Разбор заданий Тренировочного модуля.

Домашняя работа

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Историко-культурный материал эпохи огромен.

Принято считать, что границы этого периода определяются переломными моментами общественной жизни. Поэтому вторая половина XIX века делится на два периода:
- с 1855 по 1862 года.
- с 1862 по 1898.

Ключевая дата периода — 1861 год.

Почему? 19 февраля 1861 года в России отменено крепостное право. Этому историческому событию предшествовала 30-летняя эпоха реакции после Восстания декабристов (14 декабря 1825 года) с воцарением Николая Первого. Государственная власть не учитывала интересы общества, торжествовала бюрократия. В университетах, которые считались рассадниками свободомыслия, ограничивалась численность студентов, закрывались кафедры истории и философии. Была введена строгая система дисциплинарных наказаний учащихся. В 1849 году арестовали петрашевцев. 20 человек, среди которых был Фёдор Михайлович Достоевский, отправили на каторжные работы в ссылке. Многие писатели в эти годы подверглись гонениям: отправлен на службу в Вятку Салтыков-Щедрин, посажены под домашний арест Тургенев и Аксаков.

В 1853 году началась Крымская война, в которой Россия потерпела поражение. 18 февраля 1855 года умер император Николай Первый, а 30 августа пал Севастополь. В России сложилась революционная ситуация. На престол взошёл Александр Второй, воспитанник Василия Андреевича Жуковского. Началось сильное общественное давление на императора. 19 февраля 1861 года в Петербурге он подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах».

Ведущим философским течением второй половины XIX века становится материализм. Его приверженцы (среди которых были Карл Маркс и Фридрих Энгельс) считали, что человек способен измениться, если изменится среда. Но в этом утверждении есть слабая сторона: возникает упрощенное представление о человеке.

Вторая половина – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России.

Были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.

Основные вопросы общественно-политической мысли: крестьянский вопрос и судьбы самодержавия в России – в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем.

В целом 60-70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры

В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.

Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века.И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков.

60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В.Г.Перова (1833-1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873).

Мастера русского реалистического пейзажа: И. И. Левитан, В.Д.Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи.

Музыка. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» (М. А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)). Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой – и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты». В Европе содружество музыкантов именовали просто — «Группой пяти».

Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития – исключительно силой искусства.

Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М.П.Мусоргского). Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.

70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей – русских композиторов ХХ века.

П. И. Чайковский (1840-1893) – один из величайших композиторов нашей эпохи, (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Малый театр «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин основоположник русского сценического реализма. Первый артист русского театра, основоположник реализма в сценическом искусстве Михаил Щепкин не имел актерского образования. Начало его автобиографии написал сам Пушкин, а с Гоголем и Грибоедовым он репетировал первые постановки их пьес. Именно Щепкин навсегда изменил суть отечественной актерской школы.

Будущий актер родился в Курской губернии, в селе Красном. Михаил был третьим ребенком в семье: двое первых детей Щепкиных умерли в младенчестве. Его семья – крестьяне – принадлежала помещику, графу Гавриле Волькенштейну. Отец Михаила, Семен Григорьевич, управлял всеми его поместьями и был на хорошем счету. В детстве Михаил Щепкин часто бывал с родителями в барском доме, где читал наизусть стихи и исполнял детские песни.

Щепкин-старший не раз пытался получить вольную для себя и своей семьи, но ярый сторонник крепостного права Волькенштейн всегда отклонял эту просьбу. В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский уезд. Там пятилетний Михаил начал учиться грамоте у старого ключника хлебного магазина. Меньше чем за год он усвоил все уроки и быстро заскучал. Поэтому его отправили сначала в Кондратово на учебу к священнику, а потом, вместе с младшей сестрой Александрой, изучать грамоту в Белгород.

