Экстремистские молодежные объединения и группы

Идея поли культурности и молодежные экстремистские движения

 

Д\з Подготовить презентацию по теме .

Причины радикализации общества в 90-е гг. Формирование экстремистских движений

Российский национализм в открытой форме зародился в период перестройки – в форме общества «Память», созданного Дмитрием Васильевым и преобразованного на рубеже 1990-х гг. в Национально-патриотический фронт «Память» (НПФП). На раннем этапе «Память» объединяла большую часть радикальных и относительно умеренных групп националистического толка. Естественно, что объединение националистов, даже под патриотическими лозунгами национального возрождения, не могло не вызвать проблемы восприятия этого явления, хотя разнородность движения была очевидна. И уже в тот период применительно к движению «Память» и близким к нему группам ряд исследователей, прежде всего зарубежных, стал использовать термин «русский фашизм».

Необходимо отметить, что термин «русский фашизм» употребляется в подобных публикациях как в узком, так и в широком смысле слова. В некоторых изданиях дается описание и исследование реально существовавшего «русского фашизма» первой половины ХХ века – нескольких движений в российской эмиграции, прямо называвших себя «фашистскими». Иное значение термина возникает в ряде публикаций западных авторов, крупнейшей среди которых является книга Стефена Шенфилда «Русский фашизм: Традиции. Тенденции. Движения» (2001) [13]: перед нами предстает широчайший спектр социальных, политических и даже религиозных движений, относимых автором к числу «фашистских».

В связи с этим одной из важнейших остается проблема дефиниции понятия «фашизм». Возможно ли вообще применение данного термина по отношению к политической практике послевоенного периода вообще и по отношению к реалиям российской политики? Вопрос во многом остается спорным.

К определению понятия «фашизм» обращались многие исследователи. Действительно, не вызывает сомнений правомерность использования данного понятия применительно к движениям, партиям и режимам, использовавшим термин «фашизм» в качестве самоназвания (Национальная фашистская партия и фашистский режим в Италии, Британский союз фашистов, русские эмигрантские фашистские партии и движения, Албанская фашистская партия и т.д.). С другой стороны, широко распространена практика (идущая с межвоенной эпохи и особенно усилившаяся в годы второй мировой войны) использования термина «фашизм» применительно к разнообразным некоммунистическим (и антикоммунистическим) партиям, движениям и режимам авторитарного типа, – таким, как германский национал-социализм, режим Франко в Испании, режим Салазара в Португалии, многочисленные движения и режимы в странах Юго-Восточной Европы и т.д. Применительно к послевоенному периоду термином «фашизм» («неофашизм») стали обозначать разнообразные «правые» радикальные движения и военно-авторитарные режимы, возникавшие в отдельных странах (такие, как режим «черных полковников» в Греции 1967-1974 гг. или военный режим генерала Пиночета в Чили после 1973 г.). Среди исследователей последних десятилетий ХХ века довольно широкое распространение получила так называемая «общая теория» фашизма, в рамках которой термину «фашизм» придавалось расширительное значение, и элементы фашизма исследователи находили не только в явлениях ХХ века, но и в явлениях предшествующих столетий.

Проблеме интерпретации понятия «фашизм» к настоящему времени посвящены многочисленные исследования, поэтому в данной статье нет необходимости углубляться в дефиницию понятия. В то же время представляется, что широко распространенная на Западе точка зрения, высказанная прежде всего Роджером Гриффином и Стэнли Пэйном и сводящая фашизм к «популистскому романтическому ультранационализму», к разновидности «политической идеологии с мифической основой», не является вполне адекватной явлению. Смешивание фашизма и национал-социализма, идеологий достаточно несхожих, объединенных в массовом сознании (и, к сожалению, в сознании исследователей) прежде всего союзом Германии и Италии в период второй мировой войны – распространенная ошибка, которая проявляется не только при анализе явлений межвоенной эпохи, но и при анализе современности.

Современные западные исследования «русского фашизма» охватывают, с нашей точки зрения, практически несовместимые понятия, для которых а большей степени подошла бы характеристика их не как «фашизм», а как «экстремизм». Далеко не все подобные явления могут быть соотнесены с термином «фашизм» в его точном значении. В частности, по нашему мнению, в современной России практически не существует явлений, которые действительно можно было бы определять как «фашизм».

Реальный русский фашизм прошел значительный путь – как достаточно широко распространенное эмигрантское движение 1920-х – 1940-х годов. Число фашистских организаций данного периода было довольно велико. Необходимо отметить, что среди таких организаций, большая часть которых при формировании идейных основ своего движения ориентировалась на итальянский образец, можно отметить и незначительное число организаций, прямо называвших себя национал-социалистическими. Ориентиром для подобных групп была в первую очередь гитлеровская Германия.

