Константин Ушинский: великий учитель Российских учителей.

РЕФЕРАТ

по педагогике начального образования

 

 

ТЕМА

«Вклад Константина Дмитриевича Ушинского в развитие образования»

 

 

Работу выполнила:

Багук Л.Ю.

 

2020

Содержание.

 

 

  1. Образование в 19 веке в России,общие политико-социальные условия.
  2.  Константин Ушинский: великий учитель Российских учителей.   

Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогики.

4. Заключение.

 

 

1. Образование в 19 веке в России, общие политико-социальные условия.

 

XIX век стал одним из наиболее важных периодов в истории российского образования. Ему были характерны активные движения по развитию образовательной системы. Во много это обосновывалась социально политическими течениями в стране. Правление Александра I, в отличие от политике его отца, характеризовалось общей либерализацией социально-политической обстановки, ослабление цензуры, снятие многих запретов введенных Павлом I. Одним из основных направлений политики того времени, стала образовательная реформа. Ее началом можно считать создание Министерства народного просвещения в 1802 г. Это стало своего рода маяком, сигнализирующим о том, что образование получило свое место среди сфер, на которые обращает свое внимание государство.

Главной задачей Министерства народного просвещения было создание образовательной системы, которая соответствовала бы духу времени. Первым нормативным документом, легшим в основу этой деятельности, стали «Предварительные правила народного просвещения», в январе 1803 г. Они определяли структуру образовательной системы, ее принципы. Реформа предполагала деление территории империи на шесть учебных округов. Учебные заведения, входящие в них, должны были составлять особую систему, которая включала в себя 4 вида училищ, а именно: училища приходские, училища уездные, гимназии, университеты. Представителем интересов округа в столице являлся попечитель. При этом вплоть до середины 1830-х гг. управление округом находилось в руках университета, он осуществлял руководство всеми учебными заведениями.

Ко времени образования учебных округов в России существовали 3 университета: Московский, Виленский и Дерптский. Там где их не было, стояла задача учреждения. ««Предварительные правила» устанавливали, что новые университеты должны были быть созданы «в округе Санкт-Петербургском, в Казанском и в Харькове». Казанский и Харьковский университеты были созданы в 1804 году. В Санкт-Петербурге в том же году был открыт Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в Петербургский университет.» Образовательная программа была закреплена 5 ноября 1804 г. в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам». Согласно с ним в каждом губернском городе округе создавалась гимназия. Следующий ступенью были уездные училища «В каждом губернском и уездном городе, - отмечалось в уставе, - должно быть по крайней мере одно уездное училище, в больших же городах по два таковых училищ и более, если будут к содержанию оных способны». И последний уровень составляли приходские училища.

Характерными чертами новой системы образования были преемственность всех уровней образования и в то же время их самодостаточность. Она основывалась на системе, которая была создана при Екатерине II. Весь курс составлял 7 лет обучения, и проходил в учебных учреждениях последовательно.

Отношение российского общества к формировавшейся системе образования являлось неоднозначным. Одна часть активно поддерживала нововведения, другая категорически их отвергала. Это говорило о том, что социально-экономические и политические условия того времени еще не создали потребности в системном развитии образования, делали его недостаточно востребованными, в результате образовательные реформы вызывали в обществе противодействие. «Таким образом, образовательная политика Александра I была направлена на создание в России стройной системы, с одной стороны, способной обеспечить достаточный уровень образования для разных категорий населения, с другой стороны, отличавшейся преемственностью, обеспечивающей возможность, хотя бы и теоретическую, последовательного прохождения всех уровней образования от низшего до высшего». Это свидетельствовало о прогрессивности образовательной политики государства в начале XIX в.

Внимание государства к образования усилилось в восшествием на престол Николая I. По его мнению восстания декабристов обуславливались во многом недостатком образования и воспитания. Планировалась разработка образовательной политики, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. «В 1828 г. был принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». Устав сохранял введенную Александром I трехуровневую систему образования, но при этом устанавливал сословный принцип мирования контингента обучающихся: «Каждому сословию – свой уровень образования». Приходские училища теперь предназначались для низших сословий, уездные училища – для купцов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии – исключительно для дворян и чиновников».

 Государство целенаправленно регулировало содержание образования. Правительственная политика в области просвещения под началом С.С.Уварова строилась на началах православия, самодержавия и народности. В 1835 г. был принят новый университетский устав, который усиливал единоличную власть попечителей учебных округов и урезал автономию университетов. При университетах стали создаваться педагогические институты и пансионы, специальные высшие учебные заведения, такие, как Горный институт, Земледельческая школа, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др.

