Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.



Всеобщая история

Тема урока: НТР. Основные тенденции в развитии мировой культуры.

Цели: Рассмотреть основные достижения НТР и мировой культуры;

План:

1) НТР и НТП.

2) Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство.

3) Общая характеристика постмодернизма.

4) Архитектура 1970-2010-е гг. Кино. Литература.

5) Музыка.

Для того чтобы понять, как развивалась культура ХХ века, нужно учесть, что на неё влияло постоянное развитие науки и техники. То, что ещё в 1890-х гг. казалось фантастикой, стало реальностью уже в 1910 гг. Мир и человеческая жизнь убыстрялись, и культура, как неотъемлемая часть общества, двигалась в ногу со временем, также увеличивая скорость движения.

После окончания Второй мировой войны, после того, как отгремели пушки великой войны, человечество стало работать над восстановлением порушенного мира. Создавались новые предприятия и научные школы. Научно-техническая революция (НТР) была бы возможной без тех базовых знаний, накопленных человечеством за предшествующий период своего развития. НТР и последующий за ней научно-технический прогресс (НТП) был напрямую связан с появлением «общества потребления», а начиная с 1970-х гг. и «информационного общества». Наука окончательно встала на службу человеческому обществу.

Яркими примерами НТП можно считать успехи в освоении космоса –запуск первого в мире спутника (СССР, 1957 год), полёт первого человека в космос (СССР, 1961 год), выход человека в открытый космос (СССР, 1965 год), полёт человека на Луну (США, 1969 год) и т.д. Промышленность создавала космические корабли, луноходы, отправляла спутники к Венере, Марсу, другим планетам Солнечной системы (Рис. 1).

 В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия – телевизоры, приёмники и т.д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров – к переносным гаджетам.

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих.Информационное общество – это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).

Рис.3 Информационное общество.

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство.

 В Италии большое влияние налитературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенныегоды неореализм. Первым произведением неореализмабыл фильм режиссёра Р. Росселини «Рим - открытый город»  (1945 ) об участниках движения Сопротивления. Затем вИталии появились фильмы «Похитители велосипедов» (режиссёрВ. де Сика), «Земля дрожит» (режиссёр Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссёр Дж. де Сантис) и др . В Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. Она нашла отражение в рассказах Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?»(1951 ) , в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), роман Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946) и др. В США продолжали работать знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй. Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью выбора перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Ж . П. Сартр и А. Камю. С начала 1950-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Первые два десятилетия после войны определяющую роль играли две художественные школы: Нью-Йоркская и Европейская. Нью-Йоркская школа (1945- 1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Представителями этого беспредметного искусства, получившего название «абстрактный экспрессионизм», стали Дж. Поллок, Арчи Горки, У. Куннинг, М. Ротко и др. В Европейской школе (1945-1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюффе, Г. Сазерленд и др. Бурные 1960-е гг. называют переломными. Это время молодёжных протестов с лозунгами свободы и обновления против общества потребления, засилья государственной бюрократии, время раскрепощения гражданского общества, попыток формулирования новых ценностей, нового отношения к миру. Переходный характер 1960-х гг. ярко отразился в искусстве.

В 1960-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество – так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю.

В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др. Поп-арт, авангардное направление середины ХХ в., не потерял актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает

«массовый», «популярный» . Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-культура, поп-музыка. Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь. Гиперреализм - неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм вышел из поп-арта, стремился к фотографической правдивости изображения. Лозунг сверхправдивости привёл представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. Представители гиперреализма - Ч. Клоуз, Ф. Гертч, Ж. Монори. Концептуализм - неоавангардное направление, возникшее в 1960-х гг., рассматривающее искусство как сообщение, как повод для философских рассуждений. Концептуализм в ряде произведений вообще отказался от какой-либо изобразительности, ограничившись описанием замысла произведения. Основатель - Дж. Кошут. С середины 1960-х гг. приобрело известность новое направление - оп-арт (оптическое искусство). Оперируя сложными приборами, художники оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Световые эффекты и находки оп-арта стали использовать при оформлении массовых представлений. В русле поисков развивалось кинетическое искусство – создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные (часто казавшиеся абсурдными) самодвижущиеся машины. Кинетическое искусство оказалось затем востребованным при оформлении различных зрелищных мероприятий, концертов. Так, с одной стороны, отказ от изображения и от самого произведения (концептуализм), а с другой стороны, самое реальное изображение с фотографической чёткостью реальных предметов (гиперреализм) подвели черту под эпохой модернизма. Они показали две крайности, которые привели к новой культурной ситуации. С 1970-х гг. художники и писатели стали уже в игровой манере использовать все стили и направления всех времён и народов. Зритель и читатель стали соучастниками творческого процесса.

