Символика криминальных субкультур

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

 

Филологический факультет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Влияние криминальной субкультуры АУЕ»

на тему: «Учёт несовершеннолетнего возраста в уголовном праве»

 

 

Выполнила студентка

 группы С(Д)О-17

Халилова Л.Д.

Проверил:

Кандидат философских наук, старший преподаватель

Бекиров Н.В.

 

 

Симферополь

2020


Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1. Значение слова «АУЕ». История развития движения........................... 3

2. Символика криминальных субкультур.................................................. 8

3. Как решить проблему?............................................................................ 9

Заключение……………………………………………………………..……..10

Список использованной литературы........................................................ 11

 

ВВЕДЕНИЕ

На настоящий момент актуальным остается уровень правонарушений и преступности среди несовершеннолетних и молодежи, чему отчасти способствует распространение криминальных субкультур. Криминальная субкультура (как и любая иная субкультура) заменяет собою общепринятые в обществе ценности и деформирует правосознание, создавая привлекательный образ антисоциального образа жизни. Особую опасность ее распространение представляет собой в среде несовершеннолетних и молодежи. Это обусловлено возрастными особенностями, влияющими на скорость распространения криминальной субкультуры, а также отчужденностью данной категории лиц от официальной культуры и привлекательностью альтернативных социальных ценностей. Наиболее распространенной среди несовершеннолетних и молодежи на территории Российской Федерации является криминальная субкультура, известная под аббревиатурой «АУЕ».

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «АУЕ». ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ.

Начнем с истории развития, откуда появилась данное слово и что оно обозначает:

1. Как аббревиатура – арестантский уклад един;

2. Как латинское слово AUE переводится – приветствие, одобрение, выражение эмоций и т.д.

Изначально тюремный жаргон начал появляться в 50 годы, формировать его начали политические заключенные, чтобы передавать информацию непонятную для надзирателей. Так как, человек, не сидевший в тюрьме не мог понять их язык, и слово АУЕ обозначало приветствие, для вновь прибывших заключенных.

В 90-х годах АУЕ обозначало принадлежность к криминальной субкультуре, для людей, отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы. Расшифровка АУЕ не представляет особой сложности. В арестантской среде АУЕ означает, что их всех скрепляет и объединяет между собой одна идеология, даже можно сказать особая воровская религия. Она заключается в том, что для всех заключённых должны быть одни и те же условия, то есть все без исключения равны перед внутренними тюремными законами.

    В настоящее время в России сформировалась новая опасная молодёжная субкультура, известная в стране под аббревиатурой АУЕ. Она в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты, техникумы. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

   Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

   И каким же ценностям сегодня учат этих «строителей будущего» на школьной скамье? Арестанским. АУЕ – дословно означает «Арестанский уклад един» или «Арестанское уркаганское единство» – перевести аббревиатуру можно и так, и так. Собственно, основной посыл её идеологии отражён в названии – это фактически культ тюремных «понятий», тюремной романтики, стилизованный под молодёжную культуру. Это культ силы, воровства и тунеядства. Впервые о нём заговорили на федеральном уровне год назад, когда банда подростков АУЕ атаковала полицейский участок в Забайкалье.
Для субкультуры в её классическом и привычном понимании – это, пожалуй, уже чересчур. Никакая альтернативная культура не может быть столь навязчивой. Культура вообще не должна быть навязчивой. АУЕ – это не субкультура и никакое не движение, это секта. Классическая тоталитарная секта для подростков со всеми атрибутами – от неприемлимости чужих взглядов до крайне агрессивных способов распространения своего влияния. Здесь всё, то же самое, только вместо религиозной составляющей адептам предлагает некий «свод правил», или, если угодно, «понятий», согласно которым необходимо строить свою жизнь. И главное – не только свою, но и чужую – жизнь каждого окружающего, по мере возможностей. Управляют такой сектантской субкультурой руководители, которые находятся в местах лишения свободы, призывая и заманивая подростков тюремной романтикой. А что будет потом и чем заканчивается эта романтика никто не говорит. В основном членами данной субкультуры становятся подростки из неблагополучных семей.
В чем опасность

Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, то есть школьного возраста. Чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита. Если проследить географию данного явления, то можно заметить, что это те места, которые находятся в глубокой провинции. И уровень оснащения и подготовки школ остаётся на позициях прошедшего дня. С момента уничтожения СССР промышленные районы претерпели серьёзные изменения, многие мощные в прошлом предприятия прекратили работать и среда вокруг них напоминает гетто.

