Базаров возвращается к родителям.

Тема урока: Финал романа«Отцы и дети»

 

Цель: понять, в трагизм положения Базарова, почему он должен обязательно умереть. Постараться ответить на вопрос: нужен ли Базаров России.

 

 

Ход урока

Работа по тексту произведения. Запишите выделенный текст.

22 глава. Аркадий и Базаров заезжают к Одинцовой? В чем назначение этого эпизода?

Назначение психологическое. То, что «вселилось» в Базарова не вышло из него, доводы рассудка помогают мало, и сколько бы герой не злился на свою боль – победить он ее не может. Он понимает, что решился «на глупость», но отказаться не имеет сил. Встреча эта только растравила душу Б. По дороге в Марьино он почти не раскрывал рта и «все глядел в сторону, прочь от дороги, с каким-то ожесточенным напряжением».

 

Что-нибудь изменилось в Марьине с приездом друзей? Как ведет себя Аркадий?

Николай Петрович пытается заниматься хозяйственной деятельностью. Он бьется со своею фермою. Аркадий почел своею обязанностью если не помогать отцу, то хотя бы показать вид, что готов ему помочь. Аркадий скучал под одним кровом с Базаровым. Все мысли его были заняты Катей, он частот пропадает в Никольском.

 

Чем же занят Базаров?

Б уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он не спорил, а тот был с ним холодно вежлив, иногда присутствовал при его опытах. Но Б. охотно беседовал с Фенечкой, которая сыграет немаловажную роль в развитии событий.

 

Как Фенечка относится к Базарову?

Она не только доверяет Б., но и держится при нем несколько «развязней» и вольнее, она бессознательно чувствует в Базарове отсутствие всего дворянского, для нее он отличный доктор и человек простой.

 

Кого должно крайне раздражать такое положение вещей?

Конечно, Павла Петровича. Он стал следить за Фенечкой, все закончилось ДУЭЛЬЮ, как в дешевом романе.

 

Давайте детально проследим сцену вызова на дуэль.

Высокопарные обороты речи П.П. как составляющая часть ритуала, сопровождающего вызов.

П.П. берет с собой ТРОСТЬ, хотя обыкновенно хаживал без трости. Для чего? Чтобы в случае отказа оскорбить действием?

Слова 6 «я не … семинарская крыса» – намек на духовное происхождение Базарова, причем сделанный довольно грубо. Не случайно помедлил перед тем, как произнести это.

Глаза сверкают.

 

КАК ведет себя Базаров?

Он настолько поражен, что даже не замечает намеков П.П., но увидев взбешенного врага, почувствовал себя оскорбленным. Он готов к борьбе в любой форме, но в отличие от П.П. остается хладнокровным, хотя в его словах звучит сдержанная угроза «Оно же и не совсем безопасно».

 

Обратите внимание на разговор об условиях дуэли – это своеобразный психологический поединок, подчеркивающий талант Тургенева как мастера «тайной психологии».

Базаров иронизирует, П.П. ничего не может этому противопоставить. Для Базарова дуэль – комедия, он на каждом шагу это подчеркивает: «мы на это расстояние ненавидим друг друга», «немножко на французский роман сбивается». Но самая большая издевка, что Базаров берет в качестве секунданта камердинера Н.П.: «он человек, стоящий на высоте современного образования, и исполнит свою роль со всем необходимым в подобных случаях КОМИЛЬФО».

 

Вспомните все, что мы знаем о Петре, камердинере Николая Петровича.

Гл.1. «молодой щекастый малый...»

«напомаженные разноцветные волосы», «человек усовершенствованного поколения».

.10. «Петр, человек до крайности самолюбивый и глупый...» Петр уделяет своей внешности повышенное внимание, как и П.П. пристрастен к употреблению иностранных слов, что коверкает речь. Петр со своим учтивым взглядом и чистеньким сюртучком занимает в лакейском мире такое же место, как П.П. среди людей своего круга.

Поэтому П.П. так болезненно отнесся к выбору Базарова. Но поделать ничего не может.

 

Что думает о предстоящей дуэли Базаров?

«как красиво и как глупо! Скверно! Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий… и эта божья коровка Николай Петрович» (Гл22)

 

Тургенев писал: «…дуэль с П.П. именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически» ВСЯ СИТУАЦИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ФАРС. П.П., не подавший Базарову руки при знакомстве, кланяется Петру, исключительно ради формы.

Шаги отмеряет Базаров, потому что у него «ноги длиннее», язвительная насмешка Базарова постоянно нарушает торжественность речь П.П.

Вот и выстрел. П.П. ранен, насмешливое отношение Базарова сменяется естественным желанием помочь. А П.П. вдруг понял, как это все нелепо и смешно, он испытывает неловкость и стыд за свое поведение: «Он стыдился своей заносчивости, своей неудачи…» Рушится один из основных устоев дворянской этики, а вслед за ним и остальные жизненные принципы.

Что довольно неожиданное предпринимает П.П. после дуэли?

