Организационных и обрядовых различий
Православия, католичества и протестантства
Православие | Католичество | Протестантство | ||||||
I . Организация церкви | ||||||||
Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственной истинной Церковью. | Считает себя единственной истинной Церковью. Однако после II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) принято говорить о православных церквях как о «сестрах-церквях», а о протестантах - как о «церковных объединениях». | Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии. | |||||
Внутренняя организация Церкви | Сохраняется разделение на поместные церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, по поводу признания или непризнания григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных православных церквей; под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих, а наиболее древней из альтернативных конфессий является старообрядчество. | Организационное единство, скрепляемое авторитетом папы (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о безошибочности папы. | В Западной Европе распространены лютеранство и англиканство, в которых преобладает централизация. В США и ряде других стран наиболее активен баптизм, организованный по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенно, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только административные проблемы. В СССР большинство протестантов в 1944 г. были принудительно объединены в Союз евангельских христиан-баптистов. До середины 80-х гг. общины, отвергавшие регистрацию, преследовались.
| |||||
Отношения со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах православные церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. | Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. | Разнообразные модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) - государственная религия, в других - полное отделение от государства. | |||||
Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т.е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью, признающих главенство папы Римского и католические догматы, но сохраняющих при этом традиционный культ и использование местного языка для богослужения.
| Брак возможен для всех верующих. Кроме того, в ряде направлений женщин могут рукополагать в священники и епископы. | |||||
Монашество | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежительные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножительные, в которых нет правил киновии. | Существует монашество, которое окончательно приобрело орденский характер в XI-XII вв. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, иоанниты, госпитальеры св. Антония, Тевтонский орден и др.). | Отвергает монашество. | |||||
Высший авторитет в делах веры | Высшими авторитетами являются Священное Писание и Священное Предание, включающие в себя труды отцов и учителей Церкви; символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика Церкви. В XIX - XX вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.
| Высшим авторитетом является папа, когда он высказывает свою позицию по вопросам веры (догмат о безошибочности папы). Также признаётся авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими (последний состоялся в 1962-1965 гг.). | Высшим авторитетом является Библия. Существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии или же совокупность верующих признаётся источником авторитетного толкования Священного Писания. В других направлениях возможен крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»). | |||||
II . Догматы | ||||||||
Догмат об нахождении Духа Святого | Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (лат. filioque - «и от сына»). Католикам восточного обряда разрешается иметь иное мнение по этому вопросу.
| Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. | |||||
Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. | Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. | |||||
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» | Существует учение о «мытарствах» («частный суд») - об испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в «частный суд» над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище - преддверие рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. | Отвергается учение о чистилище и «мытарствах». | |||||
III . Библия | ||||||||
Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со Священным Преданием. | Священное Писание выше Священного Предания. | |||||
IV . Церковная практика | ||||||||
Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Разнообразное отношение к таинствам. В большинстве направлений признают два из них - причащение и крещение; несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. | |||||
Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения. Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершается крещение детей (через окропление и обливание). Конфирмация (миропомазание) и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры. | |||||
|
|
| ||||||
Особенности причащения | Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян «под двумя видами»: Телом Христовым под видом хлеба и Его Кровью - под видом вина. | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); обычно причащение «под двумя видами» для духовенства, для мирян - «под одним видом» (только хлеба). | В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. | |||||
Отношение к исповеди | Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи. | |||||
Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Разнообразные формы богослужения. | |||||
Язык богослужения | В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковнославянском языке. | Богослужение на национальных языках, а также на латыни. | Богослужение на национальных языках. | |||||
V . Благочестие | ||||||||
Почитание икон и креста | Весьма развито почитание креста, икон. Иконопись православные отделяют от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Считается необходимым строго отличать молитву перед иконой от молитвы иконе; допускается лишь первая. | Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы. | |||||
Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, заступнице. | Культ Девы Марии отсутствует. | |||||
Почитание святых | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. | Не почитаются святые. | |||||
Молитвы об умерших | Приняты молитвы об умерших. | Приняты молитвы об умерших. | Не приняты молитвы об умерших. | |||||
Таблица 2. Распространение наиболее многочисленных религий в некоторых странах мира
Основные религии Страны Мира | Католицизм | Протестантизм | Православие | Ислам | Буддизм | Иудаизм | Индуизм | Джайнизм | Сикхизм | Синтоизм | Иеговизм |
Россия | ▲ | ▲ | ♦ | ■ | ▲ | ▲ | |||||
США | ■ | ♦ | ● | ▲ | ▲ | ● | ▲ | ||||
ФРГ | ■ | ♦ | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||
Франция | ♦ | ● | ▲ | ● | ● | ▲ | |||||
Великобритания | ■ | ♦ | ▲ | ● | ▲ | ▲ | |||||
Италия | ♦ | ▲ | ▲ | ||||||||
Канада | ■ | ■ | ● | ▲ | ● | ▲ | |||||
Китай | ▲ | ▲ | ● | ■ | ▲ | ||||||
Япония | ♦ | ♦ | |||||||||
Индия | ● | ● | ▲ | ■ | ▲ | ♦ | ▲ | ● | |||
Ирак | ▲ | ▲ | ● | ♦ | ▲ | ● | |||||
Бразилия | ♦ | ● | ▲ | ▲ | |||||||
Индонезия | ● | ● | ♦ | ● | |||||||
Турция | ▲ | ▲ | ▲ | ♦ | ▲ | ||||||
Египет | ■ | ♦ | |||||||||
Израиль | ■ | ♦ | |||||||||
Австралия | ■ | ■ | ● | ▲ | ▲ | ▲ | ▲ | ▲ | |||
Финляндия | ▲ | ♦ | ● | ▲ | ▲ | ▲ | |||||
Польша | ♦ | ▲ | ● | ▲ | |||||||
Беларусь | ■ | ▲ | ♦ | ▲ | |||||||
Украина | ■ | ♦ |
▲ - от 0,1% до 1,0% общей численности населения
● – от 1% до 10%
■ - от 10 до 50%
♦ – свыше 50%
Таблица 3. Ритуалы и требования религий мира.
Сравнительная таблица православия, католицизма, протестантизма, иудаизма и ислама
Православные | Католики | Протестанты | Иудеи | Мусульмане | |
Богослужение | Литургия: общая молитва; песнопения, чтение Евангелия; молитвы священников в алтаре; вынос Святых Даров: причащение. Всю службу прихожане стоят. Пение каноническое | Mecca- то же, что православная литургия ♦ проповедь; причащение - для всех желающих: прихожане сидят; стоя - только общая молитва. Возможна песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т. л. | В основном - проповедь или совместное чтение Евангелий | Трижды в день, особая молитва в субботу | Цикл молитвенных поз и телодвижений с одновременным произнесением молитв нараспев в строго определенном порядке, лицом к Мекке |
Паломничество | В лавры и монастыри приложиться к мощам Святых | В Рим, Иерусалим и другие Святые места | Нет | В Иерусалим к Стене Плача | Раз в жизни – хадж в Мекку |
Таинства (обряды) | |||||
1) Посвящение в религию | Крещение. В любом возрасте; предпочтительно - в младенчестве | Крещение. В сознательном возрасте, по самостоятельному решению необязательным научением основам веры | Обрезание на восьмой день после рождения | Обрезание | |
троекратным погружением в купель | троекратным окроплением святой водой | ||||
2) Миропомазание (конфирмация) | Сразу после крещения - в знак приобщения к благодати | В сознательном возрасте (в 12-15 лет) после катехизации - изучения основ веры и экзамена не их знание | Нет | В 13 лет иудея впервые вызывают читать Тору. После службы в синагоге - семейная вечеринка | Нет |