Во второй половине XIX в. происходил быстрое развитие российского образования. В это время была заложена новая, более разветвленная и качественная система народного образования. Во многом это было обусловлено реформами Александра II. «Первостепенное значение среди них имела отмена крепостного права. Она потребовала комплекса мер по преобразованию и многих других сфер жизни общества и государства. В число первоочередных задач вошли и проблемы, связанные с развитием образования. Многие видные представители российской общественности видели свою задачу в том, чтобы внести конкретные предложения по реформированию системы образования в стране. Разработка и выдвижение различных проектов, нередко противоположных по своим целям и содержанию, были свойственны для всей второй половины XIX в. и для последующего периода».

Активное выдвижение различных проектов реформ говорит о том, что в стране развивалось общественно-педагогическое движение. «Подъем общественной инициативы в вопросах реформирования образования сопровождался активной деятельностью государства по развитию образовательной системы. Ее результатом стало, в частности, увеличе-ние числа народных училищ за период с 1856 по 1863 гг. почти в 4 раза». Система начального образования стала важной областью в просвещении. Она была сферой наиболее тесного взаимоотношения между государством и обществом. Система начального образования росла, увеличилось количество учебных заведений, повышалось качество образования. «До начала реформационных процессов основным типом учебного заведения на селе были школы грамоты со сроком обучения 1-2 года. Они создавались самими крестьянами на свои средства. Учителями являлись нанятые крестьянами местные грамотеи, которые, применяя примитивные педагогические приемы, учили детей механически читать по церковным книгам, элементарно писать и считать. В пореформенный период родился новый тип народной школы – трехлетнее училище, ставшее одной из наиболее распространенных типов учебных заведений».

Еще одна немаловажная реформа Александра II, было изменение в иерархии подчинения. Спецификой образовательных учреждений в России было то что они были подчинены разным ведомствам. В соответствии с распоряжением императора руководство образованием сосредотачивалось теперь в руках двух ведомств: Св. Синода и Министерства народного просвещения. «Наличие в стране двух ведомств, руководивших народным образованием, одно из которых олицетворяло духовное, а другое светское образование, на долгие годы стало предметом острых дискуссий в российском обществе». Большую роль в развитии начального образования сыграли, созданные при Александре II, земства - органы местного самоуправления. В начале они выдавали субсидии крестьянским обществам на открытие школ. Затем стали открывать их самостоятельно, при условии затрат со стороны крестьянских обществ. Со временем стали открываться бесплатные земские школы.

Ощутимые изменения произошли и со средним образованием. Изначально проект реформ подразумевал создание единой приемсвенной ситсемы. Документ носил нозвание «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведении Министерства народногопросвещения». Но в последствии он был разделен на 2 части, которые небыли связаны между собой и их доробатывали разные комиссии. Это свидетельствовало о государственной политики, которая хотела закрепить сословную систему образования. Такая напрвленость вела к формированию тупиковых образовательных направлений. По поводу гимназического образования велись дескусии, по результатм которых, было принято решение о резделении гимназий на классические и реальные. «Появление реальных гимназий было велением времени, потребностью в специалистах, владевших основами естественных наук.»

В 1866 г. пост главы Министерства народного просвещения занят Д.А.Толстой. Он был приверженцем классической системы образования. «Будучи ревностным сторонником строго классической системы образования, он считал необходимымв вести ее во всей полноте. Признавалось необходимым значительное увеличение времени на преподавание древних языков за счет сокращения предметов естественнонаучного цикла. При этом только окончание классических гимназий могло означать получение полного общего образования. Статус же реальных гимназий, предусматривавшихся уставом 1864г., существенно понижался». Реальные гимназии должны были изменить свое название став училищами, и вместе с этим изменить свои программы в сторону сокращения общеобразовательных предметов и усиления специальной подготовки с лишением права их выпускников поступать в университеты. «В результате гимназическое образование в России пошло по пути отрыва от реальной жизни, по пути формализма и схоластики. Это не моглоне привести к росту общественного недовольства, которое вынуждало государство принимать меры к последующему реформированию среднегообразования». Одновременно с этим Д.А.Толстой внес значительный вклад в повышение уровня начального народного образования.