По своему содержанию кодекс АУЕ копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне. Романтизация тюремной жизни легко встраивается в сознание подростка, если ему демонстрируют «братство» попавших в заключение.

Модель обложения данью своих соучеников в каком-то смысле копирует государственную налоговую систему. Члены АУЕ мыслят так: деньги, которые мы собираем, работают на будущее: сейчас мы финансово обеспечиваем зэков, а впоследствии уже новое поколение АУЕ будет снабжать нас деньгами, если мы окажемся в тюрьме. Сама мысль, оказаться в тюрьме, не пугает подростка. Напротив, именно там, в заключении, его ждут самые «лучшие друзья и товарищи». По этой причине психологически подросток готов к свершению преступления и наказанию за него.

Система поборов во многих городах Забайкалья и Дальнего Востока приняла настолько массовый характер, что о ней не говорит лишь ленивый. Родители, администрация учебных заведений и правоохранительные органы прекрасно осознают масштабы бедствия, однако серьезно изменить ситуацию пока не в силах.

Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии. Остановить обезумевшую толпу может разве что оружие. Противоправные действия подростков подпитываются консультацией старших товарищей, уверяющих, что им, подросткам, нечего бояться. Старшие знают, что деяния подростков иногда не подпадают под статьи законов.

Не остаётся в стороне интернет. Проникновение и внедрение в жизнь инноваций широко используется не только во благо, но и во вред подрастающему поколению. Уголовный мир «не дремлет», осваивая всемирную сеть для своих целей. Масштабы проникновения этой субкультуры в общеобразовательные заведения поражают. По мнению экспертов, к АУЕ себя причисляют сотни тысяч подростков. Это наглядно видно также и из социальных сетей. К примеру, сетью «В Контакте» пользуются несколько сообществ, посвященных тематике АУЕ, с общим числом подписчиков свыше 200 тыс. человек. К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше.

Самое страшное, что в скором времени эта неуправляемая шпана войдет во взрослую жизнь и многие из бывших членов АУЕ пополнят ряды организованных преступных группировок. И это может стать для государства большой головной болью, похлеще, чем разгул бандитизма в 1990-е.

Власти регионов все еще надеются решить проблему своими силами. Однако не получается. Например, в поселке Новопавловка Читинской области дело дошло до того, что родители детей, подвергшихся издевательствам со стороны членов группировки АУЕ, устроили над подростками самосуд. Несмотря на откровенно незаконный характер акции, полиция не торопится наказывать родителей. Пассивная позиция правоохранительных органов в данном случае может быть объяснена тем, что действенных мер по борьбе с демонстративно пренебрегающих законами подростков остановить не получается. И так как проблема, которую попытались решить родители самосудом, не под силу решить призванным заниматься этими вопросами.

 

 

Символика криминальных субкультур

Одним из важнейших индикаторов распространения АУЕ является появление символики и аббревиатур движения на стенах/партах в здании образовательной организации, на ее территории, появление бумажных носителей информации, пропагандирующих АУЕ с использованием лозунгов (чаще их аббревиатур), расшифровка которых зачастую содержит нецензурную лексику.

Примеры аббревиатур:

- АУЕ - «арестантское уголовное единство», «арестантско-уркаганское

единство», «арестантский уклад един»;

- ЛХВС - «легавым хер, ворам - свободу»;
- СЛОН - «смерть легавым от ножа», «с малых лет одни несчастья»;

- БАРС - «бей активистов, режь сук»;

- ЖВСС - «жизнь ворам, сукам смерть»;

- АВОЕ - «арестантское, воровское, общее едино»;

- ТУЗ - «тюрьма уже знакома»;

- КОТ - «коренной обитатель тюрьмы»;

- БОГ - «был осужден государством»;

- ВЕК - «всему есть конец»;

- ВОЖ - «ворам отдышка, легавым - крышка».

