную жизнь на Земле.


Пьеса «Биография» до этого нигде не ставилась. Она, по словам автора, «…отличается от других традиционалистских пьес и по структуре (принцип фрагментарности), и по стилистике (включающей одновременно существование ЭПИЧЕСКОГО НАЧАЛА, ЛИРИКИ И ДРАМЫ), и по языку (БЫТОВОМУ И ПОЭТИЧЕСКОМУ). Она требует от актеров ВИРТУОЗНОГО мастерства: мгновенного вхождения в то или иное эмоциональное состояние, органики в быстрых и легких переходах от бытовой к поэтической речи, понимания всей совокупной сложности (полифонии) драматургического текста»…
… Одним словом, пьеса «Биография» настолько же неожиданна, глубока и интересна, насколько неожиданна, глубока и интересна сегодняшняя наша с вами жизнь.

 

 

Конфликт. Конфликтная система пьесы

                                  Конфликт-это борьба , столкновение двух начал

Когда два действия сталкиваются лоб в лоб, получается прямой конфликт. В таком конфликте задача решается путем открытой борьбы: или — или. Когда строится прямой конфликт, нужно, чтобы герои насмерть стояли на своем, добивались своей цели, чтобы компромисс между ними был невозможен, как невозможны и обходные пути.

Речь идет о взаимодействии и противодействии людей. А какое может быть противодействие без взаимодействия? Поэтому общение — взаимодействие есть элемент системы. Вместе с тем взаимодействие может возникнуть только тогда, когда кто-то один действует. Действие лежит в основе общения и в основе построения конфликта. Личностно действовать на конкретного живого человека партнера каждую секунду своего пребывания на сцене — это обязанность актера школы Станиславского. Такое умение должно войти в плоть и кровь учеников, стать их естественной необходимостью. Личное действование  на личность живого, стоящего на сцене партнера рождает такое же личностное его противодействие. Цепь таких противодействий и создает на сцене подлинную борьбу, в ходе развития которой раскрываются характеры действующих лиц. «Ваши действия с партнером, — учил Станиславский, — это шахматная игра. Один идет так, другой — в зависимости от этого — отвечает эдак. Но ВЫ — всегда ВЫ. Тут вы можете мудрить сколько угодно, но всегда помните, что вся мудрость в том и заключается, что все это очень легко и просто».

 

Первое, что вычленяет режиссер, — это последовательность действий, «шаги» главного героя. Потом он ищет им противодействие. И вот только наличие противодействия разряжает действие в событие.

 

Спектакль о трагедии, о необычных людей, темпераментные. Надо играть о воскрешении нации и о преодолении смерти.

 

Конфликт с вечной жизни и смерти.

 

 

Мать - у нее конфликт с бабкой и с мужем и дочкой, бабка хочет ее вывести на эмоции . Муж инвалид , всегда жалуется на жизнь, он пьет, а жене это не нравится и начинает это ее выводить на эмоции. Дочка ее не любит, она больше любит отца. 

Есть конфликтный эпизод, где дочь говорит маме, что она не любит отца, что она все видит, а мать старается поучить ее и посадить ее на место.

 

Бабка – у бабки конфликт с мамой, конфликтный эпизод, когда они чуть ли могли и подраться , они дразнят друг друга, чтоб вывести на эмоции, но каждая сумеет себя сдержать.

 

«Зимой-то и мухи мрут. А чуть солнышко пригрело - и зажужжали под окнами, откуда берутся. И я, что муха, зимой меня из дому не выманишь. Лежу, как медведь в берлоге и есть неохота. Разве когда соседка прибежит, принесет что, сготовит - ноги у меня ослабли, ходить-то я уж не могу сама. А весной выползаю помаленьку на крылечко, да и сижу так, пока солнышко греет. Уж как хорошо! Как славно. Травка молоденькая старается, лезет. Почки набухли, как у роженицы грудь, того и гляди - молоком брызнут. Птички, кто кого перещебечет, поют, заливаются... Так бы вот весь век и сидела. Да и думаю, превратиться бы теперь в камень, только чтоб видеть все, да слышать, да чуять... А и помереть если, так летом. В землю-то холодную ох, как не хочется, в холодную, да сырую, да морозную... А скоро уже, скоро, зовет меня последненький мой.» - Я собираю последние капли, я хочу жить, обманываю смерть, хочу превратиться в муху. « Как у роженицы грудь» -инстинкт. «Птички»- про любовь. « Превратиться в камень»-обманываю. Я препятствую смерти ,в конце монолога нужно добирать.

                     3. Событийный ряд

Событие - это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Система взаимоотношений персонажей в определенный отрезок времени. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения.

Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Поскольку событие имеет как объективный, так и субъективный характер, то именно сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств. Необходимо точно определить начало и конец события. В каждом событии есть конфликт и высшая точка. Событие гам, где возникает новая мотивация и новое действие. Событие одинаково для всех участников. Определяя событие, необходимо определять задачи актеров и предмет борьбы в этом событии. Если есть признаки изменения поведения - меняется задача.

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:

1. Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды -- океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4. В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие -самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства -- мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!