В 1860-е гг. развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского(1824—1870). Он активно занимался научной работой в области начального образования. Главной целью Ушинский ставил духовное развитие человека, с опорой на национальный характер и культурно-исторические традиции. «Основной в педагогической теории К.Д.Ушинского была мысль о народности воспитания. К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду». Ушинский боролся за воспитание детей на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Труды К.Д.Ушинского о народной школе имели огромное значение для части общества, что боролась за обучение детей на родном языке, за развитие национальной культуры. Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психологических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. В труде «Человек как предмет воспитания» он описал требования, которым должен следовать преподаватель: осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Историческая заслуга К. Д. Ушинского за-ключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики».Учение К. Д. Ушинского оказало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения педагогов.

 Период 60—80-х гг. XIX в. дает уникальный политико-образовательный опыт взаимодействия государства и российского общества, имеющий прогностическое значение для совершенствования современного отечественного образования. Яркими представителями этого движения были Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Особое место в нем занимал JI. Н. Толстой, защитивший идею создания школ для крестьянских детей и раскрывающий сущность теории свободного воспитания на российской почве. К концу XIX - началу ХХ в. при активном взаимодействии государства и общества появилась практически новая система образования, сильно отличавшаяся и по количественным, и по качественным характеристикам от предшествующей образовательной системы. Процесс ее формирования сопровождался многими противоречиями, которые, по сути, определяли характер развития образования в первые десятилетия ХХ в.

 

 

Константин Ушинский: великий учитель Российских учителей.

 

Родился Константин Ушинский в Туле в 1824 г. в дворянской семье. Воспитанием будущего педагога активно занималась мать. С детства он много читал: у семьи была богатая домашняя библиотека. Благодаря занятиям Константин поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в 3 класс.

В возрасте 16 лет К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. В то время он увлекся театром и подрабатывал частными уроками. В 1844 году, после окончания университета по специальности «Камералистика» (управление государственным хозяйством), ему предложили место учителя права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Проработав там некоторое время, Ушинский писал о воспитанниках лицея: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало “человека”». В этих словах и содержится кредо Ушинского-педагога: взрастить в человеке человека и только потом специалиста.»

Константин Дмитриевич был любим своими учениками. Будучи прекрасным педагогом, он был не просто наставником, другом студента. А после знаменитой речи в сентябре 1848 года, когда Ушинский отверг слепое подражание отечественной науки науке заграничной, он стал самым популярным преподавателем среди учеников. Но не среди руководства. Попечитель лицея написал на молодого специалиста несколько доносов и тот оказался под надзором властей. Вскоре его вынудили подать в отставку.

 Долгое время К. Д. Ушинский не мог найти себе работу, приходилось перебиваться статьями для мелких провинциальных журналов. Ему удалось устроится в Департамент иноземных вероисповеданий Министерства внутренних дел, где он выучил английский язык. Некоторое время спустя, знакомые помогли Ушинскому получить место преподавателя словесности в Гатчинский сиротский институт. Это было достаточно большое заведение на 600 человек. Руководства института придерживалась строгих правил в воспитании своих подопечных. В заведении использовали телесные наказания, суровая муштра и очень мало времени отводилось получению знаний. Сам Ушинский писал об этом: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверью – воспитание». Ушинский задался целью изменить устои, и спустя 5 лет изменил существующие порядки и значительно облегчил жизнь воспитанников, а свои взгляды на педагогику изложил в программных статьях «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы» и «О народности в общественном воспитании».

Труды Ушинского были замечены Императрицей Марией Александровной. Она была настолько впечатлена деятельностью педагога, что именно ему поручила разработать методику воспитания наследника русского престола. В 1859 году Ушинский написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола». Благодаря протекции императрицы Ушинский стал инспектором Смольного института и взялся за его изменения. Это был институт с консервативным укладом. Преподаватели в нем упрямо следовали догмам XVI века. Ушинский уничтожил существовавшее в институте разделение на «благородных» и «неблагородных» девиц, сократил срок обучения с 9 до 7 лет, исключил риторику и пиитику.

Также он разработал концепцию о женских гимназиях, значительно опередившее время. Благодаря его стараниям, институт стал чрезвычайно популярен, но, кроме восторженных поклонников, Ушинский нажил себе и врагов, самым влиятельным из которых стала начальница института, обвинившая его в неуважении и вольнодумстве. Разумеется, просто выдворить знаменитого на всю Россию педагога она не могла. Поэтому под предлогом нездоровья его отправили на лечение и «повышение квалификации» за границу.