3) Покаяние | В строго отведенное время - перед литургией; у аналоя - в общем зале; без подробностей - просто назвать грех: священник читает разрешительную молитву | В любое время; в закрытой исповедальне: грек можно анализировать со священником; священник дает советы и наставления, отпускает грехи | Между человеком и Богом нет посредников. Никто не имеет права отпускать грехи | В ходе поста и паломничества | |
4) Причащение | Для покаявшихся и получивших отпущение | Для всех желающих во время богослужения | |||
5) Брак | Только между православными | Между любыми христианами, а также - с неверующими | Не требует обязательного церковного освящения | Желательно на человеке своей веры | Мусульманин может жениться на женщине любой веры, мусульманка - выйти замуж только за мусульманина |
6) Рукоположение в священный сан | Есть | Не является таинством, часто выборно | В обеих религиях между человеком и Богом нет посредников. Есть только люди, получившие богословское образование, которые руководят молитвой и знают религиозный закон | ||
7) Елеосвящение | Соборование - молитва о выздоровлении и отпущении всех грехов. Не может совершаться наедине; необходимо присутствие хотя бы еще одного христианина | То же: но возможно общение священника и страждущего наедине | Нет | ||
Наказание (епитимья) | Чтение покаянных молитв: земные поклоны; усиленный пост; отлучение от причастия | Посильное возмещение ущерба причиненного другим людям; дела Милосердия; покаянные молитвы | Нет | Практически не применяется | За тяжкие грехи - побивание камнями до смерти. За более мелкие наказание - палками. За воровство - отрезание кисти руки |
Брак для священнослужителя | Белое духовенство имеет право вступать в брак 1 раз в жизни; черное духовенство - монахи - принимают обет безбрачия | Цепибат - обет безбрачия | Брак или безбрачие - дело личного выбора | Личное дело служителей культа | |
Женщина | Обладает бессмертной душой, наравне с мужчиной подчиняется заповедям и установлениям: в то же время - второстепенна по отношению к мужчине - "друг", "помощник", "ребро". Не может сделать "духовную карьеру" | Во многих церквях абсолютно равноправна. Может быть рукоположена в священники и епископы | Бережет религиозную чистоту домашнего очага. Евреем может считаться только тот человек, у которого мать еврейка- Молитва - раздельно | "Неполная душа'' с неясной загробной жизнью. Не может молиться вместе с мужчинами | |
Посты | 4 многодневных (всего 130 дней) + 3 однодневных + все среды и пятницы | Не обязателен | Нет | 5 однодневных постов | В лунный месяц Рамадан в светлое время суток |
Запреты в еде | Только на время постов запрещаются животные белки | Нет | В некоторых направлениях запрещается употреблять мясо теплокровных животных и птиц | Разрешена только кошерная пища: говядина, баранина и козлятина. Мясо - без крови, рыба - с чешуей и плавниками | Запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи, употреблять алкоголь |
Запреты в одежде | Женщинам запрещены брюки и короткие юбки: непокрытая голова; в церкви - то же + короткие рукава; для мужчин в церкви - запрет на головные уборы | В церкви - как у православных; вне церкви - запретов нет | Нет (в некоторых направлениях осуждается излишняя роскошь) | Правоверный иудей во время молитвы обязан иметь головной убор | На людях женщины должны носить хиджаб, покрывало, скрывающее волосы и фигуру. В некоторых странах - чадру |
[1] Название одного из племен североамериканских индейцев.
[2] Сунь-Сымяо - даосский философ и врач VII в.
[3] Бардо (тиб. bar do) – буквально, «между двумя», - промежуточные состояния, через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека, начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации. В учениях Алмазного Пути говорится о шести бардо: бардо умирания, бардо дхарматы, бардо рождения, бардо жизни, бардо сна, бардо сосредоточения.
[4] Идам – сокращение от тибетского «yid-kyi-dam-tshig» – просветленное существо в Ваджраяне. Ю.Н. Рерих переводит слово «yi-dam, yi-dam-pa» как «тот, чей дух тверд и неизменен». Другой вариант перевода – «желанный бог». Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов и в повседневной жизни. Буквальное значение «yid-kyi-dam-tshi» - формирование ума, удержание сознания в состоянии спонтанной свободы и ясности, которые составляют его истинную природу.
[5] Жизнь.
[6] Вот, шатер.
[7] Вспомним великолепный образ в тексте Ю. Шевчука:
«Еду я на родину,
Пусть кричат – уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица…»
[8] Звенящие кедры России. – М.-СПб.: «ИЦ АНАСТАСИИ», 1999. – С.70-73.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!