Критерии оценки практических заданий, контрольной и творческих заданий
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Факультет информационных технологий
Кафедра информационных технологий и компьютерного дизайна
Д. Ф. Миронов
Создание и обработка
графических изображений
Методические указания
Санкт-Петербург
СПбГИК
2019
УДК | 004.92.273(07) | |||||
ББК | 32.972.131.2р30 | |||||
М64 | ||||||
| ||||||
Методические указания издаются по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры. | ||||||
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № ?? от ??.??.2019 в качестве методических указаний
| ||||||
| ||||||
Рецензенты:
Заведующий кафедрой компьютерного дизайна СПбГИК | ||||||
| ||||||
М64 | Миронов Дмитрий Феликсович Создание и обработка графических изображений / Д. Ф. Миронов. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2019. – 24 с.: ил | |||||
| ||||||
Практикум представляет собой учебно-методическое издание, предназначенное для использования студентами, изучающими дисциплину «Создание и обработка графических изображений» в качестве руководства по выполнению практических и контрольных заданий по учебному курсу.
| ||||||
| ||||||
УДК 004.92’273(07) | ||||||
ББК 32.972.131.2р30 | ||||||
| ||||||
| © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019 | |||||
От автора
Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, … да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась.…
Гоголь, «Женитьба»
Скорее всего, Гоголь не имел в виду фотоколлаж… Однако суть ясна: очень часто требующиеся в объекте качества оказываются разбросанными по нескольким объектам, и их хотелось бы собрать воедино. Пожелания гоголевской героини, конечно, несбыточны. Но в предметной области компьютерного дизайна имеется богатейший арсенал инструментов и приёмов, позволяющих создавать изображения с необходимыми свойствами, опираясь на достижения фототехники, сканирования, трёхмерного моделирования и компьютерной ретуши изображений. Овладеть основами этих приёмов – основная цель изучения учебного курса «Создание и обработка графических изображений». Он состоит из двух основных разделов: создание изображения с помощью фотокамеры, сканера, графического пакета и технология коллажа – составления изображений из отдельных фрагментов.
|
|
Технологические приёмы создания изображений не только определяли прогресс художественной практики на протяжении всего обозримого исторического периода, но и оказывали огромное влияние на основные концепции изобразительного искусства. Дополнение графики и живописи фотографией произвело колоссальный переворот в сознании художников. Про переход от аналоговой фотографии к цифровой также принес существенные перемены. С помощью приёмов цифровой фотографии можно добиваться того же, что было возможно и средствами аналоговой фотографии, но намного проще, быстрее и часто, — значительно дешевле.
Цифровые приёмы работы с изображениями в корне изменили технологию фотографии. Время фотографа тратится не на обработку фотоматериалов в по сути дела, химической лаборатории, а на креативную работу с изображением, придание ему именно такого вида, который требуется для решения той или иной дизайнерской задачи.
Появилась уникальная возможность вариативной обработки изображений с последующим выбором наилучшего варианта. Появились приёмы ретуши, о которых фотографы прошлого века могли только мечтать. Появилась возможность реализации самых смелых и амбициозных творческих замыслов.
|
|
Однако знать, что необходимо получить, ещё недостаточно. Необходимо выработать практические навыки работы с изображениями, научиться уверенно пользоваться прикладным программным обеспечением. Владение техническими приёмами обработки изображений и коллажа представляет собой важнейшую практическую компетенцию не только дизайнеров, но и любых специалистов, которым приходится по роду своей профессиональной деятельности создавать объекты визуальной коммуникации: издания, мультимедийные презентации, рекламу.
Упражнения и творческие работы, которые вы будете выполнять в рамках настоящего учебного курса, позволят Вам сформировать и развить навыки работы с программными средствами компьютерной графики, доведя свою профессиональную компетенцию до уровня, при котором можно будет сосредоточиться на прикладных и творческих задачах, а не на борьбе с «непокорным» интерфейсом графического редактора.
