Правила школы от «Преобразования»

Утро со свечами

Свечи в Центре семейных инициатив «Преобразование» зажигаются по утрам. Ровно в 8.30, за исключением выходных. Учебный день тут начинается со «свечки». Многим рожденным в СССР это понятие хорошо знакомо. Родом оно из Коммунарского движения, воспитавшего тысячи лидеров по всей стране. Станислав Кызьюров, основатель Центра – тоже оттуда.

Сегодня на «свечке» в маленьком центре-школе три темы. У малышей – музыка: утреннее пение помогает проснуться и настроиться на творческий лад. У начальной школы на «свечке» бывают и взрослые темы. Например, в один из понедельников – традиционно походный день – третьеклашки знакомились с творчеством Гете. Причем тут Гете? При том, что во время дальних прогулок он собирал семена, а потом высаживал их вдоль тропинок. Вспомнили историю – отправились в поход. Так малыши знакомятся с Гете, чтобы в старших классах, когда его творчество проходят по программе, встретиться с ним как со старым знакомым.

Среднее звено на сегодняшней «свечке» говорит об отношении к собакам: вчера у Центра бегал пес с обрывком цепи на шее, дети много спорили, откуда он взялся и что с ним делать. У старших – разговор о Чехове, обсуждают рассказ «Ушла». «Не представляю, чтобы мой папа так общался с мамой», – говорит восьмиклассница о героях рассказа. Чехов, как и Пушкин, Толстой, Уайльд, для них не «классики с портретов», а авторы, пишущие на близкие им темы. Именно такой подход практикуют в этой школе: в центре любой учебы – человек, а главное в образовании – не программа, а ребенок, сначала открывающий, а потом преобразующий мир.

– Сегодня люди делятся на две большие категории: потребители – большая часть человечества, и созидатели – их меньшинство, и наше общество явно страдает от этого дисбаланса, – объясняет создатель Центра, который дети называют попросту «школой», Станислав Кызьюров. – Изначально идея нашего центра заключалась в создании условий для тех, кто хочет и может творить. Потребители делают упрощенный выбор. Созидатели сталкиваются со всеми сложностями мира. Как отличить в этом мире доброе от злого, красивое от некрасивого, ложь от правды? Наша школа создана для того, чтобы развивать в ребенке невидимое, раскрывать в нем все лучшее.

Вначале был ребенок

У гуманитария, как сам он называет себя, Станислава Кызьюрова особый талант – объединять и «заряжать» людей. Вот и в Печоре в конце 1980-х он объединил комсомольских лидеров, сумел проявить их творческий потенциал и создал мощное коммунарское движение. На закате советской эры комсомольская жизнь в Печоре била ключом, во многом благодаря Станиславу, а его путь к созданию уникального образовательного центра был долгим и ярким. За плечами у него – аграрный факультет Тимирязевки, горком комсомола, второе высшее образование, преподавательская работа, психологические консультации, директорство в детском доме, развитие рыбоводства, проведение тренингов личностного роста, создание общественной организации «Живая педагогика» и разновозрастных групп в детских садах… Попробовав себя в самых разных сферах, он, наконец, вернулся к тому, с чего начал: к объединению талантливых людей вокруг нетривиальной идеи.

Однажды Станислава уговорили позаниматься с десятилетним мальчиком. Родители попросили «научить его всему». В качестве эксперимента они не отдали сына в школу и ждали, что все в нем вдруг «проснется» само. Оно и проснулось, но после появления в его жизни Станислава, этакого «гувернера XXI века». За полтора года он подтянул своего первого ученика до уровня пятиклассника, убедился, что при правильном подходе за короткое время можно осваивать огромные массивы информации и… открыл свою школу, где мальчик и продолжил учиться. Теперь это самодостаточный взрослый человек, получающий высшее образование, виртуозно играющий на гитаре и сам воспитывающий детей. Среди следующих выпускников Кызьюрова – золотая медалистка и успешные студенты вузов.

Сегодня Центр «Преобразование» – это два учебных корпуса в селе Выльгорт с большими окнами и территорией для игр и занятий физкультурой. Классы – на обоих этажах. Еще одна «учебная усадьба» Центра расположена на родине его основателя – в деревне Мельничный Ыб Усть-Вымского района.

