Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в. 12 страница



 Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, внук М. М. Щербатова, в 1829-1830 гг. написал (по-французски) восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первого "Философического письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской общественно-политической мысли.

 Чаадаев писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов. Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие.

 Чаадаев - религиозный философ, но его концепция истории пронизана социальными мотивами, поскольку цель христианства он видел в учреждении на земле совершенного порядка. Этой цели отвечает западное (католическое) христианство, которому свойственны "животворный принцип единства", организующее начало и социальность.

 Византийская православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покорность, смирение, отрешение от мира.

В странах Запада, подчеркивал философ, борьба за идеи привела к важным социальным последствиям. Чаадаев оговаривает, что на Западе есть не только добродетели, но и пороки. Однако народы Европы, в отличие от России, имеют богатую историю.

 Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов.

 Еще резче, чем самодержавие ("национальную власть"), Чаадаев порицал крепостничество.

Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направления в среде столичной интеллигенции - западников и славянофилов.

 Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Видными западниками были: профессор Тимофей Николаевич Грановский, историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин , А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.

 К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникам славянофилы. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

 Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни Запада".

 Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, - ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.

 Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив "мерзость рабства". Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".

Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасности правительства".

 

39. Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель.

 По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.

Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития. Если последняя не предоставляет подданным никаких прав, государство попадает в полное рабство, устанавливается деспотизм. Образ правления у каждого народа обусловливается степенью его гражданского развития. В основе прогресса общества лежит стремление к политической свободе. Сопротивление же державной власти естественному ходу вещей лишь "воспаляет страсти и производит волнения, но не останавливает перелома". Проекты Сперанского, в идейном отношении радикальные для его времени, были достаточно умеренны с точки зрения методов исполнения.

 Сперанский был сторонником конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное учредить на непременном законе". Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. Законность форм существования власти Сперанский связывал с разделением властей.

 Законодательная власть - двухпалатной Думе, которая на своих сессиях обсуждает и принимает законы; глава исполнительной власти - монарх, который имеет право участвовать в Думе. При этом монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их". Судебная власть представлена судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом.

 Сперанский предлагал провести правовое оформление сословности с закреплением прав и свобод. Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические - в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ - только гражданскими правами.

 К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. При этом резкой отмены ее опасался. Предлагал осуществить отмену крепостного права в несколько этапов.

 Настроения основной массы дворянства, протест против каких бы то ни было либеральных реформ, ярко выразил в "Записке о древней и новой России" автор "Истории государства Российского", "Бедной Лизы" и других произведений Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.).

 В "Записке" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить.

 Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Примерами истории Карамзин стремился досказать, что "Россия гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием". И все же, пишет Карамзин, власть самодержца имеет границы. Александр может все, но не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.

 Пределом самодержавной власти являются и привилегии дворянства. Карамзин выступает в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицает петровскую Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших определенных чинов: "Надлежало бы не дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству".

Точно так же Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр. Умный Макиавелли советовал при переменах в государственных учреждениях сохранять для народа привычные названия; мы же, сетует Карамзин, сохраняем вещь, меняем имена. "Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола". Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые "обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа".

 В "Записке" Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ.

 Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. "Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников, - замечал Карамзин; - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе".

 "Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либеральных реформ. По авторским копиям "Записка" была известна ряду современников; в 30-40-е гг. XIX в. из нее печатались отрывки в различных изданиях. Возражения Карамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном и общественном строе России и их аргументация были восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи.

 

40. Политико-правовые учения В.И.Ленина.

 

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ле­нин).
Основная идея большевизма — идея "партии нового типа", цен­трализованной орг-и профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксис­тскую программу строительства социализма и коммунизма. Обосно­вание необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.

 Основной эк-ий интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством пол-кой революции, заме­няющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата.
Российская социал-демократия, утверждал Л., должна на­править рабочее движение на путь пол-кой борьбы. Для этого в России должна быть создана конспиративная централизованная орг-я профессиональных революционеров, стремящаяся к ру­ководству всеми кружками, союзами, объединениями рабочего клас­са.

