Когда волнуется желтеющая нива»



«Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.


Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Осенние поля («желтеющая нива»), весенние леса («свежий лес»), плоды, созревающие в садах («малиновая слива»), представляют собой череду времен года, постоянно сменяющуюся, вечно обновляющуюся природу. Радуют поэта, ведут с ним свой таинственный разговор в любое время дня и ночи («румяным вечером иль утра в час златой») растения, ветры, воды. Колосья и лес, подчиняясь ветерку, шумят, ведут основательный разговор взрослых людей, может быть, о новой политике природы при смене времен года. Малиновая слива заигрывает с поэтом, прячется, зовет его в «сладостную тень» садов, спасая от зноя. Серебристый ландыш – старый приятель, и даже не надо слов, достаточно кивка, чтобы показать, что тебя узнали, тебе рады, тебя ждали. Студеный ключ играет, убаюкивает, лепечет. Он самый разговорчивый из всех, несмотря на свою «холодность». Ключ много видел, много знает, ему есть чем поделиться: он рассказывает о странах, которые встречались на пути, о своей родине

Лепечет он таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он…

Ключ тоже поэт, он способен погрузить в сладостный сон фантазии, тайны, правды и вымысла.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

Выхожу один я на дорогу»

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…» Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел

В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой, но:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова.

           

                                                                         

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

         
 

 


           

             
 
 

 

 


Лермонтов как большой художник интересуется глубинными проблемами бытия – жизни и смерти, добра и зла, гармонии и дисгармонии. Человек в этом стихотворении подобен Богу. Лирическое «я» по своему центральному месту в стихотворении сходно с Богом, стоящим в центре Вселенной. Отсюда проистекает библейская возвышенность образов, и само явление человека на земном пути подобно чудному явлению Бога в пустыне вселенной.

Космический, вселенский мир внутренне умиротворен, спокоен, гармоничен. Между богом и вселенной нет конфликтов («пустыня внемлет богу»), между явлениями природного мира царят согласие и понимание («и звезда с звездою говорит»). Небо и земля пребывают в покое, полные жизненных сил и красоты («в небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом.»)

Вслед за торжественной картиной ночного сна Вселенной и чудесного явления человека возникают тревожные вопросы, обращенные к себе:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?-

После которых следуют печальные и трагические ответы:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…

Возникает новая тема отрешенности от земной жизни, желание порвать всякие связи с ней и вернуться в чудесное лоно природы и блаженного «сна»:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

«Сон» оказывается и здесь идеальным блаженством, а не «холодным сном могилы». Он столько же деятелен, насыщен жизнью, как и сон природы.

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

 

Заключение

Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. "Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. "Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". "Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. "Когда волнуется желтеющая нива" - это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение "Выхожу один я на дорогу"- итог, философское размышление о жизни.
 Таким образом, можно сделать вывод, что молитвенный жанр получил у Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!