Прихожая, столовая с огромным аквариумом, учительская, большой зал и коридоры с уютными закуточками, где можно спрятаться. И везде книги, книги, книги – тысячи томов классики и современной литературы. Вместе с фортепиано, гитарами, географическими картами, детскими рисунками и фото учителей в детстве это создает атмосферу дома, где не учатся, а живут. Так оно и происходит. Но к «свободному воспитанию» тут относятся отрицательно. В Центре нет вседозволенности, как нет и запретов, за исключением гаджетов в течение учебного дня и нецензурных слов. И есть правила, с которыми прежде всего знакомят родителей, решивших отдать сюда детей.

Кто учится в «Преобразовании»? Ученики, официально находящиеся на семейном обучении. С 1992 года в законе «Об образовании» прописано, что способ обучения – в школе или дома – родители выбирают сами. Как они будут учить ребенка: самостоятельно, с помощью гувернеров, репетиторов или образовательных центров – их выбор. Главное, время от времени аттестовать «домашних» учеников в образовательной организации, к которой они прикреплены. Можно закончить школу быстрее, можно идти в ногу с программой, можно самому устраивать себе каникулы и контрольные.

Воспитанники Центра «Преобразование» делятся на несколько категорий. Это ученики, родители которых категорически не хотят связываться с современной системой общеобразовательной школы. Дети, которые столкнулись в школе с серьезными проблемами: непониманием педагогов, буллингом, несовпадением темпов обучения. Дети, которые просто плохо приживаются в школьном коллективе. Правда, встречаются и родители, которые с помощью «Преобразования» хотят воспитать «гениальную» личность.

– Таких я сразу предупреждаю: у нас нет такой цели. У нас упор на развитие способностей, из которых естественным образом вытекают знания. Мы растим не гениев, а личностей, – подчеркивает создатель Центра. – Хотя, среди них вполне могут оказаться гении. Прежде всего, мы должны пробуждать страсть к познанию мира. Да, у нас культ книги, но мы не обкладываемся школьными учебниками. Книга – это инструмент воспитания универсального человека. Природа сложней знаний, которые ветшают со временем. Но родители нетерпеливы: им скорее надо, чтобы ребенок начал писать, читать, слагать логарифмы и побеждать в олимпиадах. Если ребенок интеллектуально не задавлен, если его не коснулось «раннее развитие», к которому сейчас все стремятся, то все проявится в свое время. Возможно, и гениальность.

ЕГЭ не самоцель

В Центре учатся дети с 1 по 11 класс. В первом – семь учеников, в одиннадцатом – двое: родители привели их сюда с конкретной целью – подготовить к сдаче ЕГЭ. В отличие от обычной школы, подготовка к финальному экзамену в «Преобразовании» начинается в конце зимы, но, по сути, идет с самого начала обучения.

– Практика показывает, что чем меньше мы делаем упор на финальное испытание, тем успешнее дети сдают экзамены, – говорит Станислав Кызьюров.

Дети легко готовятся к экзамену, легко учатся – так же, как когда-то играли.

– Надо уходить от интеллектуального образования к художественному. Тогда мы откроем такие резервы в ребенке, о которых ни школа, ни родители даже не догадываются. Интерес и вдохновение делают ребенка существом, которое никогда не устает. Ведь ребенок никогда не устает играть, это бесконечный процесс. Если мы будем опираться на ритмическую систему, он и учиться так же сможет – не уставая, – объясняет Кызьюров. – Малышам хочется бегать? Не надо усаживать их насильно за основы математики. Пусть учатся двигаясь. Интеллект в этом возрасте формирует движение, а не прямое воздействие на мозг ребенка. Ему сложно усидеть за партой, поэтому и в Центре учитель может вести урок сидя на полу или расположившись под деревом. Мы исходим из антропологии. Наши учителя понимают, что есть содержание воли, мышления и чувствования. А вот родители не всегда понимают ребенка. Мышление ребенка идет от конечностей, жестов, беготни и с возрастом постепенно уходит в речевые структуры. Поэтому не надо его торопить. Пусть носится. Не может он в 8 – 10 лет ориентироваться в мире искусства, литературы, музыки. И не должен! Дайте ему нагрузку, сообразную его возрасту.