 Поначалу основные теоретические и орг-онные усилия Л.а были направлены на создание и обоснование партии нового типа. Партия большевиков, по выражению Л.а, это "ум, честь и совесть нашей эпохи". В период первой русской революции Л. доказывал, что под руководством партии большеви­ков буржуазная революция в России будет перерастать в социали­стическую. Позже теоретические усилия Л.а сосредо­точились на обосновании свержения империализма (монополисти­ческого капитализма) в самое ближайшее время.

Главное внимание Л. обращал на такие проблемы, как обоснование насильственной революции, кри­тика парламентаризма, необходимость слома старой гос-вен­ной машины, создание Республики Советов (республики типа Па­рижской коммуны), сосредоточение упр-я всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, гос-венного "син­диката", строжайший контроль со стороны гос-ва над мерой труда и мерой потребления.

Практика гос-венного строительства после прихода боль­шевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в пред­шествующий этому период. Вместо отмирания гос-ва, замены его Советами и орг-ей вооруженных рабочих создавался стро­го централизованный аппарат упр-я, состоящий из многочис­ленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и по­стоянная армия.
Важным условием диктатуры пролетариата в России, где ра­бочий класс был очень малочислен, Л. считал партийное руко­водство: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию". Руководящее пол-е коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Консти­туции — юридической и фактической.

В работах Л.а немало суждений о демократии, но сужде­ния эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларатив­ный, лозунговый характер: "Пролетарская демократия в миллион демократичнее всякой буржу­азной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики", азвитие партийно-административной системы.

 

Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.

 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

(С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)

Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию | смысла жизни.

С. Н. Булгаков (1871—1944). Правовые | взгляды Булгакова изложены в статье «О социаль- i ном идеале». Он отвергает позицию, которая | отрицает роль правовых гарантий. В марксизме i он видит «попытку отрывать мораль от социаль- I ной политики, принеся первую в жертву послед- | ней». В истолковании природы права Булгаков I считал, что высшей нормой личной морали яв- J ляется заповедь любви к ближнему. Применен- ' ное в качестве критерия социальной политики I это начало превращается в требование спра- ' ведливости, признание за каждым его прав. | Естественное право как идеальная и абсолют­ная норма для оценки положительного права I сводится, по Булгакову, к нескольким морально* правовым аспектам. Первая из них касается | равенства людей. Человек для человека должен . представлять абсолютную ценность. Идея pa- J венства людей включает в себя идею свободы j как норму человеческих отношений и идеал об- | щественного устройства. Право есть свобода, i обусловленная равенством.                           I

Н. А. Бердяев (1874—1948) был одним из | авторитетных участников русского религиозно- I го возрождения начала века. В 1922 г. он был ] выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое поли тическое кредо Бердяев изложил в главе авто­биографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординар­ного, массового человека, в котором нет ниче­го творческого. Социализм и анархизм в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жаж­ды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную цен­ность представляют собой церковь (она призва­на «охранять образ человека»), государство (оно «защищает образ человека от звериных сти­хий»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), закон (он изобличает грех, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).

И. А. Ильин (1883—1954) приложил значи­тельные усилия к прояснению взаимоотноше­ний религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законо­дателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть еди­ной в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическс;-му цензу. По мнению Ильина, правовое государ"-ство основывается на признании человеческой личности.

 

 

42. К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.

 

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты ново­го мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нище­та фил-фии" и в "Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фрид­риха Энгельса {1820—1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние наэту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов.
К основным пол-ям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура об-ва, совокупность не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени развития производи­тельных сил. На базисе возвышается и им определяется юридичес­кая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания. Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который эк-и господствует при данной системе производства.
Обосновывая необходимость и близость насильственной комму­нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими про­изводительными силами и тормозящими их рост капиталистичес­кими производственными отн-ниями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное об-во без классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры­тию классовой сущности гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.
 Маркс назвал пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.
 Учение марксизма содержит идею отмира­ния пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обще­стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству передается пролетариату.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!