Кто такие передвижники и почему их так называют ?

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ – ПЕРЕДВИЖНИКИ

 

Сорок восемь выставок за пятьдесят три года. И не только в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, но и в Киеве, Харькове, Полтаве, Одессе, Кишинёве, Казани, Нижнем Новгороде, Риге, Вильне, Варшаве, Орле, Саратове, Тамбове, Ярославле. Таков внушительный, даже по нынешним меркам, итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства.

На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России.

 

Товарищество передвижных художественных выставок («Передвижники»). Хронологические рамки: 1870 – 1923 гг. Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы

Художники- передвижники находились под влиянием эстетики русских революционных демократов

СОСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

И. Крамской (1837 – 1887)

И. Репин (1844 – 1930)

В. Суриков (1848 – 1916)

В. Перов (1833 – 1882)

В. Маковский (1846 – 1920)

И. Прянишников (1840 – 1894)

Н. Ге (1831 – 1894)

К. Савицкий (1844 – 1905)

Г. Мясоедов (1834 – 1911)

Н. Ярошенко (1846 – 1898)

В. Поленов (1835 – 1908)

А. Саврасов (1830 – 1897)

И. Шишкин (1832 – 1898)

В. Васнецов (1848 – 1926)

А. Куинджи (1841 – 1910)

И. Левитан (1860 – 1900)

 

Идеологическими вождями передвижников были художник И.Крамской и художественный критик В.Стасов

 

В состав общества входили не только русские художники, но и художники Украины, Армении, Латвии и др.

 

 

Творческое объединение русских художников-реалистов называлось Товариществом передвижных художественных выставок.

Передвижники приблизили живопись и к жизни, и к гуманистическим традициям русской литературы. Основателями направления были художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Перов и Григорий Мясоедов.

Передвижники выступали против догматов классической академической школы живописи и ставили своей целью служение народу и его просвещение. Устав «Товарищества передвижных художественных выставок» предписывал устройство во всех городах Российской империи передвижных художественных выставок.

 

Первая выставка товарищества, в которой участвовало двадцать художников, открылась в Петербурге в залах Академии художеств 11 декабря 1871 г. и закрылась в январе 1872 г. В отличие от выставок академических художников на ней было всего 46 экспонатов, но тщательно отобранных, дающих представление об общей неписаной программе движения. Участниками Первой передвижной выставки стали: В.Амман, С.Аммосов, А.Боголюбов, Н.Ге, К.Кун, Л.Каменев, Ф.Каменский (скульптор), М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Крамской, В.Максимов, Г.Мясоедов, В.Перов, И.Прянишников, А.Саврасов, И.Шишкин. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове.

Самый громкий успех выпал на долю картин Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге. Публика убедилась, что русская живопись способна к социальной остроте и тонкому проникновению в психологию человека.

 

 

Кто такие передвижники и почему их так называют ?

 

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

Бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество И. Крамской, вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:

  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.


В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу И. Репина «Какой простор» или на картины К. Маковского, написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Архипов, В. Серов, В. Васнецов, И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Шишкин и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли русское искусство на самый высокий уровень.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!