Автор желает Вам успехов в освоении арсенала приёмов создания и обработки графических изображений, и надеется, что с их помощью вы полнее и быстрее реализуете свои творческие замыслы.
|
|
Содержание
От автора. 3
Введение. 6
Рейтинг-план учебного курса. 3
Задания 6 семестра. 3
Практические задания. 3
Творческое задание №1. 4
Творческое задание №2. 4
Творческое задание №3. 5
Задания 7 семестра. 5
Творческое задание №1. 5
Творческое задание №2. 6
Творческое задание №3. 6
Творческое задание №4. 6
Творческое задание №5. 7
Критерии оценки практических заданий, контрольной и творческих заданий 7
Задания 6 семестра. 7
Задания 7 семестра. 7
Литература. 9
Введение
Учебный курс «Создание и обработка графических изображений» представляет собой логическое завершение профессиональной подготовки дизайнера в области компьютерной графики. В силу такого его положения в учебном плане предполагается, что студенты уже вполне профессионально владеют техникой векторной и пиксельной графики, способны самостоятельно строить и визуализировать трехмерные модели. Поэтому учебный курс нацелен на формирование практических компетенций в области фотографирования и составления коллажа, что в предшествующих курсах учебного плана не входило в число основных задач.
Оба раздела курса включают в себя задания двух типов: практические упражнения, ориентированные на отработку приёмов работы, и творческие задания, призванные выработать навыки применения технических приёмов в решении творческих задач, типичных для профессии графического дизайнера. В творческих заданиях предполагается проработка композиционных, колористических и прикладных аспектов на основе использования технических приёмов создания и обработки изображений. При работе над ними следует стремиться к получению завершённого дизайнерского продукта, не ограничиваясь решением только технологических задач. Поэтому творческий подход к выполнению творческих заданий не только всячески приветствуется, но и настоятельно требуется.
Следует помнить о том, что при достаточно стабильном технологическом процессе работы с изображениями для каждого конкретного случая требуется найти наиболее оптимальное сочетание технических приёмов решения творческой задачи, которое позволит не только добиться желаемого результата, но и сделать это с минимально возможной затратой усилий и ресурсов. Выработка навыка такого подхода к решению творческой задачи графической композиции позволит получить существенные конкурентные преимущества в будущей профессиональной деятельности.
Форма отчётности по творческим заданиям предполагает такой формат представления результатов графического проектирования, который используется при передаче выполненной работы заказчику.
Следует в первую очередь руководствоваться основными принципами дизайна и приёмами композиции, практическим назначением проектируемых объектов визуальной коммуникации, и иметь в виду, что детали выполнения той или иной операции могут варьироваться. Для преодоления возникающих сложностей необходимо развивать в себе готовность к эксперименту с программными средствами, исследовательские навыки, любознательность и настойчивость, умение поставить глобальную цель, умение разбить её на совокупность частных задач, и упорство в поиске их решения. Если что-то непонятно, спросите преподавателя, но помните, что он не всегда будет рядом, и что очень неплохо было бы вначале поискать решение самостоятельно – оно почти всегда где-то рядом.
Рейтинг-план учебного курса
Курс входит в ООП бакалавриата «Дизайн» (Графический дизайн) и изучается в течение двух семестров – весной на 3 курсе и осенью на 4 курсе. В соответствии с решением Учёного Совета СПбГИК за выполнение практической части учебного курса студентам может быть начислено не более 40 баллов балльно-рейтинговой системы.
Рейтинг-план шестого семестра
№ | Тема | Форма ТК | Баллы БРС |
1 | Составление изображения по типу паттерна с использованием сканированного или сфотографированного природного материала | Творческое задание | 8 |
2 | Составление композиции по весенним мотивам с оформлением в виде постера с использованием собственных фотографий природных объектов | Творческое задание | 16 |
3 | Портретная и интерьерная съёмка для композиции группового автопортрета «Я не один, нас много, я живой» | Творческое задание | 16 |
Рейтинг-план седьмого семестра
№ | Тема | Форма ТК | Баллы БРС |
1 | Групповой автопортрет: "Я не один, нас много, я - живой…" – составление коллажа | Творческое задание | 8 |
2 | Замена фона в женском портрете | Творческое задание | 3 |
3 | Серия коллажей-открыток или постер с коллажом на заданную тему (количество коллажей на открытках не менее четырёх, обязательно наличие композиционного единства и наличие как изобразительного, так и текстового материала) | Творческое задание | 15 |
4 | Коллаж с использованием приёмов трехмерного моделирования: "Я создаю мир" | Творческое задание | 11 |
5 | Обзор творчества одного из современных фотохудожников, работающих в технике коллажа | Лекция-визуализация | 3 |
В конце 6 семестра учебным планом предусмотрен зачёт, а в конце 7 семестра – экзамен по всему курсу. На экзамене и зачёте преподаватель индивидуально оценивает каждого студента в соответствии с критериями, изложенными в рабочей программе курса – максимальное количество начисленных на промежуточной аттестации баллов не может превышать 30.
