Теория государственного суверенитета Т.Гоббса

Суверен», «хозяин» и «гражданин» Ф.Бодена.

 

Жан Боден (1529-1596) Прогрессист. Его основной труд: «Шесть книг о государстве»(1576).

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит Божественным установлениям и природе человека. Всего Боден выделял 3 вида права: божественный (стоящий над всем), природный и человеческий (человеческие законы устанавливает монарх). Суверен вне (выше) закона и не связан волей других. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми (чел-к может управлять другими, если он научился управлять собой). Суверен это непременно мудрый человек (а мудрый чел-к есть мера справедливости), обязанность суверена – охранять имущество, семьи своих граждан. Глава государства (суверен) – тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю (монарху). Особенно монархия необходима обширным государствам. Ж. Боден не поддерживал идею выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами. Монарх должен быть наследственен.

 В республике народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Боден выделяет при этом следующие монархии. 1) Законная (королевская). 2) Сеньориальная (основанная на праве завоевания). 3) Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, поэтому тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить.

Граждан Боден разделил на натуральных (граждане по рождению) и натурализированных (граждан, получивших свои права по договоренности). Боден так же признает, но критикует рабство, со временем оно должно изживет себя. Но раб по Бодену – не гражданин, так как гражданин является свободным, а раб нет. В этом отношении каждый гражданин – предмет, т.к. его свобода ограничена верховной властью, но не каждый предмет – гражданин, например, рабы и иностранцы – предметы, но не граждане. Гражданин подвергается власти другого и имеет часть прав и привилегий в обществе, в отличие от рабов. Про соотношение чел-ка и гражданина: человека делают гражданином не только права и привилегии – это взаимное обязательство между предметом и сувереном. Гражданин может верить и повиноваться государю, который в свою очередь должен дать поддержку и защиту гражданину. Существуют различные классы граждан – некоторые не платят налогов, не подвергаются обложениям, они делятся на простых людей, духовенство и знать, которая делится на 3 ранга. Боден про равенство: нет такого государства, где возможно действительное равноправие, даже Платон в своем «гос-ве» разделил всех на 3 сословия: философов, стражей и рабичих. Человек может быть рабом нескольких владельцев, но гражданин не может быть предметом больше чем одного суверена, если это не объединенные государства. В семье же: женщины и дети – свободны от рабской зависимости, хотя их права и привилегии ограничены внутр. властью главы домашнего хозяйства.

    2. «Война всех против всех» и представления о политике Т.Гоббса

Знаменитый трактат Т.Гоббса (1588-1679) «Левиафан»(1651). Все люди по Гоббсу равны от природы и имеют право на всё. Все люди – эгоисты, стремятся сохранить не только собственную свободу, но и подчинить один другого, вследствие чего возникает «война всех против всех» - естественное догосударственное состояние, в котором все позволено, нет ничего правого или неправого. Это делает жизнь «беспросветной, звериной и короткой», поэтому взаимный страх людей друг перед другом, вызываемый таким состоянием, и  невозможность достижения общей цели - сохранения жизни побуждают людей выйти из такого состояния и искать мира. В подобном обществе «человек человеку волк», чтобы выжить в этой войне, люди объединяются и отказываются от своего права на все, связывают себя договорами, которые диктуются естественным и нравственным законом, сохранять и осуществлять мир. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Таким образом, все соединяются в одну личность, и это соединение происходит путем договора, возникает государство, тот великий Левиафан, или смертный бог, которому мы обязаны миром и защитой под властью бессмертного бога. Гос-во отражает желание всех объединившихся, против него не в силах бороться отдельные люди. Наступает мир. Без власти гос-ва все призывы к морали превращаются в пустой звук, только гос-во вносит порядок в беспорядочный поток человеческих страстей, обуздывает их законом. То есть государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец «войне всех против всех». В вопросе о формах государства По мысли Гоббса церковь должна подчиниться гос-ву, религия – оружие гос-ой власти для обуздания народа. Гоббс исключает из философии теологию (господство веры над разумом).

Главная цель гос-ва – защита чел-ка, т.к. главный страх – боязнь смерти. Гос-во может обеспечивать всем безопасность, если вся власть сосредоточена в 1 человеке или собрании людей. Гоббс выделяет 3 наилучшие формы правления: монархия, аристократия и демократия, симпатии Гоббса — на стороне монархии (комплекс советника). Именно в разделении власти Гоббс видит основную причину гражданской войны в Англии (1642-1652). Способы получения власти: силой, добровольное соглашение людей, наследование. Гоббс выделяет естественное право и естественные законы. Естественное право – это свобода человека (отсутствие препятствий, которые лишают некоторой власти, но не мешают пользоваться оставшейся властью, используя свои суждения и разум), ест. законы – стремление к миру, отказ от своих прав для общего блага, справедливость (справедливости нет там, где нет общей власти, нет закона), беспристрастие, скромность, милосердие, такое поведение, какое ты хочешь видеть по отношению к себе. Гоббс так же выделяет гражданский закон, который по содержанию равен естественному.

Теория государственного суверенитета Т.Гоббса

В XVI-XVII вв. получает развитие наиболее полная концепция государственного суверенитета в работах Т.Гоббса. Гоббсом была представлена законченная теория абсолютного суверенитета. Она служила для обоснования любой неограниченной власти в государстве, будь то монарх или парламент. Отстаивая абсолютизм, Т. Гоббс утверждал, что суверенитет государства целиком поглощается суверенитетом монарха, рассматривал власть как собственность суверена и выступал как противник теории разделения властей. Полную правовую неограниченность государства Гоббс выводил из договорной теории происхождения государства, исключая при этом принцип народного суверенитета. Признавая источником суверенной власти общественный договор, указывал, что общество, являясь источником суверенитета, не может рассматриваться его носителем. Концентрация неограниченной власти в руках монарха у Гоббса выступает как требование естественного закона. Гоббс отрицал теорию божественного происхождения государства, полагая, что государство стоит выше всего. Суверенитет гос-ва неотчуждаем, суверен – душа гос-ва. Обосновывая абсолютный суверенитет государства, ученый исходит из того, что догосударственному периоду существования общества было присуще состояние «войны всех против всех», поэтому с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира люди добровольно соглашаются ограничить свободу каждого, делегируя индивидуальные естественные права государю. Государство, таким образом, представляет собой результат рационального соглашения, договора, в силу которого люди лишаются значительной степени своей свободы (что и дает повод Гоббсу сравнить государство с мифическим библейским чудовищем — Левиафаном, пожирающим людей).

Гоббс обосновывал также суверенитет государства и его монополию на власть. «В политических телах власть представителей всегда ограниченна, причем границы ей предписываются верховной властью, ибо неограниченная власть есть абсолютный суверенитет, и в каждом государстве суверен является абсолютным представителем всех подданных, поэтому всякий другой может быть представителем части этих подданных лишь в той мере, в какой это разрешается сувереном. Но разрешить политическому телу подданных иметь абсолютное представительство всех его интересов и стремлений значило бы уступить соответствующую часть власти государства и разделить верховную власть, что противоречило бы целям водворения мира среди подданных и их защиты»1. Гоббс дает широкое определение «политического тела». Под это определение подходят и политические партии, которых в то время не было, и любые другие объединения, преследующие цели управления государством.

 

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1764; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!