Общая характеристика постмодернизма.

Осмысление нового этапа в развитии культуры было дано в работах таких современных

философов, как М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Э. Левинас, Ж. Лиотар, Ф. Джеймисон, Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развёрнутое обоснование. Их стали называть постмодернистами, поскольку они объявили о конце эпохи модернизма (1880- 1960).

Постмодернизм - это не направление в искусстве и не стиль. Постмодернизм - это самоназвание новой культурной эпохи, начавшейся на рубеже 1960- 1970-х гг. Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк. Чтобы понять произведение эпохи модернизма, надо раскрыть творческий замысел автора, увидеть то, что автор хотел вложить в произведение. В культурной ситуации постмодернизма читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нём смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора - создать поле для игры, где можно отдохнуть, обязательно узнать что-то новое, испытать эмоции, будь то сострадание или негодование, радость или разочарование, получить эстетическое наслаждение, удовольствие от чтения текста или просмотра фильма. Автор намеренно прячется за имитацией стилей, за скрупулёзным воссозданием той или иной эпохи, за почти незаметной иронией, которая и включает в бесконечную игру читателя, зрителя. Иногда читатель, зритель находит всё многообразие вариантов для интерпретации благодаря автору, как, например, в произведениях М. Павича или в фильме «Беги, Лола, беги», в которых демонстрируются равноправные варианты развития сюжета. Многозначность мира, многовариантность развития наглядно выражается в искусстве постмодернизма, заставляя читателя, зрителя обращаться к самому себе как личности и обосновывать свой выбор, выбор того или иного хода событий, той или иной интерпретации. Таким образом, модернизм - это искусство автора, а постмодернизм – это искусство читателя, зрителя.

-Объясните почему, по вашему мнению, искусство постмодернизма - это искусство

читателя и зрителя.

Архитектура 1970-2010-е гг.

Интернациональное направление в архитектуре (функционализм), связанное с именами таких архитекторов, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, О. Нимейер, В . Гропиус, Ф . Л . Райт, ушло в прошлое . Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1966 г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» .

Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложнённые, гибкие линии и формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей. Художественное архитектурное решение выходит на первый план, оставляя на втором плане проблему практической полезности (функциональности). В 1970-е гг. популярным становится авангардное направление - деконструктивизм, начавшее поиск новых форм художественной выразительности в архитектуре. С 1970-х гг. получило распространение архитектурное направление хай-тек (высокая технология), использующее технические конструкции и формы (трубы, каркасы, металлостеклянные и многоярусные галереи). Пример - Центр Помпиду в Париже (Р. Пиано и Р. Роджерс, 1974 г . ) . Все коммуникации, которые раньше архитекторы прятали от глаз зрителей, становятся центральным элементом декорации здания, которое напоминает строительные леса. Конструкция выставляется напоказ. Хай-тек - это культ техники и технологии, но одновременно и ирония над машинной эстетикой. Среди сооружений, демонстрирующих характерные черты эпохи постмодернизма, такие как метафоричность и неоднозначность интерпретации, выделяется оперный театр в Сиднее (Й. Уотзон, 1957- 1974 гг.). В числе метафор этого здания, напоминающего своими очертаниями парусный корабль, входящий в порт, фигурируют морские раковины, крылья летящей птицы, дольки апельсина, лепестки цветка, черепашки и т. д . Й. Уотзон для своего проекта театра в Сиднее 15 лет мучительно искал варианты конструкций, из которых можно было бы построить такое сложное здание (ими оказались простые треугольники). В 1990-е гг. новое поколение архитекторов обращается к компьютерным технологиям. Сейчас компьютер, например, у Фрэнка Гери работает круглосуточно, уточняя варианты созданного вручную  бумажного макета. Использование компьютерных технологий позволило реализовать проекты, которые раньше оставались в виде макетов, их называли «бумажной архитектурой»  . Здание нового музея Гуггенхайма в Бильбао в Испании (Фрэнк Гери, 1997 г.) стало примерам самой современной архитектуры. Оно состоит из гнутых в сложные конфигурации титановых панелей, чередующихся с застеклёнными объёмами. В этом здании многие угадывают утку, поезд, рыбу, облака, близлежащие холмы, русалку в металлических чешуйках и т. д. Основателем ландшафтаподобной холмистой архитектуры стал Питер Эйзенман, здание Аронофф-центра в Цинциннати (США, 1996 г.) напоминает столкнувшиеся тектонические пласты, выросшие в результате землетрясения. Ф. Хундертвассер также построил ряд зданий, которые органично вписаны в ландшафт местности (здания сами имеют форму холмов). Это тенденции экологической архитектуры, которая называется эко-тек. Данный стиль отличается как от архитектуры стиля хай-тек, выставляющего напоказ технологические конструктивные решения, так и от архитектуры стиля органи-тек, представляющего здания в виде организмов различного рода. Среди самых последних модных направлений в архитектуре конца ХХ - начала XXI в. выделяется архитектура в виде капель и пузырей. В самом центре британской столицы по проекту Нормана Фостера была построена мэрия Большого Лондона (2002) в виде огромной капли (язвительная британская пресса сразу назвала её стопкой глубоких тарелок).