Путь в Белгород лежал через поместье Волькенштейна. Остановившимся там на ночлег Щепкиным разрешили побывать на любительском спектакле по опере «Новое семейство» Сергея Вязмитинова, который в тот день давали в доме графа. Это была первая постановка, которую увидел Михаил Щепкин, и, как он написал позже, «я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».

В Белгороде он снова изучал библейскую грамоту, пока его с сестрой не перевели в Суджанское народное училище. Здесь 11-летний Щепкин впервые вышел на сцену. Он участвовал в спектакле «Вздорщицы» по комедии Александра Сумарокова. Щепкину дали роль слуги Розмарина, а Александре — роль вздорщицы Розалии. После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Об успехе узнал Семен Щепкин и попросил графа Волькенштейна взять детей в Курск, чтобы дать им достойное образование.

Учебу в Курском губернском училище Михаил Щепкин совмещал с игрой в графском домашнем театре. Также он старался не пропускать ни одного спектакля в местном театре, которым управляли братья Барсовы. Сначала Щепкин носил музыкантам инструменты в театр, а вскоре стал суфлером и переписывал тексты для актеров. Однажды он даже заменил артиста в роли Андрея-почтаря в пьесе «Зоа» французского драматурга Луи-Себастьяна Мерсье.

После окончания училища 17-летний юноша стал личным секретарем графа. Это помогло ему сблизиться с высшим обществом и узнать нравы. Кроме того, Щепкин продолжал совершенствоваться в любимом деле: он теперь был постоянным актером труппы Барсовых — конечно, с разрешения Волькенштейна.

В 1810 году в доме князя Голицына в 20 километрах от Суджи молодой Щепкин познакомился с князем Прокопием Мещерским. В тот день князь играл Салидара в любительском спектакле по комедии Александра Сумарокова «Приданое с обманом». Щепкина поразил актерский стиль князя, который разрушил его прежние представления о сцене.

В этом же году изменилась и личная жизнь Щепкина. Он познакомился с сиротой Еленой, которая жила в семье офицера Чаликова. Через два года они поженились. Их старшие дети, дочери Фаина и Александра, стали актрисами, младшие, сыновья Дмитрий и Николай, известным филологом и издателем соответственно.

К этому времени курская труппа распалась, и в 1816 году Щепкин отправился в Харьков. Там он вошел в актерский коллектив под управлением известных антрепренеров Ивана Штейна и Осипа Калиновского. Михайло Щепкин, как называли его на Украине, участвовал во всех постановках театра: драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, феериях и даже балетах. Он играл и Еремеевну в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина, и Бабу-ягу в комической опере «Баба-яга» немецкого композитора Маттиаса Стабингера. Местная публика сразу же оценила мастерство молодого актера и стала ходить только «на Щепкина».

В 1818 году по приглашению генерал-губернатора Малороссии, князя Николая Репнина-Волконского труппа приехала в Полтаву. Почти сразу Михаил Щепкин перешел на службу в Полтавский театр, которым руководил украинский писатель Иван Котляревский. Специально для Щепкина он написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в известных пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник».

Князь Репнин хотел сделать город культурным центром Украины, своего рода «украинскими Афинами». Театр был главным средством в этой цели, поэтому он хотел, чтобы в нем остался играть такой талант, как Щепкин. Он придумал выкупить крепостного актера у графини Волькенштейн – всего для выкупа нужно было 10 000 рублей (для сравнения, учитель зарабатывал в год около 1 000 рублей). Чтобы собрать деньги, князь организовал спектакль, а после сам пожертвовал недостающую сумму. Через четыре года семья Щепкиных получила вольную.

В 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, который уже возглавлял Тульский театр. Однажды на ярмарке в городе Ровны его выступление увидел чиновник Конторы московских театров Василий Головин, которого прислали из Москвы «приобретать новые таланты для театра». Вскоре Щепкин получил приглашение в Москву.