Задания 6 семестра
Практические задания
Практические задания не дают возможности заработать зачётные баллы, но обязательны для выполнения.
1. Сканирование природного материала. Это задание предполагает проведение студентом полного цикла сканирования какого-либо природного объекта (листьев, лепестков цветов, мелких плодов, раковин и т.п.).
2. Фотографирование осеннего пейзажа на пленере и природного материала на пленере или в студии.
3. Сессия портретной съёмки в помещении.
Отчётность по практическим заданиям – демонстрация полученного графического материала на семинарских занятиях.
Творческое задание №1
Первое ТЗ предполагает составление изображения по типу паттерна с использованием сканированного или сфотографированного природного материала. В ходе выполнения этого задания следует:
1. Выбрать тот или иной природный объект. В качестве объекта могут выступать камни, растения и их части, плоды, листья, мелкие животные, насекомые, бабочки, птицы. Объект должен располагать определённой декоративностью, выбор объекта для дальнейшей работы следует согласовать с преподавателем.
2. Сфотографировать или отсканировать выбранный объект (объекты).
3. Выполнить предварительную обработку полученных изображений, целью которой является приведение их в состояние, пригодное для дальнейшей композиционной работы. Возможны различные варианты обработки с помощью приёмов компьютерной графики, вплоть до прорисовки изображений.
4. Составление из полученных изображений композиционно состоятельного и нетривиального паттерна.
5. Разработка нескольких примеров прикладного применения паттерна. Здесь предполагается построение изображений с предметами, для украшения которых мог бы использоваться орнамент на основе разработанного на шаге 4 паттерна – блокнотами, предметами одежды, упаковкой, чехлами для различных предметов и т.п. – не менее трёх различных предметов.
Отчётность по ТЗ №1 – слайды итоговой презентации с исходными изображениями, паттерном и дизайнерскими проектами предметов.
Пример выполнения:
Творческое задание №2
Это творческое задание представляет собой разработку постера по весенним мотивам. В постере должны быть в обязательном порядке использованы фотографии природных объектов, сделанные студентом. Постер может анонсировать какое-либо традиционное весеннее мероприятие или просто приветствовать приход весны, выражать весеннее настроение. Кроме собственных фотографий в постере должен использоваться текстовый материал.
Использование коллажа при выполнении этого задания не обязательно, но приветствуется.
В ходе выполнения задания следует:
1. Выбрать тему постера и согласовать её с преподавателем.
2. Продумать композицию постера и подготовить эскиз. Согласовать эскиз с преподавателем.
3. Выбрать наиболее подходящий способ выполнения проекта – в формате векторного или пиксельного графического документа.
4. Реализовать проект
5. Подготовить два-три примера использования разработанного постера в виде пиксельного коллажа (например, как будет постер выглядеть на павильоне трамвайной остановки или на стене в метро).
Творческое задание №3
Третье творческое задание представляет собой подготовительный этап к творческому заданию следующего семестра – составлению коллажа в формате жанрового группового фотографического автопортрета на тему: «Я не один, нас много, я – живой!». В следующем семестре предполагается составление портретного коллажа в интерьере, включающего в себя как минимум, четыре фотографии автора коллажа в полный рост. В этом семестре разрабатывается концепция работы, её предварительная композиция, и выполняется съёмка необходимых для составления коллажа фотографий.
В ходе выполнения предварительного этапа необходимо проделать следующее:
1. Выработать концепцию коллажа. Поскольку он должен представлять собой жанровую сцену, необходимо придумать ситуацию, в которой происходит взаимодействие как минимум четырёх персонажей, которая позволила бы раскрыть различные стороны личности автора с одной стороны, и обеспечила бы естественность их взаимодействия в рамках одной сцены, с другой стороны. Краткое описание такой ситуации следует согласовать с преподавателем.
2. Следует продумать организацию пространства, в котором будет происходить взаимодействие, «подобрать декорацию». Вмещающее пространство может представлять собой реальный интерьер, реальный пейзаж, виртуальный интерьер, виртуальный пейзаж. Во всех случаях следует реализовать упрощённый эскиз сцены в виде трёхмерной модели.