В Европе он написал знаменитые учебники: «Детский мир» и «Родное слово», а также «Руководство к преподаванию по „Родному слову“». Это были первые отечественные общедоступные труды для обучения детей.

После возвращения на родину в середине 1860-х, Ушинский пишет двухтомник «Человек как предмет воспитания», где к педагогике он относится одновременно как к искусству, науке и философии. Его новаторство заключалось в максимально разностороннем анализе процесса воспитания ребенка. Ушинский впервые описывает, как инстинкты, привычки, эмоции и физиология влияют на формирование личности.

Умер Ушинский в возрасте 46 лет. В последние годы жизни он вел активную общественную жизнь. Писал статьи, встречался с коллегами, посещал педагогические съезды и мероприятия. Несмотря на не слишком долгую жизнь, он оставил большое количество трудов и проделал колоссальную работу по модернизации российского образования.

Ушинский сформулировал принципы обучения – принцип научности обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении, сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения, наглядности. Он рассматривал образование как средство воспитания людей. «Правильно организованное обучение умственно развивает учеников и нравственно воспитывает». Развивал идею народности в обучении. Он утверждал, что воспитание и образование должны проходить согласно особенностям каждого народа. Педагог говорил о воспитании, как о осознанном процессе развития личности. «Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие». Ушинский разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Он поддерживал общемировую классно-урочную систему, считая ее при организации школьных занятий наиболее целесообразной.

Педагогический вклад Ушинского направлен на отказ от педагогики «страха» и поддержания школьной дисциплины наградами и наказаниями. Педагог предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности и здравомыслия. Он считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребенка. Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», хрестоматия «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

 

3. Вклад Ушинского в развитие педагогики.

 

К. Д. Ушинский — представитель буржуазно-демократического направления общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Он был сторонником реформы по освобождению крестьян от крепостного права. Он понимал что в обществе происходят кардинальные перемены. Разрушаются отношения патриархальной нравственности на смену которой должна прийти гражданская нравственность, новые отношения между государством, обществом. По мнению Ушинского новое время, требовало и нового подхода в воспитании детей. Педагогика должна была обратится к человеку, к развитию его личности с точки зрения как социального существа, так и биологического.

Свой взгляд на воспитание и образование Ушинский обосновывал исходя из того, что если мы хотим воспитать человека всесторонне, то и знать мы его должны во всех отношениях. Цель воспитания, по Ушинскому, — воспитание совершенного человека. Это о определение включает в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм, и пр. Он понимал цель воспитания, как подготовку человека к полезной деятельности. «Назначение воспитания К. Д. Ушинский видел в том, чтобы «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно, — вот истинная цель воспитания, цель жизни, потому что цель — это сама жизнь».

Для достижения целей Ушинский рассматривал круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы. В работе «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский анализировал системы школ в разных странах Европы, раскрывая их особенности и зависимость от истории народа, народных традиций. Русская народная школа — это оригинальная, самобытная систем, она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальным культурам народов России. «Принцип народности неотделим от интересов народа. Это означает, что школа должна находиться в руках самого народа, для России того времени — это земские школы. Школьное дело, по убеждению К. Д. Ушинского, и должно стать «семейным делом» народа. Школа и по содержанию должна быть народной». Большое внимание Ушинский уделял изучению родного языка. «В родном языке отражается душа народа. Родной язык — это наставник народа».

В своей работе по созданию основы научной педегогике К. Д. Ушинский разработал всеобъемлющую теорию обучения — дидактику, которая раскрывает основные вопросы обучения с учетом психологии ребенка. «В дидактике К. Д. Ушинского можно получить ответы на самые сложные вопросы: о логических основах обучения; о ступенях познания (научного и учебного); об этапах процесса обучения как взаимодействия педагога и учащегося; путях познания; психологических аспектах познавательной деятельности; воспитательных функциях обучения; роли школы и учителя в воспитании и обучении и др. И во всех вопросах главное — личность ребенка, его готовность к обучению, бережное отношение к его разуму и чувствам».

К. Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в совокупности, как две части единого механизма воспитания. Он говорит о том, что нельзя противопостовлять и разделять теорию и практику: «одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине».

Педагог считал развитие разума движущей силой общественного развития. Исходя из этого он ратовал за сознательное активное участие учащихся в процессе обучения.