Примеров такого последовательного развития учеников в «Преобразовании» – масса. Из играющих малышей вырастают вдумчивые подростки, перескакивающие через класс и рвущиеся на уроки в старшие классы. Познавательный интерес сохраняется у них вплоть до выпускных экзаменов.

Есть и еще одно принципиальное отличие «Преобразования» от обычной школы. Тут уважают труд, детский в том числе. Поэтому территория у одного из корпусов Центра отведена под мастерские, которые появятся уже в ближайшее время.

– Пекарня, швейный цех, столярная мастерская, возможно, керамическая, – перечисляет Станислав и рассказывает, как летом ученики заготавливают сено для питомцев конного центра «Аврора», ловко управляются с литовкой, помогают в строительстве, зимой расчищают территорию от снега и вряд ли пройдут мимо брошенного на пол фантика. – В основе преобразования личности – труд.

Новая старая школа

«Хорошо забытое старое» – это про центр «Преобразование». Принципы, заложенные в основу его методики, родились сто лет назад в Германии. Табачная фабрика в местечке «Вальдорф-Астория» близ Штутгардта стала источником распространения «революционных» идей в образовании. К философу и педагогу, крупнейшему исследователю Гете Рудольфу Штейнеру обратился один из руководителей фабрики с просьбой «одухотворить» образование детей работников фабрики. Неожиданная просьба послужила толчком к созданию принципиально новой школы. Под руководством Штейнера была создана школа, где в центре стояли воспитание свободной личности, приоритет искусства, опора на антропологию взрослеющего человека с ориентацией на духовное и душевное, а не на рациональное и телесное.

Сейчас в Германии более двухсот вальдорфских школ. В России – несколько десятков. За обменом опытом в Выльгорт приезжают коллеги со всей страны. Однако самой большой проблемой в преподавании Станислав Кызьюров считает «зашколенность» учеников и учителей.

– Школьной системы в нас самих очень много. Изжить ее невозможно. И родители, и учителя, которые понимают все ее недостатки, находятся в процессе ее изживания. «Зашколенного» ученика выправить можно, «зашколенного» учителя – очень сложно, – говорит он. – Поэтому не все учителя нам подходят. Можно иметь золотую медаль и красный диплом, но не найти путь к сердцу ребенка – этому ведь не учат в вузах. Наш коллектив прошел огромный путь и способен решать сложнейшие задачи. Это очень сильная команда.

Попасть на работу в Центр, где нет ни бумажных отчетов, ни лишней писанины, отвлекающей от общения с ребенком, непросто, как и непросто подобрать «своего» человека в команду:

– Учительский труд очень ценится, а хорошего учителя еще поискать. Они есть, но где взять нужного? Главное – совпасть по взглядам на воспитание, жизненные ценности. Если кандидат считает себя сформировавшейся личностью, скорее всего, он не пройдет отбор к нам.

Сейчас в команде специалисты по всем предметам, универсалы с особым душевным складом. Среди них «соратники» по организации «Живая педагогика», действовавшей в Сыктывкаре с 1999 года. Кто-то пришел по рекомендации, а одна из учительниц – вслед за своей ученицей. И это единственный случай, когда на работу в Центр был принят школьный педагог…

Полина РОМАНОВА

2.

Правила школы от «Преобразования»

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

3.