Одним из символов служит знак «розы ветров» - наиболее популярного графического символа сторонников «АУЕ.», который наносится под ключицу в качестве татуировки. Знак символизирует принадлежность к касте «лагерных авторитетов - воров в законе». В том числе на тело могут наноситься указанные выше аббревиатуры и иные символы.

Возможно использование предметов с указанными символами, например, аксессуаров для медиаустройств, а также предметов, произведенных в местах лишения свободы четок, заточек, игральных карты и иных.

Как решить проблему?

Только в 2016 году наличие проблемы растущей подростковой преступности стали признавать на федеральном уровне. Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова в интервью газете «Известия» заявила, что «молодежное криминальное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях». Говоря иначе, АУЕ распространяет своё влияние по всей стране. И темпы такого влияния заставляют задуматься о последствиях для всего подрастающего поколения.

Президент России поручил разработать комплекс мер, которые бы защитили детей от влияния тюремной субкультуры. Первым шагом на этом пути стал законопроект, внесенный депутатом Думы Антоном Беляковым. Он предусматривает запрет «пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни». Впрочем, запретить не означает оградить. Как известно, «запретный плод - сладок». Весёлая жизнь с отсутствием каких бы то ни было обязательств перед близкими и обществом в целом может привести к катастрофическим последствиям в масштабах всей страны.

Имеет смысл присмотреться к поведению своих детей, и мальчиков и девочек, обращая внимание на их увлечения. Компьютер в современной жизни часто заменяет живое общение со сверстниками и взрослыми. Вовремя предупредить и оградить от такого опасного увлечения под силу каждому родителю. Впрочем, выбор остаётся за взрослыми и детьми в том случае, когда государство устраняется от выполнения своих обязательств перед гражданами. И иллюзорные отчёты о контроле над ситуацией могут сыграть плохую шутку.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних лиц в качестве обвиняемых, конечно же, следует учитывать возраст несовершеннолетнего как особый критерий при установлении наказания. Однако считать данный критерий единственным и основополагающим неверно. Далеко не каждый несовершеннолетний следовал своему заблуждению или неопытности. Многие из данной категории намеренно идут на совершение преступного деяния, так как заранее учитывают, что тяжесть преступления может смягчить их особое положение, а именно – недостижение возраста 18 лет.

Поэтому при назначении уголовного наказания несовершеннолетним следует учитывать совокупность множества факторов, при которых было совершено данное преступление. Такие факты носят зачастую индивидуальный характер, и не представляется возможным законодательно установить их для всей категории несовершеннолетних преступников. Для повышения эффективности борьбы с данным видом преступлений, которые являются одними из наиболее опасных (так как подрастающее поколение – это наше будущее), необходимы высокий профессионализм судей, их гуманность, но в то же время справедливость и рационализм при вынесении решений по данным делам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большакова, Е. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодёжных субкультурах. «Генезис», М. 2010 год, стр. 93.

2. Гогуева, М. М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 5.

3. Дольто, Ф. На стороне подростка / пер. с фр. А. К. Борисовой. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 368 с.

4. Семечкин, Н. И. Психология социального влияния. СПб.: Речь, 2004. 304 с.68.

5. Чем увлекается молодежь? Виды субкультур. [Электронный ресурс] Интернет-журнал. Бьюти код. Адрес: http://dekatop.com/archives/71

6. Аддиктивное поведение. Национальная психологическая энциклопедия. Адрес: http://vocabulary.ru/dictionary/27

7. Википедия, Свободная энциклопедия, Адрес:www.wikipedia.org

8. Десять самых известных субкультур молодежи. [Электронный ресурс] Интернет-журнал. Дека топ. http://dekatop.com/archives/71

9. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] http://vocabulary.ru/dictionary/27

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 677; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!