Он предлагает брату узаконить отношения с Фенечкой, чем вызывает изумление Н.П. он постепенно сдает свои позиции: «Я начинаю думать, что Б. был прав, упрекая меня в аристократизме…Да и действительно, что за каста в девятнадцатом столетии».

 

Что же остается у П.П.?

Ничего. Пустота. «Да он и был мертвец».

 

Базаров уезжает, зная, что вернуться он сюда уже не сможет. Он едет в Никольское навестить Одинцову и Аркадия. Зачем ему это надо?

Он чувствует неизбежность разрыва: «Мне захотелось взглянуть еще раз на то, с чем я расстался» гл. 26.

«Я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, я просто говорю, что мы друг другу приелись».

 

Как встретились Базаров и Одинцова. О чем говорят, что чувствуют?

Гл. 26:

«Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя она и ему сказала и сама себя уверила, что все позабыто. Меняясь с ним самыми простыми речами, даже шутя с ним, она чувствовала легкое стеснение страха»

Гл. 27:

Одинцова и Базаров прощаются.

Прощается Базаров и с Аркадием.

Для борьбы нужна злость и дерзость, а в Аркадии есть лишь молодость и задор. Хорошо сказала Одинцова: Базаров «мне чужой, … да и вы ему чужой ... он хищный, а мы с вами ручные». Аркадий в сущности согласен и с Одинцовой и с Базаровым. «До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам решить». Это самопризнание совпадает и с характеристикой Базарова.

 

Почему Аркадий не мог стать последовательным «нигилистом», почему, несмотря на все желание, он не может сделаться «сильным, энергическим»?

 

Аркадий Кирсанов не привык преодолевать трудности, в борьбе с которыми вырабатывается характер. Идеи Базарова не были глубоко поняты и приняты Аркадием, поэтому он легко отказывается от них.

Базаров возвращается к родителям.

 

Базаров снова в родительском доме, где он томится еще больше, чем в первый раз раньше он злился на свою боль и надеялся на исцеление. Теперь он решил погрузиться в работу, но и это средство не помогло, как не помогло оно и в Марьине. Там он был в состоянии «ожесточенного напряжения», здесь «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Это еще один этап, последний, в борьбе «отрицательного» направления с теми силами, которые отрицанию не поддаются.

В жизни каждого человека Тургенев видел нечто трагическое: либо свое, либо «наложенное историей, развитием народа». В жизни Базарова соединилось и то и другое. Личный трагизм в его судьбе. Что касается трагизма общественного, то это видно при каждой встрече Базарова с мужиками, с народом.

 

Гл. 27 Базаров разговаривает с мужиками.

Базаров подтрунивает, а выслушав фразу «чем строже барин взыщет, тем милее мужику», сказанную «успокоительно, с патриархально-добродушной певучестью», презрительно пожимал плечами, не подозревая даже, что в глазах мужика он был барином и потому «чем-то вроде шута горохового».

 

Почему Базаров так резко закончил разговор с мужиком. Что ему так не понравилось?

Мужик: «…а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базаров воспринимает эти слова за чистую монету. А благоговение перед барином и холопская покорность воле барина более всего ненавистны Базарову, поэтому он и поспешил отвернуться.

Но мужик оказался умнее. Наученный многовековым опытом подневольной жизни и понимая, как надо говорить с барином, чтобы тот остался доволен, мужик хитрит и прикидывается покорным: «Ведь барин разве что понимает».

Здесь раскрывается весь трагизм положения. Тургенев подчеркивает этот трагизм: «Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового». В глазах мужиков Базаров – барин.

 

Что же получается: аристократы не признают Базарова своим, да и он не считает себя таковым; а мужики все равно принимают его за барина. Что же делать, как быть?

Тургенев показывает изолированность Базарова от окружающих. Разговор с мужиком как бы социально мотивирует гибель Базарова, доказывает обреченность героя. В то же время Тургенев показывает близость Базарова к народу, единство их взглядов (вспомним, как к нему относились в Марьино)

Писарев говорил: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что совершить подвиг». Что заставило критика так высоко оценит последнюю сцену?»

Б. любит жизнь, чувствует в себе большие силы, ему горько, что он так мало сумел сделать: «…сила-то, сила…вся еще тут, а надо умирать»

Базаров очень белен, он бредит, но всеми силами старается подчинить рассудок: «Не хочу бредить, что за вздор!»

«И ведь тоже думал: обломаю много дел, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!» а сейчас вся задача гиганта как бы умереть достойно.

Здесь сокровенная мысль Базарова: признания себя нужным России, способным на многие дела, неважно, что он колеблется, нужен ли он России, важно, что он хочет быть ей нужным.

 

В  тяжелые дни и часы перед смертью  в Базарове проявляется все то, что было глубоко в нем запрятано, но временами прорывалось наружу, открывается его «романтизм».

Он взволнован встречей с Одинцовой. Он говорит с ней откровенно и искренне. Он любит и весь охвачен этим чувством: «молодая, свежая, чистая», «дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет».


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!