ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ XX В.



ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

И ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

Екатеринбург

РГППУ

2012


Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «История педагогики и образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 18 с.

 

 

Авторы: канд. филос. наук, доц. А. С. Горинский
  ст. преподаватель каф. ППД Д. В. Потепалов
     
     
     

 

 

Одобрены на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от _____________ №______.

 

Заведующая кафедрой профессиональной педагогики   Н. Е. Эрганова

 

Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от _______________ №______.

 

 

СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИПс                                                         И. И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Горинский А.С., Потепалов Д.В., 2012
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью семинарских занятий по дисциплине «История педагогики и образования» являются формирование профессиональной компетенции будущего бакалавра в вопросах исторического становления и развития педагогической теории; развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического дискурса.

Воспитательными целями контрольной работы по указанной дисциплине являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.

Данные семинарские занятия должны способствовать формированию у студентов умений:

· выявлять причинно-следственные связи между историческими и образовательными явлениями;

· раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;

· ориентироваться в культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;

· использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности;

· понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

По окончании изучения курса студент должен владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· готовность участвовать в индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности;

· умениями высказывать собственную позицию по отношению к историко-педагогическим и образовательным проблемам;

· стремление к осуществлению рефлексивной деятельности;

· умениями возможной корректировки цели и хода своего профессионально-педагогического образования.

Семинарское занятие 1

ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель занятия: сформировать представление об основных этапах становления и развития педагогической науки, выявить социокультурные факторы эволюции западной традиции образования.

1. Методологическтие вопросы истории образования.

1.1. Экстерналистский и историко-иммерсивный подход к выявлению плюрализма социокультурных принципов образования.

1.2. Проблема обусловленности социальных структур историческими «стилями воспитания» в «психоистории» Л. Демоза.

2. Генезис и основные этапы развития педагогики как науки.

2.1. Вопрос о соотнесении этапов становления и развития научной педагогики с этапами генезиса и развития научного познания.

2.2. Преднаучный (практический) этап становления педагогики.

2.3. Этап становления теоретической педагогики.

2.4. Этап возникновения педагогики как самостоятельной научной дисциплины.

3. «Западная» и «восточная» архетипические стратегии воспитания и образования.

3.1. Европейская наука и философия как следствие античного архетипа образования.

3.2. Импликации архетипических стратегий воспитания и образования в различных областях античной культуры (в сравнении с «восточной» стратегией).

3.3. Значение идеи веридикции и «свободоречия» (παρρησία, libertas) в античной традиции образования.

Творческое задание

Соотнесите этапы становления и развития научной педагогики с этапами генезиса и развития научного познания, представленными в: Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с. [Глава I]. Насколько, на Ваш взгляд, изоморфны процессы становления древнегреческих теоретической философии (математики и т.д.) и теории образования и воспитания (παιδεία)?

Семинарское занятие 2

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В АНТИЧНОСТИ

 

Цель занятия: сформировать представление об античных образовательных системах и концепциях.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество, спартанская система воспитания.

2. Воспитание и образование в классическую эпоху:

2.1. Понятие «пайдейя» (παιδεία). Ценностно-целевые основания «пайдейи».

2.2. Исключительная роль риторического образования в классической Античности и факторы его становления. Софистическое просвещение.

2.3. Сократовская идея воспитания как «самопознания».

3. Философские теории «пайдейи»:

3.1. Политический и метафизический аспекты теории воспитания Платона. Критика софистической риторики.

3.2. Политика и метафизика в аристотелевской теории «пайдейи». Идеологические основания идеи «свободных наук».

4. Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи:

4.1. Формирование программы «циклического образования» (ε̉γκύκλιος παιδεία). «Свободные» и «механические» искусства.

4.2. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Дидактико-просветительский характер римской науки.

4.3. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме» (humanitas).

4.4. Психагогический аспект педагогики стоицизма. Идея «заботы о себе» и терапевтическая функция античных практик самовоспитания.