3. Следует продумать взаимное расположение и позы четырёх персонажей, обеспечивающие адекватное взаимодействие персонажей. Зафиксировать принятое решение, разместив в смоделированном трёхмерном пространстве упрощённые фигуры (скелетоны), и придав им соответствующие позы.
4. Продумать схему размещения источников света: естественных и искусственных, разместить виртуальные источники освещения в пространстве сцены и построить примерную светотеневую картину. Добиться желательного расположения теней.
5. Определить оптимальное положение камеры при съёмке, и параметры её настройки (тип объектива, фокусное расстояние, желаемую глубину резкости).
6. Определить по трехмерной модели сцены условия съёмки: как декорации, так и каждого из четырёх персонажей.
7. Выполнить студийную или пленэрную съёмку.
Творческое задание №4
Подготовка обзора творчества одного из современных фотографов или фотохудожников, работающих в технике коллажа – в формате компьютерной презентации.
Пример выполнения:
Задания 7 семестра
Творческое задание №1
Это творческое задание представляет собой реализацию коллажа «Я не один, нас много, я живой» в стилистике постановочного группового автопортрета в интерьере. Оно выполняется на основе материалов, подготовленных студентами в предыдущем семестре.
Техника выполнения – пиксельный коллаж с применением масок слоя и корректирующих слоёв. Последовательность работы включает в себя:
1. Построение коллажа вмещающего интерьера.
2. Устранение лишних фрагментов средствами компьютерной ретуши.
3. Добавление композиционно необходимых фрагментов с согласованием по чёткости, цветовому балансу, зернистости и светотеневой картине.
4. Поочередное введение фигур переднего плана в соответствии с ранее разработанной композиционной концепцией.
5. Согласование фигур переднего плана по чёткости, цветовому балансу, зернистости и светотеневой картине.
6. Финишная доработка коллажа.
Результат работы представляется в виде рабочего файла в формате графического редактора с сохранением слоёв, в виде композитного файла изображения, подготовленного к выводу на печать, и слайда для итоговой презентации (возможно, нескольких слайдов, если есть необходимость демонстрации отдельных фрагментов коллажа в увеличенном масштабе). Примеры выполнения задания
Творческое задание №2
Замена фона в женском портрете. Необходимо построить сложную маску для обтравки женского портрета и перенести изображение на новый фон, обращая особое внимание на качество передачи краёв причёски.
Творческое задание №3
Это творческое задание предполагает разработку студентом серии коллажей-открыток на согласованную с преподавателем единую тему. Серия коллажей-открыток или постер с коллажом на заданную тему (количество коллажей на открытках не менее четырёх, обязательно наличие композиционного и стилистического единства и наличие как изобразительного, так и текстового материала). По усмотрению преподавателя вместо серии открыток отдельные студенты могут разрабатывать сложный по композиции плакат или серию плакатов.
1. Последовательность работы включает в себя:
2. Выбор и согласование темы серии или плаката.
3. Разработку эскизов от руки.
4. Подбор текстовых и фотоматериалов.
5. Техническое исполнение коллажей с полным циклом согласования фрагментов по четкости, светотеневой картине и перспективе.
6. Финальную ретушь и допечатную подготовку.
Результат работы представляется в виде рабочих файлов в формате графического редактора с сохранением слоёв, в виде композитных файлов изображений, подготовленных к выводу на печать, и слайдов для итоговой презентации.
Пример выполнения:
Творческое задание №4
Коллаж с использованием приёмов трехмерного моделирования: "Я создаю мир". Необходимо на фотографии платы электронного устройства вместо двух-трёх электронных компонентов разместить трёхмерные модели произвольных объектов, добиваясь, с одной стороны, фотореалистичности изображения, с другой стороны – его парадоксальности (например, заменой изображения электролитического конденсатора на изображение водонапорной башни.