Во времена К. Д. Ушинского широкое распространение имели две теории: формального и материального образования. Одни считали, что достаточно развивать ум ребенка, чтобы подготовить его к жизни, а другие утверждали, что главное — сообщить сумму полезных знаний, а умственные способности разовьются сами собой. Ушинский критиковал обе теории, считая их крайностями. «К. Д. Ушинский подверг критике обе крайности. Он писал о том, что нельзя набивать голову ученика не связанными друг с другом полезными сведениями. Невозможно ограничиваться только непосредственной приложимостью знаний на практике. Ведь есть масса знаний очень важных для жизни, но непосредственно не прилагаемых к практике. Например, знания по древней истории. К. Д. Ушинский писал, что эти знания могут благотворно подействовать на характер, образ мыслей и даже поступки ученика. Если же ученик зазубрил только «целые ворохи» непосредственно полезных знаний, то его голову можно сравнить «с сундуком скряги, где бесполезно и для него самого и для света скрыты богатые сокровища»».

Так же опасно развитием ума без приобретения полезных знаний.«Напрасно бы надеялся воспитатель на силу одного формального развития. Психический анализ показывает ясно, что формальное развитие рассудка... есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных занятиях, что его нельзя намотать, как какую-нибудь стальную пружину, и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание». К. Д. Ушинский писал, что каждая наука развивает человека именно своим содержанием, а мнение о том, что есть науки «особенно развивающие память, рассудок или воображение, не более как порождение прежней схоластической психологии».

Педагогика должна строится на опытной психологии: «Наблюдения и переработка этих наблюдений, образование представлений, суждений и понятий, связь потом этих понятий в новые суждения, новые высшие понятия и т. д. — вот из чего выплетается не сила рассудка, но сам рассудок».

Подлинное образование или «цельное воспитание» «...должно обогащать человека знаниями и, в то же время, приучать его пользоваться этими богатствами; а так как оно имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, то должно не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее время».

Отвечая на вопрос: накопление знаний или формирование идей должно составить цель учения, К. Д. Ушинский писал, что «не самое знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением того или другого знания, — вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий».

Ушинский выступал за введение естествознания в школу, чтобы этот предмет был наравне с другими дисциплинами. «Нам кажется, — писал он, — что трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке. Логика природы проще, очевиднее и сильнее логики классических языков, употребляемых до сих пор для цели развития».

Опираясь на данные психологии, К. Д. Ушинский выделил две стороны процесса обучения: передачу знаний и усвоение знаний. При этом он отмечает взаимосвязь и единство обеих сторон обучения. В процессе обучения Ушинский выделяет следующие этапы: живое восприятие материала; переработка в сознании полученных образов; систематизация знаний; закрепление знаний и навыков.

Обучение К. Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта». Он говорил о необходимости их соединения в едином учебном процессе. Ушинский считал, что когда педагог дает ученику готовую истину, она принимается на веру, и как следствие быстро забывается. Другое дело если к этой истине он придет сам. « К. Д. Ушинский подчеркивал, что мысль никогда не увяжется в голове ученика так прочно и сознательно, «никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает, только обратив внимание на сходство или различие уже укоренившихся в нем представлений».

По мнению К. Д. Ушинского педагог должен не только давать знания, но и делать это интересно. Отвращение ученика к обучению может быть вызвано многими факторами. Задача педагога дать материал так, чтобы желание учится не пропадала. Для обеспечения успеха в учении на первых этапах обучения К. Д. Ушинский советует педагогически обрабатывать изучаемый материал. Истинный педагог «постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилий воли». К. Д. Ушинский резко выступал как против «бестолкового зубрения наизусть», так и против «потешающей педагогики». «Учение есть труд, — писал он, — и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес к учению зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». Безусловно, должны быть и скучные вещи в учении, но не следует специально нагнетать трудности ради трудностей. Важно приучить ребенка делать и то, что его не занимает, «делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». Это и будет его подготовкой к жизни.

Активность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания. К. Д. Ушинский различал два рода занимательности — внешнюю и внутреннюю. «Чем старше становится ученик, тем более внутренняя занимательность должна вытеснять собой внешнюю». К средствам активизации следует отнести сократический и эвристический методы, средства наглядности, своевременность и постепенность в обучении, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости в изучении материала. Особенно опасна перегрузка учащихся в младшем возрасте. В равной степени опасно и преждевременное учение, когда полученные знания не находят практического применения, как следствие быстро забываются.