Внутри России реальных возможностей для существования групп и организаций фашистского типа практически не было. Реальная система тоталитарного общества не терпит конкурентов, и при коммунистическом режиме возможность существования внутреннего фашизма в России отсутствовала.

В рамках небольшой статьи нет возможности подробно останавливаться на истории всех русских эмигрантских движений, самоидентифицировавших себя в качестве фашистских. По данным исследователя русского фашизма А.В. Окорокова, таких организаций на протяжении 1920-х – 1930-х гг. возникло приблизительно 15-17 [4; с.27]. Точный подсчет числа таких партий и организаций не всегда возможен, так как некоторые очень мелкие по числу членов организации, считая себя фашистами, не использовали этот термин в названии.

Самая крупная эмигрантская русская фашистская организация сложилась в Китае – в 1925 г. возникло Русское фашистское движение, которое неоднократно меняло название (Российская фашистская партия, Всероссийская фашистская партия); организация просуществовала до конца второй мировой войны. Близкое к ней объединение – Всероссийская фашистская организация – действовало среди русских эмигрантов в странах Америки.

Фактически, в среде российской эмиграции не было четкого понимания, что же такое фашизм, и эмигрантские политики, использовавшие этот термин, как правило, видели в нем только антикоммунистическое и антисемитское содержание (последнее, впрочем, в качестве источника имело германский национал-социализм, а не фашизм).

В одном из наиболее известных текстов русского фашизма, «Азбуке фашизма», опубликованной в 1934 г. Г.В. Тарадановым (при участии К.В. Родзаевского и В.В. Кибардина), отмечается, что в фашизме главное то, что «он сохраняет завещанную предками религию и духовную семью человека – Нацию». «Фашизм создает новый социальный строй, основанный на принципе примирения классовых интересов посредством корпоративной системы» [1; с. 197]. Но фактически эти утверждения были единственными, оставшимися в документах русского фашизма от собственно фашистских идей. Значительно большее влияние на развитие идеологии русского фашизма в 1930-е гг. оказывал германский национал-социализм, что было тем проще, что присущий нацизму антисемитизм был широко распространен в среде русских фашистов.

Обращение к документам и материалам русского фашизма позволяет отметить, что русский фашизм в идеологическом и политическом отношении намного ближе стоит к национал-социализму, чем к собственно фашизму (хотя лишь немногие русские фашистские организации именовали себя национал-социалистическими).

Последнее утверждение верно и в отношении к российским радикальным движениям 1990-х гг., которые часто получали эпитет «фашистские». Наиболее известным среди них в этот период было Русское национальное единство (РНЕ), выделившееся из других «патриотических» движений в начале 1990-х гг.

РНЕ, первоначально называвшееся Движение «Национальное единство за Свободную, Сильную, Справедливую Россию», было создано в конце августа 1990 г. Виктором Якушевым и Александром Баркашовым – бывшими членами Национально-патриотического фронта «Память», исключенными из рядов НПФП его лидером Дмитрием Васильевым. Уже осенью 1990 г. в движении произошел раскол, после которого сторонники В. Якушева создали Национал-социальный союз, а сторонники А. Баркашова изменили название движения на «Русское национальное единство».

В первые годы своего существования РНЕ достаточно активно шло на контакты с остальными национал-патриотическими организациями. В феврале-мае 1991 г. Русское национальное единство приняло участие в создании движения «Славянский собор» (на II съезде Собора в мае 1991 г. А. Баркашов был избран членом Думы Собора и председателем его Правления), в феврале 1992 г. – в создании «Русского национального собора» Александра Стерлигова. РНЕ вошло в состав РНС в качестве коллективного члена (А. Баркашов стал членом Думы РНС), однако в марте 1993 г. вышло из него, обвинив А. Стерлигова в «неизжитом коммунизме» [2]. В октябре 1992 г. представители РНЕ присутствовали на «Конгрессе национального спасения», где был учрежден Фронт национального спасения (ФНС), но в дальнейшем в деятельности ФНС не участвовали, разочаровавшись в его способности к решительным действиям.