Критерии оценки практических заданий, контрольной и творческих заданий
Задания 6 семестра
Оценка выполнения задания 1 осуществляется в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, с использованием собственного графического материала | 8 |
2 | Имеются погрешности (использован чужой графический материал, недостаточная чёткость изображения, наличие артефактов) | 7-5 |
3 | Имеются значительные погрешности (например, неточное совмещение паттерна, недостаточная обработка исходного изображения, нарушение условий задания) | 4-3 |
4 | Имеются значительные технические и/или композиционные ошибки | 1-2 |
5 | Задание не выполнено | 0 |
Оценка выполнения заданий 2 и 3 осуществляется в соответствии со следующими таблицами:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задания выполнены в полном объёме, без технических ошибок, построенные графические объекты расположены в соответствии с правилами композиции, проявлен творческий подход, тщательно проработаны детали, достигается узнаваемость объекта и его графическая выразительность | 16 |
2 | Имеются отдельные незначительные недостатки и/или ошибки | 15-10 |
3 | Имеются существенные недостатки | 9-1 |
4 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Творческое задание №4 оценивается в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, в соответствии с заданием. Презентация подготовлена в соответствии с требованиями и с достаточной полнотой раскрывает поставленную тему. | 3 |
2 | Недостаточный объём презентации (за недобор каждых 2 слайдов до заданного объёма) | -1 балл |
3 | Отсутствует биографическая справка | -1 балл |
4 | Имеются существенные недостатки (за каждый) | -1 балл |
5 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Задания 7 семестра
Творческое задание №1 оценивается в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, в соответствии с заданием. Построенные графические объекты расположены в соответствии с правилами композиции, проявлен творческий подход, тщательно проработаны детали, достигается фотореалистичность изображения и его графическая выразительность | 8 |
2 | Представлен не портрет студента своей группы | -5 баллов |
3 | Отсутствует исходный файл в формате Photoshop | -3 балла |
4 | Имеются существенные недостатки | -3 балла |
5 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Творческое задание №2 оценивается в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, в соответствии с заданием. Тщательно проработана обтравочная маска, проработаны детали, достигается фотореалистичность изображения и его графическая выразительность | 3 |
2 | Имеются погрешности | 2 |
3 | Отсутствует исходный файл в формате Photoshop и/или имеются ошибки | 1 |
4 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Творческое задание №3 оценивается в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, в соответствии с заданием. Серия коллажей обладает композиционным единством, погрешности и ошибки (как технические, так и композиционные) отсутствуют. Проявлен творческий подход, тщательно проработаны детали, достигается фотореалистичность изображений и их графическая выразительность | 15 |
2 | Нарушена заданная тематика | -5 баллов |
3 | Отсутствует исходный файл в формате Photoshop | -3 балла |
4 | Имеются существенные недостатки (за каждый) | -3 балла |
5 | За каждое отсутствующее изображение в серии | -5 баллов |
6 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Творческое задание №4 оценивается в соответствии со следующей таблицей:
№ | Критерий | Баллы БРС |
1 | Задание выполнено в полном объёме, без погрешностей, в соответствии с заданием. Коллаж соответствует законам композиции, погрешности и ошибки (как технические, так и композиционные) отсутствуют. Проявлен творческий подход, тщательно проработаны детали, достигается фотореалистичность изображения | 11 |
2 | Использована не собственная модель трёхмерного объекта (объектов) | -5 баллов |
3 | Отсутствует исходный файл в формате Photoshop | -3 балла |
4 | Имеются существенные недостатки (за каждый) | -3 балла |
5 | Задание не представлено или не соответствует поставленным условиям выполнения | 0 |
Литература
Обязательная
1. Уразаева, Т.А. Графические средства в информационных системах : учебное пособие / Т.А. Уразаева, Е.В. Костромина ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 148 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1888-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483698 (29.08.2019).
2. Ахтямова С.С. Программа CorelDRAW. Основные понятия и принципы работы [Текст : Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.С. Ахтямова, А.А. Ефремова, Р.Б. Ахтямов ; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Электрон. дан. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2014. - 112 с. : ил. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427713. – Загл. с экрана (29.08.2019).
Рекомендуемая
1. Миронов, Д.Ф. Основы Photoshop CS2: учебный курс. / Д.Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. : ил.
2. Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник /Д.Ф. Миронов. – СПб: БХВ-Петербург, 2012. – 560 с. : ил. – (Учебная литература для вузов) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://www.libfox.ru/623564-dmitriy-mironov-kompyuternaya-grafika-v-dizayne.html (29.08.2019).
3. Айсманн, К. Маски и композиция в Photoshop (+ CD-ROM)/Кэтрин Айсманн | Photoshop: Masking & Compositing; ISBN 5-8459-0919-8, 0-7357-1279-4
Учебное издание |
Миронов Дмитрий Феликсович |
Создание и обработка графических изображений |
Методические указания |
Текст печатается в авторской редакции Формат печати: электронный © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» |
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!