Не меньший интерес представляют и методические рекомендации «учителя всех русских учителей». Так, целью первоначального обучения является вооружение учащихся навыками в чтении, счете, письме. Благодаря навыку высвобождаются сознательные силы ребенка для других «более важных душевных процессов». В методике опроса особое место отведено вниманию всех учащихся на уроке. «Весьма полезно для классного наставника приобрести привычку сначала говорить вопрос, а потом, несколько помедля, имя того, кто должен отвечать на этот вопрос».

К.Д.Ушинский обращал большое внимание воспитание, на основные его факторы, он разделял воспитателей на преднамеренных и непреднамеренных. Непреднамеренными воспитателями, по его мнению, являются: природа, семья, народ и его язык.

Руководящую роль в воспитании должен сыграть «преднамеренный воспитатель» — школа, смена видов деятельности, отдых. Процесс воспитания нельзя сводить его к наставлениям. Наставления могут быть усвоены воспитанником, но не окажут никакого влияния на его нравственность или повлияют отрицательно. «Только практическая жизнь сердца и воли образует характер. Важно, чтобы ребенок жил практически: как можно более чувствовал, желал и действовал».

Средствами и методами нравственного воспитания, является правильная организация труда и отдыха, игра, воспитывающее обучение, обмен мыслями между наставниками и учениками, убеждения, моральные наставления. К. Д. Ушинский обращал внимание на постоянное стремление воспитанников к самостоятельности, которую следует всячески поддерживать. Самостоятельность и стремление к деятельности могут развиваться и крепнуть только в единстве. По отношению к каждому ребенку следует проявить доверие и любовь. Воспитание и перевоспитание возможны при условии, если ребенок уверен, что «от него ожидают хорошего».

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль педагогического такта в воспитании. Это мерило в определении правильного решения вопросов воспитания в каждом конкретном случае педагогической деятельности. Педагогу никогда не следует выражать нетерпение по отношению к детям. Педагогический такт предполагает ровное обращение воспитателя, ровную жизнь учебного заведения, но не исключает требовательности. Требовательность не означает держать воспитанников в страхе. «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Ушинский не просто создал начальное образование или народную школу, он заложил основы такой системы образования, которая дала возможность любому нормальному ребенку освоить и среднюю, и высшую школу. Вместе с другими деятелями в сфере образования, он создал женскую средную школу, что для России имело ничуть не меньшее значение, чем создание начальной школы.

Ушинский разработал систему взглядов на подготовку народного учителя. Ему Россия обязана и созданием отечественной педагогики.

 

 

Заключение.

 

Педагогическое учение К.Д. Ушинского основано на его практическом опыте, который он получил в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.

Большое количество нововведений он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращен до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу обучения был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.

Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратил внимание на проблему единства обучения и воспитания, на важность нравственной стороны воспитания, её гражданской и патриотической направленности.

Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В нём научно доказано, что для педагогики необходимо глубокое изучение психических законов и душевной природы детей, знать обстоятельства их жизни.

К.Д. Ушинский рассматривал педагогику как искусство, которому можно выучиться только на практике. Он обосновал, с одной стороны свободу и творчество учителя, а с другой — необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со всех сторон его проявления. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.

Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он связывал с гражданской позицией личности.

Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием. Немаловажно отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка.

Изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал вывод, что нельзя слепо следовать модным веяниям из за рубежа, уничтожив свою систему образования. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.

Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель — дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.

«Детский мир» — попытка преподнести энциклопедические знания. «Родное слово» — это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте.

Придерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже.

Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель — развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.

Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе — сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача — раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.

Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно.

Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

 

 

.

 

 

Литература

 

1.Поздняков А.Н.История педагогики и образования за рубежом и вРоссии: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука»,2009. – 143 с.

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/pozdniakov_istoria_obr_i_ped.pdf

 

2.К.Д.Ушинский и русская школа [Текст] : Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. Е.П. Белозерцева. - Москва : Роман-газета, 1994. - 189,[2] с. - ISBN 5-7344-0083-1 : Б. ц.

 

3.Учебное пособие для студентов высший педагогических учебных заведений / И. Н.Андреева, Т. С. Буторина, 3. И. Васильева и др. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

https://texts.news/pedagogiki-istoriya/istoriya-obrazovaniya-pedagogicheskoy-myisli.html

 

4.Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики.

2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019 – 304 с.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!