 

Творческое задание

Прокомментируйте следующую цитату из платоновского диалога: «Каждому из этих предметов [грамоте, игре на кифаре, гимнастике] ты учился не как будущему своему мастерству (τέχνη), а лишь ради своего образования (παιδεία), как это подобает… свободному человеку» (Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. С.421). Каковы социокультурные предпосылки подобного понимания образования? Какие ценностно-целевые основания античной педагогики можно выявить из анализа данного высказывания?

 

 

Семинарское занятие 3

ТЕОЦЕНТРИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. РОЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА

Цель занятия: сформировать представление о становлении и развитии образования и педагогической мысли в христианской культуре; выявить генетические истоки институциональной формы западной традиции высшего образования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина.

2. Образование и педагогическая мысль в эпоху Патристики. Эволюция отношения Церкви к идеалам античной образованности. Trivium и quadrivium в «свободных искусствах».

3. Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура.

4. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Вклад Петра Абеляра в развитие схоластического критицизма.

5. Становление университета в эпоху Высокого средневековья.

5.1. Генезис, структура университета, организация учебного процесса, методы обучения.

5.2. Роль Церкви в становлении средневекового университета.

5.3. Научно-образовательная деятельность в университетах XIII – XIV вв.

5.4. Десакрализация книги в средневековом университете. Возрастание роли учебно-методической и справочной литературы в учебном процессе.

 

Творческое задание

Перед Вами один из вопросов (quaestio) схоластической «философии образования»: «Может ли один человек учить другого? <…> Представляется, что (videtur quod) один человек не может учить другого, [поскольку] Господь говорит: “Не называйтесь учителями” (Мф 23; 8). <…> Но против (sed contra): апостол говорит (1 Тим 2, 7): “Я поставлен проповедником и Апостолом, учителем язычников в вере и истине”» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 117, 1). Анализируя формальный и содержательный аспекты вопроса, укажите на достоинства и недостатки схоластического метода обучения.

 

Семинарское занятие 4

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель занятия: сформировать представление о процессе сциентификации педагогического знания в XVII в., выявить социокультурные условия возникновения педагогической науки.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Образование и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Гуманистические академии В. да Фельтре и М. Фичино. Педагогические воззрения Эразма Роттердамского.

2. Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер и реформирование христианской школы. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов.

3. Научно-философские основания новоевропейской педагогики.

3.1. Значение механической картины мира для педагогики XVII века.

3.2. Дидактическое и воспитательное значение идеи «универсального метода» (mathesis universalis) Р. Декарта.

3.4. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы». Место педагогики в бэконовской классификации наук.

4. Научно-педагогическая система Я.А. Коменского и ее философско-методологические основания.

4.1. Идея технологизации образовательного процесса. Принцип природосообразности в контексте механицизма.

4.2. Реформа обучения латинскому языку. Отношение Я.А. Коменского к проблеме языка науки и национального образования.

4.3. Четырехступенное устройство школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся в «Великой дидактике».

4.4. Утопическое и возможное в гуманистическо-педагогическом проекте «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

 

Творческое задание

Разделяете ли Вы следующее суждение Я.А. Коменского: «Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не трудней, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячу страниц или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести» (Избр. пед. соч. М., 1939. С.37). Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию. Укажите философско-мировоззренческие основания данного суждения. Насколько актуально оно для современной педагогики?

Семинарское занятие 5

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Цель занятия: сформировать представление об образовании и педагогике Просвещения в их взаимосвязи с философскими, политическими и естественно-правовыми концепциями своего времени.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы институциональной организации образования в эпоху Просвещения:

1.1. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница.   

1.2. Проблема государственном контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта. Его антропология и педагогика с позиций автономного разума.

2. Дж. Локк и его система воспитания джентльмена:

2.1. Проблема сенсуализма и нативизма в отношении к теории воспитания.

2.2. «Мысли о воспитании» и их философские основания.

2.3. Влияние естественно-правовой концепции Джона Локка на педагогику эпохи Просвещения.

3. Взгляды Ж.-Ж. Руссо на воспитание «Человека».

3.1. Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.