Кино. 1960-2010-е гг.

Популярный фильм режиссёра С. Спилберга «Индиана Джонс и храм судьбы» стал

одним из первых, в котором усматривают черты постмодернизма. Он демонстрирует подчёркнутую аполитичность, соединяет чисто американские технические трюки и американский юмор с восточной экзотикой. Соединение на первый взгляд несоединимого

рождает захватывающее зрелище. Американский исследователь Ф. Джеймисон усматривает в феномене ретро, в широком распространении ремейков и в ностальгическом кино о прошлом первые характерные симптомы постмодернизма: «Американские граффити» (Дж. Лукас, 1977 г.) , « Китайский квартал» (Р. Полански ,1974 г.) . В знаменитом фильме «3вёздные войны»  он увидел пародию на известный сериал 1950-х гг. Одной из главных фигур постмодернизма в кино считается П. Гринуэй. Всё чаще в современных фильмах демонстрируется несколько равноправных вариантов развития сюжета.

Литература.  1960-2010-е гг.

Современная литература стирает границы между достоверным и невероятным, реальным и фантастическим. Писатель в эпоху постмодернизма чувствует себя прекрасно и в мире современных информационных технологий, и в разных исторических эпохах, и в мире чудес. Он пытается совместить высокий интеллектуальный уровень с успехом у массовой аудитории. Так стирается грань между массовой и элитарной культурой. Соединение различных стилей, точнее имитация стилей, внутренняя многослойность текста, ирония, пародия, коллаж, игра, фрагментарность, обращение к истории, ностальгия по прошлому, стремление воссоздать дух той или иной эпохи, создание виртуальной реальности или моделируемой реальности – главные черты современной литературы и искусства. Главное в литературе эпохи постмодернизма - это включённость в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст с учётом или даже без учёта авторского замысла сам составляет игровое пространство, которое создаёт возможность для множества вариантов его прочтения. Провозвестниками постмодернизма в литературе называют таких авторов, как Д. Фаулз, Г. Маркес, Х. Кортасар, Х. Борхес, К. Воннегут и др. Самые читаемые писатели-постмодернисты - У. Эко, М. Павич, П. Коэльо, Дж. Роулинг, Х. Мураками, Б. Бербер, В. Пелевин, Д. Браун и др .

 

Рис. 5. Группа «Роллинг Стоунз»

 

1960-1980-е гг. – время расцвета поп- и рок-групп. Небывалую славу заслужили такие группы, как «Битлз» («Ливерпульская четвёрка»), «Роллинг Стоунз» (см. Рис. 5), «Квин» (Фредди Меркури) и др. Они выражали протест против ханжества капиталистического мира, с его ограничениями и постоянными войнами. Среди сольных певцов этого времени стоит отметить Карела Гота, Боба Дилана, Тома Джонса и проч. Музыкальная культура 1990-х гг. во многом не претерпела изменений. Всё также популярны рок и поп-группы, сольные исполнители. С началом нового тысячелетия получили популярность т.н. «молодёжные группы».

 

Д\З: 1) проработать материалы лекции;

2) Ответить на вопросы:

-Охарактеризуйте информационное общество.

- -Почему интеллект стал главным капиталовложением в постиндустриальном обществе?

 - Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия вы можете выделить?

- В чём, на ваш взгляд, выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

- В чём заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма?

 -Каким образом читатель, зритель становятся соавторами произведения искусства?

 

Список литературы

1. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.

2. Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев ; под ред. А. О. Чубарьяна – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2016 – 287 с.

 

История Отечества


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!