Монополистическая конкуренция

Коммерческое хозяйствование в сфере культуры.

Коммерческое хозяйствование, бизнес в творческих индустриях имеет специфику, определяемую следующими известными вам закономерностями:

- «Болезнь издержек» (У.Баумоль, 1966) – рост издержек (затрат) в отраслях искусства опережает рост цен в среднем по экономике;

- Предложение продукции нетиражных отраслей является в значительной степени неэластичным. Это означает, что увеличение цены не оказывает в краткосрочном периоде значительного влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже благ, а в отношении уникальных продуктов предложение не меняется даже в долгосрочном периоде;

- Высокая эластичность спроса на продукты культуры указывает на ограниченные возможности роста цен в этой сфере – даже незначительное повышение цены предложения чревато потерей потенциальных покупателей;

- На рынках творческого сектора наблюдается тенденция превышения предложения над спросом. Современные технологии (СМИ, Интернет, телевидение) позволяют обеспечить максимальный охват аудитории, предлагая потоки продукции самого разного свойства и качества. В то же время спрос потребителя находится под влиянием другой тенденции: время становится все дороже, а его объем, затрачиваемый на досуг, постоянно сокращается;

- Потребности, удовлетворяемые продуктами культуры, не являются жизненно важными, в иерархии потребностей они уходят на вторичный план. Значит, они не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены его базовые потребности.

Названные закономерности экономики культуры являются основой следующих тенденций коммерческого хозяйствования:

- ограничение возможности повышения цен;

- невысокая прибыльность как продуктов, так и работы организаций.

В нашей стране традиционными областями коммерческого хозяйствования в культуре являются кинематография, шоу-бизнес, звукозапись, книгоиздательская деятельность, развлечения и досуг, СМИ. Прибыльность отдельных продуктов из вышеперечисленных, как исключение, может быть и высокой. Разные уровни доходности отраслей творческого сектора, скорее всего, свидетельствуют об ограничении конкуренции и слабой мобильности факторов производства на определенном участке коммерческой деятельности.

Отличительной чертой организаций творческого сектора являются малые и средние размеры организаций, в том числе коммерческих. Деятельность организаций культуры осуществляется, прежде всего, в форме индивидуального предпринимательства (в том числе микропредприятий).

Индивидуальный предприниматель (ИП) – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Несет полную ответственность по результатам своей деятельности и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (!! Обратите внимание на этот момент, если у вас появится желание заняться бизнесом в форме ИП. Можете потерять всю собственность (квартиру, машину и т.п.), оформленную на вас (за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание), расплачиваясь за долги своего бизнеса. Такой опасности нет, если вы регистрируете юридическое лицо – например, ООО, - и тогда рискуете только имуществом фирмы).

В форме ИП работают многие известные всем звезды эстрады – Алла Пугачева, Лариса Долина, Александр Розенбаум, Олег Погудин и пр. ИП могут привлекать на работу других лиц по найму, таким образом, создавая вокруг себя творческий коллектив.

Микропредприятия – это организации различных организационно- правовых форм с числом работающих не более 15 человек и годовой выручкой не более 60 млн.руб. в год. Здесь классификация проводится по размеру, поэтому не каждого ИП можно отнести к микропредприятию. Однако в этой форме может осуществляться практически любой вид творческой деятельности.

Второй вариант - средние по размерам коммерческие творческие организации могут быть зарегистрированы в форме товариществ и обществ. Согласно гражданскому кодексу, товарищества и общества – это юридические лица, свойствами которых являются:

- несколько учредителей (у фирмы всегда более одного собственника);

- возможность выступать от своего имени в гражданском обороте, быть истцом и ответчиком в суде;

- имущество принадлежит организации на праве частной собственности;

- материальная ответственность ограничена имуществом организации;

- коллегиальная форма управления, главный орган управления – собрание учредителей, участников.

Различают следующие разновидности: простое товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью. Также к форме «общества» относят акционерные общества, открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Отличие акционерных обществ состоит в наличии акций, стоимость которых формирует капитал организации, а все держатели акций являются в той или иной степени ее собственниками. 

Примерами хозяйственных обществ являются: ООО «Музыкальный лейбл «Блэк стар», ООО «Филипп Киркоров продакшн», ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи», ОАО «Киностудия «Ленфильм», ЗАО «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».