3.2. Антисциентизм «Рассуждений о науках и искусствах».

3.3. Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль».

4. Выдающиеся деятели Просвещения в Российской империи.

4.1. Воззрения В.Н. Татищева на проблемы воспитания и образования. Его деятельность в области развития профессионального образования.

4.2. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Его программа организации высшего и среднего образования в России.

4.3. И.И. Бецкой как теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. Проект воспитания «новой породы людей».

 

Творческое задание

В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс на написание работы на тему «Способствовали ли науки и искусства совершенствованию нравов?». В результате, лучшим сочинением были признаны «Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. Вам предлагается в коротком эссе ответить на тот же вопрос с позиций человека XXI века.

 

 

Семинарское занятие 6

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ ДИСЦИПЛИН В XVIII-XIX ВВ.

 

    Цель занятия: сформировать представление о становлении современной дисциплинарно-сциентистской парадигмы образования и формировании основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв.

 

1. Профессионально-специализированная подготовка кадров как новый тип воспроизводства субъекта научно-образовательной деятельности.

1.1. Рост научной информации, специализация научного знания, оформление предметных областей науки и появление коллективного субъекта познания.

1.2. Значение новых форм трансляции знания для становления национальных дисциплинарно ориентированных научных-образовательных сообществ.

2. Основные социальные функции новоевропейской науки и образования: просвещение и формирование мировоззрения; рационализация и технологизация средств практической сферы человеческой деятельности.

3. Формирование основных подсистем научно-образовательного знания.

3.1. Технические науки и дисциплины как посредник между естественно-научными дисциплинами и производством.

3.2. Принцип знания-власти и представление человека и социума в качестве предмета рациональной регуляции как основной фактор становления социально-гуманитарного научного образования.

 

Творческое задание

В современном образовании функцию разъяснения и трансляции научного знания играют преимущественно учебники. Учебники современного типа стали появляться, согласно Т. Куну, в начале XIX века. Ранее «аналогичную функцию выполняли знаменитые классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химия» Лавуазье, «Геология» Лайеля и многие другие» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.28). С какими социокультурными и иными факторами становления современной науки связан в образовании переход от упомянутых и подобных трудов к учебнику? Аргументируйте Вашу позицию.

Семинарское занятие 7

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX ВЕКА

 

Цель занятия: сформировать представление о ведущих педагогических теориях XIX века.

Вопросы для обсуждения:

1. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.

1.1. «Элементарные» способности человеческой природы в их отношении к новоевропейской дилемме сенсуализма и нативизма.

1.2. Психологизация принципа природосообразности. Принцип целостности умственной, физической и нравственной составляющих в «элементарном образовании».

1.3. Генезис принципа политехнизма: идея «элементарного образования для индустрии». Критика узкопрофессионального образования.

2. Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта.

2.1. «Математическая психология» И.Ф. Гербарта как основание его педагогической теории.

2.2. Развитие «многостороннего интереса» как основная задача дидактики.

3. Элементарная педагогика Ф. Фребеля.

4. Педагогическая концепция Ф.А.В. Дистервега:

4.1.Принципы природосообразности и наглядности в интерпретации А. Дистервега.

4.2. Принцип культуросообразности А. Дистервега. Диалектика «естественного» и «исторического» права.

4.3. Теория воспитания А. Дистервега как «теория возбуждения задатков». Обусловленность дидактических законов исследованием человеческих задатков

 

Творческое задание

«Я полагаю, – писал И.Г. Песталоцци, – что нельзя и помыслить о том, чтобы народное образование продвинулось хотя бы на шаг вперед, пока не найдены методы обучения, которые, по меньшей мере до окончания учащимися начальной школы, сделают учителя простым механическим выполнителем метода, результаты которого должны проявить себя благодаря природе самого метода, а не искусству человека, применяющего его» (Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1981. С.93). Разделяете ли Вы данную позицию? Насколько актуально сегодня это суждение? Каковы его философско-педагогические основания? Насколько возможно (и необходимо ли) создание такого метода? Пожалуйста, аргументируйте Ваше мнение.