Итогом первого периода существования РНЕ стало его активное участие в борьбе против проведенной Президентом Б.Н. Ельциным реформы государственного устройства России. Члены РНЕ участвовали в обороне Дома Советов (сентябрь – начало октября 1993 г.), что стало поводом для временной приостановки деятельности организации и преследования его лидеров (ряд активистов РНЕ, в том числе и А. Баркашов, были арестованы и освобождены только по постановлению Госдумы об амнистии от 26 февраля 1994 г.). После этого в РНЕ началась полоса расколов. В 1994 г. из РНЕ вышел ряд региональных отделений, каждое из которых попыталось создать собственную партию. Так, в мае 1994 г. лидер Новосибирского отделения РНЕ Юрий Котов (Гэров) объявил об учреждении Народно-социалистской партии России. В октябре 1994 г. лидер Камчатского отделения Сергей Николаев предпринял попытку образовать Дальневосточную русскую партию. А в конце 1994 г. руководитель Подмосковного РНЕ Александр Федоров провозгласил создание Партии русских националистов, позже переименованной в Русскую национальную партию[2]. Позднее РНЕ пыталось продолжить поиск союзников, подписав с Конфедерацией свободных профсоюзов России соглашение о создании Национально-социального движения, однако союз продержался около полугода и распался к концу 1994 г. В 1995 г. формально состоялся учредительный съезд РНЕ, на котором организация официально приняла название Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство».

В 1996 г. Александр Баркашов выставил свою кандидатуру на президентских выборах, собрав в свою поддержку более 1 млн. подписей, однако от последующей борьбы отказался, вероятно, понимая бесперспективность этого, поскольку добиться официальной регистрации себя как кандидата так и не сумел. Активная информационная кампания позволила РНЕ существенно расширить свои ряды, и, по оценкам наблюдателей, численность партии выросла к началу 1997 г. до 25 тыс. чел. [2]

В 1997 г. состоялся съезд РНЕ, на котором партия была объявлена «третьей силой», не примыкающей ни к правительству, ни к оппозиции. Однако, используя формальные моменты, в августе 1997 г. Министерство юстиции отказало РНЕ в официальной регистрации. Все это способствовало дополнительной рекламе РНЕ. В это же время шла формализация идеологических постулатов движения. При этом особенно последовательно РНЕ протестовало против идентификации движения как фашистского.

В программной листовке, выпущенной РНЕ в 1998 г., в частности, провозглашается: «Фашизм и национализм – два совершенно разных понятия. Фашизм по сути своей – это жесткая диктатура правления переходного периода, осуществляемая в интересах крупных корпоративных структур, то есть объединение тех самых ворующих и жирующих за счет всей нации так называемых “новых русских”. Фашизм позволит им стабилизировать положение в обществе, подавляя недовольство масс, а также политическую и профсоюзную оппозиции, позволит обезопасить свое будущее.

В противоположность фашизму национальный социализм, сторонником которого является РНЕ, главной своей задачей ставит построение национального государства на принципах социальной справедливости в интересах всей нации. Национализм не дает никаким классам общества привилегированного положения и в силу этого не устраивает “новых русских”. Сегодня главная тактическая задача “новых русских” – оседлать национальный подъем в стране и направить его по пути фашизма. Для этого в умах людей настойчиво смешиваются два несовместимых понятия: национализм (любовь к своей нации, своей Родине) и фашизм, при котором интересы кучки финансовых олигархов ставятся выше интересов всей нации. Это делается для того, чтобы окончательно запутать людей и под прикрытием псевдонационалистических лозунгов в очередной раз обмануть народ, установив в стране фашистскую диктатуру, закрепить положение России как сырьевого придатка Запада, как это предусмотрено архитекторами “нового мирового порядка”. Поскольку сегодня РНЕ – крупнейшее политическое движение национально-социалистического направления, своей идеологией, своим существованием препятствует осуществлению планов “капитала”, то естественно, что именно РНЕ и является объектом особого внимания» [2-3]. Конечно, в аргументации авторов листовки можно найти психологическое обоснование «антифашизму»: в массовом сознании россиян термин «фашизм» прочно ассоциируется с термином «враг» и является обвинением, поэтому РНЕ стремится уйти от него, обвинив в фашизме правящие круги современной России (что, естественно, абсолютно неправомерно).

К выборам в Государственную Думу 1999 г. РНЕ подошло в составе объединения «Спас». Снятие Центризбиркомом с выборов этого объединения привело к его распаду, а вскоре и к расколу в РНЕ, на базе которого возникло несколько движений, в первом десятилетии XXI века утративших значительную часть своего влияния. Члены исторического РНЕ перешли в состав других националистических радикальных группировок – от неоязыческого «Коловрата» до Движения против нелегальной миграции. По отношению к таким движениям в прессе и даже на официальном уровне часто продолжается использование термина «фашистские», хотя радикальный национализм в точном смысле этого слова фашизмом не является. Подобная оценка служит только в целях упрощения реального политического спектра праворадикальных движений и ведет к фактическому отказу от понимания их подлинной сути.