Третья организационно-правовая форма коммерческих организаций в культуре – государственные (или муниципальные) унитарные, то есть имеющие одного собственника, предприятия. Это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество. Собственник у них может быть только один, и это – государство. Возможные варианты этой формы:

- основанные на праве хозяйственного ведения (собственник-государство передает право распоряжаться своим имуществом в некоторых пределах: его нельзя сдать в аренду, продать, использовать в качестве залога или вклада без разрешения собственника. Собственник не отвечает по обязательствам такого предприятия);

- основанные на праве оперативного управления, другое название – казенные предприятия (собственник-государство передает имущество предприятию в управление, при этом несет субсидиарную, то есть вторичную после должника, ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества предприятия).

Государство имеет право регулировать коммерческую деятельность таких предприятий через контракт с наемным руководителем (например, расторгнуть контракт в случае его неудовлетворительной работы). Третья организационная форма позволяет государству контролировать производство самых массовых, крупномасштабных видов творческий продукции в РФ. Примерами ФГУП являются: ИТАР-ТАСС, ВГТРК, издательство «Известия», издательство «Художественная литература», Росгосцирк, звукозаписывающая фирма «Мелодия».

Большая часть медиа продукции создается холдингами – акционерными компаниями, объединяющими материнскую и группу дочерних компаний. Например, медиахолдинги «СТС-медиа», «РЕН ТВ», «Медиа-мост» относятся к крупномасштабному предпринимательству. Таким образом, крупный бизнес (как частный, так и государственный) в творческом секторе работает там, где возможен эффект масштаба производства – машиноемкие, тиражные суботрасли, где использование техники позволяет многократно увеличивать выпуск (тираж) продукции, расширять охват аудитории, число потребителей.

Структуры рынков.

Типы рыночных структур различаются в зависимости от того, в каких условиях протекает конкуренция. Конкуренция – это свободное соперничество между производителями (или между покупателями) за получение максимального дохода. В переводе с латинского слово «конкуренция» означает «сходиться», «сталкиваться». В экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры.

Совершенная конкуренция

Совершенная, или чистая, конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного, одинакового товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на рыночную цену товара. Это тот самый рынок свободной конкуренции, который описал Адам Смит, где цена определяется свободной игрой спроса и предложения.

Особенности данной структуры:

- очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке;

- стандартизированная продукция. Предлагаемая продукция однородна, поэтому при одной и той же цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие этого отсутствуют основания для неценовой конкуренции, основанной на различиях в качестве продукции, рекламе и стимулировании сбыта;

- каждая фирма производит очень небольшую часть от общего объема производства. Поэтому увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, и, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель в данном случае соглашается с рыночной ценой и как-то приспосабливается к ней (путем увеличения или уменьшения выпуска своей продукции);

- свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать такой рынок, для этого не существует никаких серьезных препятствий.

В реальной действительности рынок свободной конкуренции практически не встречается, он представляет собой некую идеальную структуру, к которой реальные рынке должны в той или иной степени стремиться. На рынке культуры, однако, есть сегмент, связанный с предоставлением услуг на основе индивидуального предпринимательства, который является пока конкурентной средой. Речь идет об организаторах домашних праздников, учителях музыки, танцев, пения. Здесь отсутствие барьеров и простота ведения бизнеса, а также отсутствие устоявшихся институтов этого сектора (клиентской сети, производственных структур) делает механизм ценообразования достаточно свободным.

Художников назвать людьми «свободных профессий» сегодня можно лишь условно. Да, на стадии производства картины действительно можно говорить о некоторой экономической и организационной независимости автора. Но следующий этап распространения произведений уже тесно связан с коллективными формами организации деятельности (выставочными залами, галереями, аукционными домами). Поэтому на художественном рынке творческие работники выступают не сами по себе, а через художественные организации, и как раз эти организации представляют собой структуру художественного рынка. Этот рынок, очевидно, нельзя определить как свободный и конкурентный. 

Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, производящий товар, не имеющий близких заменителей. Производитель полностью контролирует объем предложения товара, и это позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Особенности данной структуры:

- единственный продавец. Абсолютный монополист – эта отрасль, состоящая всего из одной фирмы, то есть в сознании потребителей фирма и отрасль – синонимы.

- нет близких заменителей продукта. Раз продукт монополии уникален, то у покупателя нет альтернатив – только покупать товар у монополиста (или вообще обходиться без него).

- чистый монополист диктует цену продукции, осуществляет значительный контроль над ней, по причине своего же контроля общего объема предложения.

- чистый монополист не имеет прямых конкурентов по причине заблокированного вступления новых участников рынка в отрасль. Барьеры, сдерживающие желающих выйти на такой рынок, могут быть естественными (техническими, технологическими, финансовыми) и искусственными (юридическими). О юридических ограничениях в форме лицензий, товарных знаков, патентной защиты и авторского права мы будем еще говорить в следующих лекциях.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое, она, скорее, так же, как и чистая конкуренция, является экономической абстракцией. Однако в развитых странах, если доля продукции фирмы на рынке составляет 35 % и более, считается, что фирма имеет монопольную власть, то есть может навязывать покупателям свой товар по завышенным ценам.