Почему люди в большинстве своем связывают восприятие жизни только с материальными запросами? Почему ребенок может быть искренним, а взрослый часто - увы...? Что случается с ним после 20 лет? В него вселяется инопланетянин? И тайны мира, которыми он грезил - уже не тайны? Почему он - чужой на Земле? Почему мы изучаем всякую ерунду, тратим силы и свою жизнь на то, что не имеет никакого отношения к жизни и вообще к действительности? Почему у нас так, что 80 процентов информации никогда не будут востребованы человеком и абсолютно ничего ему не дали, кроме скуки и отвращения к дальнейшему познанию мира? Это кому нужно?
Читаешь книгу "Духовное обновление педагогики" Рудольфа Штайнера и задаешься этими и другими вопросами
Вот, например:
..."Способность к развитию мы сохраняем самое большее до двадцати семи, двадцати восьми лет". В древние времена сначала до 49, потом до 42, 35 лет. А теперь всё - после 28 лет человек деградирует. Мир, который казалось бы только стал приоткрываться, хлопнул дверкой "Хорошего понемножку!" И полетели в тартарары массово, почти всем населением Земли, в кризисы, в потерю смысла жизни и сил к ней, в скуку и лень. Бросились спасаться - приобретать блага, потреблять то, что глушит душу и совесть, потому что всё ещё живёт где-то внутри детство, буйное, веселое, пёстрое, мешает серости сожрать человека сразу после того, как он почувствует себя взрослым.
Мир детей и мир взрослых - это две разные Вселенные, на одной из которых царствует жизнь, а на другой царствует смерть. В одной Вселенной Бог ещё жив, в другой - умер! Трагично то, что одна Вселенная хочет неправомерно себя навязать другой. Это проявляется буквально во всём, ну откуда у ребенка неврозы, депрессии, страхи, свойственные взрослым? И даже - капризы, откуда они? Мир взрослых постарался, конечно, он! Чем отвечает Мир детства? Протестом! Иногда неправедным, иногда наивным, но всегда - взывающим к жизни, к настоящему, без обмана. Взрослым трудно это понять, они - всё-таки инопланетяне с гипертрофированно развитой головой, блещущей где надо и не надо интеллектом. А у детей с головой трудно; они живут больше в сфере сердца, там, где Свет и Любовь. Конечно, уже не всегда, гаджеты, культура потреблять и прочие напасти делают свое "серое дело".
... Учителей раньше называли строителями мостов, и это похоже на правду. Соединять растущего человека с миром - строить мосты от человека к человеку так, чтобы по достижении 27- летнего возраста жизнь людей не заканчивалась, а продолжала бить ключом, потому что у духовной жизни человека нет конца.
" В настоящий момент мы должны быть проникнуты чувством: душевное содержание человечества отдано в руки педагогов, воспитателей. Для здоровья человечества важно, чтобы мы, так сказать, чувствовали в себе его будущее. Правильность отправного пункта определяется не нашим знанием, но тем, что мы чувствуем, тем, что мы ощущаем, тем, что мы чувствуем и ощущаем, как всё дело воспитания взаимосвязано с развитием человечества"

4.

Нас иногда спрашивают: а нельзя ли соединить вальдорфскую педагогику с традиционной, найти своего рода компромисс? Давайте поразмышляем с помощью того, что можем найти у Рудольфа Штайнера в пятой лекции курса лекций "Духовное обновление педагогики".
Первое, с чем мы сталкиваемся, касается вопроса "Должны ли мы в образовании ребенка исходить из постижения всего человека, а не только из его физического, то есть материального естества."

Рудольф Штайнер: "Тот, кто вообще развивает в себе умение представлять себе действительность противоположным нашему сегодняшнему материалистическому мышлению образом, кто развивает в себе умение так формировать свой дух, тот приходит в совсем иное, живое отношение к детям, к каждому ребенку в отдельности. Исходя из этого живого отношения, он учится "вычитывать" из существа развивающегося ребенка программу обучения".
Конечно, тут напрашивается вопрос, а есть ли у нас представление о том, что такое человек? В институтах и тем более в школах это не изучают! Нигде, ни в медицинских, ни в педагогических вузах. И на факультетах психологии - тоже! То есть, мало кто имеет хоть какое-нибудь представление о том, как, например, научить ребенка думать, потому что не имеют навыка наблюдать в человеке жизнь мышления и её включенность в человеческую природу. Вадьдорфский же учитель обязан постоянно взращивать в себе умение лучше и лучше понимать человека, понимать постоянно изменяющегося ребенка.

