ГУМБОЛЬДТ и его вклад в развитие историзма

Исторические работы Шиллера

В н. 90-х годов XVIII в. Ш. написал и опубликовал ряд мелких истор-х работ. -несколько лекций по всеобщей истории, прочитанных в Иенском университете. рецензии на книги по истории, помещенные в 1787 г. в иенской «Всеобщей литературной газете», статьи: «Законодательство Ликурга и Солона», «Переселение народов, крестовые походы и средние века», и др.

отказался от строго хронологического построения, которого придерживаются источники, и построил историю войны по узловым событиям, отбросив мелкие и незначит-е факты.

После 1793 г. Ш. написал мало истор-х сочинений. последняя истор-я статья, небольшое введение к мемуарам Вильевиля, напеч. в 1797 г. в журнале «Оры». Но м/у предше-ми истор-ми трудами и этой статьей лежит период якобинского господства и революц-х событий во Франции, - Ш. относился «–«.

Ш. как автор известных истор=х драм стоит выше, чем автор истор-х исследований. Но последние служили ему необходимой подготовительной школой для создания первых.

Ш.-люди в течение тридцати лет воевали не из-за религиозных верований, а отстаивая свои эконо-е и полит-е интересы.

«Собрание истор-х мемуаров» под реда-й Ш. выходило до 1806 г.; 33 тома. Сам Ш., однако, отредактировал и снабдил вступит-ми статьями лишь первые несколько томов, а затем не принимал уже непосредственного участия в этом издании. 1 т., - 1789 г., - материалы по визант-й истории XI-XII веков; во 2 и 3 т. - мемуары из эпохи Гогенштауфенов (имп-ра Фридриха I). 4 -5т мемуары герцога Сюлли в нем-м переводе Функа, Ш. книг о нидерландской революции и 30тилетней войне «История франц-х смут, предшествовавших царствованию Генриха IV». - экон-х и полит-х причин реформации и контрреформации, хар-ке осно-х событий и гл-х общ-х деятелей Франции в пер. царствования Франциска I, Генриха II и Карла IX до Варфоломеевской ночи.

мысль о переводе с иностр. языков и обработке известнейших памятников мемуарной лит-ры. отложено сперва из-за работы над историей нидерландской революции, подготовки к лекциям в университете. в н. 1789 г. Ш. обращается к Кернеру с предложением взять издания английское средневековье. излагает принципы отбора и обработки истор-х мемуаров.: Переводить свободно, так, чтобы изящество стиля перевешивало буквальную передачу». «…1 писатель должен видеть то, о чем он пишет; 2 он описывает одно какое-нибудь замечат-е событие, в котором принимало участие неск-ко человек, или же жизнь одного какого-нибудь замеч-го лица, пережившего много событий; он не летописец и не историк; 3 он дает особое истолкование известным событиям».

Гегель и его эпоха

Нем-й философ, представитель нем-й классич-й философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и лит-м трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до к. жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816—18) и Берлина (с 1818).

Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий Великой франц-й революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осущ-е буржуазно-демокр-х требований мыслилось Г. в форме компромисса с сословно-феод-м строем, в рамках конституц-й монархии. Эта обусловленная экон-й и полит-й отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив её революц.-крит-й хар-р.

Г. начинал как последователь «критической философии» И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешёл с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классического идеализма Г. выделяется обострённым вниманием к истории чело-й духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их истор-й облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры, формации, в образе которой явственно проступают черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. В «Феноменологии духа» Г. осн. принципы своей философской концепции. Духовная культура челов-ва была впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, — развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание», венчающее феноменологическую историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключ-я глава «Феноменологии духа» — программа критического преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в «Науке логики» (1812).

        Универсальная схема творческой деят-ти «мирового духа» получает у Г. название абсолютной идеи, а «Наука логики» определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. «Абсолютная идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями — бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д. — и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями — действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логических форм и законов, прорисовывающихся через совокупный исторический процесс. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистического бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость.

        Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего того «богатства образов», которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём «внутренние состояния».

Диалектика истории по Гегелю

ДГ носила идеалист-й хар-р, прогресс он видел не в развитии реального чел-го общества, а в эволюции первичного якобы по отношению к природе и обществу абсолютно­го духа.

