Задание 3. Укажите, какую роль в политической жизни России XVII в. играла церковь.

Практическая работа №7

Тема: Государство и церковь в XVII в.

Цель занятия: определить особенности взаимоотношений церкви и государства

в России XVII в.

Задачи:

 - указать, какое влияние оказывали патриархи на деятельность русских царей в XVII в..

 - рассмотреть содержание и значение церковной реформы.

 - сравнить деятельность патриархов Филарета и Никона.

 - Комплексно-методическое обеспечение: учебник, тексты заданий, дополнительная литература, интернет-ресурс, тетради для практических работ, мультимедиапроектор.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

 - Становление абсолютизма в России XVII в.

 - Первые Романовы.

 - Церковная реформа Никона.

 

Задания для практического занятия

 

Задание 1. Укажите общие черты и различия в деятельности патриархов Филарета и Никона. Ответ оформите в виде таблицы.

Линия сравнения Патриарх Филарет Патриарх Никон
Различия      
Общие черты

 

 

Задание 2. Просмотрите видеосюжет «Церковная реформа», а также прочитайте документ и ответьте на вопросы:

 - Для чего необходима была церковная реформа?

 - Кто такие патриарх Никон и протопоп Аввакум, и какова их роль в

проведении реформы?

 - В чем проявилась суть церковных нововведений?

 - Чем был вызван церковный раскол?

 - Что такое старообрядчество?

 - Какое значение имел церковный раскол, что он изменил?

 - Почему царь Алексей Михайлович поссорился с Никоном?

 

Русская православная церковь существует с 988 г., когда киевский князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие годы существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Это было связано с тем, что книги переписывались от руки, а во время переписывания неизбежны ошибки, к тому же переписчики нередко добавляли что-то своё. Церковные обряды так же исполнялись разными людьми, и у каждого из них были свои представления о правильности исполнения обрядов. В середине XVII в. появилась необходимость в осуществлении церковной реформы, которая исправила бы все неточности в церковных книгах и установила единые правила проведения обрядов. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились: одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам; другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в своё время переписывались. В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами

В 1651г. по предложению царя Алексея Михайловича патриархом был избран Никон – митрополит новгородский. Выходец из семьи крестьянина, родился в мае 1605г. Уже 19-летним юношей стал священником в соседнем селе. После смерти всех своих троих детей, в 1635г. принял постриг в крайне суровых и аскетичных условиях Анзерского скита в Соловецком монастыре. С 1643г. – игумен Кожеозерской обители. Явившись с берегов Белого моря на представление царю, Никон обратил на себя благосклонное внимание Алексея Михайловича и был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Вошел в кружок так называемых «ревнителей древлего благочестия», возглавляемый царским духовником Стефаном Вонифатьевым, члены которого обсуждали пути обновления церковной жизни. В 1648г., став митрополитом Новгородским, решительно способствовал в 1652г. подавлению местного бунта. В том же году, после кончины патриарха Иосифа, был избран всероссийским святителем.

Никону и было поручено провести церковную реформу, осуществление которой началось в 1653 г. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о необходимости долготерпения в решении столь сложного вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составлявшие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или киевских), далеко не всегда было таковыми. Реформаторов обвинили в симпатиях к чужим церквам в ущерб родному, московскому православию. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Народу, издавна привыкшему креститься двумя перстами (что было закреплено и уложениями Стоглавого собора), внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков). Другие поправки (по поводу возглашения троекратной «аллилуйи» вместо прежней двукратной, четырехконечного креста, введенного в отдельных случаях в обиход наряду с восьмиконечным и шестиконечным и т.д.) также были сделаны слишком ультимативно и поспешно. Поэтому соборные уставы, призванные восстановить старинные благочестие и чистоту обрядов, на деле очень многими воспринимались как вопиюще неблаголепные ереси.

Патриарх Никон проводил церковную реформу с жёсткой решимостью и отсутствием дипломатического такта, проявляя нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всём похожий на Никона, - человек фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» пишут царю, возражая против реформы, но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древнее благочестие» они не прекращают, наоборот, усиливают их, обращают к широким слоям верующих. Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников. Но власть-то была у Никона. Да ещё какая! Не довольствуясь положением духовного владыки, он властно вмешивался в дела мирские: во время отъездов царя возглавлял все правительственные дела, указывал боярам, игнорировал и оскорблял их.

Споры никониан и сторонников Аввакума (их называли раскольниками или старообрядцами-сторонниками древнерусских обрядов) касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Например, сам протопоп Аввакум предлагал брать за образцы для церковной реформы древнерусские книги и обряды, а не греческие, как сделал Никон.

Так начался церковный раскол–религиозно-политическое движение XVII в., отделившее от Русской православной церкви часть верующих, которые не приняли реформ патриарха Никона. Раскол стал причиной возникновения старообрядчества.

Церковный Собор 1667г., оставив уговоры и увещевания, предал своих оппонентов анафеме (отлучению от церкви) как «еретиков», после чего раскол вошел в новую фазу, став поистине массовым. На приверженцев старины обрушились репрессии: многие были отправлены в ссылку, как боярыня Ф.П.Морозова, другие истреблены физически, как жертвы Соловецкого восстания, либо сожжены. Старообрядцев лишали имущества, изгоняли из своих домов, ссылали в Сибирь и на Север, заключали в тюрьмы, казнили. Массу жизней унесли коллективные самоубийства в переполненных избах, где люди, творя молитву, укрывались от царских солдат. Жертвы гонений стали мучениками староверия, чья гибель укрепила среди их соратников чувство непримиримой вражды к «никонианам», жестокие дела которых воспринимались как знаки пришествия антихриста.

Аввакум в 1667г. сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме. Там еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру», Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников. Автор свыше

50 сочинений, из которых наиболее известным стало «Житие протопопа Аввакума». По указу царя Федора Алексеевича за «хулы» на царский дом Аввакум и его ближайшие сподвижники были сожжены в срубе в Пустозерске Архангельского края 14 апреля 1682 г.

Получив необъятную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета. Никон считал, что «священство выше царства», что царь должен подчиняться патриарху, ведь патриарх возглавляет церковь, церковь на земле представляет Бога, а выше Бога нет ничего. В результате патриарх и царь поссорились. Алексей Михайлович настоял, чтобы Церковный собор лишил Никона сана патриарха. Никон был сослан на Север. Таким образом, церковь починилась государству.

Таким образом, церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.

Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.

Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.

Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.

Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Задание 3. Укажите, какую роль в политической жизни России XVII в. играла церковь.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!