Рудольф Штайнер: " Когда наблюдая детей, видишь, что они находятся в правильном отношении с окружающим...когда прослеживаешь затем, что получается из таких детей в последующей жизни, обнаруживаешь: это чувство преданности всё более и более преобразуется, и из таких детей вырастают люди, способные одарять близких одним своим присутствием, одним взглядом...Вырастая, они научаются благословлять, то обретают действительную силу благословения".
Учиться с благоговением , учиться почитать можно, избегая абстрактно - интеллектуального воздействия на себя. Это очень важно, поскольку воспитание наперекор природе на всю жизнь вредит ребенку. Если рассмотривать это на практике, то это будет выглядеть следующим образом. В вадьдорфской школе не приступают сразу к письму, так как это слишком интеллектуально. Мы рисуем, постигая формы, из которых потом и пойдет письмо в том случае, "если дети чувством, всем своим существом станут понимать округлое, угловатое, вертикальное, горизонтальное... Дети должны встать в живое отношение к цвету и гармонии цветов. К этому они особенно восприимчивы на седьмом - восьмом году жизни. Предоставив детям наслаждаться уроками рисования, совершенно отвлекаясь от того, что из этого должно получиться письмо, можно наблюдать, как дети движут пальцами, кистями рук исходя не из мышления, но из художественного навыка. Благодаря этому "я" ребенка подходит к тому, чтобы развивать интеллект как производное из всего человека в целом. Чем меньше упражняют сам интеллект, чем больше представляют ему развиваться из движений рук, из художественного навыка, тем лучше".(Рудольф Штайнер)

5.

Рудольф Штайнер говорит:"В искусстве воспитания чрезвычайно важно не привести ребенка слишком рано к собственному суждению". В это стоит очень серьезно вдуматься
Когда говорят о судьбе человека - говорят именно о "я". Ребенок до поры до времени не может обособлять свое " я" от окружающего мира. Если бы это происходило, то человечество очень скоро бы деградировало и сошло на нет. Нельзя рано искусственно обособлять "я" от природы, что, впрочем, повсеместно делается в многочисленных Центрах развития ребенка.
Существуют строгие законы постепенного формирования человеческого существа. Нельзя забегать вперёд, нельзя - отставать. Опытные вадьдорфские педагоги по лицу ребенка могут точно определить, какое воспитание осуществлялось. Если художественное начало действительно серьезно имело место, то на лице угадываются черты активно - здорового, если ребенок прошел через опыт наглядно - образного, интеллектуально - абстрактного образования, то в нем явно будет угадываться активно - нервозно - болезненная основа. Настоящее, то, благодаря чему человек становится Человеком - не наблюдаемо, не наглядно! И нравственность, есть она или нет - нельзя протестировать. Ребенок во многом развивается через подражание и авторитет взрослых. Любое поведение, которое транслирует взрослый не окажется незамеченным ребенком. И если взрослый говорит о том, что людей нужно уважать, его слова ничего для ребенка не значат. Он действует опираясь не на слова, а на модель поведения взрослого. Поэтому чрезвычайно актуально, как взрослый себя несёт навстречу ребенку каждый день, каждый час, каждую минуту. И учитель в любом случае, в первую очередь, должен осуществлять такое воспитание, чтобы в ребенке рождалась любовь. Через многие годы после школы ученик навряд ли вспомнит содержание уроков, знания уйдут, забудутся, но из души все вновь и вновь будет подниматься то, что было когда-то воспринято им с любовью, это снова входит в поле его зрения. "От таких встреч с прошлым, когда только с позиции собственной зрелости приходит понимание, усиливается чувство жизни - чувство, в котором мы нуждаемся, если хотим быть пригодными для жизни, для социальной жизни. Человек теряет чрезвычайно многое, если мы лишаем его возможности принимать истины из любви, из самоотверженной любви к настоящему авторитету. Ребенок должен обрести такое оправданное чувство авторитета, и в педагогическом искусстве мы все силы своей души обязаны прилагать к тому, чтобы в период от смены зубов до наступления половой зрелости оставаться для ребенка действительными авторитетами." (Р. Ш.) Для ребенка это важнейший принцип признавать правильным то, что признают таковым уважаемые им люди.

Итог:

Что из всего вышесказанного следует? На какой компромисс с традиционной школой мы можем идти? Знать, что здоровое и что нет и давать ребенку то целительное, то яд? Жизнь штука сложная и ошибок и так хватает.
У нас много реальных задач и одна из них, самая главная - настоящее постижение Человека. И с этим идти к ребенку, пробуждая в нем интерес к жизни и любовь.
Поэтому нужно строго последовательно определять учебный план из природы человека. И учебные задачи воплощать в жизнь, исходя из действительности, которая может открываться только вдумчивому, наблюдательному учителю, постоянно укрепляющему свой дух, чтобы воспринимать живое, то, что выше материального - суть Человека.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 555; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!