Демократия и Либерализм в России



Марксистская теория политики

Влиятельную политическую теорию в XIX веке создал немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818 - 1883). Его ближайшим соратником был Фридрих Энгельс (1820 -1895), последователем Маркса был русский мыслитель и революционер В. ИЛенин (1870 - 1922).

Подобно Конту и Спенсеру Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. Однако анализ общества проводился им с материалистических позиций. С точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их бытие. Конечную причину и решающую движущую силу исторических событий марксисты видели в экономическом развитии общества, в изменении способа производства.

В марксизме возникла и оформилась классовая теория политики. Классы производны от экономической структуры общества и борьба между ними составляет самое существенное в политике.

Политическую свободу личности Маркс и его соратники понимали как свободу от социального угнетения и как возможность личности участвовать в политической жизни общества. Политику они считали «делом миллионов» и выступали за предоставление широким народным массам возможности свободно проявлять их политические взгляды и политическую волю. Главную роль в политической борьбе, завоевании политической свободы марксисты отводили рабочему классу. Освобождая себя от угнетения буржуазией, рабочий класс освобождает тем самым и весь народ от социального гнета, создает условия для свободы каждой личности.

С классовых позиций трактуется в марксизме и проблема социального и политического равенства. Равенства не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой достижения равенства, по Марксу, является завоевание трудящимися политической власти. При этом условии решается вопрос о социальном и политическом равенстве рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.

С точки зрения марксизма, главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. Обладание государственной властью открывает возможность тем или иным политическим силам влиять на все стороны общественной жизни и тем самым утверждать свое политическое господство.

С классовых позиций рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства. «Государство, - писал В. И.Ленин, - возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены». Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими, причем, подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов и служит их интересам.

Через всю марксистскую политологию проходит учение о политических, классовых интересах, в которых отражается все то, что способствует упрочению положения в обществе того или иного субъекта (класса, партии, нации и т. д.). В политике очень важно осознание субъектом своего политического интереса, а также умение видеть подлинные интересы других участвующих в политике субъектов.

Марксистское учение стало политической идеологией коммунистических партий и нашло свое воплощение, зачастую в догматизированной форме, на практике в социалистических странах. Абсолютизация классового подхода в политике ограничивала возможности более углубленного познания политики, ее практического применения, что и сказалось на исторических судьбах бывших социалистических государств.

 

 

«Демократия в Америке». Алексис де Токвиль

Историческая концепция Токвиля состоит в том, что на смену вековой власти аристократии повсюду неизбежно приходит народовластие. Семя американской демократии он видит в братстве пуритан, которые стояли у истоков американских колоний. Наиболее привлекательная черта американского общества для Токвиля — равенство стартовых возможностей. Несколько идеализируя децентрализованное устройство США, Токвиль противопоставляет его сверхцентрализованной Франции своего времени:

Поскольку в Соединенных Штатах нет общего центра, в котором все должно неизбежно сводиться воедино, то здесь не возникает ни огромных столичных городов, ни громадных состояний, ни глубокой нищеты, ни внезапных революций.

Токвиль высоко оценивал достоинства федеративного государства:

Никто не способен больше меня оценить все преимущества системы федеративного устройства государства. Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества.

Вместе с тем Токвиль видит и обратную сторону «тирании большинства» — культ материального преуспеяния, рост изоляции и отчуждения индивидов, а также упадок искусств, основными заказчиками которых традиционно выступали аристократические верхи:

Воздух здесь пропитан корыстолюбием, и человеческий мозг, беспрестанно отвлекаемый от удовольствий, связанных со свободной игрой воображения и с умственным трудом, не практикуется ни в чем ином, кроме как в погоне за богатством.

Прогноз Токвиля довольно пессимистичен — всеобщее избирательное право и связанный с этим диктат широких масс «постепенно приводят к уничтожению свобод, усилению роли государства, политическому индифферентизму и стремлению граждан к опеке».

Демократия и Либерализм в России

До 1905 г. в самодержавной Российской империи официальная идеология отрицала либеральную демократию, хотя такие идеи были популярны среди образованной части общества. В 1864 году были созданы цензовые представительные органы — земские собрания, а в 1870-е городские думы, партии были фактически запрещены, существовала цензура. В 1904 году была создана либеральная партия — «Союз освобождения», объединившаяся в октябре 1905 года с Союзом Земцев-конституционалистов (другая либеральная партия) в центристскую либеральную Конституционно-Демократическую Партию. После издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. многие существенные элементы либеральной демократии (такие, как народное представительство, свобода совести, слова, союзов, собраний и т. д.) стали интегрироваться в политическую систему российского государства. Однако полномочия Государственной Думы были ограниченными, продолжались преследования непримиримой оппозиции (ПСР и РСДРП)). В то же время правое крыло Союза Земцев-конституционалистов организовалось в правую либеральную партию — Союз «17 октября». Кроме того были созданы ещё две либеральные партии — левоцентристская Партия Свободомыслящих, программа которой была похожа на программы Трудовой Группы и Партии Народных Социалистов, и левая Радикальная Партия, программа которой была похожа на программы РСДРП и ПСР. Позже правое крыло КДП и левое крыло союза «17 октября» создали ещё две либеральные партии — Союз Народного Благоденствия и Партия Мирного Обновления, объединившиеся в третью крупную либеральную партию — Прогрессивную Партию. На выборах в Государственную Думу первого и второго созывов Конституционно-Демократическая Партия получала большинство голосов.

В июле 1907 года был повышен имущественный ценз и на выборах в Государственную Думу третьего и четвёртого созывов большинство голосов получил Союз 17 Октября. После победы Февральской Революции 1917 года сформированное Временным Комитетом Государственной Думы Всероссийское Временное Правительство провело некоторые демократические реформы — расширило свободу совести, слова, собраний и союзов, провело выборы в городские думы и земские собрания на широких демократических началах. Были легализованы оппозиционные партии — Российская Социал-Демократическая Рабочая Партии и Партия Социалистов-Революционеров. При этом само Всероссийское Временное Правительство не находилось под парламентским контролем, опиралось на старую цензовую Государственную Думу. Избранный в сентябре 1917 года Всероссийский Демократический Совет не получил право контролировать кабинет министров.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!