На московской сцене Щепкин дебютировал в сентябре 1822 года. В театре на Моховой он исполнил роль помещика Богатонова в комедии драматурга Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в пьесе французского писателя Ж.-Б. Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война». С 1824 года Щепкин начал выступать в Малом театре.

В Москве актер познакомился со всей художественной интеллигенцией, которая образовалась вокруг столичных театров: Федором Кокошкиным, Александром Шаховским, Александром Писаревым, Сергеем Аксаковым. В репертуаре Михаила Щепкина появились роли из комедий Мольера – Арнольф в «Школе жен», Сганарель в «Школе мужей» и Гарпагон в «Скупом». Последнюю пьесу Сергей Аксаков перевел с французского специально для Щепкина.

За два года Щепкин стал ведущим артистом Малого театра. Слава его вышла за пределы Москвы, и в 1825 году он впервые приехал в Петербург, чтобы выступить на сцене Александринского театра. На его игру сразу обратили внимание и сравнивали с местным знаменитым комиком Елисеем Бобровым. «Он был умнее Боброва, серьезнее относился к своему искусству и, тщательно обдумывая свои роли, все их детали до мелочной подробности передавал с безукоризненной тонкостью и искусством», — вспоминал автор водевилей Петр Каратыгин.

Щепкин мечтал вырваться из амплуа комического актера. Это были 1830-е годы, и в свет стали выходить произведения Александра Грибоедова и Николая Гоголя. По мнению исследователей, роль Городничего в «Ревизоре» стала главным событием творческой биографии Щепкина. Он играл Городничего «русским темным человеком, темным на все, кроме умения обойти кого захочет». Гоголь был любимым писателем актера, позднее он сыграл Подколесина и Кочкарева в его «Женитьбе», Утешительного в «Игроках» и Бурдюкова в «Тяжбе».

Однако Щепкину было этого недостаточно. Его тяготил однообразный репертуар, он хотел новых значительных ролей. Специально для актера Белинский написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Иван Тургенев — комедию «Нахлебник», а Александр Герцен вместе с Тимофеем Грановским и Евгением Коршем перевели пьесу английского драматурга Филипа Мессинджера «Новый способ платить старые долги».

К каждой роли актер тщательно готовился, наизусть выучивал текст, расставлял акценты, строил мизансцены, а в день выступления, задолго до начала спектакля, настраивался на исполнение. Это и был тот настоящий метод работы актера над ролью, который через 100 лет Константин Станиславский назвал «вживанием в образ».

Несмотря на преклонный возраст, постепенную потерю памяти и слуха, Щепкин продолжал играть на сцене. Летом 1863 года врачи настояли, чтобы он переехал на юг. По пути в Крым он выступал в Царицыне, Таганроге и Керчи.

В Ялте актер остановился в доме у друзей. За ним прислал князь Семен Воронцов, чтобы пригласить знаменитость в Алупкинский дворец. Когда Щепкин читал отрывок из «Мертвых душ», ему стало плохо. Актера немедленно отвезли в гостиницу. 23 августа 1863 года Щепкина не стало. Михаила Щепкина похоронили в Москве, на Пятницком кладбище, рядом с могилой друга Тимофея Грановского.

Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме. Развитие русского театра неразрывно связано с именем А.Н.Островского (1823-1886).

Первый публичный музей национального русского искусства Третьяковская галерея в Москве. Московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

I Основные выводы.

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения:

1. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков).

2. Мастера русского реалистического пейзажа (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи).

3. Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков).

4. Малый театр – «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин – основоположник русского сценического реализма.

5. Первый публичный музей национального русского искусства – Третьяковская галерея в Москве.

Разбор заданий Тренировочного модуля.

1. Множественный выбор

II половина XIX века обусловлена следующими историческими событиями

· Падение Севастополя;

· Война с Наполеоном;

· Отмена крепостного права;

· Восстание декабристов.

Правильные ответы:

· Падение Севастополя;

· Отмена крепостного права


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!