Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля.



УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Значение поэмы в мировой литературе;

2. Художественное своеобразие поэмы;

3. Особенности сюжета:

4. Изображение революции в произведении;

5. Образ Христа в поэме.

Глоссарий

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Антитеза – стилистический приём, основанный на противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

Основное содержание занятия

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в 1918 году в очень короткий срок – с 8 по 28 января. Все эти 20 дней Блок практически никуда не выходил, почти не спал и не ел, создавая свой литературный шедевр. 29 января, на следующий день после окончания поэмы, в своём дневнике Блок напишет: «Сегодня я – гений». И это действительно так, ведь поэма ещё долгое время будоражит умы и сердца современников писателя и литературных критиков.

Блок хотел изобразить народ и революцию в этой поэме.

Поэма разделена на 12 глав. Стоит отметить, что число «12» символично в произведении: поэма «Двенадцать», двенадцать частей, двенадцать солдат, следящих за порядком, 12 апостолов Христа, образ которого появляется в самом конце поэмы.

Первая глава представлена как экспозиция поэмы. Автор намеренно погружает нас в тёмную и реалистичную атмосферу того времени, где раздаются проклятия существующему режиму, где простой народ предрекает себе смерть от рук большевиков. В этой же главе бросаются в глаза множество контрастов: чёрный вечер и белый снег, бедная старушка и барыня в каракуле. Подобное противопоставление может означать только раскол, разделение, которое породило ту самую «чёрную злобу» в сердцах людей, умирающих от холода и голода под гнётом советской власти. Голоса затихают с приходом патруля красноармейцев. Именно эти 12 красноармейцев призваны навести порядок на улицах страны.

Завязка действия происходит во второй главе, где автор знакомит нас с Ванькой и Катькой. Ванька – бывший друг, теперь предатель, Катька – девушка одного из двенадцати, которая также предала его. Нынешняя власть даёт возможность не только осудить поступок молодых людей, но и отомстить им за «предательство». Кульминация происходит в шестой главе: отряд находит их, Ванька спасается бегством, а вот Катьку смертельно ранят.

В следующей главе мы наблюдаем внутренний конфликт бывшего ухажёра Катьки: правильно ли он сделал, что пошёл служить революции? Оправдано ли убийство его возлюбленной? На все эти вопросы ему отвечают его соратники:

– Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

Система ценностей и духовный мир героев представлены в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Глава заканчивается словами: «Упокой, господи, душу рабы твоея…. Скучно!». О чьей гибели говорит поэт? Вероятно, о Катькиной. Только она погибает вместе с Русью от рук неверующих.

В девятой и десятой главах рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью, в ней нет места «старому миру», он жалок и бесприютен, у него нет будущего, поэтому «старый мир», как пёс, поджал хвост и «стоит безмолвный». Да ещё вьюга метёт так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!».

В одиннадцатой главе патруль вновь идёт «вдаль», их шаг мерный, неотвратимый. Только вот «их винтовочки стальные» направлены на «незримого врага», вьюга затуманила им путь в прямом и переносном смысле. Патруль не видит ничего вокруг, кроме красного флага, они готовы вершить судьбы простых людей, убивать, грабить – прославлять тем самым революцию. Вот только революция эта вскрывает в людях все их зверские инстинкты.

Последняя глава является эпилогом поэмы, она подводит итог всему происходящему. Может показаться, что во главе революции, во главе всего этого безрассудства, стоит Иисус Христос, будто бы он ведёт наш патруль навстречу кровопролитию. Попробуем разобраться, почему в конце поэмы появляется образ сына Господа.

Когда поэма выходит в свет, общество будто разделяется на «за» и «против». Одни считают её шедевром, другие не принимают той устрашающей реальности, описанной в ней. Однако и те, и другие не могут понять, почему в поэме, где звучит тема революции, где совершается убийство женщины, возникает образ Христа. Сам Блок, отвечая на критику Гумилёва, пишет: «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос». И позже: «Страшно, что Он опять с ними».

Можно предположить, что образ Христа должен символизировать высокий нравственный идеал, способный привести людей к реальной гармонии. Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы берёт в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не может оставить это слабое, несовершенное создание – двенадцать красногвардейцев – наедине с этим злобным миром. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма и вьюга в человеческих душах уступят миру света, добра… Борьба добра и зла вечна, и мы все знаем, что добро так или иначе побеждает. Ведь неслучайно поэма, начинающаяся чёрным вечером и чёрной злобой, заканчивается белым цветом и светлым ликом Христа.

Следует отметить, что изначально Блок приветствует революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему. Неоправданные ожидания ставят Блока в тупик. 4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Чувство бессилия перед будущей катастрофой приводит его к творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолкает.

Мы не можем не признать, что поэма «Двенадцать» – великое произведение о страшной эпохе революции.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!