Реально существующий вариант – это так называемая «естественная монополия», когда монополия создается и существует по техническим причинам, то есть когда сосредоточение ресурсов в одних руках обусловлено законами производства, а дробление приводит к росту издержек и удорожанию продукции. В РФ естественным монополистом можно назвать, например, Газпром. 

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония – не менее уникальное явление, чем монополия. Чистым монопсонистом, наиболее вероятно, может выступать государство.

Монопольная структура в культуре характерна для рынков местных (муниципальных) организаций культуры (муниципальная библиотека, музыкальная или художественная школа – территориальные монополисты), рынков театров оперы и балета (в городах республиканского, краевого подчинения эти театры являются единственными производителями балетных и оперных услуг), для рынков услуг организаций, имеющих статус национальных (Большой театр, Мариинский театр, Государственная публичная библиотека).

Вокруг известных, уникальных певцов, актеров, художников также складываются рынки монопольной структуры, охраняемой государством на основе законодательства об интеллектуальной собственности. Такие звезды, как Валерий Гергиев, Николай Цискаридзе, Никас Сафронов и пр., являются своеобразными естественными правовыми монополиями современного российского рынка культуры.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную, с точки зрения покупателей, продукцию. В отличие от совершенной, монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью и т.д.

Особенности данной структуры:

- относительно большое число (несколько десятков) небольших фирм-производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Их этого положения следует несколько признаков монополистической конкуренции:

1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2. наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что их согласованные действия с целью искусственного повышения цен – практически не возможны;

3. при многочисленности фирм в отрасли нет взаимной зависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

- дифференциация продукта, которая возможна по различным признакам:

1. по качеству продукта, что является реальным различием и выступает важной стороной дифференциации;

2. по услугам, качеству условий продажи, сопутствующему сервису. Здесь играют роль такие аспекты дифференциации, как предоставляемые гарантии, возможность покупок в кредит, бесплатная (на самом деле уже включенная в цену) доставка, вежливость и обходительность персонала;

3. по размещению и доступности. Территориальные преимущества, локация, как мы уже поняли, могут даже стать причиной монопольной власти на рынке;

4. по стимулированию сбыта. Здесь дифференциация является результатом мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки, использования товарных знаков.

- неценовая конкуренция, которая в рассматриваемой структуре рынка является более эффективной, чем ценовая. Здесь экономическое соперничество сосредотачивается не столько на цене, сколько на неценовых факторах – превосходство в качестве, сервисе, размещении, рекламе.

- легкое вступление в отрасль. Производители, работающие на таком рынке, не являются очень крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это может подстегнуть новые предприятия к вступлению в отрасль.

К модели монополистической конкуренции в культуре можно отнести рынки театральных услуг, ночных клубов, концертных организаций больших городов, так как на каждом из этих видов рынков нет двух мероприятий – близких заменителей. Особенно для потребителей с избирательными потребностями на этих рынках есть производитель предпочтительной услуги (например, любимая театральная труппа, шоу-группа, концертный коллектив). Именно на рынках данной структуры сформировались такие хорошо известные ныне бренды, как МХАТ, театр Современник, Ленком, Мариинский театр.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры (по объему производимой и продаваемой продукции). Это рынок, на котором существует несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Особенности данной структуры:

- наличие на рынке нескольких крупных фирм (от трех до пяти), вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов, дифференциация – на рынках потребительских товаров;

- наличие ограничений входа на данный рынок. Основным ограничением здесь обычно выступает необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия, в связи с крупномасштабным производством.

- использование как ценовой, так и неценовой конкуренции. Производители знают, что, если они понизят цены, то их немногочисленные конкуренты сразу сделают то же самое, что приведет всех к падению доходов. Поэтому вместо ценовых методов участники рынка используют неценовые, такие, как техническое превосходство, качество, надежность, прогрессивные методы сбыта продукции, дифференциация условий оплаты, реклама.

- зависимость поведения каждой фирмы от поведения конкурентов. Крупные размеры и капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.

Олигополистическая структура характерна для рынка музейных и выставочных услуг больших городов. Например, Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея и Пушкинский музей, музеи пригородов Санкт-Петербурга образуют олигополистические группы, для поведения которых характерна борьба за лидерство на рынке, взаимозависимость в определении ценовой политики и стратегическое взаимодействие.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!