Г. начал разработку философии истории в «Феноме­нологии духа» (1807), но подробно развил ее в лекциях, читал с 1818 г. в Берлинском унив-те. 1 по­пытка применить диал-й метод к всем-й истории. Г. изобразил историю чел-ва прогрессивным процессом, происх-м в духовной сфере, диалект-м развитием борь­бы противоположностей. Само развитие абсолютного духа он пони­мал как непрерывный рост осознания свободы: в каждую эпоху ведущий народ достигает в этом опред-й ступени, после чего уступает место др. народу, поднимающемуся на более высо­кую ступень. Данный процесс, согласно Г., начался на др. Востоке, поднялся ступенью выше у др. греков и рим­лян. Но только герм-й народ во времена христ-ва при­шел к осознанию «свободы чел-ка как ч-ка».

Стремясь раскрыть внутр-ю связь в истории, он толковал ее как закономерность в необозримом множестве случайностей, которая охватила все стороны деят-ти чел-ка и нашла вы­ражение в прогрессе в истории. Г. органически присущ исто­ризм, понимание того, что ист-й процесс развивается объективно, независимо от воли отдельных лиц. Полит-е взгляды Г. противоречивы, как и его философско-исто-я система. Он выступал п/в бурж-х революций, за ре­формы в качестве предпочтительного средства утверждения бур­ж-х отношений. Эта позиция определялась страхом перед ре­вол-м движением масс, боязнью якоб-й диктатуры, порожденной Фр-й рев-й. С этих позиций «+» значение рев-ции во Фр-и он видел прежде всего в том, что ее влияние на нем-е порядки вынудило верхи к ре­формам. Считая, что после Фр-й рев-и «мировой дух» перешел в Германию, Г. писал о преимуществах реформатор­ского, нем-го пути перед революц-м, фр-ким. Вме­сте с тем Г. сделал ряд глубоких наблюдений. подме­тил и некоторые противоречия бурж-го «гражд-го обще­ства», указав, что в нем, с 1 стороны, происходит накопление богатства, а с 2 — ухудшается положение трудящихся масс.

Учение Г. противоречиво. Из него можно сделать и реак­ционные, и революц0е выводы. Ленин в статье о Фрид­рихе Энгельсе подчеркнул революц-ю сторону учения Гегеля, его веру в человеческий разум, его положение о происходящем в мире постоянном процессе изменения и развития

 

Формирование Романтизма.

С к. XVIII в. в нем-й ист-фии широкое влияние получает романтизм. Р-м, имевший в разл-х странах свои на­ц-е особ-ти, в Германии отличал­ся наиболее ярко выраженной враждебностью идеям Просвещения,, демокр-м и даже бурж.-либ-м устремлениям. Хар-ми чертами нем. ром-ов - иррациональ­ные принципы постижения истории с помощью интуиции, религиоз­ная трактовка событий, идеализация средневекового феод.-аб­солют-го строя.

К 1 предст-м нем-го р-ма, -писатели Фридрих и Август Шлегели, теолог Шлейермахер, поэт и уч-й Новалис, братья Якоб и Вильгельм Гримм и др. Их объединяло неприятие бурж-го строя и осознание неудержимости бурж-х преобразований. Отсюда их обращение в прошлое, в мир фантазии и мистики. Роман­тики стремились сохранить, что возможно, от феод-го строя и феод-х отношений. Путь к этому они видели в классовом ком­промиссе м/у буржуазией и дворянством под рук-вом пос­леднего. Поэтому северогер-е р-ки поддерживали «прусский путь» развития капитализма, который максимально ща­дил феод-е учреждения; южногерманские р-ки ориенти­ровались на реакционную катол-ю церковь и Габсбургскую монархию.

Идеи реакционного романтизма воплотила в нем-й исто-афии «нарративная» (описательная) школа. -профессор Иенского унив-та Генрих Луден (1780—1847). «История не­м-го народа» и «Ист-я германцев» Л. исходил из идеи единства мировой истории, но хар-ный для него не­м-й шовинизм мешал верному пониманию своеобразия истор-го пути др. народов. Стремление истолковать «националь­ный дух» немцев приводило Лудена к произвольным суждениям и просто выдумкам.

