Соната №32 c- moll op. 111, 1821-1822 гг.
(2 части)
Посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
1.Maestozo – Allegro con brio ed appassionato.
2.Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile.
Одно из самых выдающихся творений Бетховена, являет собой чудо целостности и стройности. В ее первой части как будто оживают драматические образы «Патетической» и «Аппассионаты». Но трактовка «вечной» бетховенской темы борьбы здесь иная.
1 часть – мощна и компактна, «высечена из куска мрамора». В теме вступительного Maestozo исследователи находят «космические катаклизмы и взрывы во вселенной», которые чередуются со стоном души. Тема главной партии очень напоминает тему фуги, и всё развитие первой части пронизано полифоническими приёмами, линеарностью мышления.
Напряженное, тревожное, волевое движение первой части завершается не бесстрашным вызовом судьбе (как это происходило в более ранних произведениях Бетховена), а душевным просветлением, стремлением уйти от борьбы и страстей в мир возвышенной умиротворенной мысли, внутренней гармонии. Так воспринимаются последние такты сонатного Allegro. Тональность c- moll, которая традиционно воспринимается, как одна из самых драматических тональностей и в творчестве Бетховена в c- moll написаны самые драматичные произведения, переосмыслена, «перекрашена» в конце первой части в светлый, возвышенный C- dur.
2 часть - построена как тема, названная Бетховеном «Ариеттой», с вариациями. Являет собой великий контраст первой части, противопоставляет активности созерцание, размышление. Тема отмечена неземной кристальной чистотой, напоминая одновременно и свободно льющуюся песню и сосредоточенный хорал.
|
|
По словам Рубинштейна эта соната «исключительно душевная, без учености. Ариетта в ней — полет в облака, душа возносится в высшие сферы».
Идея сонаты — возвышение человека над мирскими страстями и его слияние с природой — выражена в этих двух частях с такой исчерпывающей полнотой, что композитору не понадобилось расширять сонату до обычных размеров сонатного цикла. В этом произведении Бетховен как бы «прощается» с классицистской сонатностью, выходя за грани ее традиционного круга образов и формообразующих принципов и открывая путь к философско-созерцательной симфонической поэме.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!