Отказ от фашистской самоидентификации РНЕ вполне объективен. Данное движение действительно по многим параметрам стоит ближе к нацизму (вплоть до культивируемого в рамках отдельных групп русского неоязычества). По нашему мнению, для России термин «русский фашизм» является лишь историческим фактом, не имеющим отношения к современной российской действительности.

.

Экстремистские молодежные объединения и группы

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

 

В современной России большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение.

Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений.

На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде подростков из среднего класса стали рэперы.

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом - агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, рэперы и энергеты. Из агрессивных - панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова.

Имеются также формирования, которые нельзя однозначно отнести к категории агрессивных либо неагрессивных движений, примером могут служить «сатанисты». Собственная специфическая субкультура отличает также ряд молодежных формирований

третьего сектора (неправительственные организации), например «зеленых».

Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи - бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причем нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.

В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям.

Рассмотрим некоторые экстремистские молодежные организации, действующие на территории России.

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») - молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла - бонхеды и скины-антифашисты.

Бонхеды (боунхеды) - «костяные башки», «тупоголовые» - наци-скины - это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось.

В России движение бонхедов появилось в конце 1980-х годов. В начале 1990-х число его сторонников значительно выросло, в основном в больших городах - Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, где участились нападения на лиц кавказской национальности и их массовые избиения. Группировки бонхедов, как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии. Однако значительная часть скинов увлекается только внешней атрибутикой (высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто попадается фашистская свастика).

Сильное влияние среди бонхедов в начале 2000-х годов имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская партия России (с 2001 г. третьего сектора (неправительственные организации), например «зеленых».

Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи - бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причем нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.

В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям.

Рассмотрим некоторые экстремистские молодежные организации, действующие на территории России.

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») - молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла - бонхеды и скины-антифашисты.

Бонхеды (боунхеды) - «костяные башки», «тупоголовые» - наци-скины - это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось.

В России движение бонхедов появилось в конце 1980-х годов. В начале 1990-х число его сторонников значительно выросло, в основном в больших городах - Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, где участились нападения на лиц кавказской национальности и их массовые избиения. Группировки бонхедов, как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии. Однако значительная часть скинов увлекается только внешней атрибутикой (высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто попадается фашистская свастика).

Сильное влияние среди бонхедов в начале 2000-х годов имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская партия России (с 2001 г. переименована в Партию Свободы) Ю. Беляева.

Были установлены обширные связи группировок бонхедов с преступным миром. Скинхеды создавали преступные группы, занимавшиеся грабежами и разбоем. Часто эти группы объединялись с традиционными преступными формированиями и занимались, кроме указанных видов преступной деятельности, кражами с взломом.

Использовалось знание специфических особенностей возрастной психологии подростков. Так, например, велась весьма жесткая критика семьи как социального института, которая рассматривалась в качестве конкурента партии. Следует отметить, что на определенном этапе подросток начинает выходить из-под полной опеки семьи. Именно в этот период обостряется опасность влияния на него антисемейной агитации.

С другой стороны, в жизни молодых людей существует еще этап, когда вновь образовывающаяся семья выбрасывает человека из любой формы социальной деятельности. Поэтому определенным образом поставленная и хорошо продуманная пропагандистская кампания в НБП (национально-большевистская партия), направленная против «обывательской семьи», содействовала увеличению ее популярности среди молодежи. Благодаря литературному дару Э. Лимонова критика семьи в НБП была поставлена действительно талантливо.

Скины-антифашисты - ультралевое крыло скинхедов. К нему относятся красные скины. В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды - антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т.п.

«Красные скинхеды-анархисты» - или сокращенно RASH. Эта организация объединяет в основном приверженцев анархической и коммунистической идеологии. RASH сейчас стремительно распространяется по всему миру, издает свои журналы, организует коллективы экстремальной музыки. Ее члены активно участвуют в радикальном антифашистском и анархистском движении. Кроме расизма, они борются с сексизмом (угнетением женщин) и гомофобией (преследованием секс меньшинств). Их деятельность часто направлена против губительных последствий господства транснациональных корпораций, они участвуют в радикальных экологических акциях. Они всегда там, где бедные люди другой национальности подвергаются позорным нападениям. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем.

В составе SHARP - представители нацменьшинств, секс меньшинств и различных левых движений. Они отказались от леворадикальных взглядов красных скинов, оставив в качестве «символа веры» идеи антифашизма и антирасизма.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

В настоящее время на учете МВД России состоит 400 неформальных молодежных объединений с признаками экстремистских убеждений. Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!