Р-й школе в Германии присуще определенное противоречие м/у ее полит-й напр-тью и выдвину- ыми методолог-ми принципами изучения истории. Первая яв­лялась безусловно реакционной, но в области методологии романти­ки по сравнению с просветителями продвинулись вперед, сделав вклад в развитие принципа историзма. Гл-м со­держанием историзма они считали постепенное, «органическое» раз­витие каждого явления, рассматривали каждый этап в истории как определенное звено в общей цепи истор-го развития. историзм романтиков имел субъективную направленность, абсолютизировал индивид-е, неповторимое в истории. рассматривали отдел-е нации и гос-ва как «коллективные индивиду-ти», развивающиеся в соответствии с «народным ду­хом». считая средние века ист-ски необходимыми и закономерными, романтики превратились в их апологетов, подчас отказываясь распространить принцип историзма на изучение совре­менности.

13.Исторические взгляды Ю.Мезера

В своих сочинениях Мёзер является наиболее ярким представителем историко-реалистического направления гос-х наук того времени. Его уважение к существующему строю и его глубокая оценка прошедшего ставили его в оппозицию к течениям, господствовавшим в XVIII в. Мёзер был противником централизации и нивелировки, просвещенного деспотизма и его многовластной бюрократии. Он предпочел бы, чтобы каждый городок имел свое обособленное полит-е устройство. Ядро германской нации Мёзер усматривал в крестьянстве, но отстаивал и самост-ть свободного бюргерства. Союз свободных землевладельцев, возделывающих собственные свои земли, крепко придерживающихся прадедовских обычаев — таков его идеал, которому, по его мнению, наиболее соответствовало состояние германской общины при Карле Великом. В отдельных случаях он не против реформ, но пристрастие к стародавним обычаям и порядками было в нем так велико, что он брал под свою защиту совершенно отжившие учреждения (напр. цехи), он постоянно опасался, как бы из-за человека вообще не перестал существовать оснабрюкенец. По своим политико-экон-м воззрениям Мёзер был во многих отношениях приверженцем меркантилистов и решительным противником теорий Адама Смита. Он восставал п/в систематического проведения принципа разделения труда, ратовал за ограничения, рекомендовавшиеся меркантилистами в интересах мелкой промышленности, но, с другой стороны, высказывался за полную свободу хлебной торговли. Он восставал против систематического проведения принципа разделения труда, ратовал за ограничения, рекомендовавшиеся меркантилистами в интересах мелкой промышленности, но, с другой стороны, высказывался за полную свободу хлебной торговли.

Сочинения- «Оснабрюкской истории» (Мёзер пытался прежде всего изобразить быт народа, положив основание тому пониманию истории немецких гос-х учреждений, которое оказывало свое влияние и в XIX в. «Каждое время имеет свой стиль» «Патриотические фантазии» остаются нац-м произведением, отводящим Мёзеру одно из первых мест в ряду нем-х прозаиков. Это — сборник мелких произведений, проникнутых здоровым юмором; полит-е рассуждения чередуются с нравоописательными рассказами.

 

 

 


14.Германская школа права

С идеями «нарративной школы» были тесно связаны концепции представителей «истор-и школы права», которая наиболее четко

отразила реакционные черты нем-го историзма, провозглашав­шего непрерывность традиции и эволюционную преемственность, неповторимый и индивид-й характер любого истор-го явления, решающую роль в истории «народного духа». На подоб­ную трактовку истории как исключительно эволюционного процес­са оказал большое влияние труд англ. публици­ста Э. Бёрка «Размышления о Фр-й революции» (1790). «Истор-ской школе права», выражавшей консервативную реак­цию на революцию, особенно импонировали его рассуждения о неправомерности переворота, якобы нарушающего естественный «органический» рост, свойственный всякому развитию и в общест­ве и в природе. Феодально-консервативная нем-я ист-фия охотно восприняла и др. полит-ю тенденцию работ Бёрка — оправдание ретроградных действий и взглядов по той лишь причине, что они стали достоянием истории. Это дало основание К- Марксу назвать «истор-ю школу права» школой, узаконивающей «подлость сегодняшнего дня под­лостью вчерашнего» и объявляющей всякий кнут священным, ибо это «истор-й» кнут.

Гл. представителями «ИШР» - берл-й профессор и прус-й министр юстиции Фридрих Карл фон Савиньи и его соратник Карл Фридрих Эйхгорн. В своем программном сочинении «О призвании нашей эпохи к законодательству» (1814) Савиньи выступил п/в требований создать в Германии новую, бурж-ю правовую систему, подобную кодексу Наполеона. Он обос­новывал свои возражения теорией «органического» развития.

Нельзя ни создать новое право, ни ликвидировать уже суще-щее, поскольку право—результат долгого и сложного развития, - Савиньи. Сами же правовые нормы он считал наглядным выражением «народного духа».

