Диалектика революционных демократов XIX в.



Западники-материалисты являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами революционной демократии.

Герцен является основоположником народничества. Он заявлял, что единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.

Белинский говорил об идеях необходимости прогресса. Говорил, что буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому он ратовал за отмену патриархата на Руси.

По Чернышевскому человек - это природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Суть Чернышевского антропологического принципа - человек существует как материя и как количественное сочетание материальных веществ. Человек является частью природы и естественной эволюции.

 

Материалистическая диалектика.

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развитие истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения всё это — наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевёрнута с ног на голову. Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм. Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики.

В диалектическом материализме в 1960—1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие — «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

· принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что всё связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;

· принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.

· закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность (определения понятия противоположности, или диалектического противоречия, так и не было дано);

· закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;

· закон отрицания отрицания.

Конспектируя труд Гегеля «Наука логики», В.И. Ленин сделал следующие пометки по поводу определения и существа диалектики. Основополагающий вывод состоит в том, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности», причем В.И. Ленин фиксирует то, что идея отлична от сознания (рассудка), что было снятыми у К. Маркса положениями (поэтому привело к только рационально-материалистическому пониманию диалектики в диалектическом методе Маркса). Ленин также заявлял в своих заметках, что диалектика – объективна. По вопросу природы диалектики «противопоставление идеалистической и реалистической философии не имеет никакого значения», противоречия в понимании диалектики нет, если его не актуализировать из-за глупости или в связи с какими-то идеологическими, целями.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!