 

 

Семинарское занятие 8

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Цель занятия: на примере анализа творчества избранных персоналий сформировать представление об основных проблемах и направлениях отечественной педагогики и теории образования XIX – начала XX века.

 

Вопросы для обсуждения:

1. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки.

1.1. Идея «народности»: проект осуществления национальной системы воспитания. Язык как культурообразующий фактор.

1.2. Проект педагогической антропологии. Педагогика как прикладная антропология. Психологическое и воспитательное значение труда.

2. Психолого-антропологическое направление в российской педагогике.

2.1. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева.

2.2. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии. Концепция формирования «идеально нормальной личности».

3. Социально-философское направление в российской педагогике.

3.1. Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого. Проблема свободы в воспитании и образовании и опыт Яснополянской школы. Проблема безусловного «критериума» образовательной деятельности.

3.2. Критика образования в педагогических трудах В.В. Розанова. «Индивидуальность», «целость» и «единство типа» как основные принципы образования. Приоритет «формального» образования над «реальным». Государство и образование.

 

Творческое задание

В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?» Согласны ли Вы с суждением писателя? Пожалуйста, аргументируйте Ваше мнение. Укажите, какая концепция исторического развития лежит в основании толстовского парадокса.

 

Семинарское занятие 9

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ. РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XX В. ЗА РУБЕЖОМ

 

Цель занятия: сформировать представление о разнообразии ценностно-целевых оснований и направлений русской педагогики XX века.

 

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Идея трудовой школы и предрассудки, затрудняющие ее реализацию. Роль социальной среды в воспитательном процессе.

2. Воспитательная система А.С. Макаренко как канон советской педагогики.

2.1. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Трудовая колония им. А.М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского.

2.2. Педагогическая теория А.С. Макаренко. Роль коллектива в воспитании «советского человека», вопросы дисциплины, педагогика индивидуального действия, трудовое воспитание.

3. Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского. Проблемы развития индивидуальных способностей воспитанника. Значение трудового, нравственного и эстетического воспитания.

4. Русская педагогическая мысль XX века за рубежом.

4.1.Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия». Цели образования как цели культуры. Аномная, гетерономная и автономная ступени нравственного образования.

4.2. Христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского. Критика «автономной педагогики» в ее натуралистическом и секулярно-трансценденталистском направлениях. Проблема супернатуралистических (религиозных) оснований педагогики.

Творческое задание

Основные идеологические постулаты советской педагогики выражены в следующих суждениях: (1) «Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель» (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1977. С.265); (2) «Интересы коллектива выше интересов личности» (Там же. С.288). Разделяете ли Вы мнение выдающегося советского педагога? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

 

 

Семинарское занятие 10

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ XX В.

 

Цель занятия: сформировать представление об основных направлениях развития западной педагогики и философии образования в контексте поисков в научно-педагогическом сообществе XX века научных оснований педагогического знания.

 

Вопросы для обсуждения

1. Реформаторская и экпериментальная педагогика, ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию.

1.1. Опыт и эксперимент как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи. Проблема свободы и необходимости.

1.2. Педагогика Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма.

2. Социальная педагогика и проблема самоидентификации педагогики как науки.

2.1. Роль социологии в педагогике Э. Дюркгейма. Критика естественного воспитания, основанного на психологии индивида.

2.2. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Критика экспериментально-психологической педагогики. «Социальная педагогика» как проект реконструкции социальных связей.

2.3. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. «Здравый смысл» как преодоление образовательного интеллектуализма.

3. Философия образования как выявление и осмысление философских принципов педагогического дискурса, образовательных знания и ценностей.

3.1. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет, «принцип экономии в образовании» как исходный принцип «науки об образовании».

3.2. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание» и «знание ради господства».

 

Творческое задание

Согласны ли Вы с мнением выдающегося французского философа XX века М. Фуко, что современное западное образование, имеющее своим истоком новоевропейскую программу «знания-силы», «знания-власти», принадлежит к тем социальным институтам, которые репрессивны по своему характеру? (Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999). Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1040; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!