Взгляды «ИШП» применил к нем-й истории Эйхгорн. «История нем-го права и гос-ва» (1808—1823) рассматривал нем-е право как «единое созданное народом целое», желая т. Об. обосновать «ра­зумную непрерывность» его развития. Подобно Савиньи, Эйхгорн давал одностороннюю трактовку историзму и выступал п/в пе­ренесения на почву Германии опыта Фр-й рев-и, при­давая решающее значение эволюции правовых и гос-х форм.

 

 

 

ГУМБОЛЬДТ и его вклад в развитие историзма

Вильгельм фон (1767-1835) – нем-й философ, языковед, гос-й деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в нем-м идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло базовые основания, - тотальность (в худож-м изображении жизни) и универсальность. Идеи Г. о целостности всемирно-истор-го процесса, о народах как живых организмах, о включенности деят-ти отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на клас-ю Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутр-е содержание и смысл истории избежать опасности быть простым регистратором истор-х результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреч-й культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой франц-й революции, раннее его сочинение «Идеи к опыту, определяющему границы деят-ти гос-ва» - являет собой рассуждение о полит-х условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами гос-ва явл-ся защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного нац-го и индивид-го развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью соц-х реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль пед-х мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования была создана гуманист-я гимназия в ее клас-м облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., «организация» - в мире физическом, «хар-р» - в мире интеллект-м и моральном. «Тайна всего бытия» заключена, по Г., в индивиду-ти (личности, народа). Вся философия Г. может рассм-ся как характерология форм культуры, выраж-х самобытную внутр-ю форму «духа народа». Г. явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. Принимая философское учение И. Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории истор-го познания Г., всемирная история есть результат деят-ти духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку может заменить эстетика. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков.

Научная биография Ранке

нем. историк, оказавший большое влияние на формир-е нем. бурж.-юнкерской истор-фии 2-й пол. 19 в. и на последующую герм. Истор-фию реакц. направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. филологией и богословием, Р. стал учителем древних яз. в гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и др. авторов Р. увлекся историей. В 1824 вышло его 1 ист. соч. "История романских и герм. народов с 1494 до 1535 г." с приложением источниковедч. этюда "К критике новой исто-фии". Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв.", = командирован прус. пр-вом в Италию для работы в архивах. Теоретич. взгляды Р. Сформ-сь под влиянием филос. идеализма и протестантизма. Ист. процесс, - осущ-е "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу; причинные связи м/у событиями также предуказаны богом; религия играет решающую роль в жизни народов; внешние ист. явления выступают как борьба идей, причем высшая идея - бог, а все прочие идеи - "мысли бога в мире". Каждый ист. период, имеет свою "руководящую идею" (история, т. о., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. идеей важное место в ходе истории занимает, идея полит-я, воплощенная в гос-ве. Церковь и гос-во - оба божеств. происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе: политика гос-ва есть "политика с позиций силы", борьба гос-в, наций наполняет историю. ист. концепция Р. Хар-ся европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма. Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы; с 6 в. н.э. это романо-герм. народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. роль славянства сводится к защите от вост. кочевников зап.-европ. цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и др.х неевроп. стран - объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. концепцией Р. связаны след-е хар-ные черты творчества Р.: божеский план реализуется ист. личностями (короли, папы, полководцы и т.д.; на первый план). Осн. задача историка - выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. е. установления того, "как собственно все происходило" (P. считается основоположником "объективной" школы нем. Ист-фии). Интерес гл. обр. к политич. и дипломатич. истории, провозглашение примата внеш. политики над внутр. и игнорирование истории соц-х отношений, исключит. внимание к деят-ти выдающихся личностей хар-ны для всех соч. Р.

Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, основанная на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных мат-лах политич. Хар-ра - в донесениях послов, переписке гос. деятелей и т.д.; чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) - не существует для истории; правильное использование источников требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внеш. и внутр. критики текста. Р. не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др обучал ему в своих знаменитых ист. семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. ученые: Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X. Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. др. К заслугам Р. перед нем. наукой относится также организация Баварской ист. комиссии, издавшей нем. биографич. словарь и развернувшей широкую деят-ть по публикации ист. источников.

Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. не удалось замаскировать свою реакц. политич. позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. мощью прусского гос-ва и его агрессивной внеш. политикой. В своих трудах ("12 книгах прусской истории") защищал дворянские привилегии и полуфеод. строй Пруссии, выражал аристократич. презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. деятелям. Советник и воспитатель нем. королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка - "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к соц-му и политич. прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. со стороны представителей реакц. крыла бурж. историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. передовых умов Германии - Маркс, Г. Гейне и др.

 

17. Философия истории Ранке

Леопольд фон, немецкий историк. Профессор Берлинского университета (1825—71), офиц-й историограф Прусского королевства (с 1841). Происходил из лютеранской пасторской семьи. Теоретические взгляды Р. сформировались под влиянием философского идеализма и протестантизма. Хар-ные черты методологии Р. — провиденциализм (исторический процесс, по Р., — осущ-е «божественного плана» управления миром), представление о решающей роли в ходе истории религиозной идеи и идеи полит-й, воплощённой в гос-ве, интерес г. О. к полит-й и дипломат-й истории, провозглашение примата внешней политики над внутр-й и игнорирование соц-х отношений, исключительное внимание к деят-ти «великих людей» (королей, пап, полководцев). Эти принципы проявились в осн-х истор-х трудах Р.: «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.» (1824), «Государи и народы Южной Европы в 16—17 вв.» (1827), «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.» , «Немецкая история в эпоху Реформации», «Двенадцать книг прусской истории» (, «Французская история, особенно в 16 и 17 вв.», «Английская история, особенно в 16 и 17 вв.» и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.

Вкладом Р. в развитие истор-й науки является его исследовательская методика, основанная на следующих положениях: объективная истина содержится г. О. в архивных материалах полит-го хар-ра (чего нет в документе — не существует для истории); правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внешней и внутренней критики текста. Этому методу Р. обучал и в истор-х семинарах при Берлинском университете, впервые введённых им в практику (из этих семинаров вышли многие крупные историки). Осн-й задачей историка Р. провозглашал установление того, «как собственно все происходило». Но претензиями на «объективность» и «беспартийность» ему не удалось замаскировать свою реакционную полит-ю позицию: низкопоклонство перед монархами, восхищение военной мощью и агрессивной внешней политикой прусского гос-ва, аристократическое презрение к простому народу, ненависть к революц-м движениям. Р. оказал большое влияние на формирование нем. буржуазно-юнкерской истор-фии и на реакционную буржуазную истор-фию др. стран.

 

 

Исторические взгляды Тьерри

Франц-й историк, один из основателей романтического направления во фр-й ист-фии, член Академии надписей (1830). Окончил в 1813 Высшую нормальную школу. В 1814 стал секретарём К. А. Сен-Симона, но в дальнейшем порвал (1817).

Влияние идей Сен-Симона сказалось на истор-й концепции Т. Согласно Т., главный субъект истории — «народ», противостоящий дворянству; истори-й процесс определяется борьбой м/у двумя классами: м/у третьим сословием (буржуазия и крестьянство) и привилегированными сословиями (дворянство и духовенство); классовая борьба выросла из борьбы двух «рас»: «расы» побежденных п/в «расы» завоевателей (во Франции галло-римлян п/в франков, в Англии англосаксов п/в норманнов); «раса» завоевателей в дальнейшем становится привилегир-м классом («Письма об истории Франции», «История завоевания Англии норманнами»). В работе о завоевании Англии, в «Рассказах из времён Меровингов» выступают романт-е черты тв-ва Т.: эмоц-ть изложения, драматизация истор-х событий, любовь к деталям, создающим местный колорит. Т. привлекал в качестве осн-х источников хроники, легенды. Гл. задачу историка видел в худож-м воссоздании событий прошлого с помощью интуиции. В отличие от др. историков-романтиков, Т. не идеализировал средневековье, изображал его эпохой «военного деспотизма», господства грубой силы. После Июльской революции 1830 Т. принял Июльскую монархию. Эволюция вправо полит-х взглядов Т. вызвала и изменение его истор-й концепции: в работе «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия», написанной в последние годы Июльской монархии, Т. больше не подчёркивал непримиримой розни м/у двумя классами ( «расами»), отмечал «+» роль дворянства, его военную доблесть, патриотизм; если ранее Т. прославлял Жакерию, то теперь он хар-л ее «–«,. Революция 1848, вскрывшая антагонизм м/у пролетариатом и буржуазией, потрясла Т., утверждавшего ранее, что борьба классов прекращается с победой буржуазии, ибо третье сословие — единый класс. Т. пытался доказать, что столкновение м/у буржуазией и пролетариатом в 1848 — истор-е недоразумение, которое не должно повториться в будущем. После Революции Т. больше в печати не выступал. Он оказал сильное влияние на многих европейских буржуазных историков.

Научное творчество О.Тьерри по исследованию истории третьего, угнетённого сословия было высоко оценено Карлом Марксом, назвавшим французского учёного «отцом классовой борьбы». В то же время он и критиковал взгляды Тьерри, в частности за то, что последний не признавал антагонистических противоречий внутри самого третьего сословия.

 

 

Исторические взгляды Ф.Гизо

бурж. историк и политич. деятель Франции. Выдвинулся в годы Реставрации. Принадлежа к партии конституционалистов- роялистов, Г. отстаивал союз буржуазии и дворянства под эгидой Бурбонов для борьбы с опасностью новой революции. Ист. концепция Г. -в кн. "О правительстве во Фр-и после Реставрации и о современном министерстве" (1820). История Франции - история борьбы м/у завоевателями Галлии - германцами и их потомком - дворянством, с 1 стороны, и порабощенными ими галло-римлянами и их потомком - третьим сословием, с 2. Франц. революция 18 в. рассматривается как решающая битва м/у дворянством и третьим сословием. В работе Г. нашли отражение идеи клас. борьбы Сен-Симона. Либерально-монархич. взгляды Г. были признаны пр-вом опасными, = бурж. теория клас. борьбы Г. пережила эволюцию. В "Этюдах по истории Фр-и" (1823) почвой для формирования классов Г. считает уже не завоевание, а дифференциацию земельной собственности, в "Истории англ-й революции" - отношения собственности вообще. В "Истории цивилизации в Европе", в "Истории цивилизации во Фр-и" и др. Г. подчеркивает ист. роль буржуазии как решающего фактора в борьбе с феодализмом. В противоположность старому тезису о единстве третьего сословия, Г. доказывает раскол третьего сословия на борющиеся м/у собой классы. политич. задача фр. буржуазии в годы Реставрации состояла в новом завоевании власти, но не с помощью новой рев-ции, а путем соглашения с двор-ом, в противном случае гос-ву грозит нар. революция. Идя на политич. и идейные уступки реставрированному дворянству, Г. пересматривает свое отношение к германо-романской проблеме: отрицает борьбу герм. и романских начал во франц. истории. Революция 1848, заставившая Г. бежать в Англию, была крушением его политич. программы, а Июньское восстание пролетариата - крушением всей его ист. концепции. В соч. "О демократии во Фр-и" Г. отказался от теории клас. борьбы, призывал ко всеобщему клас. миру, непременным условием к-рого должен явиться разгром революции. Отказ от прежней ист. концепции наглядно сказался на последних томах "Истории англ-й революции". В 1-м томе, напис. до рев-и 1848, Г. защищал англ. бурж. революцию 17 в., оправдывал казнь Карла I; в послед-х томах осуждал революцию, противопоставляя ей т. н. Славную революцию 1688-89, а казнь короля считал бессмысленной жестокостью.

Наряду с О. Тьерри, Ф. Минье и А. Тьером Г. вошел в истор-фию как один из создателей бурж. теории клас. борьбы, явл-ся идейной вершиной бурж. ист. мысли и имеющей в то же время классово огранич-й хар-р.

 

 

5.Развитие ист-х исследований в Германии в 1 пол.Х1Хв .

Несмотря на преобладание реакционного направления в герм-й ист-фии пер.пол. Х1Х в в ней сохранилась поч­ва для историков, не утративших идейную связь с Просвещением и продолжавших испытывать воздействие опыта Фр-й ре­в-и к. XVIII в. Представители школы (ц-м Гейдельбергский уни­верситет) стремились связать ист-ю науку с жизнью, ви­дели функцию истории в воспитании людей в духе демокра-х принципов и ненависти к феод.-абсолют-м порядкам. Из источников стреми­лись извлечь материал для воспитат-го воздействия и кот-е в знач-й мере носили лит-ный хар-р. Истори­ки ГШ требовали, чтобы история писалась о народе и для народа; сочувствовали тяжелой доле уг­нетенных масс. Однако они почти целиком игнорировали соц.-экон-е сюжеты и концентр-ли внимание на истории культуры.

Главой ГШ Фридрих Кристоф Шлоссер «Всемирную историю»,_«Историю XVIII и XIX вв.». Ш. последователем Канта. подверг критике не­м-е общество своего времени, противопоставляя ему общ.-полит-е сдвиги, которые вызвала Фр-я рев-я, славил принесенные последней бурж.-демокр-е свободы. Ш. осуждал любые формы насилия и ти­рании правителей.

Бурж.-либ-я напр-ть ГШ усиливается после июл-й рев-и 1830 г. во Фр-и. Георг Готтфрид Гервинус ученик Ш. «Ист-я нем-й нац-й лит-ры», «Ист-я 19 в. от времени Венского конгресса». в нач. своей деят-ти как историк культуры, Г. Хо-л испол-ть нем-ю поэзию для воспитания нац-й гордости, укрепления стремлений к бурж-демокр-м преобразованиям. От историка Г. требовал, чтобы тот «описывал и оценивал чел-е судьбы». Г., +7 профес­соров, п/в отмены конституции королем Ганновера, = выс­ланы.

 «Хар-ка Георга Форстера» высоко оценивал не­м-го якобинца и отвергал выдвигавшиеся в его адрес реакцией обвинения. Накануне и во время революции 1848—1849 гг. Г. вел активную полит-ю и публиц-ю деят-ть: основателем и редактором— «Нем-й газеты» и депутатом Франкфуртского Нац-го собрания. В ходе рев-ции Гервинус высказывался п/в самост-х выступлений герм-х рабочих, считая, будто последние лишь раскалывают бурж.-демокр-й лагерь и ведут к пора­жению революции.

В 50-е г. Г. занялся изучением нац-х и рево­л-х движений в Европе и Юж. Америке и разработал свою концепцию истор-го развития общества от аристократии через монархию к демократии. = опасной, п/в автора судебный про­цесс по обвинению в гос-й измене.

В 40-е г. формируется и демокр-е направление ГШ, возникновение связа­но с развитием противоречий, присущих капит-му обще­ству. штутгартский профес­сор и один из наиболее левых депутатов Франкфуртского собра­ния Вильгельм Циммерман. За прогрессивные взгля­ды он был отстранен после революции от занимаемой должности. Главное произведение Циммермана «История Великой крестьян­ской войны». Ц. резко выступил п/в укоренившихся в герм-й ист-й и полит-й лит-ре грубых нападок и клеве­ты на участников крест-го движения. На основе архивных материалов он дал яркую картину крест-й войны, показал, что тяготевший над народом гнет вызывал восстания задолго до Реформации, что именно он постепенно подготовил взрыв всеоб­щего возмущения.. Ц. охарактери­зовал Мюнцера как «одну из самых отважных и самых интерес­ных фигур эпохи Реформации» и подверг критике непоследова­тельность Лютера и его переход в лагерь реакции. Обнаружив глубокое ист-е чутье, Циммерман определил губительную для Германии 30летнюю войну как «естественное следст­вие неудавшегося крупного народного движения в 1525 г.». Труд Ц. был использован Ф. Энгельсом в его работе над историей крестьянской войны в Германии.

Цель и предмет курса

Предмет ист-фии – становление и развити ист-й науки. Ист-фияи зучает содержание и форму ист-х знаний, позволяет раскрыть движущие силы ист-й науки, осн. её этапы, тенденции развития. Гл. задачи: 1. Выяснение соц-х условий развития ист-й науки на разных этапах. Историк располагает известным материалом, кот. образовался в ходе предшествующего развития, ист. Науки и содержит не только факты, но и опред. Идеи, положения выводы. Каждая послед-я степень развития науки в немалой мере зависит от итогов её развития в предшествующий период. 2.выявление того, как развивались и изменялись теории, с позиций кот-х изучался ист-й процесс, анализ мет-х принципов ист-го познания. Немалую роль играет также воздействие естеств. Наук.3.анализ круга и хар-ров источников, привлечённых историком, конкретных методик их исследования. При это рассматривается вся совокупность приёмов изучения, использования источников, которые свойственны разл-м школам и направлениям. 4. изучение формирования проблематики исследования (проблемы на первый план).5.Анализ организации и форм исследовательской работы в области истории, включая систему научных учреждений и архивов и т.д.Все эти аспекты ист-фкого исследования тесно связаны между собой, и попытки абсолютизировать один из них ведт к искажению общей картины развития ист-х знаний.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!